Принципы построения замкнутой композиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы построения замкнутой композиции



 

Замкнутая монораппортная композиция может быть построена по принципу симметрии или асимметрии (см. рис. 21).

Симметричное построение характерно для большинства изделий правильной геометрической формы, асимметричное - для изделий со сложной формой.

 
 

 

 


Зеркальная осевая симметрия применяется в рисунках платков, скатертей, шарфов, полотенец, некоторых штучных трикотажных изделий. В изделиях круглой формы чаще всего используется центральная симметрия.

Асимметричны рисунки большинства сувенирных штучных изделий, панно, трикотажных изделий, купонов детской и женской одежды.

В симметричном рисунке могут быть одна или несколько осей симметрии. Варианты расположения одной оси симметрии показаны на рис. 21, а – г.

Две взаимно перпендикулярные оси симметрии используются в изделиях квадратной, прямоугольной или круглой формы (см. рис. 21, д).

 
 

 


Могут быть орнаментальные композиции штучных изделий, имеющие четыре, а в круглых формах — даже восемь осей симметрии (см. рис. 21, ё). С возрастанием числа осей симметрии композиция становится все более статичной, замкнутой.

Более динамична композиция с одной осью симметрии, а еще большей динамикой обладают композиции, построенные по принципу асимметрии (рис. 21, к - м).

Целостность асимметричной композиции достигается равновесием, но равновесием не статичным, как в симметричном построении, а динамичным.

Существует несколько способов построения асимметричной замкнутой композиции. Об одном из них – окружении изображения каймой уже говорилось ранее.

Другой способ построения асимметричной замкнутой композиции – выделение композиционного центра, объединяющего разрозненные элементы композиции.

Композиционный центр монораппортного рисунка может быть выделен группировкой форм (рис. 21, к), контрастом в масштабе форм, движением, организованным вокруг центра независимо от того, есть ли какая форма в этом центре (рис. 21, м), разработкой форм, светлотным или цветовым контрастом (рис. 21, л).

Иногда в композиционном центре используют сразу несколько приемов акцентирования.

Доминанта - композиционный центр — должна увязываться со всей композицией по всем характеристикам. Если активность композиционного центра преувеличена, то он не объединяет, а разрушает композицию, выпадая из нее.

В большинстве случаев в композиции на плоскости, которая не изменяет свою форму при практическом использовании, доминанта располагается близко от геометрического центра плоскости. Любой сдвиг этой точки в сторону требует уравновешивания доминанты в одной или нескольких противоположных точках.

Правила ритмической и пластической организации текстильных мотивов в композиции штучного изделия играют важнейшую роль. Образное решение монораппортной композиции во многом зависит от того, какой ритм главенствует в рисунке, какова пластическая характеристика основных и дополнительных движений, абрисов форм.

В сложных композиционных построениях важно придерживаться правил трехкомпонентности и масштабной согласованности.

Необходимо учитывать и такой момент, когда в асимметричную композицию включаются элементы неполной формы со срезом части ее каймой. Нужно иметь в виду, что большая часть такой формы, основные ее детали должны находиться в плоскости рисунка и не выходить за границы каймы.

В противном случае впечатление фрагментарности асимметричной композиции значительно усиливается.

 

1. Особенность монораппортной композиции состоит в том, что она должна быть замкнутой. Это достигается соответствующим членением композиции на поле и кайму и организацией мотивов в плоскости по принципу симметрии и асимметрии.

2. Пропорциональные отношения между частями композиции можно решать по принципу равенства или заметного неравенства. При использовании принципа неравенства необходимо найти наилучшее соотношение в какой либо читаемой визуальной закономерности.

З. Симметричные построения композиции приводят к статичности рисунка, асимметричные — к динамичности.

4. В асимметричной композиции замкнутость, организованность мотивов может быть достигнута как ограничением плоскости рисунка каймой, так и выделением композиционного центра.

5. Композиционный центр должен располагаться в активной зоне рисунка, различной для изделий разного назначения. Он должен соответствовать по размеру, своей активности, разработке остальным частям рисунка.

6. Вся разработка композиции текстильного рисунка для штучных изделий должна выполняться с учетом практического использования этих изделий, а также структуры, фактуры текстильного полотна и способа воспроизведения рисунка на печатном оборудовании.

 

Методика работы и практические задания к теме

 

Изучение темы рекомендуется начать с ознакомления учащихся с примерами оформления различных текстильных изделий печатным рисунком.

Преподаватель вместе с учащимися проводит анализ композиционного построения каждого образца, выделяя основные членения, пропорции, принципы построения.

 

1. Выбрать одну из правильных геометрических форм. Разработать варианты членения этой формы по принципам симметрии и асимметрии. Размер форм не более 5x5 см. Членения можно сделать с помощью пятна или линии. Решение черно-белое.

2. Разработать варианты симметричного заполнения квадрата несложными мотивами геометрического или растительного характера. Четко выявить пропорциональные отношения каймы и поля, принципы симметричного построения. Размер не более 25x25 см. Решение черно-белое.

3. Разработать варианты решения асимметричной композиции в квадрате. Пропорции площадей белого и черного, каймы и поля четко выявить, определить ритмический и пластический строй рисунка, выделить композиционный центр. Размер квадрата не более 25x25 см. Решение черно-белое. Мотивы простые геометрического или растительного характера.

4. Решить членение и заполнение мотивами формы сложной конфигурации (эмблема, нагрудный знак и т.п.) по принципам симметрии и асимметрии. Решение черно-белое.

 

Глава 4

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.106.69 (0.005 с.)