Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ характерных особенностей гармонии композиторов XX в.

Поиск

Объем учебного времени – 2 часа

 

Учебная тема: Основные черты гармонии в современной музыке.

Цель: выявить основные черты гармонии современной музыки, ознакомиться с анализом характерных особенностей гармонии композиторов XX в., а также продолжить закрепление навыков и умений решения задач и исполнения классических гармонических последовательностей.

Подготовительная работа: изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности:

§ особые состояния тональности (рыхлая, колеблющаяся, диссонантная, переменная, снятая и т.д.);

§ законы гармонии: закон вертикали (эмансипация диссонанса), закон горизонтали (эмансипация хроматики), закон функционального значения релятивных элементов (релятивность в условиях плюрализма систем, т.е. отказ от доминирования классической системы мажора и минора);

§ главный принцип гармонии XX в. – система гармонических отношений на основе целесообразно избранного центрального элемента (интонационная звуковая группа, аккорд, ладовый звукоряд, серия, звучность и т.д.);

§ абстрактная система функций: центральный элемент, главные, производные и побочные, контрастные элементы (производные или вновь вводимые);

§ хроматическая тональность, вертикаль (моноаккорды, полиаккорды, полифоническая вертикаль, соноры), линеарность, модальность (натуральные, миксодиатонические лады; модально окрашенная гармония).

Практические задания:

Задание 1. Сделайте письменный гармонический анализ трех приведенных ниже фрагментов, опираясь на предлагаемый ниже план:

1) найдите гармонические элементы, подлежащие анализу;

2) исследуйте свойства этих элементов с точки зрения их непосредственной выразительности, интервалики, сонорики, внутренней структуры;

3) выявите связи между элементами по характеру, технике (наличие повторности и контраста):

 

а)

Б. Бриттен. Военный реквием. Kyrie eleison

б) П. Хиндемит. Симфония «Художник Матис», II часть

 

в) С. Прокофьев. Мимолетности, № 10

Задание 2 (на повторение). Гармонизуйте следующие мелодии с модуляцией в тональности I степени родства:

а)

б)

 

Задание 3 (на повторение). Сочините и исполните цифровки с модуляцией в тональность I степени родства и альтерацией аккордов доминантовой группы в тональностях мажора и минора с четырьмя ключевыми знаками.

Задание 4. Приведите нотные фрагменты из музыкальных произведений композиторов XX века с указанием особенностей современной гармонии.

Литература:

1. Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии. М.: Музыка, 2005.

2. Холопов Ю.Н. Гармонический анализ: В 3-х частях. Ч. II. М.: Музыка, 2001. 190 с.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПРИМЕРЫ

РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ

 

1.Практические указания и примеры решения задач

 

1.1. Примерный план решения задач

1. Исполнить мелодию задачи.

2. Определить главную тональность и наличие модуляции или отклонения.

3. Гармонизовать кадансы.

4. Обратить внимание на скачки в мелодии, классифицировать их и гармонизовать.

5. Гармонизовать характерные мелодические обороты соответствующими типовыми аккордовыми последовательностями.

6. Оставшиеся звуки гармонизовать в соответствии с контекстом гармонического движения.

7. Исходя из намеченного плана, вначале под мелодией подписать цифровые обозначения аккордов, а затем выполнить их соединение.

8. При гармонизации скачков терцовых тонов голосоведение можно выполнить одновременно с записью цифровки.

9. Если окажется, что использование какого-либо аккорда нарушает правила голосоведения, то следует заменить его на другой.

1.2.Примеры решения задач с методическими рекомендациями

Для наглядного примера реализации выше предлагаемого плана приводим примерный вариант гармонизации мелодии*:

 

__________________________

* В качестве примераприводится вариант гармонизации Ю.А. Допкиной [4, с.97-98].

При гармонизации мелодий с отклонениями в тональности I степени родства необходимо обращать особое внимание на голосоведение при введении побочных доминант и соблюдатьследующие условия:

1) общие звуки аккордов остаются на месте;

2) во избежание переченья хроматическое изменение диатонической ступени должно быть выполнено в каком-либо одном из голосов, например:

 

 

3) если хроматически измененный звук удвоен (например, в сопрано и басу), то при разрешении в звуки новой тоники эти голоса должны двигаться в противоположных направлениях (например, бас – на хроматический полутон вверх, сопрано – на тон или полутон вниз, или наоборот);

4) движение удвоенного звука на терцию допустимо в басу и, в виде исключения, в среднем голосе, где это «полупереченье» менее слышимо, например:

 

 

5) следует помнить, что в мажоре наиболее употребимыми являются отклонения в тональность D, отчасти – в тональность VI ступени, реже – в тональность III ступени; в каденционных участках обычны отклонения в S или SII, реже – VI ступени.

6) в миноре наиболее распространены отклонения в тональности III, d и D; в каденционных участках – отклонения в S, VI ступень или в тональность II-й низкой ступени.

При гармонизации мелодий с модуляциями нужно руководствоваться следующим:

1) побочная тональность в гармонической последовательности должна быть представлена не менее, чем двумя аккордами (например, D и T);

2) некаденционные модуляции чаще возникают непосредственно после цезуры;

3) определить новую тональность во многом помогает характер и расположение опорных звуков в мелодии и появление случайных знаков альтерации, например:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.74.147 (0.009 с.)