Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы композиции печатного рисунка на ткани.↑ Стр 1 из 20Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Допущено Министерством легкой промышленности СССР в качестве учебника для средних специальных учебных заведений
МОСКВА "ЛЕГКАЯ И ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ"1984
Раздел первый. ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ ПЕЧАТНОГО РИСУНКА НА ТКАНИ.
Глава 1
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
Украшением текстиля, предназначенного для изготовления одежды и оформления жилища, люди занимаются уже многие столетия. Образцы этого искусства обнаруживают в гробницах фараонов и славянских могильниках. Рисунки на старинных тканях рассказывают о жизни древних народов, их занятиях, окружающей природе, отношениях с соседними народами. Изображения узорчатых тканей встречаются на старинных миниатюрах и в монументальных росписях интерьеров. На основе этих исторических материалов современные художники могут изучить основные принципы построения рисунков на тканях, их характерный язык и закономерности, которые складывались трудом многих поколений мастеров. Узоры на тканях сродни украшениям керамических, ювелирных изделий, архитектурных сооружений и многих других предметов, окружающих человека в повседневной жизни.
КОМПОЗИЦИЯ ОРНАМЕНТА
Орнамент в переводе с латинского означает "украшение". Орнамент - живописное, графическое или скульптурное художественное оформление предмета. Характер орнамента зависит от формы предмета, его поверхности, материала, технологии изготовления [2]. Орнамент всегда рассматривается в тесной связи с тем предметом и материалом, на которые он наносится. Орнамент подчеркивает свойства материала, делает более выразительным все произведение в целом, зрительно организует его, выявляет строение. Украсить ткань рисунком - значит сообщить костюму или интерьеру, в котором она будет жить, дополнительный образный смысл. Для этого у орнамента есть свои специфические средства. Ему присущи самые разнообразные формы как условные, чаще всего геометрические, так и конкретные, взятые из реальной жизни, но всегда в той или иной степени измененные, подчиненные материалу, технологии изготовления, назначению и форме предмета. Элементы орнамента согласуются друг с другом и чередуются в определенном порядке. Орнамент должен соответствовать стилю оформляемого предмета. Он участвует в членениях предмета, не разрушая зрительно его формы. Орнаментальный — имеющий характер, черты орнамента. Орнаментальные черты присущи и многим произведениям станкового искусства: живописи, графике, скульптуре. В любом произведении изобразительного искусства в той или иной мере присутствуют типизация образов, ритмическая выстро-енность композиции, обобщенность элементов композиции, цветовая условность и т.д. [2]. Орнаментика - характер орнамента и совокупность орнаментальных элементов в произведении искусства, историческом стиле [2]. Для каждого художественного стиля характерна своя орнаментика, т. е. использование приемов, способов, методов, мотивов, отражающих изменение условий жизни, эстетических взглядов и вкусов общества. Слово "композиция" происходит от латинского compositio, что означает составление, соединение, сочинение [3]. В искусстве понятие "композиция" употребляется в нескольких значениях. Композиция, или построение, орнамента — главное средство объединения разрозненных элементов в единое гармоническое целое. Слово "композиция" употребляется также в значениях "структура произведения" и "художественное произведение", "продукт творчества". [2]. Композиция произведения всегда зависит от его содержания. Художник, желая выразить определенное содержание, ищет наиболее подходящую для этого форму. Каждый вид искусства имеет различные возможности в отражении объективного мира и располагает специфическими, ему присущими средствами. В декоративно-прикладном искусстве, которое включает и художественное оформление текстиля, отражение объективного мира состоит не в изображении событий, конкретных характеров, а в выражении глубоких свойств человеческой сущности, чувств человека, его переживаний. Человеческая личность социальна. Поэтому декоративно-прикладное искусство выражает свое время, историю, социальную среду, иначе говоря, является "почерком эпохи". Художественный образ в декоративно-прикладном искусстве в силу специфики этого вида искусства, связанного с сочетанием утилитарных и эстетических функций его произведений, не может нести в себе такую же глубину идей, какая содержится в произведениях литературы, живописи, скульптуры, киноискусства. Орнамент в композиции произведений декоративно-прикладного искусства выступает как часть композиционного целого, образного решения всего произведения, а не механически соединенным с произведением украшением. Основным законом композиции произведения искусства, мерой ее художественной выразительности является целостность восприятия. Главное проявление этого закона — невозможность отделить от произведения ни одного, даже самого малого элемента без потери качеств композиции. Композиция не должна восприниматься как сумма отдельных форм и элементов, во всех своих частях она должна быть единой. Этот закон действителен не только для всего произведения в целом, в данном случае костюма или интерьера, в котором участвует узорчатая ткань, но и для орнамента на ткани. Орнаментированная ткань сама часто является произведением искусства. Композиция печатного рисунка на ткани - композиция на плоскости, двухмерная. Специфику композиции текстильного рисунка определяют характер поверхности ткани, ее мягкость, пластичность и способы нанесения рисунка, в настоящее время почти полностью механизированные. Композиция орнамента на ткани подчиняется назначению изделия, и чем полнее художественное оформление отражает функцию предмета, для которого ткань предназначена, тем грамотнее найдено соответствие формы содержанию. Художник-орнаменталист, создавая целостное орнаментальное произведение, сознательно или интуитивно работает согласно правилам построения композиции.
ПОНЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ИЛЛЮЗИИ
Иллюзия (от латинского illusio - ошибка, заблуждение) — ошибочное, искаженное восприятие действительности человеком, возникающее в силу разнообразных причин: физических, физиологических, психологических [3]. Текстиль, активно участвующий в оформлении одежды и интерьера, влияет на восприятие окружающей среды. Один и тот же человек в разной одежде может производить впечатление полного или средней полноты, среднего роста или высокого. Помещение может казаться низким с занавесями одного рисунка и более высоким, просторным с занавесями другого рисунка. Изменение впечатлений зависит от зрительных иллюзий (8). Художнику, связанному с оформлением костюма и интерьера, необходимо знать основные из них, чтобы по мере надобности корректировать свои рисунки в нужном направлении.
Так называемая переоценка вертикали выражается в том, что все вертикальные линии производят впечатление более протяженных по сравнению с равными им горизонтальными (рис. 9/а). Правильный квадрат кажется несколько вытянутым по вертикали прямоугольником. Небольшой масштаб выявляет эту иллюзию больше, чем крупный. Поверхность ткани с редкими вертикальными полосами воспринимается более вытянутой по вертикали (рис. 9,б, в). Зрительное искажение действительной формы происходит и при иллюзии заполненного промежутка. Все заполненные элементами разработки формы кажутся больше по сравнению с незаполненными (рис. 9, г). Квадрат, заполненный частыми вертикальными полосами, кажется прямоугольником, вытянутым по горизонтали, а квадрат, заполненный частыми горизонтальными полосами, — прямоугольником, вытянутым по вертикали (при заполнении более чем 6-7 полосами). Это происходит из-за мысленного пересчета полос в первом случае по горизонтали, а во втором — по вертикали (рис. 9, д, е). Таким образом, впечатление от ткани, оформленной полосами, полностью зависит от частоты полос и их направления. Большую роль играет не только количество делений, но и соотношение светлых и темных полос. Постепенные плавные переходы из одного цвета в другой в вертикальных полосах зрительно вытягивают поверхность изделия, а сложные цветовые отношения в полосах, неясно выраженный ритм — расширяют. Чрезмерное повторение одного и того же цвета, фактуры, элемента делает повторение малозаметным ("подобное убивается подобным"). В то же время повторение в меру - важное средство усилить, подчеркнуть. Чувства меры, вкуса — эстетические качества, необходимые художнику. Фигуры орнамента с незамкнутым контуром производят впечатление больших по размеру по сравнению с такими же фигурами, но с контуром. При штриховке вертикальных параллельных линий косыми штрихами эти линии как бы перестают быть параллельными и в зависимости от направления штриха то расходятся, то сходятся. Подобное явление происходит в связи с переоценкой незамкнутого промежутка (рис. 9, ж, з). В крупных рисунках полос со штриховкой для плательных тканей это необходимо учитывать. Для выявления композиционного центра рисунка можно использовать более частое заполнение его деталями. Такие формы привлекают к себе большее внимание и кажутся крупнее. Обозначению композиционного центра (особенно в рисунках штучных изделий) способствуют также кажущиеся точки, в которых как будто сходятся продолжения отрезков прямых в рисунке, или кульминационные точки какой-либо формы, например не обозначенный в рисунке центр круга. Чем ближе друг к другу расположены такие активные точки, тем меньше кажется размер формы в целом. Нечетная симметрия в рисунке штучного изделия делает композицию более, единой, чем четная. Разработка может зрительно искажать правильную форму (рис. 9, и), что следует учитывать при выполнении рисунков, состоящих из параллельных динамичных линий и форм. Так, диагональные полосы, активно расчленяющие костюм, могут создать впечатление деформации фигуры человека — одно плечо или бедро будет казаться выше другого. Занавес с таким направлением рисунка будет производить впечатление косо повешенного. Для разнообразия рисунков иногда можно пользоваться приёмом создания на плоскости впечатления рельефного рисунка. В этом случае иллюзия возникает из-за того, что те формы, на которых человек сосредоточивает внимание в данную минуту, кажутся ему ближе, чем их окружение (обратимая иллюзия). Поэтому в рисунках плательных тканей следует избегать крупных форм в виде кругов с вписанными в них концентрическими окружностями, так как создается сильное впечатление выпуклости и большого рельефа, что зрительно разрушает поверхность костюма. Обратимые иллюзии и иллюзии, способствующие восприятию иллюзорного движения, несут в себе что-то беспокойное и поэтому должны применяться с осторожностью. Всем известно воздействие контраста. В группе высоких человек среднего роста кажется низкорослым, а в группе низкорослых — высоким. Если на сером и черном фоне поместить небольшой белый квадрат, то из-за явления контраста на черном фоне белый квадрат будет выглядеть белее, чем на сером. Квадрат черного цвета на белом фоне будет выглядеть меньше, чем белый квадрат такого же размера на черном фоне. Более светлые плоскости кажутся ближе, чем темные (рис. 9, к, л). Цветовые отношения в текстильном рисунке имеют очень большое значение для сохранения его плоскостности. Зная изменение восприятия цвета от влияния на него соседствующих цветов, можно эти отношения выровнять и сохранить при колорировании плоскостность рисунка. Различие по светлоте в плоскостях рисунка создает более определенный ритм, чем различие по цветовому тону. Одно хроматическое различие даже контрастных по цветовому тону площадей имеет небольшую организующую силу. Необходим еще контраст по светлоте. Более насыщенные цвета, помещенные в одну плоскость с менее насыщенными, производят впечатление более близких к зрителю. Поэтому в текстильном рисунке, выполненном на сочетании насыщенных цветов с малонасыщенными, первые занимают значительно меньшую площадь, чем вторые (за исключением черного цвета). Чем яснее, определеннее выражен цвет, тем более выступающим он кажется. Все теплые цвета производят впечатление более близких, чем холодные. Плоскости, покрытые красными и желтыми цветами, кажутся выпуклыми, а покрытые синими и голубыми, — вогнутыми. Красные и оранжевые плоскости производят впечатление более плотных. Яркие насыщенные цвета увеличивают действительный объем, а темные, малонасыщенные — уменьшают. Светлые ткани с блестящей поверхностью делают объем более значительным, заметным, а матовые темные поверхности скрадывают объем, смягчают границы формы. Каждый человек воспринимает иллюзии по-своему: один чувствует их очень остро, другой почти не замечает. Это зависит от наблюдательности, чувства пространства, знания тех или иных явлений. Художник, проектируя то впечатление, которое будет производить изделие с рисунком, обязан предусмотреть любую ошибку и скорректировать ее до внедрения изделия в производство.
Глава 2
АХРОМАТИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ
Глава 3
Глава 4
ЦВЕТ. СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ
Различают два вида смешения цветов: механическое (субтрактивное) и оптическое (аддитивное). Механическое смешение достигается непосредственным смешением цветовых пигментов при крашении и печати (наложением одной печатной краски на другую), когда частицы красящего вещества механически перемешиваются друг с другом. При механическом смешении синий и желтый цвета дают зеленый цвет слабой насыщенности. Оптическое смешение достигается тем, что, попадая одновременно на сетчатку глаза, два (или более) цвета создают впечатление одного. Оптическое смешение цветов можно получить на вертушке (волчке) при быстром ее вращении. Эффект оптического смешения можно наблюдать в ткачестве и трикотажном производстве при переплетении цветных нитей, в печатном рисунке, когда рядом располагаются небольшие формы и линии разных цветов. При оптическом смешении все дополнительные цвета (т. е. цвета, расположенные на противоположных концах диаметра цветового круга) дают нейтральный ахроматический (серый) цвет. Таким образом, смешение основного синего и основного желтого даст серый цвет, а не зеленый, как при механическом смешении, так же, как красный и зеленый, фиолетовый и желто-зеленый и т. п. Все другие не дополнительные хроматические цвета образуют при оптическом смешении сложный промежуточный цвет. Нужно отметить, что некоторые результаты механического и оптического смешения совпадают.
ЦВЕТОВОЙ КРУГ
Хроматические цвета спектра и недостающий пурпурный цвет можно расположить по окружности. Так образуется цветовой круг. На противоположных концах диаметров этого круга необходимо расположить дополнительные цвета (цвета, при оптическом смешении дающие ахроматический цвет) и прежде всего основные цвета: синий и желтый, красный и зеленый. При построении цветового круга промежуточные цвета должны быть расположены между основными и отвечать условиям равноступенности, плавности переходов от одного цвета к другому, находиться на противоположном конце диаметра круга относительно своего дополнительного цвета. Впервые попытку систематизации цветов предпринял И. Ньютон. Его круг состоял из семи спектральных цветов. В дальнейшем ученые не раз предпринимали попытки построить равноступенный круг с правильным расположением дополнительных цветов на противоположных концах диаметра, но достичь этого трудно: одна из частей спектра получается неоправданно растянутой [4]. Наиболее близок к решению задачи цветовой круг В. Оствальда, много работавшего над систематизацией цветов. Он предложил расположить цвета не только в плоскости круга, но и в объемном цветовом теле, которое учитывает все три характеристики цвета. В практической деятельности художника и колориста удобен цветовой круг, состоящий из 24 цветов, расположенных с равными интервалами (рис. 22). На каждый цветовой тон можно составить цветовой треугольник, который позволит проследить изменение цветового тона в зависимости от добавления к нему различного количества черного, белого и серого цветов. В таком треугольнике на одной из сторон располагается равноступенный ахроматический ряд, на другой — равноступенный ряд изменения светлоты цветового тона, на третьей - чистый ряд по насыщенности. Внутри треугольника находятся промежуточные цвета одного цветового тона. Все цвета этого треугольника производят впечатление согласованности между собой, т. е. дают гармоничные цветовые сочетания. При выборе нескольких цветов из одного цветового треугольника нужно следить за достаточным интервалом между светлотой выбранных цветов.
ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ. КОЛОРИТ
Цветовой гармонией называют согласованность цветов между собой в живописном или орнаментальном произведении [2]. Колорит — цветовой строй живописного или декоративного произведения искусства, общий характер сочетания цветов в многокрасочном произведении или система цветов, использованная для создания этого произведения [2]. Система цветов может быть лучше или хуже организована, но она присутствует в любом предмете, в котором использовано цветовое решение. Когда в конкретной системе цветовых сочетаний возможны изменения и система не воспринимается целостно, можно сказать об отсутствии цветовой гармонии, согласованности цветов [14]. Как гармоничное воспринимается только такое сочетание цветов, которое соответствует нашему представлению об объекте и обогащает зрительную информацию о нем. Художники и колористы, т. е. работники текстильного предприятия, полностью отвечающие за эстетическое качество выпускаемой продукции, должны знать приемы гармонизации цветов, использовать их закономерности в художественном оформлении текстильных изделий. Одно из основных требований, предъявляемых к любому художественному произведению, в том числе и такому массовому, каким является промышленный текстиль,— это требование целостности композиционного, а следовательно, и колористического решения. Рисунок не должен распадаться на части, все его элементы должны восприниматься одновременно, ни один из цветов не должен спорить по цветовому тону или по площади с другими. Любые не выраженные четко отношения между цветами или занимаемыми ими площадями ведут к невыразительности, дробности рисунка или к распадению цветовой гармонии. В подборе цветов должна улавливаться закономерность. Ясную закономерность обеспечивает выбор цветов с равными интервалами цветового круга, у которых изменяется только одна характеристика: цветовой тон, светлота или насыщенность (сам круг выглядит гармоничным только в том случае, если интервалы между цветами подобраны правильно, а светлота и насыщенность цветов примерно равны). Не представляет больших трудностей построение цветовой гармонии на основе одного хроматического цвета с изменением его светлоты и насыщенности (см. рис. 20,0; рис. 23). В группе нескольких различных по цветовому тону хроматических цветов этот выбор сделать труднее. Как уже говорилось, в цветовом круге есть четыре цвета, которые являются основными, дополнительными друг к другу попарно (синий - желтый, красный, зеленый), образующими гармоничное цве-тосочетание. В цветовом круге они располагаются на концах двух взаимно перпендикулярных диаметров. Известно, что любая пара дополнительных цветов, находящихся на противоположных концах диаметра, производит впечатление согласованности цветов. Шестиугольник, квадрат, равносторонний и равнобедренный треугольник, вписанные в цветовой круг, обозначат своими вершинами цвета, которые в определенных пропорциях могут дать гармоничное сочетание. Это относится и к цветам, полученным от их смешения с белым и серым цветами. Все гармоничные цветосочетания можно подразделить на четыре типа [4,5]. 1. Однотоновая гармония цветов, в которой участвуют цвета, полученные от смешения одного из хроматических цветов с белым и серым. Выбор цветов производится по аналогии с ахроматическим равно-ступенным рядом. Это сочетание всегда спокойно и несколько однообразно. (см.рис. 23). 2. Гармония родственных отношений цветов, т. е. согласование цветов, находящихся в одной четверти круга между двумя соседними основными (например, от желтого до зеленого). В четверти цветового круга, по существу, смешиваются два основных цвета, находящихся под углом 90, все промежуточные цвета и эти два основных дают спокойное цветовое сочетание (рис.24). 3. Гармония родственно-контрастных цветов — это согласование цветов, находящихся в 1/2 цветового круга, заключенных между двумя дополнительными основными цветами. Здесь уже ощущается присутствие трех основных цветов. Например, в половине теплых цветов почти во всех цветах ощущается присутствие желтого. Чем ближе избранные цвета к основному зеленому и основному красному, тем более контрастными они становятся. Гармоничные пары цветов находятся на противоположных концах хорд, параллельных диаметру, соединяющему основные дополнительные цвета взятой половины цветового круга (рис.25). 4. Гармония контрастных и дополнительных цветов — наиболее сложный вид сочетаний. Дополнительные цвета в определенных пропорциях дают гармоничные сочетания, служат выбору третьего гармоничного цвета для любых двух других цветов. Этот цвет выбирают как дополнительный к промежуточному цвету, лежащему на меньшей дуге (рис. 26). В любом более или менее сложном рисунке можно наблюдать несколько видов контрастов: одновременные хроматический, светлотный и пограничный, между теплыми и холодными и т. д. Сильные хроматические контрасты вызывают ощущение беспокойства, они возбуждают, активизируют. Светлотные контрасты придают рисунку четкость, определенность. Ритмическая организация рисунка лучше всего прочитывается при достаточном светлотном контрасте по отношению к фону. Контрасты по насыщенности цвета создают эффект свечения самого чистого цвета (если его насыщенность обратно пропорциональна занимаемой площади). Одновременным контрастом называют воздействие одного цвета на другой, расположенный рядом, что явно наблюдается при целостном восприятии явлений природы. Это воздействие усиливается по мере приближения цветов к дополнительным или контрастным по светлоте. Так, серый цвет под воздействием черного приближается к белому, а под влиянием белого — к черному. Один и тот же цвет на красном фоне кажется более светлым, чем на желтом. Эти явления в значительной степени связаны с размерами площадей фона и рисунка. Хроматические цвета оказывают сильное действие на ахроматические. Серые формы на синем цвете желтеют, а на красном - зеленеют, т. е. любой хроматический цвет влияет на ахроматический в сторону дополнительного цвета. По краям, границам форм контраст проявляется более заметно, если границы имеют мягкое касание, при жестком касании форм к контрасту добавляется явление иррадиации цвета, т. е. его рассеивание, которое захватывает соседний цвет. В результате мелкие формы дополнительного к фону цвета "пропадают", обесцвечиваются. Ахроматические цвета меньше взаимодействуют с хроматическими, поэтому легко входят в любую композицию при соблюдении необходимого контраста. Малый светлотный контраст дает неудовлетворительные результаты (желтый теряет выразительность на белом фоне, темный синий и зеленый — на черном). Для создания целостности композиции текстильного рисунка важно обеспечить ее плоскостность. Поэтому при выполнении текстильного рисунка необходимо выровнять цвета, осветляя или утепляя "проваливающиеся" цвета и успокаивая цвета, выступающие вперед и создающие пространственную глубину.
КОЛОРИРОВАНИЕ РИСУНКА
Выбор цвета для колорирования текстильного рисунка должен удовлетворять определенным условиям. 1. Каждый цвет, использованный в рисунке, должен быть различаем [15]. 2. От соседства каждый цвет должен выигрывать, становиться интереснее, обогащаться [15]. 3. Цвета не должны спорить друг с другом по активности своего воздействияи по площади, т. е. рисунок должен оставлять впечатление целостности, единства. 4. Любое цветовое решение рисунка должно согласовываться с ассортиментной группой и назначением изделия, его сырьевым составом, структурой, фактурой и отделкой. Например, одни и те же рисунки классического характера (горох, полоса, клетка) могут выполняться для разного ассортимента изделий. Для детских изделий и взрослой одежды эти рисунки должны иметь свое колористическое решение. Один и тот же цвет на бархате, крепдешине, льняной ткани, ситце будет производить разное впечатление. Все волокна (шерсть, лен, хлопок, натуральный шелк, химические) имеют свой природный цвет. Рисунок, а следовательно, и его колорит должны это учитывать. Необходимо также учитывать возможности определенного класса красителей, используемых для данного ассортимента изделий. Такие заключительные отделки ткани, как лощение и тиснение, более заметны на одних цветах и пропадают на других. Особенности колорирования текстильных изделий из натуральных волокон используют при оформлении текстильных изделий из химических волокон, по виду напоминающих натуральные. 5. Рисунки должны иметь свою колористическую идею, связанную с их художественным образом, свой принцип колорирования. Разрабатывая авторскую колористику, колорист должен разобраться, по какому принципу расцвечивается рисунок, понять мысль художника, образный строй орнаментального решения, выявить те элементы композиции, благодаря которым складывается цветовая гармония, заложенная в рисунке. При работе над колористическими вариантами нужно учитывать, что одни рисунки наиболее цельно смотрятся решенными по принципу нюансных отношений, при введении контрастных цветов они теряют свое единство, распадаются на части. Другие рисунки, наоборот, в родственных сближенных цветах теряют свою образность и новизну. Но есть такие рисунки, которые при разработке новой колористики получают свое второе рождение и в колористических вариантах более интересны и современны, чем в авторском предложении. Бережное отношение колориста к оригиналу, представленному художником, должно сочетаться с творческим подходом к каждой работе, ведь колорист не технический исполнитель, а подлинный соавтор художника при воплощении рисунка в материале. С развитием электронной техники стало возможно передать машине «проигрывание» колористических вариантов, определение состава красящих веществ в печатных красках. Однако в любом случае за колористом сохранится функция выбора принципа колорирования и оценки лучших образцов. 6. Подбор цветовых решений, площадей цвета, их соотношений должен учитывать характер поверхности текстильного полотна, на которое наносится рисунок. Блестящие поверхности и матовые, плотные и разреженные, ворсовые и ажурные по-разному воспринимают и отражают цвет. На гладких поверхностях цвет может дробиться на мелкие штрихи и точки, на поверхностях с ткацкими эффектами требуются плоскостные не дробные рисунки. Когда трудно решить, соответствуют ли рисунок и полотно заданной структуре и фактуре (что часто случается при оформлении нового ассортимента), необходимо использовать пробные образцы. Анализ отклоненных художественными советами рисунков на тканях показывает, что часть рисунков отклоняется из-за несоответствия характеру или назначению полотна, на которое они нанесены, или рисунки имеют негармоничные цветовые сочетания. С помощью цветовых сочетаний можно — подчеркнуть или создать иллюзию облегченной структуры ткани, блестящей поверхности и т. д. Это особенно важно при работе с тканями из химических нитей, имитирующими натуральные. 7. Колорист должен руководствоваться гаммой модных цветов, которая ежегодно разрабатывается в нашей стране вместе с перспективным направлением развития ассортимента текстильных изделий на два года вперед. Гамма модных цветов позволяет выделить основные остромодные 2—3 цвета и использовать их как ведущие в ансамблях одежды. Общее цветовое решение должно объединять различные виды изделий, входящих в комплекты одежды: обувь, галантерейные изделия и т. п. Без единства цветового решения комплектов одежды, без соединения их с цветом головных уборов, обуви, сумок, перчаток не может быть и речи о создании ансамбля одежды. Единство цветового решения необходимо и при создании ансамбля интерьера, где текстильные изделия (драпировки, скатерти, мебельные ткани, напольные покрытия) играют немало важную роль. Разработкой гаммы модных цветов руководит колористический отдел Всесоюзного института ассортимента изделий легкой промышленности. Цвета выбирают на основе тенденций развития международной моды (особенно в странах членах СЭВ), а также возможностей отечественной химической промышленности. Колористы, разрабатывающие гамму модных цветов, учитывают спрос населения, требования торгующих организаций и швейных предприятий. Ежегодная смена модной гаммы цветов не вносит резких изменений в колористическое оформление текстильных изделий: уменьшается или увеличивается насыщенность цветов, меняются их светлотные отношения, преобладают контрастные или нюансные цветосочетания, а сами модные цвета меняются постепенно. В каждой модной гамме можно обнаружить цвета, повторяющиеся из года в год. Это так называемые классические цвета: синий, красный, черный, серый, белый и «натуральные» — охристо-коричневые разной светлоты. Карты цветов разрабатываются для каждой ассортиментной группы изделий. Более стабильна модная гамма цветов для мужской и детской одежды. В наибольшей степени изменяется гамма цветов для одежды молодежной группы. Колорирование текстильных полотен во многом определяется их назначением: для массового, серийного или уникального ассортимента изделий. Большая часть тканей, трикотажных полотен, используемая для массового производства швейных изделий, оформляется в классических цветовых сочетаниях, характерных для данной ассортиментной группы. К сожалению, часто тираж одного вида рисунка и колористики неоправданно велик, а повторяемость цвета в нескольких близких по типу рисунках вносит в промышленную коллекцию одежды однообразие и скуку. То же происходит и с текстильными изделиями для интерьера. Например, обилие скатертей одинакового желтого и оранжевого цвета делает их рисунки неотличимыми друг от друга на расстоянии. Изделия серийного производства, особенно штучные (шарфы, головные и шейные платки и т. п.), должны колорироваться в модной цветовой гамме. Они являются быстро сменяемыми, небольшими по объему и недорогими деталями костюма, которые вполне могут нести в себе современный цветовой акцент и индивидуализировать костюм, собранный из изделий массового производства. В последнее время художники вновь обратились к разработке рисунков купонного построения. Чаще всего купоны выполняют для блуз и юбок молодежного костюма. Эта группа изделий должна обязательно колорироваться в самой остромодной колористической гамме. Тираж каждой колористики должен быть небольшим, чтобы покупатель не встретил своего "двойника", ведь крой и форма изделия уже заложены в рисунок на ткани и разнообразить их кроме цветового решения больше нечем. Довольно новый ассортимент — майки, футболки и блузы из трикотажного полотна, оформленные печатным рисунком. Эти изделия используются в детском и молодежном костюме в ансамбле с брюками, юбками и куртками из джинсовых тканей. При их колорировании нужно помнить о принадлежности этих изделий к спортивному стилю одежды, помнить, что печатный рисунок на них — символ, знак, акцент. Поэтому орнамент должен решаться на контрастных цветовых сочетаниях, лаконично и цельно. Разрабатываемая гамма модных цветов учитывает и изменение цветов по сезонам. Для одежды весенне-летнего сезона рекомендуются более "легкие", насыщенные цвета, для осенне-зимнего — более сложные, мягкие, менее насыщенные цвета. Это нужно учитывать и при колорировании определенных артикулов тканей, так как большинство из них входит в определенную сезонную группу.
Методика работы и практические задания к теме
1. Выполнить равноступенные ряды 2 — 3 цвета (на 9 - 11 градаций) от белого до самого насыщенного. В середине шкалы должен находиться средний цвет, содержащий равное количество белого и темного серого. 2. Разработать рисунок полосатой ткани на 3 цвета (асимметричное или симметричное решение). Использовать в колористике различные варианты выбора цвета: а) полный светлотный контраст (белый, черный и средний серый), б) мягкие отношения в светлом диапазоне, в) мягкие отношения в темном диапазоне. Проследить, как меняется рисунок в результате замены площадей темного на светлый и наоборот (площади цветов должны быть неодинаковы). 3. Выполнить равноступенные ряды 1-2 хроматических цветов, изменяя светлоту и насыщенность, т. е. добавляя в эти цвета серый цвет разной светлоты.
4. Разработать рисунок цветной полосатой ткани в 3 - 4 цвета на основе одного цветового тона с равными интервалами между цветами. 5. Выполнить равноступенный цветовой круг на 24 цвета, поместив по краям двух взаимно перпендикулярных диаметров основные цвета (синий, желтый, красный, зеленый), расположив между ними промежуточные, отстоящие друг от друга на одинаковом расстоянии. 6. На основе цветового круга выбрать двухцветные группы цветов: родственные, родственно-контрастные и контрастные, дополнительные (разместить эти цвета в несложных рисунках полос). Площади цвета различные. Цвета должны быть объединены одной или двумя характеристиками: цветовым тоном, светлотой или насыщенностью. 7. По цветовому кругу выбрать сочетания для трехцветного полосатого или клетчатого рисунка (должны быть также отражены три основные группы цветосочетаний). Условие объединения характеристик цвета сохраняется. Можно включить ахроматический цвет в цветовое сочетание с двумя хроматическими. 8. Выполнить колорирование предложенного фрагмента рисунка в заданном диапазоне (на родственных, родственно-контрастных и дополнительных отношениях). Фрагмент должен содержать не менее 3 цветов, площади цветов должны быть пропорциональны. Желательно, чтобы учащийся знал, для какого ассортимента предназначен рисунок.
Глава 6
Глава 7
РАСТИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ В ОФОРМЛЕНИИ ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ ПЕЧАТНЫМ РИСУНКОМ
Глава 8
Глава 12
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА ТЕКСТИЛЬНЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ
Глава 19 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ШТУЧНЫХ ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ ПЕЧАТНЫМ РИСУНКОМ Изделия текстильной галантереи (шарф, головной и шейный платок, шаль, зонт) можно оформлять печатным рисунком. Они активно участвуют в формировании современного костюма. Выполняя утилитарные функции, эти изделия, не связанные конструктивно с самим костюмом, могут нести большой эмоциональный заряд, существенно дополнять и обогащать ансамбль одежды. Вз
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 3002; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.4 (0.023 с.) |