Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектурно-пространственная композиция

Поиск

Площади и пешеходные пространства

При формировании общего объемно-пространственного построения центра необходимо добиваться единства композиции с планировочной структурой, основываясь на том положении, что объемное решение должно отражать функциональную структуру города.

Необходимая художественная целостность городских центров достигается в случае, когда составляющие их части формируются как пространственная система архитектурных ансамблей.

Непременной составной частью центра является площадь, которая во многих случаях принимается за основу архитектурно-планировочного ядра центра. Общегородские площади всегда являлись важными смысловыми и композиционными узлами. Пешеходные площади, используемые в современных городах, классифицируются следующим образом:

открытые площади – аванплощади, платформы;

полузамкнутые площади торговых и зрелищных центров;

замкнутые площади, зрительно ограниченные застройкой.

Так называемые транспортные площади, часто имеющие гипертрофированный характер, не отвечает понятию площади и должны рассматриваться как элементы транспортных магистралей.

В современной градостроительной практике часто используется прием открытых площадей без четко фиксированных границ: их композиция строится на свободном равновесии масс, зрительно подчиненных друг другу. Использование и развитие этого приема постепенно привело к утрате достижений традиционной архитектуры в разработке внутренних пространств, к исчезновению соразмерных человеку элементов и потере масштабности. Совмещение требований крупного градостроительного масштаба и размеров человека, его психофизических характеристик является сложной задачей, требующей осмысления и использование исторически традиционных приемов. Например, чтобы контрастировать с магистралью, современная площадь должна иметь ширину 150-300 м. Сохранение масштабности в этих условиях требует специальных приемов: членение площади на промежуточные зоны за счет террас, введения зрительных акцентов. Даже простое мощение – разбивка на клетки – способствует масштабному восприятию пространства.

При планировке общегородской площади полезно сопоставить ее с пропорциями и размерами исторических площадей:

 

175х98 м 141х125 м 130х380 м 158х358 м 140х500 м 150х600 м

площадь Св. Марка, Венеция

Вандомская площадь, Париж

Красная площадь, Москва

Дворцовая площадь, С-Петербург

площадь центра Зеленограда

площадь Республика, Алматы

 

В принципе, не только по отношению к площадям, но и во всех случаях необходимо соблюдать соразмерность пространства и окружающих зданий, избегать как стесненности, так и свободы, при которой может потеряться композиционное единство.

 

Формирование ансамблей

Идея архитектурно-пространственной композиции должна быть направлена на создание единой системы ансамблей при разнообразии приемов их индивидуального построения, на достижение визуальной взаимосвязи их с ландшафтной средой.

Ансамбль зданий и сооружений создается определенными приемами. В одном случае композиция ансамбля складывается на оси, объединяющей его отдельные части, в другом – за основу принимается компактное построение вокруг площади, в третьем – центром композиции является свободное геометрически сложное пространство.

Свободные несимметричные приемы предоставляют возможность использования зданий разных объемов и архитектуры. Ландшафтные приемы уместны при богатом деталями, сложном или сильно пересеченном рельефе. В этом случае центр может расчленяться на зоны, расположенные в разных уровнях. Такой подход выгоден для организации силуэта застройки, подчеркивающего архитектурную значимость центральной части города.

Как особую разновидность ансамбля нужно рассматривать улицу, которой незаслуженно длительное время были оставлены функции транспортной связи. На самом деле улица успешно может играть материального носителя многочисленных аспектов деятельности и потребностей жителей. Например, улица, как пешеходная среда, может отражать специфику человеческого перемещения в центре – ожидание перемен, праздничность, оживленность, непредсказуемость архитектурной ситуации, повышенную социальную контактность. Развитие пешеходной улицы как пространства, объединяющего все ближайшие зоны восприятия, способствует ощущению гармонии и целостности всей структуры центра.

Предметом обустройства ансамбля пешеходной улицы являются ее основные элементы – фасады застройки, надземные и подземные переходы, площади, пассажи, дизайн малых архитектурных форм и реклама.

Как целостный элемент среды, пешеходная улица более всего соответствует масштабности человеческого восприятия.

 

Рис.6 Общественный центр жилого района Дефанс

в Париже (конкурс)

Рис. 7 Фрагмент общественного центра с парком

в Бильбао (конкурс)

 

 

Рис. 8 Варианты планировочной композиции

общегородскихобщественных центров

 

Рис.9 Общественный центр г. Камбернолд – платформа в нескольких

уровнях, расположенная над транспортным узлом

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.113.189 (0.008 с.)