Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль и место орнамента с геометрическими мотивами

Поиск

 

Неизобразительный, или беспредметный, орнамент - древнейший из всех орнаментов.

Орнаментальное искусство возникло в ту далекую эпоху, когда зарождалась художественная культура человечества. Эстетическое чувство было порождено практической деятельностью человека. Первыми элементами украшения утилитарных предметов были следы технологии их производства. Так, на первобытных копьях, гарпунах, топорах в месте соединения острия с рукояткой можно заметить украшение в виде перекрещивающейся ленты. Это изображение ремня, служившего ранее креплением соответствующего орудия к палке.

Наиболее ясно этот способ орнаментации проявляется в изделиях гончарного производства. Древнейшая плетеная посуда послужила прообразом формы и украшения внешней поверхности более поздней глиняной посуды.

С появлением ткачества орнаментальные узоры получают новое развитие. Сама технология ткачества способствовала появлению на тканях простых узоров неизобразительного характера. Неровнота нити по толщине, различный оттенок волокон придавали тканому полотну новые качества, которые оценивались в какое-то время эстетически и повторялись специально для украшения изделия.

Другая часть геометрического орнамента имеет изобразительную основу, что у древнейших народов выражалось в символизации предметов окружающей природы. Круг был изображением солнца, ромб — рыбы, волнообразная линия — змеи и т. д. Иногда мотивами орнамента служили амулеты из кожи животных. Затем они постепенно переходили в отвлеченные, условные геометрические формы.

В некоторых случаях линии, украшавшие предмет, носили практический смысл. Так, например, оружие австралийцев покрыто линиями, представляющими собой географическую карту. Со временем значение изображения было утеряно, но оно осталось как украшение.

Позднее геометрический орнамент развивался в искусстве древних цивилизаций — Месопотамии, Ирана и Сирии. Это в основном линейный орнамент, напоминающий переплетение нитей в ткани, скрученные жгуты и т. п. Усложнение форм привело к созданию интересных форм арабского орнамента — арабесков и средневековых плетениц. Для арабесков характерна свободная, построенная на сочетании геометрических форм и очень условных растительных элементов композиция, которая дает простор фантазии, позволяет покрывать орнаментом большие плоскости. Богата и сложна орнаментация арабеска, строящаяся на пересечении и переплетении линий, точно разработаны детали, гармоничны цветовые сочетания [25].

Древнегреческое искусство создало замечательные образцы геометрического орнамента. Своей ясностью, внутренней логикой и строгим ритмом греческий орнамент оказал огромное влияние на дальнейшее развитие орнаментального искусства. Особенно был распространен в Древней Греции меандр — рисунок, напоминающий волну, спирали, зигзаги и т. п. Этот линейный или ленточный орнамент, равномерно движущийся по горизонтали, украшал архитектуру, предметы быта и одежду греков. Иногда формы отвлеченного орнамента оживлялись элементами, представляющими собой обобщенные, доведенные до схемы изображения человека и животных.

Геометрический орнамент продолжал свое развитие и в более позднее время. Мотивы геометрического орнамента эпохи Возрождения характеризуются ясностью, чистотой линий, логичной композицией, согласованностью с формой украшаемого предмета. В стиле барокко в соответствии с другими характерными его, чертами геометрический орнамент значительно усложняется и обогащается новыми элементами, придающими ему динамичность. Рококо создает причудливые асимметричные орнаментальные композиции, в основе которых лежит форма завитка или раковины. Классицизм возвращается к ясным и строгим мотивам античного орнамента. При позднем классицизме — стиле ампир — вновь происходит усложнение геометрических форм, сочетание их с предметными изображениями, мотивами природы.

В народном искусстве, особенно в тканях и вышивках, геометрический орнамент получил наибольшее распространение. Многие его формы имеют древний символический смысл, утерявший свое значение в настоящее время.

Для орнаментальных геометрических форм большинства народов характерны общие черты, что обусловлено тождественностью ткацкой техники и техники вышивки. Различные народы по-своему разрабатывали общие геометрические мотивы, преломляли их в соответствии со своим видением, материальными условиями жизни, географическим положением, местными материалами и национальными особенностями [24].

Все геометрические орнаменты можно подразделить на следующие группы [26]:

орнаменты, состоящие из простых геометрических форм и линий: отрезки прямых или изогнутых линий, окружности, круги или их части, треугольники, квадраты, прямоугольники, ромбы и многоугольники (рис. 37);

орнаменты из сложных геометрических мотивов — симметричные построения из нескольких простых элементов;

орнаменты из неправильных геометрических форм, имеющие замысловатые очертания (рис.38);

орнаменты, состоящие из комбинированных элементов правильной и неправильной формы.

У всех элементов геометрического орнамента имеются аналоги в природе: кристаллы и пчелиные соты, раковины, следы от волн на песке и узор на крыльях бабочек и т. д. Природа удивительно богата различными, самыми неожиданными пластическими формами, которые издавна использовались в качестве "материала" для создания орнамента.

 
 

 

 


Художник должен увидеть и суметь отобрать те формы, элементы и мотивы, которые могут служить основой орнамента или участвовать в его разработке в качестве дополнений. Чем разнообразнее и богаче творческая папка художника, тем успешнее продвигается работа над оформлением изделия с определенными назначением, структурой, фактурой поверхности и свойствами. Уже в зарисовке можно оценить ритмические и пластические особенности мотива и предусмотреть дальнейшие возможности его использования.

Произведения декоративно-прикладного искусства имеют две функции: утилитарную или практическую, и эстетическую. Они существуют рядом с человеком всю жизнь. Поэтому идейно-эмоциональное содержание таких предметов, как орнаментированные ткани для одежды или интерьера, совершенно иное, чем произведений станкового искусства.

Каждая подлинно художественная вещь декоративно-прикладного искусства, несущая в себе некоторый эмоциональный заряд, в ансамбле с другими окружающими предметами способна отразить главные черты эпохи, психологию людей, их чувства и устремления.

Произведения живописи, графики, скульптуры, монументального искусства сравнительно кратковременно воздействуют на человека, они могут раскрыть содержание глубоких человеческих переживаний в образах самой жизни. Отвлеченные геометрические формы в изобразительном искусстве играют дополнительную роль, помогают ритмической организации, выразительности изображения.

В неизобразительных видах искусства (музыке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве) эмоции не передаются, а вызываются путем ассоциации.

Ассоциация - обусловленная предшествующим опытом связь представлений, благодаря которой одно представление, появившись в сознании, вызывает по сходству, смежности или противоположности другое.

Чем богаче жизненный опыт человека, тем разнообразнее и шире ассоциации, рождаемые его фантазией. Линии, формы, цвет, пространственные отношения предметов связываются у людей с представлениями о покое и движении, об устойчивости и неустойчивости, легкости и тяжести и т. д.

Неодинаковое впечатление вызывают композиции, построенные на линиях, формах разного характера. Большое значение имеет взаимное расположение элементов орнамента: симметрия вызывает чувство покоя, устойчивого равновесия, асимметрия возбуждает беспокойство, чувство неуверенности, и чем резче она выражена, тем больше внутреннего напряжения и желания упорядочить это движение.

Также воздействует на человека и ритмическое построение рисунка. Можно говорить о спокойном, равномерном, даже однообразном ритме при повторе одних и тех же форм, элементов через равные интервалы, следующие один за другим.

Совершенно другие чувства вызывают сложные "сбивчивые" ритмы, лишенные ясно выраженного порядка, раппортного повтора. Поэтому правомерны противопоставления "успокаивающих", "скучных" ритмов одних рисунков "возбуждающим", "нервным" ритмам других.

В таких суждениях могут быть, конечно, субъективные оценки. Однако опыт развития человечества выработал общезначимое эмоциональное отношение к большинству явлений и предметов окружающего мира [17]. Отсюда и возникает возможность создания полноценных, разнообразных в эмоциональном отношении решений орнаментальных композиций, основанных на неизобразительных (геометрических) формах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.56.150 (0.009 с.)