ТОП 10:

КОМПОЗИЦИЯ РИСУНКОВ ДЛЯ ШАРФОВ



 

Все сказанное о роли платков в костюме, их колористическом решении может быть отнесено и к шарфам.

Построение рисунка шарфа зависит от его назначения (мужское кашне, женский нарядный шарф и т. д.), от артикула ткани и способ печати.

Шерстяные мужские набивные шарфы шьют из ткани, оформленной по схеме линейного раппортного рисунка, имеющего вдоль кромок с обеих сторон одинаковую орнаментальную кайму той или иной ширины в зависимости от принципа оформления поля.

Мотивами орнамента могут служить геометрические и природные формы, мотивы предметного и фольклорного характера. Так как в шарфе самая заметная часть его край, наибольшее внимание уделяется разработке каймы, «ее пропорциональным членениям, колористическому решению, внимательной прорисовке форм.

Орнамент мужских шарфов лишен динамики, он немногословен, но выразителен.

В шарфе необходимо присутствие ведущего, главного цвета, преобладающего по площади. В большинстве случаев это грунтовая плоскость. Цветовое решение шарфа для мужчин довольно сложно и наиболее удачно решается на согласовании родственных цветов.

Для орнамента молодежного шарфа с соответствующей тематикой можно использовать и контрастное цветосочетание, но с выделением одного или нескольких близких ведущих цветов.

Женские шелковые шарфы - принадлежность ансамбля романтического стиля. Они выполняются из легких, пластичных тканей (крепдешин, туаль, шифон). Их размеры обусловлены возможностями печатного оборудования, установленного на предприятии.

Рисунки для женского шарфа могут быть симметричного и асимметричного композиционного построения с использованием различных орнаментальных мотивов. Работая над рисунком шарфа, художник должен найти такую группировку форм и такое цветовое, решение, которые обеспечивали бы замкнутость композиции концов шарфа и их равновесие по отношению друг к другу. При сохранении единства стилевого решения можно использовать на каждом из концов шарфа разные мотивы, например растительные и геометрические, неизобразительные и сюжетные и т. п. Ясное представление образа костюма, выразительность избранного мотива, его цветового и композиционного сочетания с костюмом должны направлять художника на оригинальное решение композиции.

 

СУВЕНИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

 

Платки, шарфы, косынки составляют значительную часть сувениров. Сувенир - это художественное изделие, вещь, приобретаемая в память о каком-либо событии, посещении страны, города и т. п. Сувенир — символ, знак памяти, и в этом его главный смысл. Память же конкретна, не может быть памяти вообще, поэтому и не может быть сувенира вообще [35].

В России сувениры появились в XVIII веке. После Великой Октябрьской социалистической революции они получили дальнейшее развитие. Уже в начале 20-х годов были выпущены платки с символикой Советского государства — серпом и молотом, снопом колосьев, пятиконечной звездой.

В настоящее время потребность в сувенирах неизмеримо возросла. Это вызвано празднованием памятных дат в стране, развитием международных связей, туризма, проведением крупных общественно-политических мероприятий не только в пределах района или города, но и таких, как олимпиады, фестивали, съезды и т. п.

Туристы обычно выбирают сувенир, в котором ясно выражены местные традиции, проявления народного вкуса и обычаев.

К сувенирным изделиям мы относим павловские шерстяные платки и шали, вязаные оренбургские пуховые платки, как будто не имеющие сувенирной тематики. В этих вещах главное — их утилитарная функция, сувенирами они становятся для гостей нашей страны как произведения самобытного искусства русского народа.

Другая группа сувенирных изделий создается специально, чтобы быть вещью в память о каком-либо событии. В них включают соответствующую эмблематику, надписи, даты и т. п.

У таких изделий на первом плане не утилитарная функция, а "сувенирная". Иногда изделия этой группы только по форме, материалу и технике изготовления несут утилитарную функцию, а по содержанию и избранным формам ими не могут быть (например, сувенирные платки, содержащие портретные изображения).

В первой группе платков композиционные схемы и мотивы традиционны, приемы изображения и колористическое состояние не изменяются длительное время. Так, в Павловских платках излюбленные формы — садовые цветы — в последние десятилетия дополнились мотивами полевых цветов, плодов, но их трактовка (пятно с небольшим объемом, напряженные сочетания холодных и теплых цветов на черном или белом фоне - самые характерные черты композиции наряду с построением платка) сохраняется без изменений.

К этой группе сувенирных платков можно отнести шерстяные, шелковые и хлопчатобумажные платки, оформленные на основе мотивов народного орнамента в классических схемах или более свободных, динамичных построениях.

При работе по мотивам народной набойки, вышивки, кружева, росписи художник должен трансформировать исходный мотив с учетом пластических свойств ткани, ее структуры, фактуры, плотности и в зависимости от этого использовать или статичную, или динамичную композиционную схему.

Колористический принцип, заложенный в решении народного костюма, народного текстильного орнамента, желательно сохранять.

Во второй группе платков или других штучных текстильных изделий сувенирного назначения (шарфы, косынки, салфетки) можно использовать различные схемы построения рисунка. Задача художника состоит в том, чтобы найти лаконичное и оригинальное решение в условиях узких рамок тематики, увязать решение с материалом и технологией изготовления. Символы и эмблемы должны быть узнаваемы, легко читаемы.

Текстовая часть должна бить орнаментально связана с изображением и решена в едином стилевом ключе (шрифт должен откликаться на ритмический, пластический строй рисунка и согласовываться с ним масштабом).

Очень опасны "лобовые" решения тематики. Тематические рисунки должны иметь орнаментальный характер. В сувенирах необходимы вкус и чувство меры, точное понимание возможного использования сувенира с данным изображением. Иначе, то, "что должно было в нас будить добрые чувства, возбуждает лишь недоумение, досаду, иронию, негодование от дискредитации самого дорогого" [35, с. 26].

Например, изображение крейсера "Аврора" на головном платке вызывает именно такие чувства. Необходимо помнить, что любая орнаментальная композиция должна вызывать положительные эмоции, чувство радости, удовлетворения, гордости.

Отсюда следует, что какими бы высокими целями ни руководствовался художник, он должен создавать композицию в расчете на восприятие идеи с первого взгляда. И в то же время не включать в орнамент формы и мотивы, ведущие доказательство идеи "в лоб" или через показ негативного, так как это под силу произведениям изобразительного искусства, а не декоративно-прикладного, и тем более массового, промышленного.

Характер изображения и выбор композиционной схемы должны быть оправданы темой. Сувенирный платок к научному конгрессу не может быть похож на платок к Олимпийским играм.

При создании сувенирного изделия надо обязательно учитывать и современное модное направление, так как рисунок сувениров "живет" очень недолго и отражает свое время.

 

Методика работы и практические задания к теме

 

Учащиеся должны ознакомиться с современным оформлением штучных текстильных изделий (платков, шарфов, косынок, текстильных сувениров), проанализировать схемы построения рисунка, выбор мотивов, их трактовку, колорит, связь с характером оформления текстиля. Необходимо проследить, как изменяется рисунок при использовании этих изделий в костюме.

 

1. На основе простых геометрических форм в форэскизах платка (размер 20x20 см) проверить различные схемы построения рисунка, изменяя членения квадрата, масштаб форм и их количество, направление элементов орнамента. Первые варианты решить в 1 - 2 цвета, затем усложнить задачу разработкой колористических вариантов форэскизов, разнообразием графических трактовок мотивов.

2. Выполнить в натуральную величину эскиз платка по геометрическим мотивам по одному из форэскизов для конкретного ассортимента тканей. В зависимости от этого выбрать схему, трактовку мотива, колористическое решение.

3. Выполнить зарисовки растительных мотивов на определенной форме листа - квадрате и вытянутом прямоугольнике. Решение по выбору: линеарное, пятновое или их сочетание, в один или несколько цветов.

Проследить за грамотным и интересным решением мотива на листе, пропорциями фона и рисунка, движением мотива в плоскости листа.

4. Разработать форэскизы платков и шарфов уменьшенного масштаба с рисунками растительных мотивов по различным схемам композиции платка и шарфа. В форэскизах определить основное распределение форм, направления их движения, главные членения и принцип колористического решения.

5. По одному из форэскизов сделать чистовую работу - рисунок в натуральную величину, выполненный с учетом технологии и характера оформляемой ткани.

В зависимости от артикула ткани рисунок предназначен для 1-7 проходов прямой печатью.

6. Разработку рисунка сувенирного изделия на предложенную тему начать со сбора подготовительного материала и работы в форэскизах уменьшенного масштаба. Обе предварительные работы рекомендуется вести параллельно, так как уточнение рисунка требует определенного характера шрифта, необходимых изобразительных форм и т. п. Начинать работу по избранной схеме без общей идеи, без материала также невозможно.

Темы, предлагаемые преподавателем, могут быть разные: "Русский сувенир", "Олимпийские игры", "Юбилей страны или предприятия", "Музыкальный фестиваль" и т. д.

Лучший из форэскизов проработать в чистовой работе, где рисунок в натуральную величину выполнить с учетом артикула ткани, технологии печати и всех особенностей сувенирногоизделия.

 

Глава 20

 

ОФОРМЛЕНИЕ ДЕКОРАТИВНЫХ ТКАНЕЙ, НЕТКАНЫХ ПОЛОТЕН И ШТУЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ ДЛЯ ЖИЛОГО ИНТЕРЬЕРА

 

Текстильные изделия с печатным рисунком для оформления жилого интерьера разнообразны: это драпировочные полотна, скатерти, салфетки, пледы и одеяла, ткани для постельных принадлежностей, штучные и метровые изделия для детской комнаты и т. д.

Различные текстильные изделия в жилом интерьере — неотъемлемая часть ансамбля.

Первая группа изделий - драпировочные полотна, а чаще штучные изделия (ковры, скатерти, гобелены) — могут выполнять роль основного цветового или смыслового центра композиции интерьера, его доминанты. Они создают у человека определенное настроение в зависимости от колористического решения, выбора масштаба рисунка и его ритмического строя. Ясности выражения художественного образа интерьера способствует также выбор тематики текстильного рисунка.

Вторая группа текстильных изделий объединяет различные элементы убранства интерьера, смягчает линии архитектуры, связывает в единое целое разные зоны помещения, не претендуя на главенствующую роль.

Третья группа текстильных изделий играет роль нейтрального фона для остальных элементов оформления интерьера.

 

АССОРТИМЕНТ ТЕКСТИЛЬНЫХ ПОЛОТЕН С ПЕЧАТНЫМ РИСУНКОМ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ИНТЕРЬЕРА

 

Из набивных полотен в настоящее время наибольший интерес для оформления интерьера представляют льняные и полульняные драпировочные ткани с рисунком разнообразного характера. Они имеют достаточную ширину (около 150 см) .привлекательную поверхность, мягкий блеск и хорошую драпируемость. Под набивку их используют отбеленными, полубелыми и суровыми.

В РСФСР льняные набивные драпировочные ткани выпускает Смоленский льнокомбинат. Набивка производится способом фотофильмпечати сетчатыми шаблонами. На этом же комбинате разрабатывают рисунки набивных льняных скатертей.

Из хлопчатобумажных тканей для интерьера в настоящее время печатным рисунком оформляют в основном мебельную декоративную ткань арт. 5314. Эту ткань получают из кардной пряжи, одинаковой ло основе и утку. Переплетение мелкоузорчатое. Ткань плотная, жесткая, используется для обивки мебели.

Значительное распространение получили драпировочные полотна из вискозного штапельного волокна. Ткани из вискозной пряжи подвергают мапосминаемой и малоусадочной отделке. Они имеют небольшую ширину (72-90 см), поэтому часто их используют сшитыми в несколько полотен. Художнику, оформляющему драпировочные ткани из вискозной пряжи, приходится рассчитывать рисунок в месте сшивания.

Драпировочные ткани вырабатывают текстильные предприятия Москвы, Иванова и других городов. Красноярский шелковый комбинат им. 50-летия СССР, московский шелковый комбинат им. П. П. Щербакова и некоторые другие предприятия вырабатывают шелковые драпировочные ткани с набивным рисунком. Но выпуск этой продукции пока невелик.

Ткани и текстильные полотна из синтетических и искусственных волокон удобны в эксплуатации в качестве драпировочных полотен и особенно для обивки мебели. Они обладают высокой износостойкостью, имеют хороший внешний вид, разнообразны по структуре и фактуре.

Большой интерес представляют ткани и полотна, вырабатываемые из смесей натуральных волокон (хлопка, льна, шерсти) с синтетическими (например, нитроном). Расширяется выпуск нетканых драпировочных полотен.

 

ОСОБЕННОСТИХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТЕКСТИЛЬНЫХ ПОЛОТЕН ДЛЯ ИНТЕРЬЕРА

 

Отличительной чертой рисунков для декоративных тканей и драпировочных нетканых полотен по сравнению с рисунками для плательного ассортимента является их большая конструктивная определенность. Они более четко ритмически организованы, в них ясно видны определенный принцип построения композиции рисунка, членение на горизонтальные или вертикальные полосы, клетки и т. д.

С одной стороны, это вызвано тем, что в занавесях, портьерах, покрывалах рисунок работает на больших площадях. Раппортный повтор придает поверхности целостность и ритмическую организованность. С другой стороны, в условиях замкнутого пространства помещения, наполненного разнородными элементами убранства, глаз всегда ищет черты упорядоченности. Поэтому и кажутся наиболее приемлемыми клетчатые и полосатые схемы построения орнамента, так как они более статичны, уравновешены, спокойны.

При работе над рисунком декоративных полотен большое внимание уделяется масштабу орнамента. Масштаб рисунка должен быть согласован с габаритами мебели и, естественно, быть соразмерным человеку. Характер рисунка и его масштаб влияют на зрительное представление о помещении: Умело подобранные драпировочные ткани могут как бы расширить пространство или сузить его, уменьшить или увеличить. Они часто улучшают пропорциональные соотношения комнаты, особенно длинной, вытянутой. Масштаб орнамента во многом определяется назначением и структурой полотна, его фактурой. Более крупные рисунки предназначаются для больших помещений. Для них выбирают полотна с явно выраженной фактурой/ плотные и упругие. Для жилого интерьера с его небольшими пространствами больше подходят рисунки со средним масштабом на сравнительно легких тканях. Тяжелые фактурные полотна в таком интерьере выглядят громоздко и помпезно, а крупный рисунок подавляет человека и быстро утомляет. В выявлении масштаба участвуют все средства композиции: схема рисунка, приемы его подачи, цветовое решение, характер узора. Каждый рисунок прежде всего должен соответствовать человеку. Нет интерьера без человека, в нем он действующее лицо, мерило всего окружающего. Поэтому для тканей, оформляющих современный жилой интерьер, непригоден как очень крупный, так и очень мелкий рисунок.

О воздействии цвета на психологическое состояние человека известно науке давно. Одни цвета (зеленые, голубые) успокаивают, способствуют сосредоточенности или отдыху, другие (красные, оранжевые) возбуждают, активизируют. Известно, что по ассоциации с явлениями природы цвета подразделяют на холодные и теплые. В зависимости от назначения помещения и того состояния, которое необходимо поддерживать у человека, находящегося в нем, используют ту или иную группу цветов.

Цветовая гармония может быть организована по принципам нюансных отношений или контраста. В общей комнате, кабинете, спальне необходимо создавать обстановку покоя, отдыха, для чего целесообразнее использовать гамму родственных цветов.

В детской комнате, комнате для молодежи, кухне - задача совершенно иная: создать радостное, веселое настроение, побудить к активной деятельности. Для этого лучше использовать контрастные цветовые сочетания с обязательным преобладанием одного из цветов.

По существу, цвет - основное средство для создания художественного образа конкретного интерьера.

Ткани и текстильные полотна — активные участники организации колорита помещения. Поэтому большое значение приобретает цвет ткани. При создании набивного рисунка необходимо помнить об общем, преобладающем цвете в рисунке, особенно тогда, когда он строится на сочетании большого количества цветов. Рисунки, созданные без учета этого, дробны и невыразительны, вносят в общую композицию интерьера беспокойство и разрушают цветовую гармонию.

Не следует также забывать, что декоративные полотна в интерьере имеют две позиции обозрения: с дальнего и ближнего расстояния. Издали ткань воспринимается целиком: общая цветовая гамма, схема расположения узора, ритмическая организация орнамента, принцип композиционного решения, тема. Ясно читается взаимосвязь ткани с отдельными предметами убранства интерьера и с архитектурным пространством. Здесь четко проявляется ее роль в интерьере. При близком рассмотрении выделяются сюжет, мотив, художественные приемы изображения, интересные детали рисунка. Это делает более полными и конкретными наши впечатления от ткани.

В связи с этим положением можно сделать вывод, что от рисунков тканей, предназначенных для использования в интерьере, требуется большая обобщенность, лаконизм и декоративность, чем в тканях плательной группы, но не исключается тщательная проработка элементов орнамента.

Декоративности можно добиться, соблюдая следующие основные условия.

1. Необходимо, чтобы замысел, основная идея нашли наилучшее композиционное воплощение, т. е. композиция была выразительна, чтобы в ней было подчеркнуто главное, второстепенные элементы подчинялись главному как композиционному центру. Всегда нужно умело отобрать минимум средств для наибольшей выразительности композиции.

2. Элементы композиции должны быть типизированы, их индивидуальные черты должны быть подчинены общим, типичным для элементов данной группы.

3. Колористическое решение также должно отвечать основной идее рисунка, иметь выразительные цветовые сочетания.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.3.146 (0.012 с.)