ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ ОРНАМЕНТА.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ ОРНАМЕНТА.



 

Единство орнаментальной композиции обеспечивается соблюдением главных правил и приемов композиционного построения.

Одно из важнейших правил, которыми должен руководствоваться художник, решая вопрос соразмерности частей композиции, - ясность пропорциональных отношений площадей рисунка и фона, отдельных цветовых площадей в рисунке, сумм однородных элементов рисунка [4].

Отношения согласованности могут быть решены двояко: по принципу равенства отношений (рис. 1, а) или их неравенства (рис. 1,6 в).

Принцип равенства площадей рисунка вызывает ощущение покоя, равновесия, статики. Деление на неравные части создает впечатление движения, динамики, развития.

Эти пропорциональные отношения обоих видов объективно проявляются в окружающем нас мире.

Наиболее часто в текстильном печатном рисунке используется принцип противопоставления, контраста площадей рисунка и фона.

       
   
 
 

 


Любая неопределенность отношений частей рисунка между собой ведет к невыразительности композиции. Чтобы достичь гармонии в построении рисунка, основанного на неравенстве, необходимо найти лучшее соотношение между частями. Существуют отношения, благодаря которым можно согласовать отдельные неравные части и целое. Эти отношения могут быть выражены простыми и иррациональными числами. Отношения целых чисел могут выражаться дробями 1/2, 2/3, 3/5 и т. п.

Наиболее известное из иррациональных отношений — так называемое золотое сечение. Золотое сечение выражается пропорцией 1,62/1=1/0,62, или математическим рядом иррациональных чисел, который для простоты обращения с ним выражается рядом целых чисел. Цифры этого ряда (1, 2, 3, 5,8, 13,21,34, 55 и т.д.) образуются как сумма двух предыдущих чисел, а отношения каждой пары (3/5, 5/8, 8/13 и т.д.) близки к отношениям золотого сечения (см. рис. 1, б, в)

Каноны "идеальных пропорций" люди пытаются сформулировать уже многие столетия. Одни из них исходили из пропорций человеческого тела, другие - из закономерностей, подмеченных в окружающей природе. Многие художники ищут лучшие пропорции интуитивно, а при проверке удачно найденного решения оказывается, что оно приближается к тому, что уже было определено раньше.

Выбор тех или иных отношений диктуется решением конкретных задач, которые стоят перед художником. Нельзя создать цельной, легко воспринимаемой композиции, состоящей из многих форм, не решив для себя, по какому из принципов она будет строиться, в каких отношениях будут находиться между собой ее составляющие. Это ясно видно на рис. 2, где показаны разные пропорции цвета в двухтоновом рисунке.

Композиция, состоящая из большого числа разнообразных элементов, должна подчиняться правилам трехкомпонентности [4] и масштабного согласования. Эти правила основаны на пропорциональных отношениях элементов композиции.

Правило трехкомпонентности говорит о том, что убедительной, единой композиция становится лишь тогда, когда ее элементы зрительно группируются в три группы, например по размеру форм — крупные, средние и мелкие, или по светлотным отношениям — темные, светлые и средней светлоты. Отношения групп должны ясно прочитываться. Одна из групп обязательно должна доминировать. Правило трехкомпонентности относится и к другим компонентам орнамента: цвету, характеру линий, форм и т. п.

Правило масштабного согласования предусматривает обязательную соизмеримость элементов композиции: самые большие по площади и самые малые орнаментальные формы не должны отстоять в масштабе так далеко друг от друга, чтобы нельзя было установить зрительно их пропорциональную связь между собой.

Группы элементов орнамента, связанных между собой масштабом, поворотами, движением, называют орнаментальными мотивами. Композиция текстильного рисунка может быть составлена из одного или нескольких орнаментальных мотивов.

Мотив - это тот компонент орнамента, который определяет лицо рисунка и является одной из важных черт проявления его содержания. Мотивы текстильного орнамента необычайно разнообразны. Нет в природе формы предмета или явления, которые не могли бы послужить художнику для создания мотива. Растительный и животный мир, сам человек и творения его рук служили и служат объектами трансформации, преобразования в формы, мотивы текстильного орнамента.

Основным и неисчерпаемым источником вдохновения художника при выборе и создании мотивов орнаментальной композиции остается окружающий мир. Многочисленные примеры можно найти в народном орнаментальном творчестве, где многие формы, воспринимаемые в наши дни как абстрактные, неизобразительные, ведут свое начало от конкретных предметов. Может даже не существовать внешней связи с изображаемым предметом или явлением, но внутренняя, ассоциативная связь сохраняется.

 
 

 

 


Степень приближения мотива к исходному источнику зависит от задачи, решаемой художником. Творческая переработка начинается с обобщения и типизации форм, отказа от случайного, несущественного.В орнаментальном мотиве необходимо подчеркнуть те признаки, качества изображаемого предмета, которые наилучшим образом могут быть выражены данным материалом.

Согласно месту и значению мотивы в композиции делятся на основные и дополнительные. Между основными и дополнительными мотивами обязательно существует связь. Основной, доминирующий мотив (по цвету, площади или по количеству элементов) часто организует всю композицию. От его характера и размещения зависит характер композиции в целом.

Орнаменту присуще ритмическое движение.

Ритмом называется закономерность чередований, повторений однородных явлений или форм. В орнаменте ритмом обладают однородные мотивы, формы, просветы между ними, линии и другие элементы композиции.

С разнообразными проявлениями ритма человек в своей жизни встречается постоянно. Ритм организует деятельность человека. В искусстве ритм является не только организующим, но и эстетическим началом. Без него музыка была бы хаосом звуков, танец не был бы танцем, поэзия — поэзией, без ритма не было бы и архитектуры.

В создании текстильного рисунка ритм играет первостепенную роль. Он вносит порядок и ясность в композицию, обус ловливает взаимные связи между главными и дополнительными элементами орнамента, помогает выявлению главного.

Ритм — это скелет композиции, на основе которого строится все остальное [5]. Ритмическое движение связывает переходы от одного элемента к другому, от малого к большому, от светлого к темному. Оно характеризуется прерывистостью. Наиболее простой вид ритмического движения - повторение одного и того же элемента через равные интервалы — называют метрическим, или равномерным (рис. 3, а, г). Этот ритм вызывает ощущение покоя, статики.

Повторение одинаковых форм через равные интервалы на больших плоскостях быстро утомляет глаз человека, композиция выглядит однообразной и скучной. Живее воспринимаются неравномерные ритмические движения (рис. 3, б, д).

Нарастание или убывание массы элементов, интервалов между ними или других компонентов композиции (цвета, фактуры и т. п.) характеризует неравномерный,пропорционально последовательный ритм.

Поиски ритмического строя орнамента второго вида связаны с решением пропорциональных соотношений каждого из элементов композиции. Эти соотношения могут быть основаны как на отношениях целых чисел, так и на принципе золотого сечения. Использование ускоряющегося или замедляющегося ритма вызывает у зрителя ощущение движения, динамики, развития.

Многие орнаментальные решения текстильного рисунка строятся на сочетании ритмических движений обоих видов. Это так называемый смешанный ритм (рис. 3, в). Такое сочетание ритмических движений обогащает образное решение композиции и позволяет бесконечно разнообразить ее построение.

Выбор ритмического строя орнаментальной композиции обусловливает ее современный характер. Именно ритм может наилучшим образом передать чувства, переживания художника, возбудить в зрителе ответную эмоциональную реакцию. Можно определенно сказать, что существенные черты орнамента выражаются не в изображении тех или иных реальных или абстрактных форм, а в том ритмическом строе, который образует этот орнамент.

Для ощущения ритма в композиции обязательно присутствие контраста. В текстильном рисунке используются контрасты размеров площадей фона и рисунка, контрасты между пятном и линией, между светлым и темным, между цветами, фигурами и т. п. Ритм в композиции создает единство в разнообразии. Это происходит лишь тогда, когда глаз видит закономерность развития ритма, когда ритмическое движение не усложнено.

При большом количестве элементов всегда необходимо выделить и подчеркнуть главное: главную форму, главный цвет, преобладающее движение мотива в рисунке, т. е. выделить в композиции доминанты. При использовании в композиции нескольких разных ритмов необходимо отдать предпочтение одному из них.

Каждый орнамент характеризуется также определенным видом пластических движений. Пластическое движение образуется линиями, абрисами элементов и форм, участвующих в орнаменте.

В текстильном орнаменте пластика характеризуется только видом линий: прямых (рис. 4, а), кривых с одинаковым радиусом кривизны (рис. 4, б) и кривых с разным радиусом кривизны (рис. 4, в).

Пластическое движение образуется из совокупности разнообразных линий, в той или иной мере читаемых в композиции (имеются в виду и линии, образующиеся в местах соединения одного цвета с другим, т. е. абрис пятен). По характеру преобладающих в рисунке линий пластические движения можно разделить на спокойные, плавные, равномерные (они образуются из вертикальных и горизонтальных линий равномерно изогнутых дуг) и неравномерные, динамичные, "колючие" (образуются из ломаных линий — отрезков прямых, неравномерных дуг и спиралей). В сложных орнаментах используются сочетания этих линий. Для единства композиции необходимо преобладание одного вида пластического движения.

Ритм больших и малых пятен (прерывистое ритмическое движение) и характер преобладающих в рисунке линий (непрерывное пластическое движение) образуют ритмико-пластический строй рисунка. Он дает видимую структуру композиции орнамента. В каждом историческом художественном стиле и национальном орнаменте ритмико-пластический строй имеет особый характер.

Достаточно сопоставить строгость, спокойствие античного орнамента эпохи классицизма и болезненную изогнутость линий, нерегулярный ритм орнамента стиля модерн.

       
 
   
 

 


Стиль — исторически сложившиеся, относительно устойчивые черты произведений искусства, обусловленные единством идейного содержания. Стиль включает общность средств и приемов художественного выражения и общность внешних признаков художественной формы [2].

Стилизация, т. е. переработка форм реального мира в характере того или иного исторического стиля или народного орнамента, выполняется художником путем выявления пластических и ритмических свойств натуры для создания художественного образа, отвечающего эстетическим идеалам современного общества.

Огромную роль в создании ритмико-пластического строя текстильного рисунка играет принцип симметрии, на основе которого строится большая часть орнаментов.

Греческое слово "симметрия" означает соразмерность. Под симметрией в широком смысле понимают, всякую правильность в строении формы и ее частей. Симметрия в искусстве проявляется не как каприз художника, а как отражение реальных закономерностей объективного мира.

 
 

 


Законы симметрии проявляются в строении растительного и животного мира, строении кристаллов и атомов, в произведениях архитектуры, декоративно-прикладного искусства, в музыке, танце и т. д. По словам Г. Вейля, "Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство" [6, с. 38]. В орнаментике используются разные виды симметрии, известные в природе.

Текстильный печатный рисунок — изображение на плоскости. В нем также используются разные виды симметрии:

осевая, или зеркальная (рис. 5, а);

центральная, вариантом которой является поворотная симметрия (рис. 5,6); параллельный перенос (рис. 5, в – к);

сочетание различных видов симметрии (рис. 5, д., и, л).

Симметричные орнаментальные композиции уравновешены и статичны. Наиболее статичны композиции с использованием осевой (зеркальной) симметрии. Симметрично могут быть построены как элементы композиции, так и мотивы, состоящие из групп элементов, или вся композиция в целом.

Большая часть природных форм и явлений не имеет четкой и математически правильной организации. Этот принцип построения форм, мотивов и композиций называется асимметрией. Асимметричные композиции более динамичны, чем симметричные.

Организация асимметричного орнамента требует обязательного пропорционального, ритмического и пластического согласования площадей, масс, направлений и форм. Достичь гармоничного цельного решения асимметричной композиции можно, лишь уравновешивая основные массы орнаментальных форм и фона, цвета, направления, т. е. создавая единство противоположного.

Асимметрия может принадлежать не всем, а одному или нескольким свойствам композиции. Динамика всех ее компонентов может зрительно разрушить форму и поэтому полная асимметрия применяется в орнаменте только в исключительных случаях.

В асимметрично построенной композиции большое значение имеет выделение доминанты - композиционного центра, который может быть противопоставлен всем другим элементам по масштабу, конфигурации, цвету, фактуре, светлоте, направлению. Роль и место композиционного центра зависят от назначения текстильного изделия, характера его поверхности, способа нанесения печатного рисунка. Асимметрия наиболее распространена в рисунках штучных текстильных изделий — платков, шарфов, купонов для платья. Асимметрия рисунков, которые, повторяясь, полностью покрывают поверхность, относительна, так как повтор по вертикали и горизонтали — проявление симметрии особого рода. В такой композиции можно говорить об асимметричном мотиве, который при повторении на большом расстоянии производит впечатление асимметричного построения всего рисунка.

Иногда в текстильной композиции применяется прием диссонанса, так характерный для музыкальных произведений» Диссонанс — сознательное нарушение гармонии.

В орнаменте он применяется ограниченно, с соблюдением меры. Используется прием диссонанса для большего подчеркивания единства целого. Такой акцент в последнее время стал модным да неизобразительных видов искусства. В некоторых рекомендациях по художествен ному оформлению текстиля его называют сюрпризом.

Диссонанс может быть выявлен с помощью цвета, формы или неожиданного графического приема.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.216 (0.014 с.)