Простые и сложные орнаментальные мотивы и композиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Простые и сложные орнаментальные мотивы и композиции



 

Композиции, построенные на основе шкалы бело-серо-черных цветов, называются ахроматическими.

Варианты построения раппортных рисунков удобнее рассматривать на примере двухтоновых ахроматических композиций.

В черно-белом варианте не возникает проблема цветовых соотношений элементов композиции. Композиционная структура рисунка и принципы его построения четко выявлены [5]. Вид орнаментальной композиции во многом определяется характером орнаментального мотива.

 

       
   
 
 

 

 


Простые орнаментальные мотивы представляют собой формы геометрического или близкого к нему характера, состоящие из небольшого количества элементов. Примеры простых форм в несложных раппортных построениях представлены на рис. 10. Их пластическая характеристика проста и ограничивается использованием линий 1—2 видов (прямых или несложных кривых). Обычно простые орнаментальные мотивы имеют замкнутую форму, одинаковый размер элементов.

Главное внимание в простой статичной композиции, строящейся на основе сетчатого раппорта в одну - две формы, уделяется пропорциональным отношениям площадей фона и рисунка.

 
 

 

 

 


Эти отношения можно решить в двух направлениях: равенства и неравенства — контрастного сопоставления. Контраст также можно решить двояко: преобладание площади фона над площадью рисунка, и наоборот. При решении композиции в контрастных отношениях художник должен найти наилучшие пропорции фона и рисунка, чтобы достичь большей выразительности (см. рис. 10, а также рис. 11).

Наибольшая статичность достигается в рисунке, построенном по квадратной сетчатой схеме в одну форму (рис. 12,а). Некоторое усложнение композиции достигается сдвигом формы в раппорте на 1/2, т.е. при шахматном построении (см. рис. 10, а, 11, а и б, 12, б), или помещением в центр квадрата дополнительного мотива (см. рис. 10, о). При использовании прямоугольного раппорта в одну форму получается полосатый рисунок (см. рис. 6, б, в).

В рисунках среднего масштаба при простых схемах построения орнамента замкнутые формы требуют внутренней разработки, которая для сохранения статичности может быть симметричной или уравновешенной, чтобы не создавать динамики в композиции. Такие композиции характерны для рисунков бельевых, блузочных тканей,тканей для детской одежды, мужских сорочек (в мелком масштабе). Средний и более крупный масштаб статичных несложных композиций применяется в декоративных тканях для занавесей. Статичные композиции усложняют за счет вариации форм, элементов и увеличения их количества в мотиве.

Очень важно сохранить в композиции единство движения и стилевое единообразие форм.

 

 

 


 

С увеличением количества форм и мотивов в композиции возникает необходимость их равномерного размещения на плоскости рисунка, что достигается использованием усложненных схем раппортного построения на 3, 4, 5 и более форм (см. рис. 8).

Наиболее употребляемые схемы приведены на рис. 8, а - е.

Равномерность распределения форм в рисунках достигается только в том случае, когда воображаемый центр тяжести сложной фигуры располагается на отведенной ей точке раппортной клетки. Любое смещение фигур с этих точек приводит к неправильному построению композиции, неравномерному распределению форм. Использование схем позволяет на основе одного или нескольких мотивов, изменяя масштаб форм, их количество в раппортных точках, направление и отношение площади рисунка к площади фона, получить большое количество вариантов рисунков.

Каждый мотив можно охарактеризовать конфигурацией входящих в него форм, их направлением, масштабом, расстоянием до других форм и разработкой форм [5].Сейчас мы не учитываем колористические варианты. Если взять мотив, построенный на основе одного элемента, то изменение одного из параметров усиливает динамику раппортной композиции:

при одинаковых размерах и направлениях формы меняется расстояние, между формами (рис. 13);

при одинаковых размерах и расстояниях между формами меняется направление формы (рис. 14, 15); в истории оформления тканей наиболее известно расположение форм под углом 45° к оси симметрии со смещением на 1/2;

при одинаковых направлениях и расстояниях между формами меняется их размер (рис. 16);

при одинаковых направлениях, размерах и расстояниях разработка форм разная (рис.17).

 

 
 

 

 


Правило трехкомпонентности предусматривает, что для выразительности в сложной, эмоционально насыщенной ком позиции должно быть выявлено минимально, три положения формы (расстояния, поворота, наклона, размера, разработки). Впечатление движения и сложности композиции усиливается, если в мотив включаются асиметричные формы.

При изменении двух и более характеристик формы динамические качества позиции значительно усиливаются (рис. 18, 19).

Таким образом, взяв за основу элемент одной конфигурации, можно получить бесчисленное множество разнообразных вариантов орнаментального решения. Еще большее разнообразие дает введение в орнамент различных цветовых отношений элементов.

Работа художника должна заключаться в поисках наиболее интересного варианта композиции, где будут согласованы движения элементов, пропорции площадей фона и рисунка, т. е. пластическое и ритмическое движения форм будут приведены к единству.

Динамично построенные композиции более распространены, чем статичные. Как уже говорилось, динамика композиции может быть очень значительной при сочетании динамики построения с динамикой самого мотива. Наиболее динамичны незамкнутые, свободные мотивы, где одна" форма мотива более или менее заметно переходит в другую, где сочетается несколько форм различных масштабов и конфигураций. Если композиция из таких мотивов строится симметрично относительно вертикальной или горизонтальной оси, то такая композиция, несмотря на динамику мотива, будет статичной. Наиболее статична композиция, имеющая не одну, а две взаимно перпендикулярные оси симметрии (вертикальную и горизонтальную). Сложные мотивы могут быть образованы из сочетания асимметричных элементов — динамичных и симметричных - статичных.

Композиции, состоящие из сложных незамкнутых мотивов, вписываются в раппортную площадь замысловатых очертаний.

Для таких композиций используют наиболее простые схемы раппортных построений — прямой раппорт прямоугольной или квадратной формы и раппорт со сдвигом на 1/2.

В композиции рисунка плательной ткани раппортное построение должно быть завуалировано. Для этого применяют дополнительные формы, зрительно связывающие доминантные группы, стоящие на главных раппортных точках. Переходы от одной группы к другой должны быть пластически оправданы, вытекать из движения, заложенного в главном мотиве, развивать, уравновешивать и обогащать его.

 

 

 
 

 


Эти дополнительные мотивы могут состоять из элементов, подобных тем, что включены в главный мотив, могут быть тем же мотивом, но в другом повороте, отличаться масштабом, группировкой элементов. Роль каждого из мотивов должна быть определенной. Они не могут быть равнозначными, иначе композиция воспринимается как дробная, невыразительная, запутанная.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1941; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.209 (0.01 с.)