Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Голос Шаляпина как эстетический эталонСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Искусство Шаляпина - это явление, ка- кого мы никогда прежде не встречали, его нельзя объяснить и описать словами! Daily Telegraph (1925)1 Им начинаются и кончаются все теории о пении и исполнительском искусстве, и до сего времени нет другого певца, вокруг имени которого сверкал бы подобный оре- ол преданий и сказаний, в совокупности создающих легенду об артисте. Нет рав- ного ему, поскольку такое сочетание глу- бокого художественного интеллекта, го- рячего и искреннего чувства, бесконечной творческой пытливости, а главное - Божьей искры подлинного гения и удиви- тельного личного обаяния - неповторимо! Пражская газета «Narodni listy» (1932)' В 2003 г. исполняется 130 лет со дня рождения величайшего из певцов - Федора Ивановича Шаляпина. Поистине гениальная ар- тистическая и вокальная одаренность сделала его имя бессмерт- ным в истории русской и мировой вокальной культуры. Крупней- ший итальянский певец, солист «Ла Скала» Джакомо Лаури- Вольпи назвал Шаляпина «русским гигантом, заслонившим вели- кого Карузо». «Шаляпин, - писал он, - остается одиноким гиган- том... Он стал басом-эталоном и его имя облетело континенты» (Лаури-Вольпи, 1972). Выдающиеся мастера вокального искусства О голосе и пении Ф.И. Шаляпина Как известно, сам Шаляпин в своих печатных трудах крайне мало и скудно говорит о собственном голосе и вокальной технике, делая акцент прежде всего на исполнительской стороне певческого искусства (см. фрагменты его высказываний в Приложении 1). Между тем, голос Шаляпина был предметом восхищения всех его современников, так же как и его гениальное актерское мастерство. В этой связи особый интерес для нас представляет высказывания о голосе Шаляпина выдающихся певцов, певших с ним на сцене всемирно известного оперного театра «Ла Скала» и других круп- 1 Высказывания приводятся по ст.: Мальков, 1998. Искусство резонансного пения 109 нейших оперных сценах. Имена этих выдающихся певцов также известны всему миру: Тоти Даль Монте, Беньямино Джильи, Тито Скипа, Джакомо Лаури-Вольпи, к ним относится и восхититель- нейшая из итальянских примадонн своего времени Аделина Патти. Но предварим их высказывания словами нашего выдающегося мастера вокального искусства И.С. Козловского. Иван Козловский «Имя - Федор Шаляпин - не только не забыто, но, наоборот, обретает как бы все новое содержание. Обретает и звучание все более громкое и наполняется смыслом все более огромным... Шаляпин - и в своей красоте, в стиле своего народного, поко- ряющего таланта, и в той непоправимой драме, на которую обрек- ла жизнь этот великий, более того, гениальный талант, - сегодня постигается нашим выросшим за эти годы сознанием... В самом деле: трудно представить себе фигуру более трагическую, чем Шаляпин, при всем том, что всю жизнь он слышал и чувствовал слова, сказанные Стасовым: «Радость безмерная!». Эти слова- бла- годарность Шаляпину за его труд, за его талант, за его творчество - подлинно отображают отношение к Шаляпину не только прогрессив- ной России, но и всего мира...»(Козловский, 1992). Тоти Даль Монте «Я прожила довольно большую сценическую жизнь, отдав те- атру двадцать пять лет. Моими партнерами были лучшие певцы мира. Но самое яркое и волнующее воспоминание оставила встре- ча с Шаляпиным. О, это был гениальный артист, непревзойденный по дарованию художник оперной сцены! Во всех своих ролях он был неповто- рим, оригинален и грандиозен! Да, именно грандиозен! Такого впечатления, которое он оставил в роли Бориса Годунова, я нико- гда больше не переживала. Надо сказать, что итальянские зрители, пожалуй, самые требо- вательные в мире. <...> От [их] критики не уходили даже самые прославленные певцы. Но я не помню ни единого слова упрека, высказанного кем-нибудь в адрес Шаляпина, - все, что он делал, было так совершенно, так ярко и убедительно, что никогда не вы- зывало сомнений или возражений. <...> Несомненно, что искусст- во Шаляпина сыграло большую роль в повышении требовательно- сти итальянской публики к оперным артистам. Шаляпин обладал не только превосходным голосом и гениальным сценическим талантом. У Шаляпина еще был глубокий ум. Он был 110_____________________ В.П. Морозов______________________ мыслитель в искусстве, и это поднимало его даже над уровнем всего самого лучшего, что было в его время на оперной сцене. Если говорить о манере пения Шаляпина, то надо признать бли- зость ее к итальянской школе, во всяком случае в области эмиссии (звукообразования). Его голос прекрасно звучал в любых по раз- мерам помещениях. Я помню, что в Цинциннати (Америка) мы с ним пели спектакль в театре, вмещавшем девять тысяч зрителей, и нас повсюду было превосходно слышно. Когда голос хорошо поставлен, он везде и всегда хорошо зву- чит. Вокальное звукообразование не переносит какого-либо нажи- ма, насилия - оно должно быть совершенно легким и свободным, тогда голос льется, естественно вибрируя, что и сохраняет красоту тембра. При неверной постановке звук получается напряженный, насильственный, тембр исчезает, стирается, и голос плохо доходит до слушателя. У Шаляпина был, видимо, от природы верно поставленный голос. Его же удивительная интуиция и вкус помогли сохранить и закрепить эту природную манеру пения, что и приближало ее к итальянской школе, зиждящейся на принципах естественного, природного звукообразования. Правда, в пении Шаляпина слы- шалось и что-то своеобразное, что, вероятно, шло от русского языка. Ведь он был настоящим русским человеком и хранил свой родной колорит и в пении. Это не только не портило его, но придавало особую выразительность, красоту и своеобразие его искусству. Конечно, лучше всего этот колорит проявился в партиях русского репертуара. Но если вокальная школа Шаляпина была близка итальянской, то выразительность у него была особенная, прежде всего в области подачи слова, вокальной декламации. Здесь Шаляпин не превзой- ден еще никем» (Даль Монте, 1958). Бенъямино Джильи о Шаляпине «...Сенсацией дня был Шаляпин. Нарушив свою старую клятву не приезжать никогда в Нью-Йорк, великий русский певец все- таки вернулся и выступил в партии Мефистофеля, той самой, в ко- торой он дебютировал в «Метрополитен» пятнадцать лет назад- 20 ноября 1907 года. Пение Шаляпина было столь же великолепно, как и его произ- ношение и речитатив. Его прекрасный, отлично поставленный го- лос был необычайно красив, особенно когда звучал во всю силу. К тому же он поражал своей мощью и широтой диапазона. Шаляпин великолепно подавал его. Вокализация его была поразительным Искусство резонансного пения 111 примером того, как нужно контролировать дыхание, менять инто- нации и строить музыкальные фразы. Овация, которой наградил его зал после спектакля, убедительно говорила о том, что Нью- Йорк простил певцу его странности. Шаляпин был великим Мефистофелем и великим Борисом Году- новым не только потому, что прекрасно пел - это само собой разуме- ется - но и потому также, что прекрасно играл» (Джильи, 1964). Джакомо Лаури-Вольпи «К славным легендам о Таманьо, Карузо и Титта Руффо приба- вилась еще одна легенда, когда появился русский гигант, друг Максима Горького - Федор Шаляпин. Этот певец заставил гово- рить о себе столько, сколько не говорили ни об одном басе. В Италии этот гигант впервые появился в «Мефистофеле» в «Ла Скала». Публика была загипнотизирована пластичностью движений этого скульптурного тела и поистине сатанинским взглядом артиста до такой степени, что и Карелли, и Карузо и тос- каниниевский оркестр словно исчезли, заслоненные этим чудо- вищным певцом. Все это уже история. С того момента перед ним открылись все двери. Тайна этого волшебного актера-певца состояла в умении доби- ваться тонких оттенков. Он добивался их с помощью голосовых «эхо». Очень немногие певцы постигли секрет вокального эха. Ко- гда раздается удар колокола, его звук производит эхо там, где ока- зывается наилучший резонанс. <...> Шаляпин знал этот драгоценнейший секрет. <...> В оттенках его пения чувство- валась внутренняя сущность его личности, которую многие стара- лись и стараются воссоздать в себе, добиваясь, однако, лишь внешнего, сходства, которое оказывается скорее карикатурным. Эти плагиаторы и не пытаются добиться «слияния с персонажем», того поразительного уподобления, которым объяснялась неподра- жаемость Федора Шаляпина. Шаляпин остается одиноким ги- гантом. Он создал басам такое реноме, такой авторитет, о кото- рых они не могли даже мечтать. Подобно Карузо среди теноров и Титта Руффо среди баритонов, Шаляпин стал басом-эталоном, и его имя облетело континенты» (Лаури-Вольпи, 1972). Тито Скипа «Спектакли шли на итальянском языке. Но, несмотря на это, Шаляпин и на чуждом ему языке блистал своим великолепным словом, замечательным даром декламации, всеми ее тончайшими оттенками. Только очень придирчивое ухо в отдельных случаях 112 _____________________ В.П. Морозов_____________________ могло заметить, что это поет не итальянец1. В равной мере он вла- дел и кантиленой, удивляя красотой тембра своего голоса. Если вы спросите меня, какая была школа у Шаляпина, я вряд ли смогу от- ветить. У него была своя особая, одному ему присущая школа. Бы- ла ли это русская школа - я не знаю: эти вопросы тогда меня не занимали. Но главное, что запомнилось, это безукоризненность его вокального мастерства, его яркая оригинальность и глубокое соот- ветствие пения его сценическим образам. Изумительный артистический дар Шаляпина с особой силой про- явился в «Борисе Годунове»- опере, которая благодаря русскому певцу прочно утвердилась на итальянской сцене» (Скапа, 1958). Анджело Мазини (письмо в редакцию газеты «Новое время») «Пишу вам под свежим впечатлением спектакля с участием ва- шего Шаляпина. Московский артист, как вы знаете, выступил здесь в опере Ар. Бойто «Мефистофель». Публика театра «Скала» нелегко приходит в восторг и особенно взыскательна к молодым и неизвестным ей певцам, но этот вечер был настоящим триумфом для русского артиста, вызвавшего горячий энтузиазм слушателей и бурные овации. Глубокое впечатление, произведенное Шаляпиным, вполне понятно: это и прекрасный певец и превосходный актер, и вдобавок у него прямо дантовское произношение, удивительное яв- ление в артисте, для которого итальянский язык не родной. Слушая его, я испытывал двойное наслаждение: от того, что это такой чудный певец, и от того, что это русский певец, певец из той России, с кото- рою я сроднился и которую так люблю» (Мазини, 1989). Аделина Патти «Россия - рассадник выдающихся голосов и артистов. Чего стоит один Шаляпин, которого я имела удовольствие слышать в 1 Шаляпин обладал изумительным даром звукоподражания, что, несомненно, и способ- ствовало овладению им интонационно-фонетическими (невербальными) особенностями чужого языка. Об этом свидетельствует забавный случай, рассказанный В. Римским- Корсаковым: «Не зная также и английского языка, Федор Иванович тем не менее однажды обратился к англичанам — соседям по столику в ресторане с небольшим «спичем», подражая интонациям английского языка. Конечно, этот «спич» не имел ни малейшего смысла и со- держания. Однако это так походило на английский язык, а импозантная фигура Шаляпина в цилиндре производила такое солидное впечатление, что англичане, бывшие, возможно, не- сколько навеселе, «поняли» его и, едва ли не приняв за соотечественника, чокнулись с ним и ответили, судя по выражению их лиц, столь же любезным тостом, который для Федора Ивановича остался так же непонятным, как и его собственная «английская» речь» (Рим-ский- Корсаков, 1958). Эта удивительная на редкость способность Шаляпина к звукоподражанию скорее всего и лежала в основе его способности передачи голосом тонких психологических особенно- стей изображаемых им на сцене персонажей. Искусство резонансного пения 113 Лондоне. Он окончательно покорил мое сердце. Это величайший вокалист и величайший артист. Я даже познакомилась с ним лич- но. Он произвел на меня чарующее впечатление. Между прочим, вы, русские певцы, владеете итальянским bel canto. Я убедилась в этом, когда слушала того же Шаляпина. Он в этом отношении пре- взошел даже итальянцев» (Патти, 1958). Из истории исследований Об изумительном актерском мастерстве, пении и голосе Шаля- пина как непревзойденном эстетическом феномене написаны ты- сячи книг, статей, воспоминаний современников и последующих исследователей. У Шаляпина учились, учатся и будут учиться многие поколения певцов. Этому, к счастью, способствует не только богатейшая библиография о творчестве Шаляпина, но и многочисленные грамзаписи голоса великого певца. Как справед- ливо писал Лаури-Вольпи, голос Шаляпина с его совершеннейшей вокальной техникой, восхитительным разнообразием психологи- чески тонких тембровых красок и интонаций, безупречной дикци- ей и орфоэпией- давно стал эстетическим эталоном. Одна- ко, несмотря на множество его восторженных описаний, практиче- ски нет сколько-нибудь обстоятельных научных исследований го- лоса Шаляпина как акустического феномена. Именно поэтому, начиная еще с 60-х годов и по настоящее вре- мя, сначала в Лаборатории Института им. Сеченова Академии наук СССР и в специально созданной нами Лаборатории по изучению певческого голоса при Ленинградской консерватории (1960), а с 1987 г. - в Институте психологии РАН и Московской консервато- рии по программе Центра «Искусство и Наука» автором этих строк проводятся исследования акустических особенностей го- л о с а Ш а л я п и н а и е г о э м о ц и о н а л ь н о - э с т е т и ч е с к о г о воздействия на слушателей в сопоставлении с голосами других мастеров вокального искусства и рядовых певцов разных катего- рий. Результаты этих исследований были опубликованы в ряде монографий и статей (Морозов, 1965, 1967, 1977, 1988; Morozov, 1996; Морозов, 1998). В частности, впервые были проведены обстоятельные иссле- дования формантной структуры голоса Шаляпина, статистические количественные измерения относительного уровня высокой певческой форманты в сравнении с аналогичными показате- лями голосов других певцов. 114 В. П. Морозов Рис. 32. Ф.И. Шаляпин напевает граммофонные пластинки (по: Шаляпин, 1957). Механическая система звукозаписи того времени (фото 1913 г.) не позволяла получить необходи- мое качество звука, отражающее все достоинства шаляпинского голоса. Тем не менее и по таким записям можно судить о высочайшем совершенстве вокальной техники великого певца. Более поздние записи, сделанные уже с применением микрофонов, давали более удовлетворительное качество звучания (хотя все же не сравнимое с современным уровнем). К этому времени относятся также слова Шаляпина: «Люблю граммофонные записи. Я пою перед микрофоном студии, ад- ресуясь не к конкретным собравшимся лицам, а к самому себе и к той публике, какую себе вооб- ражаю. Меня волнует и творчески возбуждает мысль, что микрофон этот знаменует собой при- сутствие миллионов слушателей - нынешних и будущих» (Цит. по: Мальков, 1998). _________________ Искусство резонансного пения____________ 115 Напомним, что высокая певческая форманта (ВПФ) представ- ляет собой группу усиленных обертонов в области примерно rе4- sol4 и придает хорошему певческому голосу не только присущую ему звонкость («серебристый» тембр), но и такое весьма важное профессиональное качество, как полётность, т.е. свойство не- стись вдаль, озвучивать большие концертные залы, выделяться на фоне оркестра. Всеми этими качествами голос Шаляпина об- ладал в наивысшей степени: относительный уровень ВПФ в его голосе достигает 40-50% и более, у малоквалифицированных же певцов - 10-15%.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.112.154 (0.016 с.) |