ТОП 10:

ПЕЙЗАЖ В ТЕКСТИЛЬНОМ РИСУНКЕ



 

Ландшафтные (пейзажные) изображения в орнаментации текстиля широко распространены. Они включались как органичная часть в рисунок рядом с фигурами животных и людей в сценах охоты и гуляний, использовались в виде фона для изображения всадников на конях, в качестве главного мотива в рисунках "заморских путешествий" в период увлечения в Европе искусством Китая и Японии [24] .•

В русском искусстве оформления текстиля можно встретить пейзажные мотивы в рисунках, ведущих свое происхождение от лубочных картинок, от изображений на расписных изразцах.

С развитием механического способа нанесения орнамента на ткань значительно усложнились формы рисунка, которые без искажения можно было перенести с бумаги на поверхность ткани.

В середине и конце XIX века на большинстве отечественных фабрик выпускались сувенирные изделия, посвященные различным памятным событиям, в которых использовались элементы ландшафтного рисунка.

В наши дни художники включают в свои композиции мотивы городского и сельского пейзажа в различной трактовке: от более условной, скорее ассоциативной, плоскостной, декоративной, до более реалистической и даже живописной. Это увязывается с назначением изделия, характером поверхности, возможностями печатного оборудования.

Наибольшее использование мотивов пейзажного характера встречается в настоящее время в изделиях сувенирного характера и декоративных тканях, где рисунок в изделии можно рассматривать на плоскости.

Основным требованием к решению пейзажа, как и других элементов орнамента, остается требование плоскостного, условного изображения. Ритмико-пластическая организация всего орнамента в целом и в каждом конкретном случае является главной задачей художника. На рис. 56 приведен пример плоскостного решения пейзажного мотива с помощью пуантелистического приема.

Пейзажные мотивы обычно состоят из нескольких элементов: изображения деревьев, кустарника, гор, облаков и воды, различных строений и т. п. Все элементы рисунка должны быть выражены одним языком, одними средствами. Для организации такого сложного мотива используют несколько приемов.

1. Можно поместить "картинку" в раму той или иной формы и разработать заполнение рамы довольно близко к натурной зарисовке, так как основной ритм и условность решения создаются организацией геометрических форм — рам и просветов фона.

2. Более условного решения требует пейзажный мотив на открытом фоне. В этом случае раму создают просветы фона между группировками элементов орнамента. Здесь очень важно не допускать разрыва плоскости рисунка, что можно обеспечить одинаковой степенью разработки дальнего и ближнего планов пейзажного рисунка без перспективного сокращения форм.

3. Организовать условные формы пейзажного характера позволяет построение рисунка по вертикали или горизонтали с раппортным повтором мотива.

Зарисовки пейзажных мотивов желательно начинать с более простых форм в один цвет. Особенно важно увидеть в природе разный орнаментальный характер однородных форм (например, деревьев), различие их ритмической и пластической характеристик.

Начинать рисовать деревья лучше зимой, ранней весной или осенью, когда их ветки не имеют листвы и каждое дерево четко выявляет свой силуэт. Рисовать можно сразу не одну, а несколько форм, чтобы подчеркнуть вытянутость и стройность одной, разветвленность, приземистость и симметричность второй, асимметричность третьей, т. е. передать и сопоставить в зарисовке разный характер близких по строению форм - деревьев, обязательно прибегая к обобщению для большей выразительности рисунка.

Полезно рисовать пейзаж по впечатлению. Для этого нужно рисовать на заранее заданную тему, например, "город вечером", "праздничная улица", "зимний лес" и т. п. На основе предшествующих зрительных впечатлений необходимо передать в плоскостном условном изображении характерные черты заданного состояния природы и мира, который нас окружает. Ритмическая и пластическая организация мотива, колористическое решение должны наименьшими средствами раскрывать замысел художника, создавать поэтичный образ.

Не прибегая к кисти и краскам, необходимо ежедневно тренировать свое восприятие.

Это расширяет ассоциации, приучает анализировать натуру, извлекать из нее самое главное, характерное.

При работе на натуре нужно найти интересный ритмический строй пятен-силуэтов изображаемых форм, отказавшись от несущественных элементов, мешающих определенному ритму, если в рисунке преобладает ритмическая основа. Когда основой мотива является пластика форм, ее также нужно подчинить определенному характеру линий. Зарисовки на природе лучше сразу выполнять сокращенными средствами: в 1—3 условных цвета.

 

1. Все мотивы живой и неживой природы, прежде чем стать орнаментом, должны пройти стадию типизации и обобщения, а которое отбирается самое главное, характерное для формы, наиболее выразительное и свойственное как данному виду форм, так и единичной форме.

2. Разнородные элементы и мотивы в рисунке объединяются по принципу единого стилевого решения всех компонентов.

3. Выразительные средства, использованные в рисунке, должны быть едиными для всех его частей, особенно в рисунках, состоящих из мотивов разного характера.

4. Для переработки в орнаментальный мотив выбираются наиболее выразительные по силуэту положения формы: в профиль или фас.

5. Все мотивы в орнаменте и элементы форм должны вызывать у зрителя положительные эмоции.

6. При решении мотивов пейзажного характера важно избегать пространственного решения.

7. Сложные мотивы, построенные на сочетании элементов пейзажа, животного мира, фигуры человека, могут в орнаменте представлять собой обособленные, выделенные рамой изображения, которые включаются в гладкий или разработанный дополнительными элементами фон. Такие мотивы могут выделяться свободными участками фона.

Методика работы и практические задания к теме

 

На первых занятиях учащиеся знакомятся с образцами тканей с орнаментом, включающим изображения птиц, животных, человеческих фигур, пейзажа.

Анализ построения композиции, приемы изображения отдельных элементов и мотива в целом могут стать темой самостоятельной учебной исследовательской работы, проводимой под руководством преподавателя.

Полезно выполнять зарисовки фрагментов орнаментов по данной теме, разных мотивов, решенных одним приемом, или похожих форм, но выполненных различными графическими средствами.

 

1. Выполнить зарисовки птиц, рыб (или других наименее сложных форм животного мира), обратив особое внимание на выразительность силуэта. Размер зарисовки сделать на листе размером не более 9x12 см. Материал: карандаш или перо с чернилами.

2 . По зарисовке разработать в нескольких вариантах силуэтное изображение этой формы с небольшой внутренней детализацией, не разрушающей силуэта. Решение в один цвет небольшого масштаба кистью или пером.

3 . Организовать полосу из симметрично расположенных форм, найденных в предыдущей зарисовке. Для соединения их можно включить дополнительные элементы.

4. На основе одного из вариантов предыдущего задания и ранее выполненных зарисовок растительных форм разработать эскиз рисунка в один, цвет. Пластика форм растительного и животного мира должна быть родственной.

Разработать раппортные варианты рисунка в 2-3 цвета.

5. Выполнить по впечатлению зарисовки пейзажа на заданную заранее тему. Использовать различные графические средства: силуэтно-пятновое, контурное, линеарное и т. д.

Перевести зарисовку в условно решенный орнаментальный мотив, где была бы подчеркнута соответствующая теме ритмико-пластическая организация форм и найдено выразительное колористическое решение. Материалы: бумага, гуашь 4-6 цветов.

6. На основе одного из вариантов, разработанных в предыдущем задании, выполнить эскиз рисунка раппортного построения, воспользовавшись графическим приемом, наиболее подходящим для решения темы.

 

Глава 12

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА ТЕКСТИЛЬНЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.169.76 (0.006 с.)