Методика, основанная на раскрытии трех секретов феномена Шаляпина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика, основанная на раскрытии трех секретов феномена Шаляпина



ДЕКАНУ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ

ЛГУ им.А. А.. ЖДАНОВА

А.А. КРЫЛОВУ

 

 

Владимир Багрунов

Аз Буки Веди Глаголь Добро


Настоящим уведомляв Вас, что мною, старшим тренером ленинградской Футбольной команды высшей лиги "Зенит", Садыриным П.Ф. в сен­тябре 1964 года была получена психологическая консультация и пись­менная рекомендация от кандидата психологических наук, старшего на­учного сотрудника ЛГУ т.Багрувова В.Г.

Считав, что давние т.Багруновым рекомендации сыграли положи­тельную роль в успехе команды "Зенит".

АзБука Владения Голосом

Для болельщика

ГОЛОСОК, ГОЛОС, ГОЛОСИЩЕ



Старший тренер ленинградской футбольной команды высшей лиги "Зенит

(П.Ф. Садырин)

САМОУЧИТЕЛЬ


 


Методика, основанная на раскрытии трех секретов феномена Шаляпина


 


В.П.Багрунов

Азбука владения голосом для болельщика

Эта книга открывает серию самоучителей под общим назва-ем "Азбука владения голосом"

Самоучитель предназначен для массового читателя, но в осо-ности для тех, кто испытывает большие голосовые нагрузки, нуждается в оперативной методике снятия стрессов, восстановления сил, поддержания высокой работоспособности.

В самоучителе опровергаются введенные М.Гарсия-сыном более 150 лет назад принципы постановки голоса, считающиеся азбучными истинами (глубокое дыхание, опора на диафрагму), Предлагается новая нейробронхиальная теория голосообразова-ния и на ее основе, апробированная в течение 8 лет, не имеющая аналогов, методика настройки (развития) голоса. Овладение методикой не требует никаких предварительных знаний и навыков.

Эта книга в первую очередь для болельщиков, спортсменов, тренеров, а также любителей пения.

Книга печатается в авторской редакции.

Охраняется законом РФ об авторском праве

Н.А.Басова Г.А.Журба И.В.Медведев

Главный редактор Корректор Оригинал-макет подготовил

© В.П.Багрунов, 2002

JBN 5-85991-005-Х


Памяти Павла Федоровича Садырина

Предисловие

Приоритет болельщикам футбола отдан не случайно. С футболом меня многое связывает. В сентябре 2002 года исполнится 50 лет, как я побывал на своем первом матче "Зенита".

Автор настоящей книги является профессиональным психологом, многие годы посвятившим себя спорту и пению. Психология, как утверждал основатель ленинградской психологической школы академик Борис Герасимович Ананьев, будет лидирующей наукой XXI столетия. Успех в любом деле, а в спорте в особенности, зависит от того, насколько задействован психологический фактор.

Павел Федорович Садырин был одним из немногих футбольных тренеров, для которого эти слова не были пустым звуком (подробно об этом можно прочитать в приложении "Голос и Футбол").

Каждый истинный болельщик знает, что состояние его голоса является мощным фактором психологической поддержки для родной команды. Особенно это проявляется в выездных матчах. Забегая вперед, сообщу, что болельщик, овладевший предлагаемой методикой, по звуковой мощи будет всегда выделяться на общем фоне мощью и дальнобойностью своего голоса. А главное: голос от этого не будет хрипнуть, как это бывает обычно, а наоборот, будет становиться всё сильнее и сильнее.

Любое познание начинается с азов. Азъ - эта первая буква славянской азбуки введенной Кириллом и Мифодием более тысячи лет назад. Первые пять букв этой азбуки - A3 БУКИ ВЕДИ ГЛАГОЛЬ ДОБРО - прямо указывают на то, что первые знания (навыки) должны относиться к веденею (владению) глаголем (речью). И если за тысячу лет прошедших с момента создания азбуки, письменная речь постоянно эволюционирует, то по отношению к голосу этого сказать нельзя. И это по тому, что введенные более 150 лет назад принципы постановки голоса Гарсия-сына, считающиеся азбучными истинами, (глубокое дыхание, опора на диафрагму) на



самом деле оказались методами уничтожения голоса.

В 1994 году, после двадцатилетних попыток раскрыть тайну феномена Шаляпина, мне удалось создать диаметрально противоположную существующим подходам методику развития голоса

Из теоретической части самоучителя Вы узнаете, почему при рождении все мы владеем идеальным голосом. Вы также узнаете о трех секретах настройки голоса, почему он теряется и с помощью каких методов восстанавливается.

Практическая часть содержит упражнения, овладение которыми позволит Вам не иметь никаких проблем с голосом даже при самых больших нагрузках на него. Методика общедоступна. В короткие сроки (от двух дней до месяца) ею смогли овладеть несколько сотен человек, среди которых школьники, студенты, преподаватели, логопеды, политики и представители самых разнообразных профессий. Опыт показывает, что при применении разработанной методики: улучшаются все параметры голоса и речи (тембр, выносливость, громкость, диапазон, интонационная пластичность). Улучшаются способности к саморегуляции, нормализуется сон, выявлен высокий антидепрессивный эффект. Увеличивается устойчивость к инфекционным заболеваниям, ускоряются процессы регенерации тканей. Открываются новые способности (хореографические, декламационные, певческие); резко улучшаются коммуникативные способности. Улучшается слух в целом, а также речевой, музыкальный и интонационный слух; появляется стремление к саморазвитию. Причем эти положительные признаки начинают проявляться уже после двухдневного 10 часового курса. Эти и другие результаты зафиксированы в магнитофонных записях, а также в графической и числовой форме в компьютерных обработках. Основной контингент составили те, кто прошел обучение по 10-часовой методике за 5 недель.

Эти многочисленные положительные эффекты связаны с резонансными эффектами методики. На огромную роль вибраций собственного голоса указывали великий Пифагор и отец средневековой медицины Парацельс. Многие эзотерические и восточные учения приписывают нашему голосу чудодейственную силу. Возможно, что предлагаемая методика, основанная на раскрытии тайны феномена Шаляпина, относится к их числу.


В психологии известно, что выводы, данные в готовом виде, плохо усваиваются. Поэтому, чтобы понять любое новое явление, необходимо знать, хотя бы в общих чертах, его предысторию.

С сентября 1952 года я стал страстным любителем футбола и болельщиком "Зенита".

Хотя мне было 7 лет, но хорошо запомнил две фамилии участников того матча на стадионе им. С.М.Кирова. Это был наш легендарный вратарь Леонид Иванов и киевский динамовец с запоминающейся фамилией Попандопуло.

В детстве параллельно с футболом увлекался шахматами. В 15 лет выполнил 1-й разряд и входил в десятку сильнейших школьников города. Но шахматы и футбол пришлось отложить в долгий ящик. В это время началась моя трудовая жизнь. Пришлось совмещать работу с учебой в вечерней школе. К 19 годам, когда в 1964 году я поступил на факультет психологии, у меня было 4 года производственного стажа. Учеба шла очень легко, так как знание реалий жизни помогали быстрому усвоению теоретических постулатов изучаемых наук. В 1969 году я закончил заочное отделение факультета психологии Ленинградского университета и к удивлению многих, меня без аспирантуры сразу взяли на ставку младшего научного сотрудника в лабораторию инженерной психологии. Дело в том, что руководитель лаборатории Сергей Нерсесович Сафарян искал исполнителя заканчивающегося через год хоздоговора по закрытой тематике. Предыдущие два года не дали результатов и, просмотрев все дипломные работы, он остановил выбор на мне. Не долго думая, я согласился. Применив новый подход к решению этой непростой проблемы, мне удалось в считанные недели решить её.

С.Н.Сафарян сообщил мне, что эта работа достойна кандидатской диссертации и тогда я предпринял соответствующие действия: оформил соискательство и к лету сдал все кандидатские экзамены и этим же летом был участником Всесоюзной конференции по инженерной психологии в Калинине (теперь Тверь). Это был взлет, после которого на меня неожиданно обрушился шквал из различного рода придирок и


уколов по самым разнообразным поводам.. Меня просто -напросто пытались выжить с факультета. Ведь я был ничей, а Сафарян сам еле держался на своем теплом месте, с которого его "ушли" через три года. Неожиданно возникла сильнейшая потребность в пении - это заговорил инстинкт самосохранения и через два месяца он привел меня в университетский хор. С этого времени началось мое изучение природы голоса человека на собственной практике, в результате приведших меня к открытию, на основе которого написан этот самоучитель.

Мой голос, по мнению выдающегося хормейстера современности Григория Моисеевича Сандлера, явно выделялся в лучшую сторону. Через год пения в хоре захотелось осуществить потаенную мечту - стать выдающимся певцом. Нашел педагога, к которому приводили "гибнущих" студентов консерватории. Отзанимался у него 7 лет. Было взято 515 платных уроков, но в результате... я полностью потерял голос, как и многие пытавшиеся взобраться на вершину певческого успеха. После этого сосредоточился на науке и в 1981 году защитил кандидатскую диссертацию.

Вскоре мне представился случай на практике реализовать свой футбольный и психологический потенциал. Летом 1984 года "Зенит" был одним из лидеров чемпионата СССР. Пресса и телевидение прочили победу ленинградцам в финальном матче на кубок СССР с динамовцами Москвы. Приводили в пример 1944 год, когда "Зенит" стал победителем кубка. Твердили о плохой форме динамовцев, находившихся в самом низу турнирной таблицы. В качестве болельщика я был на стадионе "Динамо" в Москве и внимательно следил за игрой. Груз ответственности так сковывал игроков обеих команд, что их невозможно было узнать, особенно "Зенит". В обороне - ошибка за ошибкой, а нападающие не могли сделать ни одного приличного удара. И вот уже в дополнительное время, когда игроки обеих команд еле передвигались по полю, у динамовцев нашелся игрок, который фактически один обыграл "Зенит". Этим игроком был Валерий Газзаев. Когда я узнал о встрече зенитовцев со студентами и преподавателями в актовом зале Ленинградского


университета 5 сентября 1984 года, то я понял, что настало время для установления контактов с главным тренером "Зенита" П.Ф.Садыриным с целью обоснования роли психологической подготовки футболистов к решающим матчам. Подробно об этом написал корреспондент газеты "Северный форум" Леонид Вороховский. Часть интервью об этом событии можно прочитать в приложении к этой книге.

В 1987 году на зенитовской базе в Удельной я познакомился с тренером дубля Виталием Васильевичем Лебедевым. Наши контакты продолжаются до сих пор. Думаю, что в российском футболе Виталий Лебедев один из немногих, кто знает, как развить и включить.игровое мышление футболиста в процессе игры.

Три события события резко повлияли на всю мою дальнейшую судьбу. Первое произошло в ноябре 17 ноября 1993 года. В этот день по одному из коммерческих дел ожидал клиента в вестибюле станции метро "Пионерская".

Неожиданно взгляд падает на афишу, где крупными буквами написано, что 5 и 7 декабря 1993 года в Большом зале филармонии хор Санкт-Петербургского университета под руководством Григория Сандлера совместно с симфоническим оркестром филармонии исполняет Кармина Бурана К.Орфа. Дирижер В.Вербицкий. Почему-то мне ужасно захотелось спеть это произведение и в ближайший репетиционный день) во вторник я предстал пред очи Григория Моисеевича Сандлера. Я сообщил, что пел в хоре в 1970-71 учебном году высказал свое желание еще раз спеть полюбившееся мне произведение, которое они будут исполнять через две недели. Мужских голосов в хоре всегда не хватало и через несколько секунд я находился среди поредевших за эти годы теноров. Оба концерта прошли с огромным успехом. Вскоре выяснилось, что хор в апреле должен ехать в Париж, побывать в котором является моей сокровенной мечтой. Естественно я остался в хоре и с колоссальной скоростью стал разучивать репертуар хора. Второе событие произошло 30 декабря 1993 года перед самым окончанием репетиции. Неожиданно Григорий Моисеевич обращается ко мне: "Володя!


Ты наша надежда!". В ночь на новый год великий хормейстер уснул вечным сном. Третье событие уже непосредственно побудившее меня к штурму проблемы голоса произошло в конце марта за несколько дней до отъезда хора во Францию. На моих глазах директор студенческого клуба Олег Иванович Виноградов порвал мою анкету для поездки. Таким образом, он отомстил мне за историю 12-летней давности, когда я не дал ему провести сомнительную операцию с ремонтом рояля "Бехштейн" купленным студентами факультета психологии на заработанные ими на стройке деньги. Волна сложных эмоций захлестнула меня. Когда он рвал анкету, и я не верил своим глазам, во мне что-то перевернулось. На этой волне я окончательно прозрел всю порочность традиционных методов обучению пению и предпринял очередной штурм проблемы природы голоса и господь внял всем предыдущим моим поискам и лишениям. В этот же день я предпринял очередной теоретический штурм проблемы голоса и вскоре он увенчался успехом. В одной из диссертаций я наткнулся на малоизвестный факт буквально потрясший и озаривший меня. В считанные мгновения мне стала ясной порочность методов работы с голосом, которые я прочувствовал на "собственной шкуре" за эти 23 года. Этот отказ в поездке оказался для меня поистине бесценным. Через месяц была создана совершенно новая теория и методика развития голоса.

И как это не удивительно все самое главное в природе голоса было зафиксировано на Бородино, на котором я до описанного события неоднократно бывал в связи со своими Багратионовскими корнями (отсюда и название фирмы и психоакустического центра "Багратид"). Мне стала понятна тайна феномена Шаляпина и других выдающихся певцов и ораторов. Прежде всего, эту методику я испытал на себе. Результаты превзошли мои ожидания. Тогда мною был организован психоакустический шаляпинский центр "Багратид" и вскоре пошли результаты, которые поражали не только самих учеников, но и специалистов. Об этом много писалось в прессе, было три передачи на радио и три - по центральным каналам телевидения


 




(орт, ртр, нтв).

Привожу отрывки нескольких статей. Авторы написали их под впечатлением от прослушанных ими магнитофонных записей моих учеников до и после обучения.

Первым на моё открытие откликнулся корреспондент газеты "Спортивная" Александр Спасский.

Это был неожиданно быстрый старт. Вот эта моя первая ласточка.

ГОЛОС, ГОЛОСОК, ГОЛОСИЩЕ

Какие нотки в голосе необходимы тренеру, чтобы команда за минутный перерыв настроилась на победу? Какой звук должен издать игрок, чтобы партнер в долю секунды его понял? Какое горло следует иметь болельщику, чтобы судья услышал его мнение? Да и вообще, что мы знаем о своем голосе и его возможностях?

В сентябре этого года в Петербурге на первой Международной конференции "Медицина. Самопознание. Нравственность. Восток-Запад", проходившей под патронатом Петровской Академии Наук и Искусств, был зачитан доклад на тему: "К раскрытию тайны феномена Шаляпина". Автор доклада выдвинул свою версию, объясняющую механизм звукоизвлечения гениального певца. Он также попытался доказать, разработав собственную методику, что овладеть этим механизмом может любой мало-мальски одаренный человек.

Владимир Павлович Багрунов закончил факультет психологии Петербургского университета в 1969 году. В то время в стенах университета блистал хор Сандлера.

Среди теноров хора был и Владимир. Именно тогда у него возникло стремление познать тайны певческого звука.

- Подчас мы и не подозреваем, - говорит Багрунов, - каким сокровищем владеем. Вот только пользоваться не всегда умеем. Замечено, что стон раненого слышен на несколько километров. Кошачий крик, весьма похожий на плач ребенка, имеет значительную громкость. А плач ребенка вообще "пробивает" стены. Мощь голоса, оказывается, определяется вовсе не


связками. Связки, как доказано Р.Юссоном, французским физиологом, колеблются в результате импульсов, идущих из центральной нервной системы. Они только заставляют вибрировать воздух с частотой, заданной центральной нервной системой.

Вам сделали больно. В коре головного мозга возникает импульс, который управляет связками, и вы издаете крик. Но при этом не успеваете вдохнуть воздух, а крик издаете весьма громкий. Этот пример говорит о том, что сила издаваемого звука и высота тона - не в силе воздушной струи. Казалось бы, чем сильнее ударил, тем громче звучит. Нет, с голосом все обстоит по-другому.

Федор Иванович Шаляпин создавал себя как певца, как это ни покажется странным, на подмостках драмтеатра. Он шлифовал свой голос на двух-трех репликах, которые произносил в спектакле. Реплика из его уст вылетала громкой, отчетливой и напевной.

Шаляпин оттачивал свой неповторимый голос речевым сигналом. Когда его спрашивали, что он чувствует, когда поет, он отвечал: "Я пою пятками". В этом - ответ на вопрос, в чем сила голоса. Сила голоса - в резонансе.

Но в резонансе - не только мощь. В нем и наше здоровье. Частоты, возникающие при правильном пользовании голосом, обладают лечебным свойством. Доказательство тому -долголетие многих певцов. С.Лемешев работал на профессиональной оперной сцене с одним легким и дожил до 76 лет.

По анализу голоса можно поставить диагноз физического и психического состояния человека. Контроль за состоянием космонавта на орбите осуществляется, в том числе, и по контролю за их речью. Если тон речи или её темп понижаются, это говорит об утомленности.

Голос - это не только знак судьбы, не только здоровье. Целенаправленная работа с голосом может делать его вашим оружием. Особенно важно это для тех, кто занимается различными видами единоборств. Боевой клич как способ


 




психического подавления неприятеля известен, кстати, с незапамятных времен. Голосом можно и подавлять, и очаровывать. Если бы новые руководители страны обратили внимание на такой "пустячок", как голос, они, возможно, без труда получили бы на выборах наши голоса".

Александр Спасский,

"Спортивная",

4-10 ноября 1994 г.

Следующую статью написал главный редактор газеты "Караван". На него большое впечатление произвели магнитофонные записи голосов моих учеников до и после обучения. В 1999 году он стал генеральным директором общественного объединения "Мирный город". В ноябре того же года состоялось учредительное собрание всероссийской общественной организации по образованию взрослых, куда я был им приглашен в качестве одного из учредителей. Были грандиозные планы вплоть до реализации моих проектов на уровне ЮНЕСКО. Для их реализации он познакомил меня с полномочным посланником ЮНЕСКО в России Н.М Канаевым. В конце апреля 2001 года произошло самое непредвиденное: в расцвете творческой энергии сердце Владимира Ивановича не выдержало... Наши грандиозные совместные планы повисли в воздухе. Была обещана помощь председателя Госдумы Селезнева Г.И. и многое другое. В моей памяти этот человек останется навсегда.

ТАЙНА ГОЛОСА

Ужасное зрелище являло собой Бородинское поле после сражения. Огромная площадь, взрытая ядрами. Дотла сгоревшие дома, разбитые лафеты пушек, груды оружия. Куда ни посмотришь, всюду лужи крови, трупы людей и лошадей. Казалось, не было еще в русской истории битвы ожесточеннее этой.

Вместе с военными и санитарами по мертвому полю бродил человек в штатском. Чувство патриотизма, свойственное


прежней российской интеллигенции, привело его на отечественную войну. Как Пьер Безухов, стоял он под ядрами, чем мог, помогал воинам. Это был русский ученый Илья Грузинов.

На Бородинском поле он сделал выдающееся открытие, вот что написал он в свою неизменную тетрадь: "Делая опыты над телами мертвых, надувая дыхательное горло через ветви оного и натягивая перепонку, я несколько раз производил в них совершенный голос, почти сходный с тем, какой мы слышим от животных, без всякого натягивания гортанных связок.. Человеческий голос рождается в груди в нижнем конце дыхательного горла, посредством задней перепонки, соединяющей хрящевые кольца оного..."

Раскрытая Грузиновым тайна голоса таковой по сие время и оставалась тайной. Тетрадка его терялась, находилась, переписывалась, похищалась. Она имела свою собственную историю, а может легенду, никак не связанную с наукой и практикой человеческого голоса.

Меж тем эта наука пошла ложным путем. Оборотистые итальянцы внушили всем, что "душа" голоса - колебание голосовых связок. С их легкой руки вокальное преподавание укрылось от ясного разума магическими заклинаниями: "опора дыхания", "регистры голоса", "фонационное положение связок"...

Ложная наука была тягостна как для учителей, так и для учеников. Многие годы уходили на овладение пресловутой вокальной техникой, при этом такого низкого КПД не знал и не знает ни один вид педагогики.

А природа голоса жила своей естественной жизнью. Птицы, не имеющие ни легких, ни диафрагмы, пели удивительно разными чудесными голосами; новорожденный младенец, не имеющий силы даже поддерживать головку, издавал такой чистый и сильный звук, что повергал в недоумение спецов по вокалу.

И наконец, так и не понятый до конца феномен самоучки Шаляпина! Что бы там не говорили - не было у него ни


 




вокального обучения, ни вокалистов-учителей. Он категорически от таковых открещивался, посмеиваясь, что если бы он пел так, как его пытались учить, - толку бы никакого не было. А он пел! Так пел, как никто теперь не поет!

Шаляпин инстинктивно проник в тайну голоса, ту самую тайну, которую исследовал Илья Грузинов и надолго запечатал молчанием в своей загадочной тетради.

...Ныне в городе нашем живет человек, этой тайной владеющий. Истинный наследник Ильи Грузинова. Он скромный ученый, продолжает дело давно позабытого всеми исследователя: ставит опыты, передает свою методику последователям. Оh - настоящий волшебник. Всего лишь за несколько занятий может любому заике, любому невнятно говорящему вылечить голос, сделать его сильным, звучным, красивым. Если пожелаете, то писклявый превратит в бас, из резкого создаст приятный баритон...

Если пожелаете... Однако он не практикует. На горе несостоявшимся ораторам и певцам он далек от коммерции и научных дискуссий. Его интересует сам процесс, его изучение и совершенствование. Даже имени своего он просил не упоминать. Жаль. Сколько верховных и местных политиков, раздражающих нас своим убогим искаженным витийством смогли бы получить голоса благозвучные и чарующие. Он доверил ее нам, но "Андреевский флаг" до поры лишь приоткрыл завесу тайны -истинную колыбель голоса: мембранно-трахейный механизм, универсальный в животном мире способ звукоизвлечения, не требующий физических усилий.

Но что из того, что мы держим в руках бутылку, в которой
упрятался джин. Вызвать его особенным заклинанием может
только волшебник.

То не моя вина, что наложить печать

Я должен на свою заветную тетрадь.

Мне чернь ученая достаточно знакома

Чтоб тайн своей души пред ней не раскрывать.

Омар Хайям


Мы видели это чудо. Мы были свидетелями рождения прекрасных голосов у безголосых людей.

Так-то...

Владимир Соловьев,

"КАРАВАН",

8 апреля, 1997 года

ПРАВИЛЬНО ГОВОРЯТ ТОЛЬКО ВО МЛАДЕН­ЧЕСТВЕ —

считает петербургский академик Владимир Багрунов и на этой идее строит свою практическую систему идеальной постановки голоса, а заодно готовит научный скандал мирового размера...

ТАЙНА ШАЛЯПИНА РАСКРЫТА.

Петербургский ученый уверен, что суперпевец всех времен и народов смог стать таковым только оттого, что не разучился в отрочестве (как все мы) петь по принципам, заложенным в человеке от рождения. Не "забыв" природной манеры звукоизвлечения, не "зажав" его дурацкими дыхательными упражнениями, Шаляпин стал таким, каким мы его знаем. У птицы нет легких - а она поет. И неслабо. Также как у нее не обнаружена диафрагма, а божья тварь заливается трелями. Вот так. А вот трахея у птицы есть. Дальше. Новорожденный младенец, у которого нет еще сил даже приподнять голову, издает такой чистый и сильный звук, что тот не только "пробивает" стены, но и повергает в уныние и специалистов по вокалу. Почему? Потому что ребенку не успели запудрить мозги всякими вокальными методиками, он орет, как его научила природа.

Потом подавляющее большинство людей забывает, как надо правильно пользоваться своим голосовым богатством и подстраивается под общепринятые "стандарты".

Человеческое естество не терпит "забывчивости" и мстит - невыразительным, жалким голосом, серыми интонациями. Владимир Багрунов возвращает глубинное знание о голосе и умение им пользоваться всем "пострадавшим".

Александр Быстрых,

"Петербург на Невском",

N7, 1997 г.


С ПЕСНЕЙ ПО ЖИЗНИ

Вопи как младенец и будешь здоровым, ловким и политически грамотным!

Когда слушаешь человека с хорошо поставленным голосом, то попадаешь под обаяние его речи. Происходит нечто подобное мифу о сиренах: даже под угрозой неминуемой


смерти путники не могли перестать слушать сладкоголосых людоедок. Вспомните и концерты с участием Шаляпина -зрители в зимнюю стужу по несколько суток выстаивали в огромных очередях только для того, чтобы насладиться голосом великого певца. Эти два примера Владимир Багрунов приводит для демонстрации той роли, какую может играть наш голос. Осталось лишь научится петь, как Шаляпин. Впрочем, по мнению ученого, овладеть этим механизмом может любой мало-мальски одаренный человек...

- Через мои руки прошло множество людей, кстати 30 кандидатов в Государственную думу 99-го года, и сравнительные магнитофонные записи показывают, что уже через шесть-десять занятий речевой голос звучит на профессионально-дикторском уровне. Причём ни одного срыва голоса...

С голосом Багрунов связывает успехи практически во всех областях человеческой жизни. Например, утверждает, что частоты, возникающие при правильном пользовании голосом, обладают лечебным свойством.

Голосовые методики для спортсменов — особая тема Багрунова. Он рекомендует петь им всем - от футболистов до шахматистов. Ведь пение - самый доступный и эффективный способ борьбы со стрессом...

Юлия Языкова, "Пятница ", еженедельная петербургская газета,

№ 16, 1-10 сентября 2000 года

Краткие выводы. Каждый из нас обладает феноменальным голосом. Этот голос не может исчезнуть, так как он порождается плёнками, находящимися в бронхиальной системе. Обладатели выдающихся голосов владели тремя секретами настройки голоса. Чтобы восстановить свой природный голосовой потенциал, мы и приступаем к изучению этих секретов.


 




 

Эталоном мощности звучания голоса всегда являлся голос певца. Поэтому всё то, что связано с развитием голоса, рассматривается на примерах выдающихся певцов, хотя механизмы управления своим голосом одинаковы у всех людей. Известно, что целесообразнее всего понять законы любого явления, в том числе и законы управления голосом, на идеальной модели. Самым выдающимся и до сих пор не превзойденным является голос великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина (1873-1938). Не все знают, что великий певец был самоучкой. Это-то и привлекало меня к изучению его феномена. В конце концов, мне удалось раскрыть тайну феномена Шаляпина и на основе объяснения природы этого феномена создать простую методику развития голоса, овладение которой не требует никаких предварительных знаний и навыков.


Глава 1

Малое дыхание

Глава 3

Третий секрет настройки голоса:

Интонация управляет голосом

 

Итак, мы знаем, как Шаляпин использовал в своем творчестве первые два секрета настройки голоса: трубу трахеи надо подкачивать малыми порциями воздуха. Теперь надо научится играть на этой трубе, т. е. управлять ею. Сколько пришлось слышать певцов и певиц с громоподобными от природы голосами, но слушать их невозможно: одни ревут, как быки, другие визжат, будто их режут, и при этом ни одного слова не разберешь. Ясно, что эти горе-певцы и певицы не знают, что такое управлять своим голосом. Это то же самое, что и владение любым музыкальным инструментом. У кого-то прекрасный прекрасный рояль, но играть он не умеет, а у кого-то старенькое пианино, но он пианист и этим все сказано. Эту аналогию хорошо бы усвоить и некоторым футбольным тренерам. Сколько пришлось видеть мощнейших по физическим кондициям игроков, но толку от которых в сто раз меньше, чем от от "малышей", быстрых, проворных, сообразительных. Диагностировать игроков в детском возрасте необходимо, прежде всего, по "психике", а не по "физике". Примеров множество. В Российском футболе - это, прежде всего, пример Марата Измайлова. То же с самое и относительно пения. Что Вы скажете о голосе Леонида Утесова, Марка Бернеса, Булата Окуджавы и многих других эстрадных артистах и бардах. Сами про себя они говорили, что голоса у них нет и что поют они душой. Душа голоса - это интонация, информационный фактор.

В своей книге "Маска и душа" Шаляпин на собственном примере, по сути дела, раскрывает природу интонации. Шаляпин акцентирует внимание читателя на самом главном механизме творческого процесса. С научно-психологических позиций речь идет о соотношении центральных и периферических механизмов деятельности. Традиционная методика развития голоса делает акцент на периферических механизмах (звук как таковой), что выражается в выполнении разнообразных вокальных


упражнений (гаммы, арпеджио, вокализы). (То же и в нашем футболе: на первом месте ноги, а не голова). Шаляпин же, напротив, свою систему осознанно, а не (как многие до сих пор считают) по наитию, строит на центральных механизмах (не звук, а смысл звука). Применительно к развитию голоса и музыки в целом - это и есть интонация (об интонации в музыке много сказано в трудах академика Б.В. Асафьева).

Вот что о роли интонации говорит сам Шаляпин: "Я играл в "Псковитянке" роль Ивана Грозного. С великим волнением готовился я к ней. Мне предстояло изобразить трагическую фигуру Грозного Царя - одну из самых сложных и страшных фигур русской истории. Я не спал ночей. Читал книги, смотрел в галереях и частных коллекциях портреты царя Ивана, смотрел картины на темы, связанные с его жизнью. Я выучил роль назубок и начал репетировать. Репетирую старательно, усердно - увы, ничего не выходит. Скучно. Как ни кручу - толку никакого.

Сначала я нервничал, злился, грубо отвечал режиссеру и товарищам на вопросы, относившиеся к роли, а кончил тем, что разорвал клавир в куски, ушел в уборную и буквально зарыдал. Пришел ко мне в уборную Мамонтов и, увидев мое распухшее от слез лицо, спросил, в чём дело? Я ему попечалился. Не выходит роль - от самой первой фразы до последней.

А ну-ка, - сказал Мамонтов, - начните-ка еще раз сначала. Я вышел на сцену. Мамонтов сел в партер и слушает. Иван Грозный, разорив и предав огню вольный Новгород, пришел в Псков сокрушить и в нем дух вольности. Моя первая сцена представляет появление Грозного на пороге дома псковского наместника, боярина Токмакова. "Войти аль нет?" - первая моя фраза.

Для роли Грозного этот вопрос имеет такое же значение, как для роли Гамлета вопрос "быть или не быть?" В ней надо сразу показать характер царя, дать почувствовать его жуткое нутро. Надо сделать ясным зрителю, не читавшему истории, а тем более - читавшему ее, почему трепещет боярин Токмаков от одного вида Ивана.


Произношу фразу "войти аль нет?" - тяжелой гуттаперкой валится она у моих ног, дальше не идет. И так весь акт - скучно и тускло.

Подходит Мамонтов и совсем просто, как бы даже мимоходом замечает:

- Хитряга и ханжа у вас в Иване есть, а вот Грозного нет.
Как молнией, осветил мне Мамонтов одним этим

замечанием положение. "Интонация фальшивая!" - сразу
почувствовал я. Первая фраза - "войти аль нет?" - звучит у
меня ехидно, ханжески, саркастически, зло. Это рисует царя
слабыми, нехарактерными штрихами. Это только морщинки,
только оттенки его лица, но не самое его лицо. Я понял, что в
первой фразе царя Ивана должна вылиться вся его натура в ее
главной сути.

Я повторил сцену:

- Войти аль нет?

Могучим, грозным, жестоко-издевательским голосом, как удар железным посохом, бросил я мой вопрос, свирепо озирая комнату. И сразу все кругом задрожало и ожило. Весь акт прошел ярко и произвел огромное впечатление. Интонация одной фразы, правильно взятая, превратила ехидную змею (первоначальный оттенок моей интонации) в свирепого тигра... Интонация поставила поезд на надлежащие рельсы, и поезд засвистел, понесся стрелой.

Ведь вот же: в формальном отношении я пел Грозного безукоризненно правильно, с математической точностью выполняя все музыкальные интонации, то есть пел увеличенную кварту, пел секунду, терцию, большую, малую, как указано.

Тем не менее, если бы я даже обладал самым замечательным голосом в мире, то этого все-таки было бы недостаточно для того, чтобы произвести то художественное впечатление, которое требовала данная сценическая фигура в данном положении. Значит, понял я раз навсегда и бесповоротно, математическая верность в музыке и самый лучший голос мертвенны до тех пор, пока математика и звук


не одухотворены чувством и воображением. Значит, искусство пения - нечто большее, чем bel canto..."

Шаляпин делает для себя вывод, что в пении должно соединиться искусство вокала и искусство актера. Разнообразные оттенки душевных состояний персонажа нужно раскрывать психологической игрой вокальных интонаций.

Шаляпин осознает, что интонация - это не что иное, как художественная форма вокального искусства. Именно ее безграничные психологические нюансы, а отнюдь не пресловутая "верхняя нота" или тройное forte, составляют подлинный художественный язык вокального искусства. "...В правильности интонации, слова и фразы - вся сила пения" - Ф.И. Шаляпин.

Шаляпин добился таких выдающихся результатов только потому, что он в самом начале своего творческого пути сумел понять, что голос - это не механические приемы звукоизвлечения, а многомерная составляющая развития личности. Стремление к развитию голоса породило стремление к развитию разнообразных способностей. Непрестанное стремление совершенствовать свое творчество, никогда не удовлетворяться достигнутым, постоянно изменять то, что уже как будто вылилось в вполне художественную форму, становится неотъемлемым законом развития таланта Шаляпина.

"И если я что-нибудь ставлю себе в заслугу и позволю себе считать примером, достойным подражания, это - самодвижение мое, неутомимое, беспрерывное, никогда, ни после самых блестящих успехов, я не говорил себе: "Теперь, брат, поспика ты на этом лавровом венке с пышными лентами и несравненными надписями "... Я помнил, что меня ждет у крыльца моя русская тройка с валдайским колокольчиком, что мне спать некогда -надо мне в дальнейший путь!" (Ф.Шаляпин т.1, с. 284-285).



Часть II Практика

Глава 4

Термины и понятия, употребляемые в самоучителе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.094 с.)