Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ гармонического строения музыкального периода.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Построение серединных и заключительных каденций Объем учебного времени – 2 часа
Учебная тема: Гармоническое строение музыкального периода. Кадансы и их классификация. Цель: изучить особенности гармонического строения музыкального периода, виды его каденций и выявить функциональную логику составляющих его аккордов; закрепить навыки гармонического анализа периода. Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности: § музыкальное построение, цезура, период (квадратный, с равнодлительными предложениями, единого строения), предложение; § каденция; серединные и заключительные, устойчивые (автентические, плагальные и полные) и неустойчивые (половинные автентические и плагальные), совершенные и несовершенные каденции; § кадансовый оборот, его функциональность, строение, метрические условия применения, аккордовая подготовка, перемещение, значение. Практические задания: Задание 1. Приведите из репертуара по музыкальному инструменту, дирижированию или из музыкальной литературы по одному примеру с автентической, плагальной, полной, половинной автентической, половинной плагальной, совершенной и несовершенной каденциями. Запишите эти фрагменты с примерами каденций (предложений или фраз), указав автора, название произведения (его часть, раздел, тему) и вид каденции. Задание 2. Запишите четырехголосно и исполните на музыкальном инструменте в тональностях мажора и минора до двух ключевых знаков включительно предлагаемый ниже кадансовый оборот в разных мелодических положениях первого аккорда: K46 – D – T(t). Задание 3. Расставьте функции в предлагаемых ниже периодах; определите местоположение и вид каденций, гармонизуйте их:
а)
б) Задание 4. Исполните (или прослушайте) предлагаемый пример:
Ж.-Б. Люлли. Гавот Moderato
Сделайте письменный гармонический анализ данного музыкального примера по указанному выше плану (см. лаб. работу № 1, задание 4). Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Что такое период и предложение? 2. Какие внутренние синтаксические структуры включает период? 3. Что такое квадратный и неквадратный период? 4. Какие существуют основные разновидности неквадратного периода? 5. Какова функциональная логика распределения аккордов в периоде? 6. Чем завершаются предложения периода? 7. Каковы функциональность, строение, удвоение, метрические условия применения кадансового квартсекстаккорда? 8. Как подготавливается и перемещается кадансовый квартсекстаккорд? 9. Что такое кадансовый оборот, или каданс? 10. Каковы основные виды каденций? 11. В чем отличие между автентическим и плагальным кадансом? Литература: Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии, М.: Музыка, 2005. С. 46 – 60 (темы № 8 и 9). Лабораторная работа № 3 Приемы и навыки соединения главных и побочных Трезвучий Объем учебного времени – 2 часа
Учебная тема: Трезвучия главных и побочных ступеней, способы их соединения, перемещения. Цель: освоить приемы и навыки соединения главных и побочных трезвучий, развивать аналитические умения. Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности: § соединение основных трезвучий: плавное и скачкообразное движение голосов; виды совместного движения двух голосов аккорда (прямое, противоположное, косвенное, параллельное); кварто-квинтовое, терцовое и секундовое соотношение трезвучий; гармоническое и мелодическое соединение трезвучий; § последовательность и правила гармонизации мелодии трезвучиями; § перемещение аккорда; § побочные трезвучия II, III и VI ступеней: функция, подготовка, разрешение, удвоения, голосоведение. Прерванный оборот как разновидность эллипсиса. Практические задания: Задание 1. Запишите и исполните на музыкальном инструменте в тональностях мажора с одним ключевым знаком (четырехголосное изложение, гармоническое соединение, тесное и широкое расположение, в мелодических положениях начального аккорда первой, третьей и пятой ступеней лада) следующий гармонический оборот: T – S – T – D – T. Задание 2. Соедините, запишите и исполните в указанных тональностях обозначенные виды соединения пар трезвучий следующих ступеней лада: а) I–IV, I–V, II–V – в тональности A-dur (гармонически); б) VI–II – в тональности F-dur (гармонически и мелодически); в) V–VI – в тональности e-moll (мелодически); г) I–V – в тональности d-moll (со скачками терций в мелодии); д) VI–II, II–V – в тональности G-dur (со скачками терций в теноре). Задание 3. Письменно гармонизуйте мелодии трезвучиями кварто-квинтового и секундового соотношений: а) (трезвучиями кварто-квинтового соотношения) б) (трезвучиями секундового соотношения)
в) (все виды соотношений)
Задание 4. Исполните (или прослушайте) и сделайте письменный гармонический анализ музыкального примера по приведенному выше плану (см. лаб. работу 1, задание 4):
В. Моцарт. Соната № 11 для фортепиано, А-dur, ор. 331, I ч Andante grazioso
Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Каким образом соединяются трезвучия кварто-квинтового соотношения? 2. Как перейти из тесного расположения в широкое при соединении двух трезвучий кварто-квинтового соотношения? 3. Как гармонизовать восходящие и нисходящие скачки терций в мелодии при соединении главных трезвучий кварто-квинтового соотношения? 4. Возможны ли скачки терций в теноре при соединении двух трезвучий, как при этом меняется расположение трезвучий? 5. В чем состоит особенность соединения трезвучий секундового соотношения? 6. В каком направлении двигается бас по отношению к верхним голосам при секундовом соотношении трезвучий? 7. Возможно ли при соединении трезвучий секундового соотношения удвоение терции, в каком случае оно обязательно? 8. Как соединяются трезвучия терцового соотношения? 9. Какие случаи голосоведения могут при этом возникать? Литература: Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии, М.: Музыка, 2005. С. 24 – 38, 43 – 45, 122 – 124, 129 – 135, 165 (темы №№ 3 – 5, 7, 18-Б, 20, 24-Б). Лабораторная работа № 4
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 631; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.169.14 (0.008 с.) |