![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ характерных особенностей гармонии композиторов XX в.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Объем учебного времени – 2 часа
Учебная тема: Основные черты гармонии в современной музыке. Цель: выявить основные черты гармонии современной музыки, ознакомиться с анализом характерных особенностей гармонии композиторов XX в., а также продолжить закрепление навыков и умений решения задач и исполнения классических гармонических последовательностей. Подготовительная работа: изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности: § особые состояния тональности (рыхлая, колеблющаяся, диссонантная, переменная, снятая и т.д.); § законы гармонии: закон вертикали (эмансипация диссонанса), закон горизонтали (эмансипация хроматики), закон функционального значения релятивных элементов (релятивность в условиях плюрализма систем, т.е. отказ от доминирования классической системы мажора и минора); § главный принцип гармонии XX в. – система гармонических отношений на основе целесообразно избранного центрального элемента (интонационная звуковая группа, аккорд, ладовый звукоряд, серия, звучность и т.д.); § абстрактная система функций: центральный элемент, главные, производные и побочные, контрастные элементы (производные или вновь вводимые); § хроматическая тональность, вертикаль (моноаккорды, полиаккорды, полифоническая вертикаль, соноры), линеарность, модальность (натуральные, миксодиатонические лады; модально окрашенная гармония). Практические задания: Задание 1. Сделайте письменный гармонический анализ трех приведенных ниже фрагментов, опираясь на предлагаемый ниже план: 1) найдите гармонические элементы, подлежащие анализу; 2) исследуйте свойства этих элементов с точки зрения их непосредственной выразительности, интервалики, сонорики, внутренней структуры; 3) выявите связи между элементами по характеру, технике (наличие повторности и контраста):
а) Б. Бриттен. Военный реквием. Kyrie eleison б) П. Хиндемит. Симфония «Художник Матис», II часть
в) С. Прокофьев. Мимолетности, № 10 Задание 2 (на повторение). Гармонизуйте следующие мелодии с модуляцией в тональности I степени родства: а) б)
Задание 3 (на повторение). Сочините и исполните цифровки с модуляцией в тональность I степени родства и альтерацией аккордов доминантовой группы в тональностях мажора и минора с четырьмя ключевыми знаками.
Задание 4. Приведите нотные фрагменты из музыкальных произведений композиторов XX века с указанием особенностей современной гармонии. Литература: 1. Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии. М.: Музыка, 2005. 2. Холопов Ю.Н. Гармонический анализ: В 3-х частях. Ч. II. М.: Музыка, 2001. 190 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ
1.Практические указания и примеры решения задач
1.1. Примерный план решения задач 1. Исполнить мелодию задачи. 2. Определить главную тональность и наличие модуляции или отклонения. 3. Гармонизовать кадансы. 4. Обратить внимание на скачки в мелодии, классифицировать их и гармонизовать. 5. Гармонизовать характерные мелодические обороты соответствующими типовыми аккордовыми последовательностями. 6. Оставшиеся звуки гармонизовать в соответствии с контекстом гармонического движения. 7. Исходя из намеченного плана, вначале под мелодией подписать цифровые обозначения аккордов, а затем выполнить их соединение. 8. При гармонизации скачков терцовых тонов голосоведение можно выполнить одновременно с записью цифровки. 9. Если окажется, что использование какого-либо аккорда нарушает правила голосоведения, то следует заменить его на другой. 1.2.Примеры решения задач с методическими рекомендациями Для наглядного примера реализации выше предлагаемого плана приводим примерный вариант гармонизации мелодии*:
__________________________ * В качестве примераприводится вариант гармонизации Ю.А. Допкиной [4, с.97-98]. При гармонизации мелодий с отклонениями в тональности I степени родства необходимо обращать особое внимание на голосоведение при введении побочных доминант и соблюдатьследующие условия: 1) общие звуки аккордов остаются на месте; 2) во избежание переченья хроматическое изменение диатонической ступени должно быть выполнено в каком-либо одном из голосов, например:
3) если хроматически измененный звук удвоен (например, в сопрано и басу), то при разрешении в звуки новой тоники эти голоса должны двигаться в противоположных направлениях (например, бас – на хроматический полутон вверх, сопрано – на тон или полутон вниз, или наоборот);
4) движение удвоенного звука на терцию допустимо в басу и, в виде исключения, в среднем голосе, где это «полупереченье» менее слышимо, например:
5) следует помнить, что в мажоре наиболее употребимыми являются отклонения в тональность D, отчасти – в тональность VI ступени, реже – в тональность III ступени; в каденционных участках обычны отклонения в S или SII, реже – VI ступени. 6) в миноре наиболее распространены отклонения в тональности III, d и D; в каденционных участках – отклонения в S, VI ступень или в тональность II-й низкой ступени. При гармонизации мелодий с модуляциями нужно руководствоваться следующим: 1) побочная тональность в гармонической последовательности должна быть представлена не менее, чем двумя аккордами (например, D и T); 2) некаденционные модуляции чаще возникают непосредственно после цезуры; 3) определить новую тональность во многом помогает характер и расположение опорных звуков в мелодии и появление случайных знаков альтерации, например:
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.52.170 (0.01 с.) |