Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Альтерированной субдоминантыСодержание книги Поиск на нашем сайте
Объем учебного времени – 2 часа
Учебная тема: Аккорды альтерированной субдоминанты. Цель: овладеть навыками гармонического анализа и решения задач с использованием альтерированной субдоминанты. Подготовительная работа: изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности: § альтерация II ступени в мажоре и миноре; § понижение II ступени и неаполитанский секстаккорд: удвоение, подготовка и разрешение; применение в прерванных и плагальных оборотах; § неаполитанский септаккорд: приготовление, разрешение; § неаполитанский аккорд как результат отклонения в субдоминанту; § альтерация аккордов субдоминантовой группы в мажоре, связанная с повышением II ступени лада (#1SII56 и #1SII6). Практические задания: Задание 1. Постройте и исполните на музыкальном инструменте в тональностях минора и гармонического мажора с одним ключевым знаком следующие гармонические обороты с неаполитанским секстаккордом: 1) t – t2 –VI – b 1II6 – К46 – D7 – t; 2) T– b 1II6 – D6 – T; 3) S6 (г) – b 1II6 – К46 – D7 – T; 4) t –D56 к S – b 1II6 – К46 – D7 – t. Задание 2. Приведите два примера из музыкальной литературы с использованием неаполитанской гармонии, отметив момент ее подготовки и разрешения. Задание 3. Письменно гармонизуйте следующие мелодии и басы в объеме музыкального предложения (а, б, в) и периода (г) с использованием альтерированной субдоминанты: а)
б)
в)
г)
Задание 4. Выполните письменный гармонический анализ ниже приведенного фрагмента (см. лаб. работу 1, задание 4): А. Скрябин. Прелюдия № 10, ор. 11 Andante Задание 5. В ниже приведенном фрагменте укажите неаполитанскую гармонию, ее подготовку и разрешение:
б) А. Скрябин. Прелюдия № 3, ор. 33
Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Изменения каких ступеней лада являются признаком альтерации аккордов субдоминантовой группы в мажоре и миноре? 2. Какой альтерированный аккорд субдоминантовой группы является наиболее распространенным в миноре и гармоническом мажоре? 3. Что обычно удваивается в неаполитанском секстаккорде, как он готовится и разрешается? 4. Каким образом неаполитанский секстаккорд используется в прерванных оборотах и плагальных каденциях? 5. Каковы особенности применения неаполитанских септаккорда и трезвучия? 6. Каким образом неаполитанский секстаккорд может использоваться при отклонении в субдоминанту? 7. Какие аккорды субдоминантовой группы образуются в результате повышения I ступени лада в мажоре, как они применяются? 8. Как готовится и разрешается трезвучие низкой VI ступени в прерванном обороте и каденции? 9. Как готовится и разрешается трезвучие VI низкой ступени вне прерванной каденции? 10. Каковы особенности использования трезвучия VI низкой ступени в плагальных оборотах? Литература: Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии. М.: Музыка, 2005. С. 351–363, с.382–390 (темы 47, 50).
Лабораторная работа № 15 Анализ музыкальных примеров с применением Альтерированной доминанты Объем учебного времени – 2 часа
Учебная тема: Аккорды альтерированной доминанты. Цель: овладеть навыками анализа гармонической вертикали и решения задач с использованием альтерированной доминанты. Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности: § альтерация аккордов доминантовой группы в мажоре: приготовление, разрешение, голосоведение; альтерация в каденции; § альтерация аккордов доминантовой группы в миноре: приготовление, разрешение, голосоведение; альтерация в каденции. Практические задания: Задание 1. Постройте и исполните в тональностях мажора с одним ключевым знаком следующие гармонические обороты с альтерированной доминантой: 1) S6 – II34 – b5 D7 – T; 2) VI6 – b5 D34 – T; 3) II6 – b3 DDVII7 – T; 4) DD2 – #5 D56 – T; 5) S – #5 D7 – T. Задание 2. Постройте и исполните в тональностях минора с одним ключевым знаком следующие гармонические обороты с альтерированной субдоминантой: 1) II34 – b5 D7 – t; 2)VI6 – b5 D34 – t; 3) II34 – b5 D7 – t; 4) II6 – b3 DVII7 – t. Задание 3. Письменно гармонизуйте ниже предлагаемые мелодии с использованием аккордов альтерированной доминанты: а) б) Задание 4. Выполните письменный гармонический анализ музыкального фрагмента (пример а) и примера гармонизации (пример б)1, составив схему и указав альтерацию в доминанте: а) С. Рахманинов. Ноктюрн № 1, ор. 9 _______________________ 1 Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии. М.: Музыка, 2005. С. 348. б) Пример гармонизации Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Преимущественно с какой ступенью связана альтерация аккордов доминантовой группы? 2. Укажите способы альтерации II ступени лада в мажоре и миноре. 3. Какие альтерированные аккорды доминантовой группы являются наиболее распространенными в мажоре и миноре? 4. Какое расположение альтерированных аккордов доминантой группы является обязательным при их использовании? 5. В чем особенность приготовления, разрешения и голосоведения аккордов альтерированной доминанты в мажоре и миноре? 6. Как разрешается альтерированный доминантовый септаккорд в каденции? Литература: Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии, М.: Музыка, 2005. С. 342 – 351 (тема 46).
Лабораторная работа № 16 Анализ музыкальных примеров из русской И зарубежной классики Объем учебного времени – 2 часа
Учебная тема: Гармонический анализ музыкального произведения. Цель: закрепить полученные в процессе освоения основного раздела учебной дисциплины умения и навыки при выполнении гармонического анализа музыкального произведения, решении задач и исполнении гармонических последовательностей. Подготовительная работа: повторите весь изученный материал дисциплины по литературе, указанной к лабораторным работам №№ 1–15. Практические задания: Задание 1. Сделайте письменный гармонический анализ двух приведенных ниже музыкальных фрагментов по следующему плану: 1) сыграйте музыкальный фрагмент на музыкальном инструменте; 2) определите и укажите характер музыки, ее жанр, эпоху, стиль, предполагаемого композитора, состав исполнителей (песня с сопровождением, произведение для фортепиано, для инструмента соло или с сопровождением, хоровое произведение для смешанного или однородного состава и т.д.); 3) определите тональный план (главную тональность и тональность модуляции), форму, фактуру фрагмента; 4) последовательно разберите функции гармонической вертикали и подпишите их соответственно под каждым аккордом; 5) выпишите схему музыкального фрагмента по тактам с указанием их номеров (сверху), функции и вида каждого аккорда; 6) отметьте наличие модуляции и способ ее осуществления: разделы или каденции модуляции, общий и модулирующий аккорды; 7) укажите характерные особенности гармонического языка и их связь с образным содержанием музыкальных произведений:
а) Й. Гайдн. Соната для фортепиано, D-dur Allegro
б) Э. Григ. «Смерть Озе» из фортепианного цикла «Пер Гюнт». Andante doloroso
Задание 2. Письменно гармонизуйте один из следующих примеров1 с использованием отклонения и модуляции:
Задание 3. Сочините и запишите гармоническую последовательность в форме квадратного периода с модуляцией из Es-dur в тональность I степени родства; исполните полученную последовательность, используя любую разновидность гомофонной фактуры (кроме аккордовой). _________________________ 1 Выбор номера согласуйте с преподавателем. Задание 4. Сочините и запишите в тональности G-dur звено хроматической секвенции из трех аккордов с отклонением в тональность диатонического родства. Взяв за основу данное звено, исполните секвенцию из трех звеньев, самостоятельно выбирая ее шаг и направление. Литература: Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии. М.: Музыка, 2005.
Лабораторная работа № 17 Анализ примеров ранних форм многоголосия: модальная система Объем учебного времени – 2 часа
Учебная тема: Доклассический период становления гармонии. Ранние формы многоголосия. Цель: ознакомиться с основными закономерностями доклассической гармонии, а также продолжить закрепление навыков и умений в решении задач, составлении и исполнении гармонических последовательностей классической гармонии. Подготовительная работа: изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности: § модальная гармония эпохи средневековья, Ars nova, Возрождения; § мелодическая основа лада, многоладовость, модальные функции (финалес – конечный, реперкусса – господствующий тоны, вводные субтоны и субполутоны); § заключительные созвучия, монодические каденции (медиация, открытая и закрытая каденции, клаузула), гармоническая клаузула, каденционный план; § интервальная концепция вертикали, линеарно-мелодическая логика связи созвучий; § смешение модальной гармонии и двуладовой системы мажора и минора. Практические задания: Задание 1. Выполните гармонический анализ трех приведенных ниже фрагментов доклассических произведений по предлагаемому ниже плану: 1) сыграйте музыкальный фрагмент на музыкальном инструменте; 2) определите и укажите характер музыки, ее жанр, эпоху, стиль, состав исполнителей (песня с сопровождением, произведение для фортепиано, для инструмента соло или с сопровождением, хоровое произведение для смешанного или однородного состава и т.д.); 3) определите ладовую основу, тональный план, форму, фактуру фрагмента; 4) последовательно разберите интервальную вертикаль, подпишите наиболее выразительные интервалы; 5) охарактеризуйте заключительные созвучия; 6) укажите на наличие смешения модальной гармонии и двуладовой системы мажора и минора (если имеется): а) Ж. Депре. Месса «Pange lingua». Incarnatus
б) О. Лассо. Покаянный псалом IV
в) Г. Дюфэ. Уж гаснет день
Задание 2. Письменно гармонизуйте предлагаемые ниже мелодии с использованием отклонения и модуляции: а)
б)
Задание 3. Запишите цифровку гармонической последовательности с модуляцией во втором предложении в тональность I степени родства, используя альтерацию аккордов доминантовой группы. Исполните ее на музыкальном инструменте в тональностях мажора и параллельного минора с одним ключевым знаком. Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Является ли гармония ладовой основой в доклассических музыкальных образцах? 2. Какую роль выполнял звукоряд в музыке Средневековья и Возрождения? 3. В чем состоит линеарно-мелодическая логика связи созвучий? 4. В чем заключается особенность вертикали в музыкальных произведениях Средневековья и Возрождения? 5. Что означают термины «финалес», «реперкусса», вводные «субтоны» и «субполутоны»? 6. Что исторически предшествовало появлению гармонической каденции? 7. Что такое гармоническая клаузула? Каковы ее основные разновидности? Литература: 1. Баранова Т.В. Проблемы модальной гармонии в современном учебном курсе /В сб. «Современная музыка в теоретических курсах вуза», М., 1980. 2. Холопов Ю.Н. Модальная гармония /В сб. «Музыкальное искусство», Ташкент, 1982. 3. История гармонических стилей. Зарубежная музыка доклассического периода /Сб. статей, М., 1987.
Лабораторная работа № 18
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 1194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.252.21 (0.009 с.) |