А. Даргомыжский. Романс «Лихорадушка» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Даргомыжский. Романс «Лихорадушка»



Не спеша

d-moll F-dur

 

Следует помнить, что с использованием приемов модулирования даже простая диатоническая мелодия с поступенным движением может иметь большое количество вариантов гармонизации, например:

 

Приводим пример выполненной гармонической задачи с отклонениями из тональности e-moll в тональности S, III и VI ступеней:

 

VII56 t6 – VII7 t – S6 DDVII56 – DD7 D – D34 (к s)

s – D34(к III) III – D56 VI – II34 К46 – D9 t

2. Методические указания и пример выполнения

Гармонического анализа

 

2.1. Примерный план гармонического анализа

1. Сыграйте музыкальный фрагмент на музыкальном инструменте.

2. Определите характер музыки, ее жанр, эпоху, стиль, предполагаемого композитора, состав исполнителей (песня с сопровождением, произведение для фортепиано, для инструмента соло или с сопровождением, хоровое произведение для смешанного или однородного состава и т.д.).

3. Определите тональный план (главную и тональность модуляции), форму, фактуру фрагмента.

4. Последовательно разберите функции гармонической вертикали и подпишите их соответственно под каждым аккордом.

5. Выпишите схему музыкального фрагмента по тактам с указанием (сверху) номера каждого такта и плана гармонического развития (поаккордовый анализ).

6. Отметьте наличие модуляции и способ ее осуществления: выделите разделы модуляции, подчеркните аккорды, с помощью которых происходит переход в другую тональность, далее (в тексте анализа) укажите гармонии общего и модулирующего аккордов.

7. Подчеркните характерные особенности гармонического языка и их связь с образным содержанием музыкального произведения.

 

Пример гармонического анализа музыкального фрагмента

В качестве примера для гармонического анализа предлагаем рассмотреть фрагмент Вальса П.И. Чайковского из Серенады для струнного оркестра:

Moderato. Tempo di Valse

1 2 3 4 5 6

 

7 8 9 10 11 12

 

Перед исполнением фрагмента на музыкальном инструменте следует обратить внимание на темповые указания, после чего в умеренном темпе вальса проиграть данный фрагмент.

Следует указать, что характер музыки отличается танцевальностью, светлым романтическим колоритом, что обусловлено жанровой принадлежностью музыкального фрагмента, закругленностью четырехтактовых фраз, плавностью восходящего с грациозными скачками и волнообразного движения мелодии, которое осуществляется преимущественно ровными четвертными и половинными длительностями.

Необходимо отметить, что все это вполне соответствует романтическому стилю музыки второй половины XIX века, когда жил и творил П.И. Чайковский (1840 – 1893). Именно эта эпоха принесла огромную популярность жанру вальса, который проникает в то время даже в такие крупные произведения, как симфонии. В данном случае этот жанр представлен в концертном произведении для струнного оркестра.

В целом анализируемый фрагмент представляет собой период, состоящий из 20 тактов и расширенный во втором предложении (8+8+4=20). Гомофонно-гармоническая фактура выбрана композитором в полном соответствии с уже обозначенным жанром, поэтому на первый план выступает выразительное значение мелодии. Однако гармония не только выполняет функциональную поддержку, но и является средством формообразования и развития. Общая направленность развития в данном законченном построении во многом определяется его тональным планом.

Далее следует перейти к анализу первого предложения.

Первое предложение тонально устойчиво (G-dur), состоит из двух квадратных четырехтактовых фраз и заканчивается на доминанте главной тональности:

 

1 2 3 4 5 6

T - - T DD2 T - -T - - T D T46 T6 - -

7 8

D D7 - D9

 

В гармонии используются только автентические тонико-доминантовые обороты, утверждающие главную тональность G-dur.

Второе предложение (8–20 такты) представляет собой единую неделимую продолжительную фразу из 8-ми тактов, к которой добавляется четырехтактовое дополнение, возникающее как следствие внутреннего насыщенного тонального движения. Во второй половине второго предложения происходит отклонение в тональность доминанты (12–15 такты):

 

7 8 9 10 11 (D-dur) 12

D D7 D9 D T Т2 S6 S56 S6 D56 - - T=S - - #1DD56

 

13 14 15 16 17 18 19 20

К46 - - D2 T6(D-dur) S - - К46 - - D7 - - T - - T

Схема гармонического развития анализируемого музыкального фрагмента будет выглядеть следующим образом:

 

1 2 3 V 4 5 6 7 V 8 910

3/4 T T - | DD2 - - | T T - | T - - | T D T | T6 - - | D D7 - | D9 D T6 | S6 VI S6 | D65 - -|

 

11 12 13 14 15 V 16 17 18 19 20

| T - - | #1D65 к A-dur | К64 - - | D2 к D-dur | T6 (D-dur) | S - - | К46 - -| D7 - - | T - - | T ||

 

Отклонение (12–15 такты) осуществляется посредством введения каденции, которой предшествует общий аккорд (T=S) и двойная доминанта в виде #1D7 к A-dur, но она не разрешается, а переходит в кадансовый квартсекстаккорд, D2c разрешением в T6 новой тональности (D-dur).

Модуляция, подготовленная отклонением, повторяет кадансовый оборот, который уже использовался в отклонении, но завершается построение иначе – заключительной полной автентической совершенной каденцией, в отличие от автентической несовершенной каденцией в отклонении и половинной автентической несовершенной каденцией в конце первого предложения.

Таким образом, следует отметить, что все развитие гармонической вертикали в данном фрагменте выполняет формообразующую роль и соответствует общей направленности развития музыкального образа. Не случайно, что кульминация всей темы приходится на самый напряженный момент (19 такт). В мелодии она подчеркивается восходящим скачком на септиму, в гармонии – доминантовым септаккордом с последующим разрешением его в тонику как завершение музыкальной мысли.

3. Методические указания и примеры



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.009 с.)