Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А. Даргомыжский. Романс «Лихорадушка»↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Не спеша
d-moll F-dur
Следует помнить, что с использованием приемов модулирования даже простая диатоническая мелодия с поступенным движением может иметь большое количество вариантов гармонизации, например:
Приводим пример выполненной гармонической задачи с отклонениями из тональности e-moll в тональности S, III и VI ступеней:
VII56 t6 – VII7 t – S6 DDVII56 – DD7 D – D34 (к s)
s – D34(к III) III – D56 VI – II34 К46 – D9 t 2. Методические указания и пример выполнения Гармонического анализа
2.1. Примерный план гармонического анализа 1. Сыграйте музыкальный фрагмент на музыкальном инструменте. 2. Определите характер музыки, ее жанр, эпоху, стиль, предполагаемого композитора, состав исполнителей (песня с сопровождением, произведение для фортепиано, для инструмента соло или с сопровождением, хоровое произведение для смешанного или однородного состава и т.д.). 3. Определите тональный план (главную и тональность модуляции), форму, фактуру фрагмента. 4. Последовательно разберите функции гармонической вертикали и подпишите их соответственно под каждым аккордом. 5. Выпишите схему музыкального фрагмента по тактам с указанием (сверху) номера каждого такта и плана гармонического развития (поаккордовый анализ). 6. Отметьте наличие модуляции и способ ее осуществления: выделите разделы модуляции, подчеркните аккорды, с помощью которых происходит переход в другую тональность, далее (в тексте анализа) укажите гармонии общего и модулирующего аккордов. 7. Подчеркните характерные особенности гармонического языка и их связь с образным содержанием музыкального произведения.
Пример гармонического анализа музыкального фрагмента В качестве примера для гармонического анализа предлагаем рассмотреть фрагмент Вальса П.И. Чайковского из Серенады для струнного оркестра: Moderato. Tempo di Valse 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12
Перед исполнением фрагмента на музыкальном инструменте следует обратить внимание на темповые указания, после чего в умеренном темпе вальса проиграть данный фрагмент. Следует указать, что характер музыки отличается танцевальностью, светлым романтическим колоритом, что обусловлено жанровой принадлежностью музыкального фрагмента, закругленностью четырехтактовых фраз, плавностью восходящего с грациозными скачками и волнообразного движения мелодии, которое осуществляется преимущественно ровными четвертными и половинными длительностями. Необходимо отметить, что все это вполне соответствует романтическому стилю музыки второй половины XIX века, когда жил и творил П.И. Чайковский (1840 – 1893). Именно эта эпоха принесла огромную популярность жанру вальса, который проникает в то время даже в такие крупные произведения, как симфонии. В данном случае этот жанр представлен в концертном произведении для струнного оркестра. В целом анализируемый фрагмент представляет собой период, состоящий из 20 тактов и расширенный во втором предложении (8+8+4=20). Гомофонно-гармоническая фактура выбрана композитором в полном соответствии с уже обозначенным жанром, поэтому на первый план выступает выразительное значение мелодии. Однако гармония не только выполняет функциональную поддержку, но и является средством формообразования и развития. Общая направленность развития в данном законченном построении во многом определяется его тональным планом. Далее следует перейти к анализу первого предложения. Первое предложение тонально устойчиво (G-dur), состоит из двух квадратных четырехтактовых фраз и заканчивается на доминанте главной тональности:
1 2 3 4 5 6 T - - T DD2 T - -T - - T D T46 T6 - - 7 8
D D7 - D9
В гармонии используются только автентические тонико-доминантовые обороты, утверждающие главную тональность G-dur. Второе предложение (8–20 такты) представляет собой единую неделимую продолжительную фразу из 8-ми тактов, к которой добавляется четырехтактовое дополнение, возникающее как следствие внутреннего насыщенного тонального движения. Во второй половине второго предложения происходит отклонение в тональность доминанты (12–15 такты):
7 8 9 10 11 (D-dur) 12 D D7 D9 D T Т2 S6 S56 S6 D56 - - T=S - - #1DD56
13 14 15 16 17 18 19 20 К46 - - D2 T6(D-dur) S - - К46 - - D7 - - T - - T Схема гармонического развития анализируемого музыкального фрагмента будет выглядеть следующим образом:
1 2 3 V 4 5 6 7 V 8 910 3/4 T T - | DD2 - - | T T - | T - - | T D T | T6 - - | D D7 - | D9 D T6 | S6 VI S6 | D65 - -|
11 12 13 14 15 V 16 17 18 19 20 | T - - | #1D65 к A-dur | К64 - - | D2 к D-dur | T6 (D-dur) | S - - | К46 - -| D7 - - | T - - | T ||
Отклонение (12–15 такты) осуществляется посредством введения каденции, которой предшествует общий аккорд (T=S) и двойная доминанта в виде #1D7 к A-dur, но она не разрешается, а переходит в кадансовый квартсекстаккорд, D2c разрешением в T6 новой тональности (D-dur). Модуляция, подготовленная отклонением, повторяет кадансовый оборот, который уже использовался в отклонении, но завершается построение иначе – заключительной полной автентической совершенной каденцией, в отличие от автентической несовершенной каденцией в отклонении и половинной автентической несовершенной каденцией в конце первого предложения. Таким образом, следует отметить, что все развитие гармонической вертикали в данном фрагменте выполняет формообразующую роль и соответствует общей направленности развития музыкального образа. Не случайно, что кульминация всей темы приходится на самый напряженный момент (19 такт). В мелодии она подчеркивается восходящим скачком на септиму, в гармонии – доминантовым септаккордом с последующим разрешением его в тонику как завершение музыкальной мысли. 3. Методические указания и примеры
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 703; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.124.49 (0.008 с.) |