Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ характерных особенностей гармонии композиторов XX в.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Объем учебного времени – 2 часа
Учебная тема: Основные черты гармонии в современной музыке. Цель: выявить основные черты гармонии современной музыки, ознакомиться с анализом характерных особенностей гармонии композиторов XX в., а также продолжить закрепление навыков и умений решения задач и исполнения классических гармонических последовательностей. Подготовительная работа: изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности: § особые состояния тональности (рыхлая, колеблющаяся, диссонантная, переменная, снятая и т.д.); § законы гармонии: закон вертикали (эмансипация диссонанса), закон горизонтали (эмансипация хроматики), закон функционального значения релятивных элементов (релятивность в условиях плюрализма систем, т.е. отказ от доминирования классической системы мажора и минора); § главный принцип гармонии XX в. – система гармонических отношений на основе целесообразно избранного центрального элемента (интонационная звуковая группа, аккорд, ладовый звукоряд, серия, звучность и т.д.); § абстрактная система функций: центральный элемент, главные, производные и побочные, контрастные элементы (производные или вновь вводимые); § хроматическая тональность, вертикаль (моноаккорды, полиаккорды, полифоническая вертикаль, соноры), линеарность, модальность (натуральные, миксодиатонические лады; модально окрашенная гармония). Практические задания: Задание 1. Сделайте письменный гармонический анализ трех приведенных ниже фрагментов, опираясь на предлагаемый ниже план: 1) найдите гармонические элементы, подлежащие анализу; 2) исследуйте свойства этих элементов с точки зрения их непосредственной выразительности, интервалики, сонорики, внутренней структуры; 3) выявите связи между элементами по характеру, технике (наличие повторности и контраста):
а) Б. Бриттен. Военный реквием. Kyrie eleison
б) П. Хиндемит. Симфония «Художник Матис», II часть
в) С. Прокофьев. Мимолетности, № 10
Задание 2 (на повторение). Гармонизуйте следующие мелодии с модуляцией в тональности I степени родства: а) б)
Задание 3 (на повторение). Сочините и исполните цифровки с модуляцией в тональность I степени родства и альтерацией аккордов доминантовой группы в тональностях мажора и минора с четырьмя ключевыми знаками. Задание 4. Приведите нотные фрагменты из музыкальных произведений композиторов XX века с указанием особенностей современной гармонии. Литература: 1. Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии. М.: Музыка, 2005. 2. Холопов Ю.Н. Гармонический анализ: В 3-х частях. Ч. II. М.: Музыка, 2001. 190 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ
1.Практические указания и примеры решения задач
1.1. Примерный план решения задач 1. Исполнить мелодию задачи. 2. Определить главную тональность и наличие модуляции или отклонения. 3. Гармонизовать кадансы. 4. Обратить внимание на скачки в мелодии, классифицировать их и гармонизовать. 5. Гармонизовать характерные мелодические обороты соответствующими типовыми аккордовыми последовательностями. 6. Оставшиеся звуки гармонизовать в соответствии с контекстом гармонического движения. 7. Исходя из намеченного плана, вначале под мелодией подписать цифровые обозначения аккордов, а затем выполнить их соединение. 8. При гармонизации скачков терцовых тонов голосоведение можно выполнить одновременно с записью цифровки. 9. Если окажется, что использование какого-либо аккорда нарушает правила голосоведения, то следует заменить его на другой. 1.2.Примеры решения задач с методическими рекомендациями Для наглядного примера реализации выше предлагаемого плана приводим примерный вариант гармонизации мелодии*:
__________________________ * В качестве примераприводится вариант гармонизации Ю.А. Допкиной [4, с.97-98].
При гармонизации мелодий с отклонениями в тональности I степени родства необходимо обращать особое внимание на голосоведение при введении побочных доминант и соблюдатьследующие условия: 1) общие звуки аккордов остаются на месте; 2) во избежание переченья хроматическое изменение диатонической ступени должно быть выполнено в каком-либо одном из голосов, например:
3) если хроматически измененный звук удвоен (например, в сопрано и басу), то при разрешении в звуки новой тоники эти голоса должны двигаться в противоположных направлениях (например, бас – на хроматический полутон вверх, сопрано – на тон или полутон вниз, или наоборот); 4) движение удвоенного звука на терцию допустимо в басу и, в виде исключения, в среднем голосе, где это «полупереченье» менее слышимо, например:
5) следует помнить, что в мажоре наиболее употребимыми являются отклонения в тональность D, отчасти – в тональность VI ступени, реже – в тональность III ступени; в каденционных участках обычны отклонения в S или SII, реже – VI ступени. 6) в миноре наиболее распространены отклонения в тональности III, d и D; в каденционных участках – отклонения в S, VI ступень или в тональность II-й низкой ступени. При гармонизации мелодий с модуляциями нужно руководствоваться следующим: 1) побочная тональность в гармонической последовательности должна быть представлена не менее, чем двумя аккордами (например, D и T); 2) некаденционные модуляции чаще возникают непосредственно после цезуры; 3) определить новую тональность во многом помогает характер и расположение опорных звуков в мелодии и появление случайных знаков альтерации, например:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.74.147 (0.009 с.) |