Приемы работы с мотивами растительного характера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы работы с мотивами растительного характера



 

Выбор художником того или иного мотива для композиции, обращение к различным темам диктуются желанием вызвать у зрителя определенные настроения и ассоциации. "Образная содержательность орнамента заключена не в том, что его мотивы могут изображать какие-то предметы, а в первую очередь в том эмоциональном начале, которое выражается и формой мотива, и цветовыми отношениями, и композиционно-ритмическим "движением" узора. Это означает, что полноценным образным содержанием может обладать не только "изобразительный", но и чисто геометрический орнамент, хотя возможности первого, конечно, обогащаются тем, что изобразительные мотивы сами вызывают у зрителя известные эмоциональные ощущения. Одно чувство вызывает у нас, например, мотив цветов, и совсем другое — мотив воинских доспехов" [27,с. 118].

Очевидно, что большое распространение мотивов растительного характера в текстильном орнаменте связано частично с обычаем украшать самого человека и его быт цветами, со стремлением художника выразить чувство радости от прикосновения к миру природы, близости к нему.

Мир растений велик: это травы и деревья, кусты и мхи, грибы и лишайники. Каждый народ в своем искусстве отражает ту природу, которая его окружает. Мы встречаем мотивы ромашки и василька в русском орнаменте, ели - в орнаменте прибалтийских народов, ириса, камелии и хризантемы - в искусстве Японии, пальмы -в орнаменте текстиля Индии, лилии и розы — в орнаменте французского текстиля и т. д.

Взаимное влияние обогащает мировую сокровищницу искусства украшения тканей и раскрывает перед современными художниками новые возможности в трактовке мотивов, приемах изображения, построении композиции.

Механическое перенесение мотивов на,чуждую им почву не обходится без потерь для единства стилевого решения орнамента и изделия в целом. Полная стилизация зачеркивает индивидуальность автора, делает изделие эклектичным и несовременным. Поэтому прежде всего необходимо изучить законы орнаментальных построений, приемы изображения, смысл, истоки орнамента, его связь с материалом и назначением и использовать все это для создания нового, созвучного своему времени орнамента.

Наиболее простые орнаментальные композиции по мотивам растительного характера строятся на основе одной или нескольких однородных форм: листьев, цветов, плодов и т. п.

Художник-текстильщик в работе с натурой пользуется методом обобщения и типизации. Видеть натуру общо и цельно, уметь передать в рисунке главное, характерное для натуры наиболее подходящими для нее средствами — основная задача.

Рисуя единичные растительные формы, необходимо наилучшим образом передать силуэт формы, подчеркнуть его выразительность, отбросить все случайное, нетипичное для форм этого рода. Чтобы облегчить дальнейшую работу над композицией, нужно зарисовывать несколько подобных элементов. Недостаточно иметь зарисовку одной формы, как бы интересна она ни была, так как в процессе создания рисунка может понадобиться усложнить композицию введением дополнительных, родственных основному, элементов.

 

 
 

 


На рис. 40 и 41 показаны поиски наиболее выразительного решения одной природной формы.

Первоначальные наброски необходимо делать для изучения натуры. Не начиная рисовать, нужно внимательно рассмотреть объект зарисовки, проанализировать его конструкцию, форму, возможные членения. Затем нужно зарисовать объект в нескольких вариантах: линией, пятном, с внутренней разработкой силуэта, в фас, профиль и т. д. Зарисовку нужно выполнять в один цвет пером или мягким карандашом. На первых этапах в такую натурную зарисовку можно вводить объемное пространственное изображение, а потом переводить его в более условное — плоскостное. В любом случае главным требованием остается внимательное отношение к форме, силуэту изображаемого объекта, подчёркивание пластических свойств, выявление его организации. От натурной зарисовки формы (или нескольких родственных форм) необходимо перейти к ее переработке для орнаментального мотива. При этом можно достичь различной степени условности изображения: от близкого реалистическому обобщения до переработки в геометризованную отвлеченную форму. Все зависит от задачи, которую ставит перед собой художник, работая с натурой, от возможностей той или иной формы и материала, в котором выполняется зарисовка. На рис. 42 представлен орнаментальный мотив на разных стадиях разработки.

Перерабатывая зарисовку в орнаментальный мотив, художник не слепо следует за формой, а максимально подключает фантазию, ассоциативное мышление.

Обобщая форму, следует отказаться от элементов, разрушающих ее, чуждых форме по пластике, от тех членений, которые противоречат конструкции формы, но иногда появляются в результате ракурсных сокращений. И наоборот, необходимо подчеркнуть и выявить элементы, характеризующие пластические особенности формы, ее строение.

 

 
 


Можно подвести к форме контрастный по светлоте фон, изменить масштаб изображения объекта, его деталей, ввести внутреннюю разработку пятном или линией и т.д.

Для наглядности происходящих с формой изменений при переводе в более условное решение полезно выполнять упражнения на том же листе бумаги, где выполнена натурная зарисовка.

Многие рисунки, особенно для хлопчатобумажных тканей с традиционным характером орнамента, нуждаются в тщательно проработанной с четким красивым силуэтом так называемой идеальной форме растительного мотива.

В дальнейшей работе над композицией единичные растительные формы могут участвовать в построениях по различным схемам раппортного заполнения, усложняться за счет изменения масштабов форм, расстояний между ними или их направлениями, введения нескольких цветов или разнообразных графических разработок. Помимо этого, решение простого по форме растительного мотива может сочетаться с мотивами другого характера: геометрическими, предметными и др.

Более сложные растительные мотивы состоят из нескольких форм, отличающихся друг от друга конфигурацией, направлением, размером, а нередко и пластической характеристикой. Пример такого мотива показан на рис. 43.

Работа с таким мотивом в композиции достаточно трудна, особенно для начинающего художника, так как организовать ритм сложного мотива, связать воедино различные движения, заложенные в нем, грамотно выполнить сопряжение форм в раппортном повторе при свободной незамкнутой схеме композиции — дело сложное, требующее опыта и определенных навыков.

Значительно легче это выполнить в штучной композиции платка, шарфа, панно, но и здесь есть свои закономерности в размещении форм, согласовании масштабов, направлений и т. д.

Рисование усложненных растительных мотивов также начинается с изучения объекта зарисовки. Необходимо, прежде всего, выявить главные и второстепенные элементы, "движение - основное направление в расположении форм, подлежащих зарисовке, их место относительно друг друга. Желательно, еще не начиная рисовать, выявить характерное, типичное именно для этого растения, то, что его отличает от других и может дать образную основу при переработке в орнамент. Упругость стеблей и лепестков тюльпанов, легкость и нежность нарциссов, кружевной узор листьев душистой герани, хрупкость подснежников и т. д. Именно эту образную характеристику необходимо сохранить и подчеркнуть в зарисовке, а затем перенести в композицию.

В большинстве случаев с самого начала приходится отказываться от форм, которые мешают выявлению главного, находятся в сложном ракурсе, противоречат избранному направлению развития мотива. Чтобы воспринимать объект зарисовки более цельно, не увлекаться деталями, рекомендуется смотреть в середину массы стоящей перед художником натуры.

Для укрепления зрительной памяти и поисков путей наиболее выразительного решения полезно проводить упражнения на рисование мотива по памяти. После внимательного изучения объекта рисунок нужно выполнить по впечатлению, затем проверить и дополнить необходимыми элементами в присутствии натуры. Это уводит рисующего от копирования несущественных деталей, активизирует восприятие, приучает схватывать в наброске главное, существенное, наиболее характерное для данного предмета изображения.

Полезно выполнять зарисовки мотива с разного расстояния, с изменением освещения объекта, в различных поворотах.

Если на первых порах начинающему художнику нужно ограничиться одним цветом и белой бумагой, то в дальнейшем с приобретением опыта можно расширить цветовую гамму и перейти к зарисовкам с применением различных графических приемов изображения: линиями на цветном фоне, пятновым решением с контуром и т. д.. На рис. 44 представлена зарисовка сложного мотива с цветным контуром.

Художник, свободно владеющий различными приемами изображения, способный к импровизации, может получить Новые неожиданные эффекты в рисунке, рожденные живым эстетическим чувством. Импровизация может выражаться в умении увидеть и использовать в рисунке случайные наложения форм, фактурные эффекты, растеки краски, цветовые сочетания, получившиеся в эскизе или зарисовке.

Введение тех или иных приемов условного решения изображения преследует две цели: во-первых, преобразовать натурную зарисовку в плоскостной орнаментальный мотив и, во-вторых, облегчить воспроизведение на ткани рисунка определенного характера, наилучшим образом использовать возможности имеющегося на предприятии способа печати.

Одно из главных средств изображения формы в текстильном орнаменте — линия. Она может быть одинаковой по толщине на всей плоскости рисунка. Эти рисунки имеют несколько "суховатый" вид. Но элементы с такой разработкой встречаются часто как дополнительный к основному мотив. Интересны рисунки с использованием такого характера линий в несколько цветов, особенно по цветным фонам. Но линия может быть и более разнообразной, "живой", изменяющейся по толщине (рис.45).

 

 


Композиционное решение рисунка, построенного из линий, складывается из характера линий (их пластических свойств), их чередования, пропорций цветного рисунка и просветов фона и их распределения, что создает ритмический строй рисунка.

Следует обращать внимание на выбор цвета, который должен быть достаточно контрастным по отношению к фону. Недостаточный цветовой или светлотный контраст может снизить выразительность мотива.

Линеарное решение часто используется в текстильном орнаменте, особенно в вытравном рисунке (печать по цветным фонам). Это — экономичный и легко воспроизводимый в печати прием изображения орнаментальных форм.

 
 

 

 


Пятновое решение рисунка также является одним из основных приемов изображения орнаментальных форм. Этот прием требует внимательного отношения к форме пятна, к взаимодействию нескольких пятен, образующих рисунок, между собой и фоном по цвету и пропорциям.

Преобладание по площади фона или рисунка — одно из главных условий создания целостной композиции, которое может быть выявлено уже на стадии зарисовки.

Анализируя работы художников -текстильщиков, созданные по мотивам растительных форм, можно сделать вывод, что пятновое (силуэтное) решение мотива-наиболее простой способ перехода от натурной изобразительной трактовки форм к условной, плоскостной, выразительной, более свободно переходящей в орнамент. При этом приходится отказываться от некоторых подробностей и деталей для обобщения и большей ритмической согласованности элементов мотива.

Характер пятна, его абрис (или силуэт) важны в любой композиции, по каким бы мотивам она ни решалась: геометрическим, предметным и т. д.. Выразительная форма пятен, их масштаб, направление и отношение к фону, по существу, строят композицию, а различные разработки, дополнения осуществляют связь между формами и фоном, обогащают композицию фактурой и цветом.

В выборе цвета необходимо придерживаться достаточно контрастных сочетаний форм орнамента по отношению к фону. Контраст может быть как светлотным, так и цветовым (рис. 46).

Для выявления силуэта в разработке форм орнамента можно пользоваться несколькими цветами, близкими по светлоте или насыщенности и контрастными к цвету фона.

Растительные мотивы пятнового решения часто встречаются на тканях с начесом, ворсовых тканях и полотнах или очень легких прозрачных, где требуется лаконичный, определенный по цвету рисунок.

Наиболее часто в трактовке растительного мотива текстильного рисунка сочетаются пятновое и линеарное решения.

Различны варианты сочетаний:

а) силуэтная форма мотива внутри разработана при помощи линий, фон решен пятном (рис. 47);

б) решенный в основном пятновой заливкой силуэт формы находится на фоне, разработанном линиями одинаковой или разной толщины (рис. 48);

в) пятновое решение рисунка в сочетании с контуром.

В первых двух вариантах при работе с зарисовкой необходимо сохранять контраст (цветовой или светлотный) между формами орнамента и фоном. Важно учитывать пластическую связь между характером линий, "работающих" в орнаменте, и пластикой абриса пятна. Мотив и среда, в которую он помещен, должны согласовываться по принципу однородности или контраста. В первом случае получим спокойное, цельное решение, во втором — один из контрастных компонентов должен доминировать над другим.

Контурное решение растительного мотива, т. е. очерчивание формы в мотиве и элементов, составляющих ее, линией одинаковой или разной толщины, позволяет сделать мотив без больших усилий более плоскостным, условным.

При большой переработке, заключающейся в обобщении некоторых элементов, подчеркивании движения форм в мотиве, этот "оконтуренный" мотив может легко перейти во фрагмент условной орнаментальной композиции. Контур как каркас рисунка собирает композицию воедино, обобщает цвет и формы, уточняет детали.

При выборе цвета контура нужно учитывать, что он вступает в оптическое смешение со всеми цветами, включенными в композицию. Если черный цвет нейтрален по отношению ко всем остальным цветам, и, смешиваясь, углубляет соседние цвета и способствует их согласованию, то хроматические цвета в контуре при оптическом смешении с цветным пятном дают на расстоянии впечатление нового цвета, в той или иной мере отличного от существующих в рисунке. Учитывая, что толщину контура можно менять и располагать линии то ближе друг к другу, то дальше, в 3 — 4-цветном рисунке можно получить впечатление многоцветного сложного узора (см. рис.44).

Один из разновидностей цветного контура - белый контур. Белый цвет, смешиваясь с большинством окружающих цветов, делает их более холодными, несколько обесцвечивает. Введение белого контура облегчает воспроизведение рисунка при прямой печати, так как обеспечивает легкое трафление рисунка (точное по рисунку соединение плоскостей цвета и линий при печати). Использование белого контура требует достаточной насыщенности всех цветов, участвующих в композиции, и умелого их распределения для сохранения целостности рисунка.

При помощи некоторых технических приемов (пико, растровая печать и т. п.) можно передать акварельные эффекты рисунка: плавные переходы одного цвета в другой, изменение цвета по светлоте на белом фоне, больший или меньший объем форм при сохранении общего плоскостного решения композиции (рис. 49).

Некоторые из зарисовок и фрагментов орнаментальных композиций уже в наброске необходимо решать с использованием эффекта акварельной печати. Для этого наиболее интересные формы цветов, листьев нужно решить или в один цветовой тон с изменением его светлоты, или в три цветовых тона, изменяющихся по светлоте и накладывающихся друг на друга. Важно ответственно подходить к выбору цветов для трехцветной печати: в смеси цвета должны давать новый цветовой тон, отличный от ахроматического. На рис. SO представлены примеры рисунков с растительным мотивом, решенных трехцветной печатью.

Это же требование необходимо соблюдать при решении рисунка пуантелистическим приемом. Художники-пуантелисты в живописи использовали чистые по цветовому тону краски для получения на полотне сложных цветовых эффектов. Они пользовались любым числом отличных друг от друга цветовых тонов. Художник-текстильщик располагает лишь ограниченным числом печатных красок. Тем интереснее получить на ткани живописный эффект соединением в одном рисунке 4-5 цветов, выраженных точками (рис. 51), штрихами или мелкими геометрическими формами (рис. 52). Цвет изменяется не только от взаимодействия соседствующих цветов, но и от соотношения площадей этих цветов. Необходимое условие при выполнении пуантелистического рисунка — общий цветовой тон, т. е. преобладание одного из цветов и одного или нескольких сочетаний. Большую роль играет цвет фона, на котором ведется разработка, так как он активно влияет на цветовые сочетания в рисунке.

Над орнаментальным мотивом, решенным в разной технике исполнения, можно работать по зарисовке растительного мотива, выполненного ранее, или непосредственно с натуры, так как натура часто диктует выбор того или иного решения.

Систематическая работа над зарисовками растений и их орнаментальной интерпретацией способствует развитию чувства формы, пластики, пониманию конструкции сложных форм, приучает фиксировать интересные зрительные впечатления.

Активное восприятие натуры развивает фантазию, образное мышление. Зарисовки: и быстрые, уловившие интересные для художника моменты (ритм пятен, движение или цветовые сочетания), и более длительные с тщательной проработкой форм, точно найденным приемом изображения составляют главный строительный материал орнаментальных композиций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.183.150 (0.026 с.)