Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гармонические цветовые сочетания

Поиск

 

В 1922 году Анатолий Васильевич Луначарский говорил: "Существует взгляд, что какой-нибудь броский, цветистый ситец или платок есть мещанство. Но на самом деле орнаментация — это не мещанский принцип, а народный: искони народная одежда имела яркую окраску. А мещанин — это пуританин, это квакер-буржуа. Это он одел нас и почти все народы во все черное, серое, в те бесцветные, безрадостные костюмы, в которых вы все сидите.

А если бедности не будет, если мы займемся тем, чтобы жизнь рабочего и работницы, жизнь крестьянина и крестьянки стала более радостной, что мы будем тогда приветствовать: это проклятое серое или же "грубые" радостные краски? Конечно, "грубые" радостные краски, и наши лучшие художественные силы создадут тот радостный стиль, который, несомненно, будет преобладающим" [12, с, 282].

Эта задача, не потерявшая актуальности и в настоящее время, является одной из существенных сторон решения программы развития нашей промышленности, которая должна удовлетворять возрастающие с каждым годом материальные и духовные запросы советских людей.

Цвет - одно из самых сильных средств воздействия на чувства человека. Во все времена он был основным приемом художественного оформления тканей.

Благодаря жизненному опыту, историческому развитию, ассоциациям с окружающим миром и явлениями природы каждый народ имеет свои излюбленные цвета и цветовые сочетания, которыми пользуется в костюме и оформлении интерьера. Как правило, эти традиции настолько глубоки, что живут и в настоящее время, несмотря на коренные изменения обычаев, окружающей обстановки и форм деятельности людей.

Появление новых красителей, развитие способов нанесения рисунков на текстильные материалы, появление новых технологических обработок и отделок значительно обогащают эти традиции.

Цвета делятся на ахроматические и хроматические.

Ахроматические цвета — черный, серый, белый — отличаются друг от друга светлотой (см. рис. 20, а).

Хроматические цвета (их в спектре человеческий глаз различает около 150) характеризуются цветовым тоном, светлотой и насыщенностью [4] (рис. 20, б).

Хроматические цвета видимого спектра — красные, красно-оранжевые, оранжевые, оранжево-желтые, желтые, желто-зеленые, зеленые, зелено-голубые, голубые, синие, сине-фиолетовые и фиолетовые.

Красный цвет человек воспринимает, ощущая электромагнитные волны с колебаниями около 760 микрометров, фиолетовые — около 397 микрометров. Кроме того, от смешения фиолетового и красного получаются пурпурные цвета, которых в видимом спектре нет, но которые существуют в природе.

Цветовой тон - сходство цвета с тем или иным цветом спектра.

Светлота — степень отличия цвета от белого.

Насыщенность — степень отличия цвета от равного по светлоте серого. Наиболее насыщенные цвета — красные, зеленые и оранжевые, менее насыщенные — синие и желтые. У ахроматических цветов нулевая насыщенность.

Красящие пигменты никогда не достигают чистоты спектральных цветов.

Насыщенность хроматической краски, в которую добавлены белила, значительно падает, при добавлении черного цвета насыщенность изменяется, но не так резко. При равной насыщенности цветов активнее воздействуют на глаз более светлые цвета, а при равной светлоте - более насыщенные.

Некоторые краски при разбеливании несколько меняют свой цветовой фон: краски теплых тонов холоднеют, кадмий лимонный и стронциановая желтая краска зеленеют, кадмий оранжевый краснеет, краски холодных цветовых тонов еще более холоднеют, зеленовато-голубая и изумрудно-зеленая — голубеют, краплак синеет и приобретает фиолетовый оттенок. Примеси черного сильно изменяют цветовой тон всех желтых и оранжевых, которые значительно зеленеют [13].

Исходя из цветового восприятия и психологического воздействия цвета на человека, можно сказать, что наиболее активными, возбуждающими цветами являются красный, оранжевый и желтый. При дневном освещении эти цвета, особенно красный "выступают вперед", они создают впечатление тепла, солнечности (их называют теплыми). Вечером красный цвет "отступает", как бы уходит от нас в глубину.

По исследованиям ученых, красные, оранжевые цвета возбуждают нервную систему, вызывают учащение дыхания и пульса, активизируют работу мускульной системы.

Синие и фиолетовые цвета оказывают тормозящее воздействие на нервную систему человека, вызывают замедление дыхания и пульса. Эти цвета условно называют холодными, так как они вызывают ощущение глубины, холода и т. д. Днем эти цвета отступают", а при вечернем освещении "выдвигаются на передний план". Наиболее спокойный из всех цветов - зеленый.

При электрическом освещении (когда используют лампы накаливания) вследствие его желтоватости красные, оранжевые и желтые цвета светлеют, а голубовато-зеленые, голубые, синие и фиолетовые темнеют, светлота желто-зеленых цветов не меняется. Насыщенность красных цветов повышается, светло-желтые сближаются с белыми, голубые зеленеют, синие теряют насыщенность, а темно-синие чернеют.

При люминесцентном освещении усиливается насыщенность синих и фиолетовых, теплые красные цвета теряют свою насыщенность, желтые и зеленые становятся 'холоднее.

С психологическим воздействием цвета связано его символическое значение, бытующее и в наши дни. Так, красный цвет -жизнерадостный, активный, торжественный, символ мужества и борьбы, цвет пролетарского знамени, белый — цвет чистоты, целомудрия, пурпурный - торжественный, черный - цвет печали, траура и т. д.

Главными, или основными, цветами спектра являются средние синий, желтый, красный и зеленый, т. е. цвета, которые невозможно получить путем смешения. Остальные цвета называют промежуточными.

 

 
 

 


Существует и другая классификация главных цветов — трехцветная, в которой как основные выделяются голубовато-синий, холодный красный и желтый цвета. В практической деятельности художника текстильного рисунка и колориста удобнее пользоваться четырехцветной классификацией главных цветов. В настоящее время I ею пользуются также в полиграфии.

 

СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ

 

Различают два вида смешения цветов: механическое (субтрактивное) и оптическое (аддитивное).

Механическое смешение достигается непосредственным смешением цветовых пигментов при крашении и печати (наложением одной печатной краски на другую), когда частицы красящего вещества механически перемешиваются друг с другом.

При механическом смешении синий и желтый цвета дают зеленый цвет слабой насыщенности.

Оптическое смешение достигается тем, что, попадая одновременно на сетчатку глаза, два (или более) цвета создают впечатление одного. Оптическое смешение цветов можно получить на вертушке (волчке) при быстром ее вращении.

Эффект оптического смешения можно наблюдать в ткачестве и трикотажном производстве при переплетении цветных нитей, в печатном рисунке, когда рядом располагаются небольшие формы и линии разных цветов.

При оптическом смешении все дополнительные цвета (т. е. цвета, расположенные на противоположных концах диаметра цветового круга) дают нейтральный ахроматический (серый) цвет. Таким образом, смешение основного синего и основного желтого даст серый цвет, а не зеленый, как при механическом смешении, так же, как красный и зеленый, фиолетовый и желто-зеленый и т. п.

Все другие не дополнительные хроматические цвета образуют при оптическом смешении сложный промежуточный цвет. Нужно отметить, что некоторые результаты механического и оптического смешения совпадают.

 

ЦВЕТОВОЙ КРУГ

 

Хроматические цвета спектра и недостающий пурпурный цвет можно расположить по окружности. Так образуется цветовой круг. На противоположных концах диаметров этого круга необходимо расположить дополнительные цвета (цвета, при оптическом смешении дающие ахроматический цвет) и прежде всего основные цвета: синий и желтый, красный и зеленый. При построении цветового круга промежуточные цвета должны быть расположены между основными и отвечать условиям равноступенности, плавности переходов от одного цвета к другому, находиться на противоположном конце диаметра круга относительно своего дополнительного цвета.

Впервые попытку систематизации цветов предпринял И. Ньютон. Его круг состоял из семи спектральных цветов. В дальнейшем ученые не раз предпринимали попытки построить равноступенный круг с правильным расположением дополнительных цветов на противоположных концах диаметра, но достичь этого трудно: одна из частей спектра получается неоправданно растянутой [4].

Наиболее близок к решению задачи цветовой круг В. Оствальда, много работавшего над систематизацией цветов. Он предложил расположить цвета не только в плоскости круга, но и в объемном цветовом теле, которое учитывает все три характеристики цвета. В практической деятельности художника и колориста удобен цветовой круг, состоящий из 24 цветов, расположенных с равными интервалами (рис. 22).

На каждый цветовой тон можно составить цветовой треугольник, который позволит проследить изменение цветового тона в зависимости от добавления к нему различного количества черного, белого и серого цветов. В таком треугольнике на одной из сторон располагается равноступенный ахроматический ряд, на другой — равноступенный ряд изменения светлоты цветового тона, на третьей - чистый ряд по насыщенности. Внутри треугольника находятся промежуточные цвета одного цветового тона.

Все цвета этого треугольника производят впечатление согласованности между собой, т. е. дают гармоничные цветовые сочетания.

При выборе нескольких цветов из одного цветового треугольника нужно следить за достаточным интервалом между светлотой выбранных цветов.

 

ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ. КОЛОРИТ

 

Цветовой гармонией называют согласованность цветов между собой в живописном или орнаментальном произведении [2].

Колорит — цветовой строй живописного или декоративного произведения искусства, общий характер сочетания цветов в многокрасочном произведении или система цветов, использованная для создания этого произведения [2].

Система цветов может быть лучше или хуже организована, но она присутствует в любом предмете, в котором использовано цветовое решение.

Когда в конкретной системе цветовых сочетаний возможны изменения и система не воспринимается целостно, можно сказать об отсутствии цветовой гармонии, согласованности цветов [14].

Как гармоничное воспринимается только такое сочетание цветов, которое соответствует нашему представлению об объекте и обогащает зрительную информацию о нем.

Художники и колористы, т. е. работники текстильного предприятия, полностью отвечающие за эстетическое качество выпускаемой продукции, должны знать приемы гармонизации цветов, использовать их закономерности в художественном оформлении текстильных изделий.

Одно из основных требований, предъявляемых к любому художественному произведению, в том числе и такому массовому, каким является промышленный текстиль,— это требование целостности композиционного, а следовательно, и колористического решения. Рисунок не должен распадаться на части, все его элементы должны восприниматься одновременно, ни один из цветов не должен спорить по цветовому тону или по площади с другими.

Любые не выраженные четко отношения между цветами или занимаемыми ими площадями ведут к невыразительности, дробности рисунка или к распадению цветовой гармонии. В подборе цветов должна улавливаться закономерность.

Ясную закономерность обеспечивает выбор цветов с равными интервалами цветового круга, у которых изменяется только одна характеристика: цветовой тон, светлота или насыщенность (сам круг выглядит гармоничным только в том случае, если интервалы между цветами подобраны правильно, а светлота и насыщенность цветов примерно равны).

Не представляет больших трудностей построение цветовой гармонии на основе одного хроматического цвета с изменением его светлоты и насыщенности (см. рис. 20,0; рис. 23). В группе нескольких различных по цветовому тону хроматических цветов этот выбор сделать труднее.

Как уже говорилось, в цветовом круге есть четыре цвета, которые являются основными, дополнительными друг к другу попарно (синий - желтый, красный, зеленый), образующими гармоничное цве-тосочетание. В цветовом круге они располагаются на концах двух взаимно перпендикулярных диаметров. Известно, что любая пара дополнительных цветов, находящихся на противоположных концах диаметра, производит впечатление согласованности цветов.

Шестиугольник, квадрат, равносторонний и равнобедренный треугольник, вписанные в цветовой круг, обозначат своими вершинами цвета, которые в определенных пропорциях могут дать гармоничное сочетание. Это относится и к цветам, полученным от их смешения с белым и серым цветами.

Все гармоничные цветосочетания можно подразделить на четыре типа [4,5].

1. Однотоновая гармония цветов, в которой участвуют цвета, полученные от смешения одного из хроматических цветов с белым и серым. Выбор цветов производится по аналогии с ахроматическим равно-ступенным рядом. Это сочетание всегда спокойно и несколько однообразно. (см.рис. 23).

2. Гармония родственных отношений цветов, т. е. согласование цветов, находящихся в одной четверти круга между двумя соседними основными (например, от желтого до зеленого). В четверти цветового круга, по существу, смешиваются два основных цвета, находящихся под углом 90, все промежуточные цвета и эти два основных дают спокойное цветовое сочетание (рис.24).

3. Гармония родственно-контрастных цветов — это согласование цветов, находящихся в 1/2 цветового круга, заключенных между двумя дополнительными основными цветами. Здесь уже ощущается присутствие трех основных цветов. Например, в половине теплых цветов почти во всех цветах ощущается присутствие желтого. Чем ближе избранные цвета к основному зеленому и основному красному, тем более контрастными они становятся. Гармоничные пары цветов находятся на противоположных концах хорд, параллельных диаметру, соединяющему основные дополнительные цвета взятой половины цветового круга (рис.25).

4. Гармония контрастных и дополнительных цветов — наиболее сложный вид сочетаний. Дополнительные цвета в определенных пропорциях дают гармоничные сочетания, служат выбору третьего гармоничного цвета для любых двух других цветов. Этот цвет выбирают как дополнительный к промежуточному цвету, лежащему на меньшей дуге (рис. 26).

В любом более или менее сложном рисунке можно наблюдать несколько видов контрастов: одновременные хроматический, светлотный и пограничный, между теплыми и холодными и т. д.

Сильные хроматические контрасты вызывают ощущение беспокойства, они возбуждают, активизируют. Светлотные контрасты придают рисунку четкость, определенность. Ритмическая организация рисунка лучше всего прочитывается при достаточном светлотном контрасте по отношению к фону.

Контрасты по насыщенности цвета создают эффект свечения самого чистого цвета (если его насыщенность обратно пропорциональна занимаемой площади).

Одновременным контрастом называют воздействие одного цвета на другой, расположенный рядом, что явно наблюдается при целостном восприятии явлений природы. Это воздействие усиливается по мере приближения цветов к дополнительным или контрастным по светлоте. Так, серый цвет под воздействием черного приближается к белому, а под влиянием белого — к черному. Один и тот же цвет на красном фоне кажется более светлым, чем на желтом. Эти явления в значительной степени связаны с размерами площадей фона и рисунка. Хроматические цвета оказывают сильное действие на ахроматические. Серые формы на синем цвете желтеют, а на красном - зеленеют, т. е. любой хроматический цвет влияет на ахроматический в сторону дополнительного цвета. По краям, границам форм контраст проявляется более заметно, если границы имеют мягкое касание, при жестком касании форм к контрасту добавляется явление иррадиации цвета, т. е. его рассеивание, которое захватывает соседний цвет. В результате мелкие формы дополнительного к фону цвета "пропадают", обесцвечиваются.

Ахроматические цвета меньше взаимодействуют с хроматическими, поэтому легко входят в любую композицию при соблюдении необходимого контраста. Малый светлотный контраст дает неудовлетворительные результаты (желтый теряет выразительность на белом фоне, темный синий и зеленый — на черном).

Для создания целостности композиции текстильного рисунка важно обеспечить ее плоскостность. Поэтому при выполнении текстильного рисунка необходимо выровнять цвета, осветляя или утепляя "проваливающиеся" цвета и успокаивая цвета, выступающие вперед и создающие пространственную глубину.

 

КОЛОРИРОВАНИЕ РИСУНКА

 

Выбор цвета для колорирования текстильного рисунка должен удовлетворять определенным условиям.

1. Каждый цвет, использованный в рисунке, должен быть различаем [15].

2. От соседства каждый цвет должен выигрывать, становиться интереснее, обогащаться [15].

3. Цвета не должны спорить друг с другом по активности своего воздействияи по площади, т. е. рисунок должен оставлять впечатление целостности, единства.

4. Любое цветовое решение рисунка должно согласовываться с ассортиментной группой и назначением изделия, его сырьевым составом, структурой, фактурой и отделкой.

Например, одни и те же рисунки классического характера (горох, полоса, клетка) могут выполняться для разного ассортимента изделий. Для детских изделий и взрослой одежды эти рисунки должны иметь свое колористическое решение. Один и тот же цвет на бархате, крепдешине, льняной ткани, ситце будет производить разное впечатление.

Все волокна (шерсть, лен, хлопок, натуральный шелк, химические) имеют свой природный цвет. Рисунок, а следовательно, и его колорит должны это учитывать. Необходимо также учитывать возможности определенного класса красителей, используемых для данного ассортимента изделий. Такие заключительные отделки ткани, как лощение и тиснение, более заметны на одних цветах и пропадают на других.

Особенности колорирования текстильных изделий из натуральных волокон используют при оформлении текстильных изделий из химических волокон, по виду напоминающих натуральные.

5. Рисунки должны иметь свою колористическую идею, связанную с их художественным образом, свой принцип колорирования.

Разрабатывая авторскую колористику, колорист должен разобраться, по какому принципу расцвечивается рисунок, понять мысль художника, образный строй орнаментального решения, выявить те элементы композиции, благодаря которым складывается цветовая гармония, заложенная в рисунке.

При работе над колористическими вариантами нужно учитывать, что одни рисунки наиболее цельно смотрятся решенными по принципу нюансных отношений, при введении контрастных цветов они теряют свое единство, распадаются на части. Другие рисунки, наоборот, в родственных сближенных цветах теряют свою образность и новизну. Но есть такие рисунки, которые при разработке новой колористики получают свое второе рождение и в колористических вариантах более интересны и современны, чем в авторском предложении.

Бережное отношение колориста к оригиналу, представленному художником, должно сочетаться с творческим подходом к каждой работе, ведь колорист не технический исполнитель, а подлинный соавтор художника при воплощении рисунка в материале.

С развитием электронной техники стало возможно передать машине «проигрывание» колористических вариантов, определение состава красящих веществ в печатных красках. Однако в любом случае за колористом сохранится функция выбора принципа колорирования и оценки лучших образцов.

6. Подбор цветовых решений, площадей цвета, их соотношений должен учитывать характер поверхности текстильного полотна, на которое наносится рисунок.

Блестящие поверхности и матовые, плотные и разреженные, ворсовые и ажурные по-разному воспринимают и отражают цвет. На гладких поверхностях цвет может дробиться на мелкие штрихи и точки, на поверхностях с ткацкими эффектами требуются плоскостные не дробные рисунки. Когда трудно решить, соответствуют ли рисунок и полотно заданной структуре и фактуре (что часто случается при оформлении нового ассортимента), необходимо использовать пробные образцы.

Анализ отклоненных художественными советами рисунков на тканях показывает, что часть рисунков отклоняется из-за несоответствия характеру или назначению полотна, на которое они нанесены, или рисунки имеют негармоничные цветовые сочетания.

С помощью цветовых сочетаний можно — подчеркнуть или создать иллюзию облегченной структуры ткани, блестящей поверхности и т. д. Это особенно важно при работе с тканями из химических нитей, имитирующими натуральные.

7. Колорист должен руководствоваться гаммой модных цветов, которая ежегодно разрабатывается в нашей стране вместе с перспективным направлением развития ассортимента текстильных изделий на два года вперед.

Гамма модных цветов позволяет выделить основные остромодные 2—3 цвета и использовать их как ведущие в ансамблях одежды.

Общее цветовое решение должно объединять различные виды изделий, входящих в комплекты одежды: обувь, галантерейные изделия и т. п. Без единства цветового решения комплектов одежды, без соединения их с цветом головных уборов, обуви, сумок, перчаток не может быть и речи о создании ансамбля одежды. Единство цветового решения необходимо и при создании ансамбля интерьера, где текстильные изделия (драпировки, скатерти, мебельные ткани, напольные покрытия) играют немало важную роль.

Разработкой гаммы модных цветов руководит колористический отдел Всесоюзного института ассортимента изделий легкой промышленности.

Цвета выбирают на основе тенденций развития международной моды (особенно в странах членах СЭВ), а также возможностей отечественной химической промышленности.

Колористы, разрабатывающие гамму модных цветов, учитывают спрос населения, требования торгующих организаций и швейных предприятий.

Ежегодная смена модной гаммы цветов не вносит резких изменений в колористическое оформление текстильных изделий: уменьшается или увеличивается насыщенность цветов, меняются их светлотные отношения, преобладают контрастные или нюансные цветосочетания, а сами модные цвета меняются постепенно.

В каждой модной гамме можно обнаружить цвета, повторяющиеся из года в год. Это так называемые классические цвета: синий, красный, черный, серый, белый и «натуральные» — охристо-коричневые разной светлоты.

Карты цветов разрабатываются для каждой ассортиментной группы изделий. Более стабильна модная гамма цветов для мужской и детской одежды. В наибольшей степени изменяется гамма цветов для одежды молодежной группы.

Колорирование текстильных полотен во многом определяется их назначением: для массового, серийного или уникального ассортимента изделий.

Большая часть тканей, трикотажных полотен, используемая для массового производства швейных изделий, оформляется в классических цветовых сочетаниях, характерных для данной ассортиментной группы. К сожалению, часто тираж одного вида рисунка и колористики неоправданно велик, а повторяемость цвета в нескольких близких по типу рисунках вносит в промышленную коллекцию одежды однообразие и скуку. То же происходит и с текстильными изделиями для интерьера. Например, обилие скатертей одинакового желтого и оранжевого цвета делает их рисунки неотличимыми друг от друга на расстоянии.

Изделия серийного производства, особенно штучные (шарфы, головные и шейные платки и т. п.), должны колорироваться в модной цветовой гамме. Они являются быстро сменяемыми, небольшими по объему и недорогими деталями костюма, которые вполне могут нести в себе современный цветовой акцент и индивидуализировать костюм, собранный из изделий массового производства.

В последнее время художники вновь обратились к разработке рисунков купонного построения. Чаще всего купоны выполняют для блуз и юбок молодежного костюма. Эта группа изделий должна обязательно колорироваться в самой остромодной колористической гамме. Тираж каждой колористики должен быть небольшим, чтобы покупатель не встретил своего "двойника", ведь крой и форма изделия уже заложены в рисунок на ткани и разнообразить их кроме цветового решения больше нечем.

Довольно новый ассортимент — майки, футболки и блузы из трикотажного полотна, оформленные печатным рисунком. Эти изделия используются в детском и молодежном костюме в ансамбле с брюками, юбками и куртками из джинсовых тканей. При их колорировании нужно помнить о принадлежности этих изделий к спортивному стилю одежды, помнить, что печатный рисунок на них — символ, знак, акцент. Поэтому орнамент должен решаться на контрастных цветовых сочетаниях, лаконично и цельно.

Разрабатываемая гамма модных цветов учитывает и изменение цветов по сезонам. Для одежды весенне-летнего сезона рекомендуются более "легкие", насыщенные цвета, для осенне-зимнего — более сложные, мягкие, менее насыщенные цвета. Это нужно учитывать и при колорировании определенных артикулов тканей, так как большинство из них входит в определенную сезонную группу.

 

Методика работы и практические задания к теме

 

1. Выполнить равноступенные ряды 2 — 3 цвета (на 9 - 11 градаций) от белого до самого насыщенного. В середине шкалы должен находиться средний цвет, содержащий равное количество белого и темного серого.

2. Разработать рисунок полосатой ткани на 3 цвета (асимметричное или симметричное решение). Использовать в колористике различные варианты выбора цвета: а) полный светлотный контраст (белый, черный и средний серый), б) мягкие отношения в светлом диапазоне, в) мягкие отношения в темном диапазоне.

Проследить, как меняется рисунок в результате замены площадей темного на светлый и наоборот (площади цветов должны быть неодинаковы).

3. Выполнить равноступенные ряды 1-2 хроматических цветов, изменяя светлоту и насыщенность, т. е. добавляя в эти цвета серый цвет разной светлоты.

 

4. Разработать рисунок цветной полосатой ткани в 3 - 4 цвета на основе одного цветового тона с равными интервалами между цветами.

5. Выполнить равноступенный цветовой круг на 24 цвета, поместив по краям двух взаимно перпендикулярных диаметров основные цвета (синий, желтый, красный, зеленый), расположив между ними промежуточные, отстоящие друг от друга на одинаковом расстоянии.

6. На основе цветового круга выбрать двухцветные группы цветов: родственные, родственно-контрастные и контрастные, дополнительные (разместить эти цвета в несложных рисунках полос).

Площади цвета различные. Цвета должны быть объединены одной или двумя характеристиками: цветовым тоном, светлотой или насыщенностью.

7. По цветовому кругу выбрать сочетания для трехцветного полосатого или клетчатого рисунка (должны быть также отражены три основные группы цветосочетаний). Условие объединения характеристик цвета сохраняется.

Можно включить ахроматический цвет в цветовое сочетание с двумя хроматическими.

8. Выполнить колорирование предложенного фрагмента рисунка в заданном диапазоне (на родственных, родственно-контрастных и дополнительных отношениях).

Фрагмент должен содержать не менее 3 цветов, площади цветов должны быть пропорциональны. Желательно, чтобы учащийся знал, для какого ассортимента предназначен рисунок.

 

Глава 6

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.157.231 (0.018 с.)