Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ типов и видов фактуры музыкальной ткани↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГАРМОНИЯ» Для студентов очной формы обучения направления 05060062 – Художественное образование (540700), профиля «Музыкально-компьютерные технологии» (540710)
Екатеринбург 2007 Лабораторный практикум по дисциплине «Гармония» (ГОС – 2005). Екатеринбург, 2007. 64 с.
Настоящий лабораторный практикум составлен в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом направления 540600 – Художественное образование (540700) для квалификации 05060062 – бакалавр художественного образования и учебным планом профиля «Музыкально-компьютерные технологии» (540710). Составитель – канд. пед. наук, доц. Н.И. Буторина
Одобрен на заседании кафедры музыкально-компьютерных технологий. Протокол от 22.02.07 № 11.
Заведующая кафедрой Е.Ю. Глазырина
Рекомендован учебно-методической комиссией отделения музыкально-компьютерных технологий. Протокол от 22.02.07 № 6.
Председатель учебно-методической комиссии ОМЗ Е.Ю. Глазырина
© Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2007 СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………….……………………...…………………………..4 Лабораторные работы …………………………………………………………..6 Лабораторная работа № 1……………………….……………………..……6 Лабораторная работа № 2…………………………………………….......…8 Лабораторная работа № 3……………………...……………….………….10 Лабораторная работа № 4…………………………...……………………..12 Лабораторная работа № 5……………………………...…………………..14 Лабораторная работа № 6……………………………...…………………..17 Лабораторная работа № 7…………………………...……………………..19 Лабораторная работа № 8……………………………...…………………..22 Лабораторная работа № 9……………………………...…………………..24 Лабораторная работа № 10……………………………………………...…28 Лабораторная работа № 11………………………………...………………31 Лабораторная работа № 12…………………………………..……….……33 Лабораторная работа № 13……………………………………...…………35 Лабораторная работа № 14………………………….…………..…………38 Лабораторная работа № 15…………………………..………..…...………40 Лабораторная работа № 16………………………….………….….………42 Лабораторная работа № 17…………………………..……….……………45 Лабораторная работа № 18………………………….…………..…………48 Лабораторная работа № 19…………………………..………………….…50 Лабораторная работа № 20………………………….………………..……51 Методические указания и примеры решения заданий …………….……...54 Литература ……………………………………………..………………….…….63
ВВЕДЕНИЕ
Представленные в лабораторном практикуме работы предназначены для теоретического и практического освоения содержания учебной дисциплины «Гармония», а так же для организации контроля и самоконтроля за результатами самостоятельной работы студентов. Представленные лабораторные работы охватывают содержание учебного материала по всем двадцати учебным темам рабочей программы по дисциплине «Гармония». По сравнению с рабочей программой в данных лабораторных работах темы укрупнены, а их содержание дополнено, обогащено и конкретизировано в связи с необходимостью более углубленного изучения настоящей музыкально-теоретической дисциплины. Для закрепления знаний, умений и навыков в лабораторных работах разработаны разнообразные виды самостоятельной работы студентов. Все лабораторные работы выполняются и оформляются по единому образцу: § формулировка названия лабораторной работы и соответствующей ей темы учебной дисциплины; § описание подготовительной работы студента, необходимой для успешного самостоятельного выполнения практических заданий; § содержание практических заданий на построение гармонических оборотов и гармонический анализ музыкальных произведений; § контрольные вопросы для закрепления знаний, умений и навыков по соответствующей учебной теме; § список литературы, необходимой для усвоения содержания учебной темы и выполнения предлагаемых заданий. Задания первой лабораторной работы нацелены на изучение различных видов фактуры музыкальной ткани. Задания второй лабораторной работы направлены на освоение студентами приемов и навыков построения и исполнения серединных и заключительных каденций, а так же гармонического анализа музыкального периода. В третьей лабораторной работе задания помогают обучающимся овладеть приемами и навыками соединения главных и побочных трезвучий. Задания четвертой лабораторной работы нацелены на изучение и закрепление студентами знаний, умений и навыков построения секстаккордов главных и побочных ступеней, а также на развитие аналитических умений при разборе гармонической вертикали в музыкальных примерах с использованием этих септаккордов. В заданиях пятой лабораторной работы обучающиеся овладевают приемами соединения гармонии в оборотах с проходящими и вспомогательными аккордами. Задания шестой лабораторной работы направлены на изучение способов мелодического и гармонического соединения аккордов при гармонизации баса. С помощью заданий седьмой лабораторной работы обучающиеся осваивают способы применения и разрешения главных септаккордов в гармонических оборотах и примерах на гармонизацию мелодий, а также правила соединения и голосоведения при введении второстепенных септаккордов. Задания восьмой лабораторной работы помогают студентам овладевать специфическими приемами применения тонического и доминантового органных пунктов. В девятой лабораторной работе задания нацелены на овладение обучающимися умениями и навыками гармонизации мелодий русских народных песен. Задания десятой лабораторной работы направлены на изучение модуляции и ее видов, а также степени родства тональностей. В одиннадцатой лабораторной работе задания помогают обучающимся освоить способы применения модуляционного оборота при переходе в тональность I степени родства. В двенадцатой лабораторной работе задания направлены на выявление характерных признаков альтерации в мажоре и миноре. В тринадцатой лабораторной работе задания помогают студентам совершенствовать аналитические умения и навыки при разборе музыкальных примеров с аккордами альтерированной субдоминанты. Задания четырнадцатой лабораторной работы нацелены на анализ и освоение способов применения альтерированной доминанты в гармонии. Задания пятнадцатой лабораторной работы помогают студентам закрепить способы отклонения через побочные субдоминанты и доминанты. Лабораторная работа № 16 является итоговой и направлена на закрепление полученных студентами знаний и умений в процессе освоения основного раздела учебной дисциплины «Гармония» – «Основные гармонические закономерности». Выполнение заданий в лабораторных работах №№ 17–20 навыявление особенностей исторического развития гармонии ориентирует студентов на интеграцию их знаний и умений. Кроме того, данные работы нацелены на организацию повторения обучающимися уже освоенного содержания данной учебной дисциплины. Для выполнения лабораторного практикума первокурсникам необходимы две нотные тетради: тетрадь № 1 – для выполнения лабораторных работ с нечетными номерами и тетрадь № 2 – для выполнения лабораторных работ с четными номерами. Обязательным требованием к выполнению лабораторных работ является запись нотного текста (как минимум из двух заданий каждой лабораторной работы) в любой компьютерной программе. Набранные в нотном редакторе примеры должны быть аккуратно включены в текст лабораторных работ в соответствии с их порядковым номером. Лабораторные работы должны выполняться студентами систематически (еженедельно) на аудиторных занятиях и своевременно сдаваться преподавателю на проверку после домашней доработки, но не позднее, чем через неделю с момента начала работы на аудиторном занятии. Исключение составляют лабораторные работы № 7 и № 11, на каждую из которых отводится по 4 часа аудиторного времени и две недели для самостоятельной работы с момента начала их выполнения. Последняя лабораторная работа должна быть сдана не позднее, чем за 1 неделю до начала экзаменационной сессии во 2-ом семестре. Наличие правильно выполненных практических заданий и письменных ответов на контрольные вопросы по лабораторным работам №№ 1–20 является одним из главных условий допуска студента до итогового экзамена по дисциплине «Гармония». ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ Лабораторная работа № 1 Allegro assai
Проанализируйте первый восьмитактовый период из указанного фрагмента по предлагаемому ниже плану: 1) определите жанр и характер музыкальной темы. Перепишите восьмитактовый фрагмент данной темы, определите склад (монодический, полифонический или гомофонный) и тип фактуры (аккордовый, гомофонно-гармонический с аккордовым или каким-либо фигурационным изложением и т.п.), а также их значение для создания характера темы; 2) укажите неаккордовые звуки (при аккордовой фактуре изложения) следующими условными обозначениями: «з» – задержание, «п» – проходящий, «в» – вспомогательный, «пм» – предъем, или просто – «н» – неаккордовый звук; 3) письменно изложите в виде последовательности аккордов тесного расположения гармонический план данного фрагмента, пронумеруйте такты; 4) определите тип каждого аккорда (трезвучие, септаккорд, нонаккорд) и его вид (трезвучие, септаккорд, секстаккорд, терцквартаккорд и т.д.), указав их условное обозначение (Т56, S46, D7 и т.д.); 5) определите и обозначьте сверху буквой «К» кульминацию данного музыкального фрагмента – звук или зону наивысшего напряжения в музыке. Контрольные вопросы для самопроверки 1: 1. Что такое гармония? 2. В чем состоит отличие понятий склад и фактура? __________________________ 1 Ответы на контрольные вопросы приводятся в письменной форме. 3. Каково основное отличие между полифонией и гомофонией? 4. Назовите основные формы и виды гомофонной фактуры. 5. Какова роль фактуры в музыке? 6. В каких музыкальных жанрах вид фактуры имеет определяющее значение? 7. Что такое аккорд, как называются его звуки? 8. Как можно расположить четырехголосно звуки трезвучия в аккордовом виде гомофонной фактуры? 9. Что такое мелодическое и гармоническое соединение трезвучий? 10. Что такое мелодическое положение трезвучия? 11. Как называется простейший вид многоголосия? 12. В каких случаях происходит смена фактуры в музыкальном произведении? Литература: Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии, М.: Музыка, 2005. С. 5–30 (раздел «Введение», темы №№ 1, 2, 3).
Лабораторная работа № 2 Ж.-Б. Люлли. Гавот Moderato
Сделайте письменный гармонический анализ данного музыкального примера по указанному выше плану (см. лаб. работу № 1, задание 4). Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Что такое период и предложение? 2. Какие внутренние синтаксические структуры включает период? 3. Что такое квадратный и неквадратный период? 4. Какие существуют основные разновидности неквадратного периода? 5. Какова функциональная логика распределения аккордов в периоде? 6. Чем завершаются предложения периода? 7. Каковы функциональность, строение, удвоение, метрические условия применения кадансового квартсекстаккорда? 8. Как подготавливается и перемещается кадансовый квартсекстаккорд? 9. Что такое кадансовый оборот, или каданс? 10. Каковы основные виды каденций? 11. В чем отличие между автентическим и плагальным кадансом? Литература: Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии, М.: Музыка, 2005. С. 46 – 60 (темы № 8 и 9). Лабораторная работа № 3 Трезвучий Объем учебного времени – 2 часа
Учебная тема: Трезвучия главных и побочных ступеней, способы их соединения, перемещения. Цель: освоить приемы и навыки соединения главных и побочных трезвучий, развивать аналитические умения. Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности: § соединение основных трезвучий: плавное и скачкообразное движение голосов; виды совместного движения двух голосов аккорда (прямое, противоположное, косвенное, параллельное); кварто-квинтовое, терцовое и секундовое соотношение трезвучий; гармоническое и мелодическое соединение трезвучий; § последовательность и правила гармонизации мелодии трезвучиями; § перемещение аккорда; § побочные трезвучия II, III и VI ступеней: функция, подготовка, разрешение, удвоения, голосоведение. Прерванный оборот как разновидность эллипсиса. Практические задания: Задание 1. Запишите и исполните на музыкальном инструменте в тональностях мажора с одним ключевым знаком (четырехголосное изложение, гармоническое соединение, тесное и широкое расположение, в мелодических положениях начального аккорда первой, третьей и пятой ступеней лада) следующий гармонический оборот: T – S – T – D – T. Задание 2. Соедините, запишите и исполните в указанных тональностях обозначенные виды соединения пар трезвучий следующих ступеней лада: а) I–IV, I–V, II–V – в тональности A-dur (гармонически); б) VI–II – в тональности F-dur (гармонически и мелодически); в) V–VI – в тональности e-moll (мелодически); г) I–V – в тональности d-moll (со скачками терций в мелодии); д) VI–II, II–V – в тональности G-dur (со скачками терций в теноре). Задание 3. Письменно гармонизуйте мелодии трезвучиями кварто-квинтового и секундового соотношений: а) (трезвучиями кварто-квинтового соотношения) б) (трезвучиями секундового соотношения)
в) (все виды соотношений)
Задание 4. Исполните (или прослушайте) и сделайте письменный гармонический анализ музыкального примера по приведенному выше плану (см. лаб. работу 1, задание 4):
В. Моцарт. Соната № 11 для фортепиано, А-dur, ор. 331, I ч Andante grazioso
Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Каким образом соединяются трезвучия кварто-квинтового соотношения? 2. Как перейти из тесного расположения в широкое при соединении двух трезвучий кварто-квинтового соотношения? 3. Как гармонизовать восходящие и нисходящие скачки терций в мелодии при соединении главных трезвучий кварто-квинтового соотношения? 4. Возможны ли скачки терций в теноре при соединении двух трезвучий, как при этом меняется расположение трезвучий? 5. В чем состоит особенность соединения трезвучий секундового соотношения? 6. В каком направлении двигается бас по отношению к верхним голосам при секундовом соотношении трезвучий? 7. Возможно ли при соединении трезвучий секундового соотношения удвоение терции, в каком случае оно обязательно? 8. Как соединяются трезвучия терцового соотношения? 9. Какие случаи голосоведения могут при этом возникать? Литература: Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии, М.: Музыка, 2005. С. 24 – 38, 43 – 45, 122 – 124, 129 – 135, 165 (темы №№ 3 – 5, 7, 18-Б, 20, 24-Б). Лабораторная работа № 4 Главных и побочных ступеней Объем учебного времени – 2 часа
Учебная тема: Секстаккорды главных и побочных ступеней, способы их соединения, перемещения. Цель: освоить приемы и навыки соединения секстаккордов главных и побочных ступеней, развивать аналитические способности. Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности: § главные секстаккорды, удвоение, расположение, применение в периоде, голосоведение (параллельные квинты и октавы); § соединение главных секстаккордов с трезвучиями кварто-квинтового и секундового соотношений, перемещения, удвоения терции; скачки прим и квинт, смешанные скачки при соединении трезвучия с секстаккордом (скрытые октавы и квинты); § соединение двух секстаккордов, особенности голосоведения в миноре; § секстаккорд II6: удвоение, функциональная подготовка, соединение с аккордами D-ой группы; § секстаккорды VII6 и III6 (доминанта с секстой D6): удвоения и применение. Практические задания: Задание 1. Запишите в четырехголосном варианте (по-возможности, с гармоническим соединением аккордов) и исполните на музыкальном инструменте в тональностях с двумя ключевыми знаками следующие гармонические обороты: а) 1T – S6 – D6 – T; б) 3S – T6 – VII6 – T – D6– T; в) 5II6 – D6 –T; г) 1t6 – s6 – К46 – D6 – t. Задание 2. Приведите по одному примеру из музыкальной литературы с использованием следующих соединений: а) главных трезвучий с секстаккордами; б) секстаккордов главных трезвучий с секстаккордами; в) секстаккордов II, III, VII ступеней. Укажите автора, название произведения (часть, раздел, тему). Обозначьте данные соединения (квадратной скобкой сверху) и аккорды (снизу), исполните их. Задание 3. Письменно гармонизуйте предлагаемые мелодии: а) (с использованием секстаккордов главных трезвучий)
б) (с использованием двух секстаккордов главных трезвучий) в) (с использованием секстаккорда II ступени лада – II6)
г) (с использованием секстаккорда VII ступени лада – VII6) Задание 4. Сделайте письменный гармонический анализ предлагаемого ниже периода (см. лаб. работу 1, задание 4): Moderato assai Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Скачки каких звуков образуются при соединении секстаккордов с трезвучиями и трезвучий с секстаккордами кварто-квинтового соотношения? 2. Что удваивается чаще всего в секстаккордах главных ступеней и в секстаккордах побочных ступеней? 3. Каким может быть голосоведение трех верхних голосов при гармоническом соединении двух главных секстаккордов? 4. Возможно ли мелодическое соединение секстаккордов при плавном движении голосов? 5. Что такое скрытые октавы и квинты, когда они образуются? 6. Скачки каких тонов образуются в басу при соединении двух секстаккордов? 7. Какие интервалы образуются между басом и одним из верхних голосов при удвоении в секстаккорде основного тона или квинты? 8. Какие удвоения возможны при соединении двух секстаккордов секундового соотношения? 9. Как движутся голоса при удвоении: а) в одном секстаккорде – основного тона, а в другом – квинты; б) при удвоении терции в обоих секстаккордах? 10. Возможны ли скачки при соединении двух секстаккордов секундового соотношения? Литература: Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии, М.: Музыка, 2005. С. 61–83, 117–121, 162–164, 167–169 (темы №№ 10, 11, 12, 18A, 24-А, 24-В. Лабораторная работа № 5 Ч. V, «Ледовое побоище»
д) Ф. Шопен. Этюд № 23
е) Л.В. Бетховен. Соната № 8 для фортепиано, c-moll, ор. 13, I ч. ж) М. Мусоргский. Хор «На кого ты нас покидаешь» из оперы «Борис Годунов». Пролог, 1 к.
з) Ф. Шопен. Соната № 2 для фортепиано, b-moll, ор. 35, ч. III
Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Что такое квартсекстаккорд? 2. Какие три вида квартсекстаккорда чаще всего встречаются в гармонии? 3. Что такое проходящий квартсекстаккорд, и в каких случаях он используется в гармонии? 4. Квартсекстаккорды каких главных трезвучий чаще всего применяются как проходящие? 5. Что такое вспомогательный квартсекстаккорд, и в каких случаях он используется в гармонии? 6. Квартсекстаккорды каких главных трезвучий чаще всего применяются как вспомогательные? 7. Обращение какого аккорда лада используется как проходящий аккорд? При каких условиях это происходит? Литература: Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии, М.: Музыка, 2005. С. 83 – 88, 161 – 163 (темы № 13 и 24-А).
Лабораторная работа № 6 Allegro moderato Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Всегда ли необходимо выбирать гармоническое соединение аккордов при гармонизации баса, почему? 2. Что изменяется в аккорде при его перемещении: мелодическое положение, расположение, или то и другое? Является ли показателем перемещения аккорда повторение звука в басу или использование в басу длительности, выдержанной несколько долей? 3. Может ли двигаться бас при перемещении аккорда, каким образом? 4. Возможно ли перемещение аккорда внутри счетной доли, почему? 5. Какое соединение (гармоническое или мелодическое) чаще всего допускается для правильного голосоведения при ходе в басу на кварту? квинту? 6. Какие ступени лада в басу указывают на использование проходящих аккордов? Какова функциональная принадлежность этих аккордов? 7. В каком гармоническом обороте используется проходящий секстаккорд VII ступени, что при этом в данном секстаккорде удваивается? 8. Что такое фригийский оборот? Каковы особенности его применения в миноре? 9. Одинаково ли гармонизуется фригийский оборот в мелодии и басу? 10. Назовите варианты гармонизации фригийского тетрахорда в мелодии и басу. 11. Какую функцию выполняет секстаккорд III ступени в каденции, что в нем удваивается, и как он в этом случае называется и обозначается? Литература: Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии, М.: Музыка, 2005. С. 36, 37, 39–41, 83–88, 163, 162–166, 171–174 (темы №№ 5, 6, 13, 24, 25).
Лабораторная работа № 7 Примеры применения и разрешения главных септаккордов в гармонических оборотах. Анализ особенностей соединения и голосоведения при введении второстепенных М. Мусоргский. Слеза Largo Andante con moto б) М. Глинка. Разлука Comodo Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Какие септаккорды называются главными, почему? 2. Как строится и приготавливается D7? 3. Каким образом может вводиться септима в D7? 4. Что такое полный и неполный D7? 5. Как разрешается полный и неполный D7 в T? 6. В чем особенности применения D7 в заключительной и серединной каденциях? 7. Что в мелодии чаще всего является признаком появления D7 внутри построений? 8. Как образуются и применяются обращения D7? 9. В чем особенность голосоведения при использовании проходящего D34? 10. Может ли изменяться положение септимы в D7 и его обращениях при перемещениях? 11. Какие скачки допускаются при разрешении D7 и его обращений в тоническое трезвучие? 12. Допускается ли движение противоположными и параллельными октавами в крайних голосах при разрешении D7 в заключительной каденции? 13. Каким образом это происходит? 14. Какие септаккорды являются побочными в ладу, почему? 15. Каково строение и обозначение септаккорда II ступени? 16. Как приготавливаются, разрешаются II7 и его обращения в D, К46, T и D7? 17. В каких случаях вторая ступени лада в мелодии не может гармонизоваться II7 и его обращениями, почему? Каким аккордом в этом случае можно заменить II7? 18. Где и как строится и обозначается вводный септаккорд, его виды? 19. Каким образом приготавливается VII7? 20. Как разрешается VII7: непосредственно в T и внутрифункционально через D7? 21. Каким образом чаще всего возникает диатоническая секвенция, построенная из цепочки септаккордов? 22. Как соединяются в них главные и побочные септаккорды? Литература: Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии, М.: Музыка, 2005. С. 89–110, 115, 138–143, 146–155, 181–187 (темы 14, 15, 16, 17 – гл.6, 21, 22, 22, 26 – гл.7, 9).
Лабораторная работа № 8 Andantino
Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Что такое органный пункт? 2. Какие ступени чаще всего выдерживаются в органном пункте в басу? 3. Какие существуют виды органного пункта? 4. Что такое двойной органный пункт? 5. Можно ли при анализе музыкального фрагмента с применением органного пункта определить вид аккорда (основной вид трезвучия, септаккорда или их обращений)? 6. Каковы особенности включения и выключения органного пункта? 7. Возможны ли выдержанные звуки в других голосах, кроме нижнего, при использовании органного пункта в басу? Литература: Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии, М.: Музыка, 2005. С. 364 – 374 (тема 48).
Лабораторная работа № 9 Скерцо б) Чайковский. Тема с вариациями Moderato assai
в) М. Балакирев. «Хороводная»
Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Чем отличается использование натурального минора в гармонии русской и западноевропейской музыки? 2. Какова роль натуральной доминанты в русской музыке? 3. Применение какого оборота является характерным ладогармоническим признаком русской музыки? 4. Каким образом применяется натуральная субдоминанта? 5. Возможны ли в русской музыке обороты, в которых бы доминанта окружала субдоминанту, а субдоминанта – доминанту? 6. Характерен ли мелодический квартовый скачок для плагальных оборотов и каденций в русской музыке? 7. Возможны ли одновременные квартовые скачки крайних голосов в плагальных оборотах и каденциях? Как при этом направлены крайние голоса, и какие интервалы образуются? 8. Какие варианты гармонизации допускаются при мелодическом плагальном скачке (IV – I)? 9. В каких оборотах, используемых в русской музыке, равноправно применяются, в пределах одной гармонической функциональной группы, аккорды терцового соотношения? 10. Какие варианты плагальных (s – t) и автентических (d – t) оборотов образуются путем разделения этих оборотов на два терцовых звена? 11. Каковы наиболее характерные обороты секундового соотношения аккордов натурального минора? 12. В чем своеобразие приемов построения и изложения аккордов в русской музыке? 13. Какая гармоническая функция наиболее характерна для натурального мажора в русской музыке? 14. Каковы наиболее характерные гармонические обороты в миксолидийском мажоре? 15. Какие разновидности минора, кроме натурального, используются в русской музыке? Какие при этом образуются характерные аккорды? 16. Как разрешаются в русской музыке дорийская субдоминанта и фригийское трезвучие II ступени? 17. Возможны ли в русской музыке одноголосные запевы; цепочки терций, унисоны или октавные удвоения в заключительных каденциях многоголосия? Литература: Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии, М.: Музыка, 2005. С. 187–210 (тема 27). Лабораторная работа № 10 Цикла «Пять пьес», № 3, ор. 12 Langsam und zart
б) Р. Шуман. «Тема» из фортепианного цикла «Альбом для юношества», № 34 Allegretto grazioso
Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Что такое хроматизм и альтерация? 2. Какие ступени подвергаются альтерации в мажоре и миноре, каким образом? 3. В результате альтерации какой ступени лада образуются аккорды двойной доминанты? 4. Что такое двойная доминанта? Какое функциональное значение она имеет в музыкальном построении? 5. Какие аккорды двойной доминанты наиболее часто применяются? 6. Каким образом они обозначаются, где строятся и какова их роль? 7. Каким образом в каденции приготавливается двойная доминанта? Каковы правила ее разрешения непосредственно в доминантовое трезвучие и через К46? 8. Какие разновидности DD применяются внутри построения? 9. В чем особенность приготовления DD и ее разрешения: в D, проходящие Т46 и S46 внутри построений? 10. В чем отличия приготовления DD внутри построения от ее приготовления в каденции? 11. Какие аккорды входят в группу альтерированной DD, и какой интервал образуется между их крайними голосами при типовом расположении данных гармоний? 12. Может ли DD переходить в диссонирующие аккорды субдоминантовой группы? 13. Какая при этом должна быть субдоминанта в мажоре, и что происходит в голосоведении? 14. Какие ступени лада изменяются при альтерации аккордов DD? 15. В каком виде преимущественно используется альтерированная DD, и какой интервал образуется между крайними звуками его обращений? 16. Как приготавливаются и разрешаются в К46, T46 и D альтерированные аккорды DD c увеличенной секстой? Литература: 1. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. С. 189 – 193 (гл. IX). 2. Бершадская Т.С., Масленникова Л.М., Незванова Б.А., Фрейндлинг Г.Р. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского, Л.: Музыка, 1978. C. 95 – 101 (гл. IX). 3. Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии. М.: Музыка, 2005. С. 211 – 234. Лабораторная работа № 11 Andante sentimentale Piu mosso Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Назовите наиболее характерные признаки основных способов смены тональностей? 2. Может ли являться хроматическая секвенция одним их способов смены тональностей? 3. Сколько звеньев может иметь хроматическая секвенция, каково строение и соединение ее звеньев? 4. Какие синтаксические структуры музыкального построения (мотивы, фразы, предложения) могут сопоставляться в разных тональностях? 5. В каком предложении музыкального периода (в первом или втором) чаще всего встречается отклонение? Какова роль отклонения в построении? 6. Всегда ли при отклонении происходит разрешение побочной доминанты в тонику? 7. В каком предложении музыкального периода (в первом или втором) чаще всего встречается модуляция? Какова ее роль в построении? 8. Сколько существует степеней родства тональностей? 9. Что означает I степень родства тональностей? Является ли разница в ключевых знаках основным ее показателем? 10. Какие тональности относятся ко второй степени родства? Сколько общих аккордов имеется между ними? 11. Какие тональности являются тональностями третьей степени родства? 12. Имеет ли общий аккорд группа тональностей IV степени родства? 13. Что такое степень родства тональностей? Литература: Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии, М.: Музыка, 2005. С. 211–234, 390–392 (темы 28–31, 51). Лабораторная работа № 12 Nicht zu schnell
б) А. Алябьев. Пьеса
Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Что такое отклонение? 2. Какие аккорды называются побочными субдоминантами и доминантами? Для чего они необходимы? 3. Какие аккорды используются в качестве побочной доминанты и субдоминанты? 4. Каким образом может происходить ввод новой тональности через побочную субдоминанту? 5. Каковы основные требования к голосоведению при введении побочных доминант и субдоминант? 6. Каково местоположение отклонений в мажорном и минорном периодах? 7. В какие тональности чаще всего происходят отклонения в мажорном и минорном периоде? 8. Что такое прерванная каденция? Каким образом в ней осуществляется отклонение? 9. Что такое хроматическая система? 10. Как образуется хроматическая секвенция? В чем ее сходство с диатонической и отличие от модулирующей секвенций? 11. Каково строение звена хроматические секвенции? 12. Сколько звеньев может включать хроматическая секвенция? 13. Какое значение имеет хроматическая секвенция для осуществления отклонения в периоде? Литература: Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии. М.: Музыка, 2005. С. 239 – 254 (темы 32, 33).
Лабораторная работа № 13 Moderato
|
||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.44 (0.01 с.)