Альтерированной субдоминанты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Альтерированной субдоминанты



Объем учебного времени – 2 часа

 

Учебная тема: Аккорды альтерированной субдоминанты.

Цель: овладеть навыками гармонического анализа и решения задач с использованием альтерированной субдоминанты.

Подготовительная работа: изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности:

§ альтерация II ступени в мажоре и миноре;

§ понижение II ступени и неаполитанский секстаккорд: удвоение, подготовка и разрешение; применение в прерванных и плагальных оборотах;

§ неаполитанский септаккорд: приготовление, разрешение;

§ неаполитанский аккорд как результат отклонения в субдоминанту;

§ альтерация аккордов субдоминантовой группы в мажоре, связанная с повышением II ступени лада (#1SII56 и #1SII6).

Практические задания:

Задание 1. Постройте и исполните на музыкальном инструменте в тональностях минора и гармонического мажора с одним ключевым знаком следующие гармонические обороты с неаполитанским секстаккордом:

1) t – t2 –VI – b 1II6 – К46 – D7 – t;

2) T– b 1II6 – D6 – T;

3) S6 (г) – b 1II6 – К46 – D7 – T;

4) t –D56 к Sb 1II6 – К46 – D7 – t.

Задание 2. Приведите два примера из музыкальной литературы с использованием неаполитанской гармонии, отметив момент ее подготовки и разрешения.

Задание 3. Письменно гармонизуйте следующие мелодии и басы в объеме музыкального предложения (а, б, в) и периода (г) с использованием альтерированной субдоминанты:

а)

б)

в)

г)

 

Задание 4. Выполните письменный гармонический анализ ниже приведенного фрагмента (см. лаб. работу 1, задание 4):

А. Скрябин. Прелюдия № 10, ор. 11

Andante

Задание 5. В ниже приведенном фрагменте укажите неаполитанскую гармонию, ее подготовку и разрешение:

 

б) А. Скрябин. Прелюдия № 3, ор. 33

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Изменения каких ступеней лада являются признаком альтерации аккордов субдоминантовой группы в мажоре и миноре?

2. Какой альтерированный аккорд субдоминантовой группы является наиболее распространенным в миноре и гармоническом мажоре?

3. Что обычно удваивается в неаполитанском секстаккорде, как он готовится и разрешается?

4. Каким образом неаполитанский секстаккорд используется в прерванных оборотах и плагальных каденциях?

5. Каковы особенности применения неаполитанских септаккорда и трезвучия?

6. Каким образом неаполитанский секстаккорд может использоваться при отклонении в субдоминанту?

7. Какие аккорды субдоминантовой группы образуются в результате повышения I ступени лада в мажоре, как они применяются?

8. Как готовится и разрешается трезвучие низкой VI ступени в прерванном обороте и каденции?

9. Как готовится и разрешается трезвучие VI низкой ступени вне прерванной каденции?

10. Каковы особенности использования трезвучия VI низкой ступени в плагальных оборотах?

Литература:

Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии. М.: Музыка, 2005. С. 351–363, с.382–390 (темы 47, 50).

 

Лабораторная работа № 15

Анализ музыкальных примеров с применением

Альтерированной доминанты

Объем учебного времени – 2 часа

 

Учебная тема: Аккорды альтерированной доминанты.

Цель: овладеть навыками анализа гармонической вертикали и решения задач с использованием альтерированной доминанты.

Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности:

§ альтерация аккордов доминантовой группы в мажоре: приготовление, разрешение, голосоведение; альтерация в каденции;

§ альтерация аккордов доминантовой группы в миноре: приготовление, разрешение, голосоведение; альтерация в каденции.

Практические задания:

Задание 1. Постройте и исполните в тональностях мажора с одним ключевым знаком следующие гармонические обороты с альтерированной доминантой: 1) S6 – II34 b5 D7 – T; 2) VI6 b5 D34 – T; 3) II6b3 DDVII7 – T; 4) DD2#5 D56 – T; 5) S #5 D7 – T.

Задание 2. Постройте и исполните в тональностях минора с одним ключевым знаком следующие гармонические обороты с альтерированной субдоминантой: 1) II34b5 D7 – t; 2)VI6b5 D34 – t; 3) II34b5 D7 – t; 4) II6b3 DVII7 – t.

Задание 3. Письменно гармонизуйте ниже предлагаемые мелодии с использованием аккордов альтерированной доминанты:

а)

б)

Задание 4. Выполните письменный гармонический анализ музыкального фрагмента (пример а) и примера гармонизации (пример б)1, составив схему и указав альтерацию в доминанте:

а) С. Рахманинов. Ноктюрн № 1, ор. 9

_______________________

1 Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии. М.: Музыка, 2005. С. 348.

б) Пример гармонизации

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Преимущественно с какой ступенью связана альтерация аккордов доминантовой группы?

2. Укажите способы альтерации II ступени лада в мажоре и миноре.

3. Какие альтерированные аккорды доминантовой группы являются наиболее распространенными в мажоре и миноре?

4. Какое расположение альтерированных аккордов доминантой группы является обязательным при их использовании?

5. В чем особенность приготовления, разрешения и голосоведения аккордов альтерированной доминанты в мажоре и миноре?

6. Как разрешается альтерированный доминантовый септаккорд в каденции?

Литература:

Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии, М.: Музыка, 2005. С. 342 – 351 (тема 46).

 

Лабораторная работа № 16

Анализ музыкальных примеров из русской

И зарубежной классики

Объем учебного времени – 2 часа

 

Учебная тема: Гармонический анализ музыкального произведения.

Цель: закрепить полученные в процессе освоения основного раздела учебной дисциплины умения и навыки при выполнении гармонического анализа музыкального произведения, решении задач и исполнении гармонических последовательностей.

Подготовительная работа: повторите весь изученный материал дисциплины по литературе, указанной к лабораторным работам №№ 1–15.

Практические задания:

Задание 1. Сделайте письменный гармонический анализ двух приведенных ниже музыкальных фрагментов по следующему плану:

1) сыграйте музыкальный фрагмент на музыкальном инструменте;

2) определите и укажите характер музыки, ее жанр, эпоху, стиль, предполагаемого композитора, состав исполнителей (песня с сопровождением, произведение для фортепиано, для инструмента соло или с сопровождением, хоровое произведение для смешанного или однородного состава и т.д.);

3) определите тональный план (главную тональность и тональность модуляции), форму, фактуру фрагмента;

4) последовательно разберите функции гармонической вертикали и подпишите их соответственно под каждым аккордом;

5) выпишите схему музыкального фрагмента по тактам с указанием их номеров (сверху), функции и вида каждого аккорда;

6) отметьте наличие модуляции и способ ее осуществления: разделы или каденции модуляции, общий и модулирующий аккорды;

7) укажите характерные особенности гармонического языка и их связь с образным содержанием музыкальных произведений:

 

а) Й. Гайдн. Соната для фортепиано, D-dur

Allegro

б) Э. Григ. «Смерть Озе» из фортепианного цикла «Пер Гюнт».

Andante doloroso

Задание 2. Письменно гармонизуйте один из следующих примеров1 с использованием отклонения и модуляции:

 

 

 

 

Задание 3. Сочините и запишите гармоническую последовательность в форме квадратного периода с модуляцией из Es-dur в тональность I степени родства; исполните полученную последовательность, используя любую разновидность гомофонной фактуры (кроме аккордовой).

_________________________

1 Выбор номера согласуйте с преподавателем.

Задание 4. Сочините и запишите в тональности G-dur звено хроматической секвенции из трех аккордов с отклонением в тональность диатонического родства. Взяв за основу данное звено, исполните секвенцию из трех звеньев, самостоятельно выбирая ее шаг и направление.

Литература:

Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии. М.: Музыка, 2005.

 

Лабораторная работа № 17

Анализ примеров ранних форм многоголосия: модальная система

Объем учебного времени – 2 часа

 

Учебная тема: Доклассический период становления гармонии. Ранние формы многоголосия.

Цель: ознакомиться с основными закономерностями доклассической гармонии, а также продолжить закрепление навыков и умений в решении задач, составлении и исполнении гармонических последовательностей классической гармонии.

Подготовительная работа: изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности:

§ модальная гармония эпохи средневековья, Ars nova, Возрождения;

§ мелодическая основа лада, многоладовость, модальные функции (финалес – конечный, реперкусса – господствующий тоны, вводные субтоны и субполутоны);

§ заключительные созвучия, монодические каденции (медиация, открытая и закрытая каденции, клаузула), гармоническая клаузула, каденционный план;

§ интервальная концепция вертикали, линеарно-мелодическая логика связи созвучий;

§ смешение модальной гармонии и двуладовой системы мажора и минора.

Практические задания:

Задание 1. Выполните гармонический анализ трех приведенных ниже фрагментов доклассических произведений по предлагаемому ниже плану:

1) сыграйте музыкальный фрагмент на музыкальном инструменте;

2) определите и укажите характер музыки, ее жанр, эпоху, стиль, состав исполнителей (песня с сопровождением, произведение для фортепиано, для инструмента соло или с сопровождением, хоровое произведение для смешанного или однородного состава и т.д.);

3) определите ладовую основу, тональный план, форму, фактуру фрагмента;

4) последовательно разберите интервальную вертикаль, подпишите наиболее выразительные интервалы;

5) охарактеризуйте заключительные созвучия;

6) укажите на наличие смешения модальной гармонии и двуладовой системы мажора и минора (если имеется):

а) Ж. Депре. Месса «Pange lingua». Incarnatus

б) О. Лассо. Покаянный псалом IV

в)

Г. Дюфэ. Уж гаснет день

Задание 2. Письменно гармонизуйте предлагаемые ниже мелодии с использованием отклонения и модуляции:

а)

б)

Задание 3. Запишите цифровку гармонической последовательности с модуляцией во втором предложении в тональность I степени родства, используя альтерацию аккордов доминантовой группы. Исполните ее на музыкальном инструменте в тональностях мажора и параллельного минора с одним ключевым знаком.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Является ли гармония ладовой основой в доклассических музыкальных образцах?

2. Какую роль выполнял звукоряд в музыке Средневековья и Возрождения?

3. В чем состоит линеарно-мелодическая логика связи созвучий?

4. В чем заключается особенность вертикали в музыкальных произведениях Средневековья и Возрождения?

5. Что означают термины «финалес», «реперкусса», вводные «субтоны» и «субполутоны»?

6. Что исторически предшествовало появлению гармонической каденции?

7. Что такое гармоническая клаузула? Каковы ее основные разновидности?

Литература:

1. Баранова Т.В. Проблемы модальной гармонии в современном учебном курсе /В сб. «Современная музыка в теоретических курсах вуза», М., 1980.

2. Холопов Ю.Н. Модальная гармония /В сб. «Музыкальное искусство», Ташкент, 1982.

3. История гармонических стилей. Зарубежная музыка доклассического периода /Сб. статей, М., 1987.

 

Лабораторная работа № 18



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 1148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.184.69 (0.06 с.)