Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мотивы рисунков декоративных тканейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Источником всех элементов орнамента декоративных тканей является природа: кристаллы и рисунки на камне, форма капли и паутинка, рисунок, "нарисованный" морозом на стекле и т. д. Но природный материал — это только "сырье". Лишь имея в виду то идейно-эмоциональное содержание, которое зазвучит в законченной работе, художник может начинать свой труд. Ведь содержание произведения декоративно-прикладного искусства выражается в тех чувствах и настроениях, которые они вызывают у зрителя. Советское декоративно-прикладное искусство должно проводить в жизнь идеи оптимизма и жизнеутверждения. Эти черты присущи и многовековому народному искусству. По характеру используемых мотивов рисунки на декоративных тканях можно подразделить на рисунки, решенные на основе изобразительных и неизобразительных элементов. Мотивы геометрического (неизобразительного) характера могут быть составлены из простых или сложных правильных форм, а также из неправильных форм замысловатых очертаний (рис. 92,93). Крисунку, построенному на основе геометрических форм, предъявляются определенные требования. Все элементы рисунка должны быть тщательно подобраны. Нужно помнить, что формы, ассоциативно связывающиеся с биологическими, в орнаменте вызывают неприятные ощущения. Весь ритмико-пластический строй композиции должен раскрывать гуманистическое идейно-эмоциональное содержание рисунка. Рисунок, построенный на геометрических формах, в ткани часто смягчается благодаря дополнительным разработкам, имитирующим интересные фактуры, переплетениям, «текстилизующим» мотив.
В рисунках на ткани всегда проявляется личность художника, его отношение к людям, природе, явлениям жизни. Растительный мир привлекает своим разнообразием и богатством. Любой художник может почерпнуть в нем новые темы для творчества, найти новые образы и цвето-сочетания. Для зарисовок к эскизам декоративных тканей характерны большая обобщенность, декоративность, выявление главного движения, главной формы (рис. 94). Часто уже в зарисовке намечается характер будущей ткани, мотив выстраивается по вертикали или горизонтали, мелкие формы объединяются в группы, выбираются приемы изображения (рис. 95). Важную роль в выборе мотива, его трактовки и масштаба играет современное направление в оформлении интерьера. Большого внимания требует работа художника над сюжетно-тематическим рисунком. Важно, чтобы сюжет, а вслед за ним и мотивы сюжетной композиции, были решены художником орнаментально, а не иллюстративно. Мера обобщенности, мера условности зависит от назначения орнаментируемой вещи, поверхности, на которую наносится рисунок, творческого замысла художника и возможностей технологического исполнения.
.
Изображения, многократно повторенные, связываются в узор, подчиняющийся законам орнаментального искусства. Создается система, при которой детали рисунка подчинены всему узору в целом, где фон рисунка и само изображение находятся в определенной ритмической взаимосвязи, где все соподчинено, начиная с приемов исполнения узоров, масштаба отдельных частей, ритма повторения одинаковых деталей орнамента, кончая композицией всей вещи в целом Мотивы народного орнамента часто служат художнику источником новых тем для оформления драпировочных и мебельных тканей, штучных изделий для интерьера (рис. 96). При работе с мотивами народного орнамента следует избегать этнографичности. Ткани должны быть современными, рисунок согласовываться с новыми формами мебели и элементами убранства интерьера. Наиболее удачно рисунки в характере народного орнамента сочетаются с фактурой льняных тканей или нетканых полотен, имитирующих домотканые полотна. Внимание к той или иной группе рисунков (геометрического характера, мотивам растительного орнамента, сюжетно-предметного орнамента или мотивам народного орнамента) и их трактовке определяется изменением форм мебели, архитектуры, направлением в художественном оформлении интерьера. Размеры раппортов рисунков декоративных тканей связаны со способом нанесения рисунков на ткань. При фотофильмпечати сетчатыми шаблонами они должны быть кратными 800 - 980 мм по высоте (на некоторых предприятиях До 1500 мм), при механической печати при помощи валов — 410 — 500 мм по высоте. Рисунок может повторяться по ширине ткани несколько раз, но может быть рассчитан и на всю ширину ткани без повтора. Большой интерес представляет купонное решение печатного рисунка для занавесей.
ОФОРМЛЕНИЕ ШТУЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ ДЛЯ ИНТЕРЬЕРА
Печатный рисунок наносится на скатерти, одеяла, салфетки, пледы, панно и другие штучные текстильные изделия, используемые в интерьере. Композиционное и колористическое решение этих рисунков зависит от назначения изделия, структуры и фактуры полотна. Скатерти с набивным рисунком могут быть льняными, хлопчатобумажными, неткаными, одеяла — шерстяными и полушерстяными, хлопчатобумажными. Рисунки для скатертей, одеял и других изделий для интерьера строятся по принципу классической симметричной схемы, основанной на двух взаимно перпендикулярных осях симметрии. В большинстве случаев рисунки для этих изделий состоят из четко выделенной каймы и поля. Поле может быть заполнено раппортным рисунком или формами, вписанными в центральный медальон прямоугольной, ромбической, овальной конфигурации в прямоугольнике, квадратной или круглой в квадрате. Пропорциональные членения рисунков должны учитывать назначение изделия, его использование, "работающие" плоскости изделия и "пассивные". Так, в скатерти наиболее активная часть рисунка - центральная, располагающаяся на плоскости стола, затем края и в последнюю очередь углы. При разработке рисунка угла необходимо проследить не только за правильным размещением форм относительно середины изделия и пропорциональными отношениями с фоном, но и сделать стык вертикальных и горизонтальных линий рисунка незаметным, пластически оправданным. Рисунок угла должен смотреться как естественное продолжение "рамы", а не механическое, случайное соединение орнамента, расположенного по вертикали и горизонтали. В последние годы наблюдается отход от использования классических схем построения рисунка в штучных изделиях. Так, в настоящее время можно встретить рисунки раппортного построения на пледах и одеялах, замкнутость композиции которых достигается уже в процессе окончательного оформления штучного изделия путем окаймления цветной тесьмой. Некоторые художники пытаются найти новое решение рисунка в пределах классических схем, для чего используют новые приемы заполнения середины рисунка, отказываются от четкого рисунка края изделия, не акцентируют его углы. Мотивы рисунков штучных изделий для оформления интерьера могут быть разнообразными: мотивы природы и геометрии, народного орнамента и сюжетно-предметные изображения. Но выбор их связан, во-первых, с назначением вещи, во-вторых — с современным художественно-колористическим оформлением интерьера. Ведь любая из вещей должна входить в общий ансамбль интерьера, сочетаться с другими элементами его убранства. Как уже указывалось, для построения рисунков текстильных изделий для интерьера характерна статичность, которая обеспечивается использованием наиболее простых схем построения.
На рис. 97 — 99 приведены главные схемы построения рисунков раппортных декоративных тканей. Ткани с рисунками в полосу могут быть построены по вертикали с равномерным (рис. 97, а) и неравномерным ритмом полос (рис 97, б). Полосы могут быть решены и симметрично относительно середины полотна (рис. 97, в). Рисунки декоративных тканей могут строиться по горизонтали с равномерным (рис. 98, в) и неравномерным распределением полос (рис. 98, б). Могут быть варианты построения на основе сочетания равномерного и неравномерного ритма (рис.98,в). При равномерном раппортном построении рисунка используются наиболее простые его варианты: прямой (рис. 99, а), шахматный (рис. 99, б) и линейный (рис.99, в). Основные схемы построения рисунков штучных изделий для интерьера приведены на рис. 100: симметричные (рис. 100,а,б), асимметричные (рис. 100, в).
1. Рисунки для драпировочных полотен отличаются от плательных четко читаемой схемой построения, уравновешенным движением мотивов, большой ритмической организованностью. 2. Масштаб рисунка декоративных полотен соразмерен человеку и характеру оформляемого помещения. 3. Рисунки декоративных полотен для оформления интерьера решаются в стилевом единстве с его общим художественным убранством. 4. Колористическое решение декоративного полотна определяет его роль в формировании среды, которая может быть как активной, главной, так и нейтральной, подчиненной. 5. Разработка рисунка учитывает две точки обозрения декоративных полотен в интерьере: с дальнего и близкого расстояния. 6.Рисунки штучных изделий должны решаться в общем художественно-колористическом ключе с драпировочными, мебельными и другими декоративными тканями и полотнами.
Методика работы и практические задания к теме
Для разработки темы необходимо ознакомить учащихся с основными направлениями в современном оформлении интерьера и задать определенную архитектурную ситуацию. 1. На основе предварительно собранного зарисовочного материала по народному орнаменту разработать серию эскизов орнаментальной ткани в заданном интерьере. Работу следует выполнить сначала в один цвет пером или кистью. Изображение интерьера дать схематично во фронтальной проекции. Для определения масштаба рисунка ткани в интерьере поместить один или несколько элементов обстановки (стол, стул или кресло). Наиболее удачные варианты разработать в цвете. Дать общее колористическое решение рисунка, принцип его цветового решения и определить его место, роль в цветовом решении интерьера в целом. Размер предварительных эскизов 1/16 листа и менее. Поисковую работу закончить отбором лучшего предложения, на основе которого учащийся должен выполнить чистовую работу (рисунок ткани) в натуральную величину с учетом структуры и фактуры текстильного полотна, способа нанесения рисунка и точного размера раппорта (в зависимости от способа печати). 2. Выполнить зарисовки растительного мотива: веток, трав, растущих цветов, веток с плодами. Можно использовать зарисовки засушенных трав и цветов, выполняемые в аудитории. Первую группу зарисовок необходимо делать в один цвет по белому фону. Основная задача -найти интересное движение форм и линий, выразить его наиболее4 простыми графическими средствами, определить количество светлого и темного цветов. В зарисовке надо отказаться от форм в случайных поворотах, сложных ракурсах, от мелких форм, не помогающих раскрытию темы, мешающих ритмической организации мотивов в рисунке. В одной зарисовке можно использовать принцип позитива и негатива. Степень условности изображения может быть различной, она зависит и от избранного мотива, и от использованных приемов изображения, важно найти интересный орнаментальный ход в рисунке. В зарисовку желательно включить основной и дополнительный мотивы, выявить главное направление расположения форм в будущем рисунке, найти интересные приемы их изображения. Необходимо сделать несколько зарисовок, организуя мотив в вертикальную или горизонтальную полосу. Вторую группу зарисовок можно сделать в 3 - 5 цветов, используя различные типы цветовых сочетаний. Родственные цвета должны преобладать в крупных рисунках, контрастные цвето-сочетания — в рисунках среднего и мелкого масштаба при обязательном преобладании одного из цветов. Наиболее "острые" сочетания нужно группировать вокруг композиционного центра. Для большего обобщения рисунка можно поставить натуру против света или в условия искусственного освещения, которое позволяет выделить нужные элементы и убрать второстепенные. Разработать фрагмент рисунка оформления декоративной ткани, используя зарисовки природных мотивов. Рисунок построить на сочетании пятна и линии. Различные варианты решения: контур в светлот-ном контрасте к пятну (например, светлый контур при решении пятна близкими по цвету темными цветами) или контур контрастен к пятну по цвету. Размер рисунка от 1/2 до 3/4 листа. Количество цветов не более 5 (включая цвет контура). Различные варианты зарисовок и фрагментов опробовать в форэскизах ткани в интерьере в разных раппортных построениях: в горизонтальную и вертикальную полосу, клетку (сетчатый раппорт), с повтором раппорта только по высоте (линейный раппорт), т. е. решение орнамента на всю ширину ткани. Наиболее удачный вариант разработать в чистовом виде с учетом всех требований к текстильному рисунку. 3. По мотивам простых геометрических форм выполнить фрагменты композиции декоративной ткани. Геометрическая форма может иметь внутренние членения, быть разработана штрихами, мелкими формами и другими приемами, соединяться с подобными формами других масштаба, цвета, разработки. Как и в предыдущих заданиях, фрагмент опробовать в форэскизах ткани в интерьере. Большое внимание уделить выделению композиционного центра цветовой, масштабной или ритмической организацией мотива. 4. Выполнить чистовую работу по одному из эскизов занавесочных полотен с геометрическими мотивами. В чистовой работе учесть технологические возможности воспроизведения рисунка определенным способом печати на ткани данного артикула. Расколорировать фрагмент рисунка в 4 — 6 вариантах в различных принципах гармонических сочетаний, соблюдая правила преобладания по площади одного цвета или группы близких цветов. 5. Разработать эскиз рисунка скатерти в комплекте с ранее выполненным рисунком драпировочного полотна. Работу начать с небольшого эскиза, в котором определить основной характер рисунка, схему его размещения, общий колорит и главные пропорциональные отношения. Сочетание раппортной ткани и штучного изделия можно осуществить с помощью нюансных отношений (тот же мотив, но в другой схеме рисунка штучной вещи, несколько отличный по масштабу или колориту). Или контраста (мотивы могут быть связаны только тематически или ритмически, а в основном одно из изделий принимает на себя роль доминанты, а другое подчиняется ему; контраст может быть выражен в колористическом решении). При использовании симметричной схемы построения рисунка скатерти в чистовой работе можно выполнить 1/4 рисунка в натуральную величину, а целиком рисунок сделать в уменьшенном масштабе.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.90.184 (0.012 с.) |