Средства решения композиции текстильного рисунка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства решения композиции текстильного рисунка



 

Дня создания рисунка художник-текстильщик располагает линией, пятном, их сочетанием и живописными приемами изображения.

Линия — одно из важнейших графических средств текстильного рисунка. Одинаковая на всем протяжении, несколько суховатая и свободная, живая, тончайшая в одних местах орнамента и утолщенная в других линия создает каркас рисунка или сам рисунок от легкого ажурного до плотного, почти пятнового. В текстильном рисунке линия играет большую роль в качестве контура. Линеарный рисунок принимает активное участие в создании пластического характера. Линия очерчивает границы формы, участвует в ее внутренней разработке, уточняет и придает форме легкость, когда не совпадает с ее границами, или утяжеляет, когда заковывает форму в жесткий контур. Иногда линия присутствует в рисунке в виде штриха, разрабатывающего фон или элементы орнамента, штриховые линии могут быть параллельными или перекрещивающимися, штриховка может быть частой или редкой, разной или одинаковой по толщине. Она создает в рисунке фактуру поверхности, вносит вариантность в решение пятна. Иногда штриховка используется в наклад по нескольким цветам рисунка, что создает дополнительные цветовые эффекты.

Для создания многоцветного рисунка на ткани наиболее успешно используют пятновое решение. Пятно может быть различного масштаба: от точки до больших участков фона различной конфигурации. Пятно строит ритмическую основу композиции.

Самое распространенное решение текстильного орнамента — сочетание в одном рисунке пятнового и линеарного приемов. Пятно чаще всего составляет цветовую подкладку орнамента, на которую сверху накладывается графический одноцветный или многоцветный рисунок. В одних рисунках может доминировать линия, ее напряженный цветовой или пластический характер, в других доминирует пятно, а линия помогает выявить форму пятна, придает ему более точный, определенный характер, в некоторых рисунках линия участвует только в разработке фона при пятновом силуэтном решении орнаментальиых форм и т. д.

Живописное решение текстильной композиции получило права с развитием технологии печати рисунка на ткани. Различные акварельные переходы из цвета в цвет, накладывание цветов друг на друга и другие живописные эффекты позволяют расширить возможности образного решения текстильной композиции, более разнообразно решать рисунки для нового ассортимента текстильных полотен. Живописное решение рисунка используется в основном при оформлении полотен новых структур из химических волокон и их смесей.

Активным средством художественного оформления текстильных материалов является цвет — главный фактор эстетического воздействия любого произведения декоративно-прикладного искусства, а ткани в особенности. Цвет — основа образного решения костюма и интерьера. Цвет несет информацию о функциональном назначении текстильного изделия, о среде, для которой оно предназначается, о человеке, для которого оно выполнено, его возрасте, характере, национальной принадлежности и т. п.

Цвет - средство гармонизации элементов композиции, будь то текстильный рисунок, костюм или интерьер. Выбор колористического решения композиции тесно связан с психологическим воздействием на человека.

 

 

ПОНЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ИЛЛЮЗИИ

 

Иллюзия (от латинского illusio - ошибка, заблуждение) — ошибочное, искаженное восприятие действительности человеком, возникающее в силу разнообразных причин: физических, физиологических, психологических [3].

Текстиль, активно участвующий в оформлении одежды и интерьера, влияет на восприятие окружающей среды. Один и тот же человек в разной одежде может производить впечатление полного или средней полноты, среднего роста или высокого. Помещение может казаться низким с занавесями одного рисунка и более высоким, просторным с занавесями другого рисунка.

Изменение впечатлений зависит от зрительных иллюзий (8). Художнику, связанному с оформлением костюма и интерьера, необходимо знать основные из них, чтобы по мере надобности корректировать свои рисунки в нужном направлении.

 

 

 

 


Так называемая переоценка вертикали выражается в том, что все вертикальные линии производят впечатление более протяженных по сравнению с равными им горизонтальными (рис. 9/а). Правильный квадрат кажется несколько вытянутым по вертикали прямоугольником. Небольшой масштаб выявляет эту иллюзию больше, чем крупный. Поверхность ткани с редкими вертикальными полосами воспринимается более вытянутой по вертикали (рис. 9,б, в).

Зрительное искажение действительной формы происходит и при иллюзии заполненного промежутка. Все заполненные элементами разработки формы кажутся больше по сравнению с незаполненными (рис. 9, г).

Квадрат, заполненный частыми вертикальными полосами, кажется прямоугольником, вытянутым по горизонтали, а квадрат, заполненный частыми горизонтальными полосами, — прямоугольником, вытянутым по вертикали (при заполнении более чем 6-7 полосами). Это происходит из-за мысленного пересчета полос в первом случае по горизонтали, а во втором — по вертикали (рис. 9, д, е). Таким образом, впечатление от ткани, оформленной полосами, полностью зависит от частоты полос и их направления.

Большую роль играет не только количество делений, но и соотношение светлых и темных полос. Постепенные плавные переходы из одного цвета в другой в вертикальных полосах зрительно вытягивают поверхность изделия, а сложные цветовые отношения в полосах, неясно выраженный ритм — расширяют.

Чрезмерное повторение одного и того же цвета, фактуры, элемента делает повторение малозаметным ("подобное убивается подобным"). В то же время повторение в меру - важное средство усилить, подчеркнуть.

Чувства меры, вкуса — эстетические качества, необходимые художнику. Фигуры орнамента с незамкнутым контуром производят впечатление больших по размеру по сравнению с такими же фигурами, но с контуром.

При штриховке вертикальных параллельных линий косыми штрихами эти линии как бы перестают быть параллельными и в зависимости от направления штриха то расходятся, то сходятся. Подобное явление происходит в связи с переоценкой незамкнутого промежутка (рис. 9, ж, з). В крупных рисунках полос со штриховкой для плательных тканей это необходимо учитывать.

Для выявления композиционного центра рисунка можно использовать более частое заполнение его деталями. Такие формы привлекают к себе большее внимание и кажутся крупнее. Обозначению композиционного центра (особенно в рисунках штучных изделий) способствуют также кажущиеся точки, в которых как будто сходятся продолжения отрезков прямых в рисунке, или кульминационные точки какой-либо формы, например не обозначенный в рисунке центр круга. Чем ближе друг к другу расположены такие активные точки, тем меньше кажется размер формы в целом.

Нечетная симметрия в рисунке штучного изделия делает композицию более, единой, чем четная.

Разработка может зрительно искажать правильную форму (рис. 9, и), что следует учитывать при выполнении рисунков, состоящих из параллельных динамичных линий и форм. Так, диагональные полосы, активно расчленяющие костюм, могут создать впечатление деформации фигуры человека — одно плечо или бедро будет казаться выше другого. Занавес с таким направлением рисунка будет производить впечатление косо повешенного.

Для разнообразия рисунков иногда можно пользоваться приёмом создания на плоскости впечатления рельефного рисунка. В этом случае иллюзия возникает из-за того, что те формы, на которых человек сосредоточивает внимание в данную минуту, кажутся ему ближе, чем их окружение (обратимая иллюзия). Поэтому в рисунках плательных тканей следует избегать крупных форм в виде кругов с вписанными в них концентрическими окружностями, так как создается сильное впечатление выпуклости и большого рельефа, что зрительно разрушает поверхность костюма. Обратимые иллюзии и иллюзии, способствующие восприятию иллюзорного движения, несут в себе что-то беспокойное и поэтому должны применяться с осторожностью.

Всем известно воздействие контраста. В группе высоких человек среднего роста кажется низкорослым, а в группе низкорослых — высоким. Если на сером и черном фоне поместить небольшой белый квадрат, то из-за явления контраста на черном фоне белый квадрат будет выглядеть белее, чем на сером. Квадрат черного цвета на белом фоне будет выглядеть меньше, чем белый квадрат такого же размера на черном фоне. Более светлые плоскости кажутся ближе, чем темные (рис. 9, к, л).

Цветовые отношения в текстильном рисунке имеют очень большое значение для сохранения его плоскостности. Зная изменение восприятия цвета от влияния на него соседствующих цветов, можно эти отношения выровнять и сохранить при колорировании плоскостность рисунка. Различие по светлоте в плоскостях рисунка создает более определенный ритм, чем различие по цветовому тону. Одно хроматическое различие даже контрастных по цветовому тону площадей имеет небольшую организующую силу. Необходим еще контраст по светлоте. Более насыщенные цвета, помещенные в одну плоскость с менее насыщенными, производят впечатление более близких к зрителю. Поэтому в текстильном рисунке, выполненном на сочетании насыщенных цветов с малонасыщенными, первые занимают значительно меньшую площадь, чем вторые (за исключением черного цвета). Чем яснее, определеннее выражен цвет, тем более выступающим он кажется.

Все теплые цвета производят впечатление более близких, чем холодные. Плоскости, покрытые красными и желтыми цветами, кажутся выпуклыми, а покрытые синими и голубыми, — вогнутыми. Красные и оранжевые плоскости производят впечатление более плотных. Яркие насыщенные цвета увеличивают действительный объем, а темные, малонасыщенные — уменьшают. Светлые ткани с блестящей поверхностью делают объем более значительным, заметным, а матовые темные поверхности скрадывают объем, смягчают границы формы.

Каждый человек воспринимает иллюзии по-своему: один чувствует их очень остро, другой почти не замечает. Это зависит от наблюдательности, чувства пространства, знания тех или иных явлений. Художник, проектируя то впечатление, которое будет производить изделие с рисунком, обязан предусмотреть любую ошибку и скорректировать ее до внедрения изделия в производство.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.011 с.)