Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Декоративная композиция: мотив дере-

Поиск

ва в народной росписи (1 ч)

Восприятие произведений народных и со- временных мастеров городецкой росписи.

Основные содержательные линии. Пред- ставления о богатстве и разнообразии худо- жественной культуры (на примере культу- ры народов России). Истоки декоративно- прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с произведения- ми народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Ис- кусство вокруг нас сегодня. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Образы цветущей природы в творчестве народного мастера и художника. Общее и различное в выявле- нии приёмов городецкой живописи и дру- гих школ народного мастерства.

Работа по художественно-дидактической таблице «Образцы декоративных разживок для цветов».

 

 

Творческое задание с применением по- следовательности и приёмов городецкой ро- списи кистью.

Материалы: кисть, гуашь, бумага.

Советы мастера.


 

Рассматривать изделия мастеров Городца, отобража- ющих народное восприятие мира, связь человека с при- родой, родной землёй.

Сопоставлять декоративные мотивы в изделиях горо- децких мастеров, выделять из них наиболее распро- странённые мотивы.

Рассказывать о центрах народных промыслов, в ко- торых цветы, цветущие ветки, букеты являются глав- ными мотивами.

 

Участвовать в обсуждении средств создания образов цветущей природы в городецкой росписи, её своеобра- зия в отличие от других школ народного мастерства.

 

 

Работать по художественно-дидактической таблице. Различать приёмы городецкой росписи — «подмалёв- ка», «разживка чёрным цветом», «разживка белила- ми». Повторяя за народным мастером приёмы чёрной и белой «разживок», рисуя кистью.

Выполнять роспись цветущей ветки с помощью «раз- живки чёрным цветом и белилами».


 

 

Продолжение

 

 

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся

 

Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности

 


5. Птица — символ света, счастья и до-

Бра. Декоративная композиция: равнове-

Сие красочных пятен, узорные декоратив-

Ные разживки, симметрия, ритм, единство

колорита (1 ч)

Восприятие образа птицы-света в творче- стве городецких мастеров конца XIX— XX вв.

Основные содержательные линии. Пред- ставление о роли изобразительных (пласти- ческих) искусств в повседневной жизни че- ловека, в организации его материального окружения. Ознакомление с произведени- ями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Про- должение знакомства с основами художе- ственной грамоты: композиция, цвет, ли- ния, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Разнообразие ком- позиционных мотивов городецкой росписи, восходящих к древней традиции росписи прялок. Парные фигуры в едином сюже- те — две женские фигуры, две птицы, два всадника на коне «у древа».


 

Рассматривать декоративную композицию с птицами

«у древа». Сопоставлять образы птиц в разных видах

народного творчества. Рассказывать, что означает в на-

родном искусстве образ птицы-света. Высказывать суж-

дение о заполнении пространства в декоративной трёх-

частной композиции в городецкой росписи прялочного

донца.

 

 

Участвовать в обсуждении символики мотива птицы в городецкой росписи и художественных выразитель- ных средств решения этой декоративной композиции.


 

 


Работа по художественно-дидактическим

таблицам «Образцы декоративных разжи-

вок для птиц».

Творческое задание с использованием приёмов работы кистью (силуэт, пятно, ли- ния, «разживки белилами», выявляющие ритм оперения) в декоративном изображе- нии птиц.

Материалы: кисть, гуашь, бумага.

Советы мастера.


Работать по художественно-дидактической таблице. Повторять за народным мастером ритм и форму «раз- живок белилами».

Выполнить кистью свой вариант росписи птиц у цве- тущей ветки с использованием приёмов городецкой ро- списи. Выражать в творческой работе своё отношение к природе, к образу птицы-света.


Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности.


6. Конь — символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких разжи- вок (1 ч)

Восприятие образов вороного коня и всад- ника в изделиях городецких мастеров и произведениях художника-графика Т. Мав- риной. Традиционный образ-символ коня в народном искусстве. Неразрывная связь природы и образов народного творчества.

Основные содержательные линии. Исто- ки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о син- тетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, ору- дий труда, костюма; музыка, песни, хоро- воды; былины, сказания, сказки). Ознаком- ление с произведениями народных художе- ственных промыслов в России (с учётом


 

Различать, как образ-символ коня представлен в раз- ных видах устного народного творчества в декоратив- но-прикладном и народном искусстве.

Рассказывать, почему в народном искусстве мастера постоянно обращаются к образу коня, приводить при- меры из разных видов народного творчества.


 

 

Продолжение

 

 

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся


 

местных условий). Продолжение знаком- ства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Глубина поэтическо- го изображения коня и всадника на коне, их синтетичность в фольклоре (конь-время, конь-свет, конь-птица, конь-богатырская сила), связанные с возрождением солнеч- ного тепла, света, жизни. Живописная ма- нера кистевой росписи в творчестве горо- децких мастеров.

Работа по художественно-дидактической таблице «Образцы декоративных разживок для коня».

Творческое задание с использованием средств выразительного языка народного декоративно-прикладного искусства.

Материалы: кисть, гуашь, бумага.

Советы мастера.


 

 

Участвовать в обсуждении художественных средств в создании выразительного образа коня-символа в на- родном искусстве и называть их.

 

Работать по художественно-творческой таблице. Ов- ладевать живописными приёмами изображения коня. Осваивать приёмы белильных разживок для коня.

Выполнять кистью свой вариант росписи коня с ис- пользованием приёмов городецкой росписи и декора- тивного обобщения фигуры коня без карандашного ри- сунка.


Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности

 

7. Связь поколений в традициях Город- ца. Декоративная композиция с вариа- циями городецких мотивов: ритм, сим- метрия, динамика, статика (1 ч)


 

 


Восприятие произведений мастеров раз-

ных поколений, современных мастеров,

продолжающих и развивающих традиции

старейших мастеров городецкой росписи

И. Мазина, Ф. Красноярова, И. Лебедева и

детских творческих работ.

Основные содержательные линии. Искус-

ство вокруг нас сегодня. Ознакомление

с произведениями народных художествен-

ных промыслов в России (с учётом мест-

ных условий). Продолжение знакомства

с основами художественной грамоты: ком-

позиция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Особенности приё- мов композиции в панно как произведении декоративного назначения. Художествен- ная ценность обыденных предметов из де- рева, украшенных городецкой росписью.

Творческое задание с использованием средств выразительного языка народного декоративно-прикладного искусства, с при- менением традиционных приёмов декора- тивных разделок для объединения разных цветовых сочетаний.

Материалы: кисть, гуашь, бумага.

Советы мастера.


Рассматривать произведения народного искусства,

выражать своё отношение к развитию традиций горо-

децкой росписи в творчестве современных мастеров.

Называть традиционные мотивы городецкой росписи

в современных изделиях.

 

 

Участвовать в обсуждении художественно-эстетиче- ской ценности изделий с городецкой росписью, преем- ственности живописных традиций в творчестве масте- ров современного художественного промысла «Городец- кая роспись».

Выполнять декоративную композицию по мотивам го- родецкой росписи для украшения изделий разнообраз- ных по форме и назначению (декоративной тарелки, панно, разделочной доски, подставки для специй). Вы- ражать в творческой работе своё отношение к искус- ству городецкой росписи.


Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности

 

8. Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица че- ловека (1 ч)


 

 

Продолжение

 

 

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся


Восприятие произведений выдающихся портретистов XIX в. В. Тропинина, В. Ма- ковского, В. Васнецова, В. Сурикова и со- временных художников Г. Васько, П. Пав- лова, запечатлевших в своих работах обра- зы творческих людей.

Основные содержательные линии. Образ современника. Образ человека в традици- онной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Жанр портрета. Продолжение знакомства с основами худо- жественной грамоты: композиция, цвет, ли- ния, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Искусство портре- та. Выявление характерных признаков об- раза портретируемого и его принадлежно- сти к творческой профессии.

 

Работа по художественно-дидактической таблице «Композиционные схемы изобра- жения лица человека в разных ракурсах». Творческое задание с использованием

средств выразительности живописи и гра- фики, соблюдением пропорции лица чело- века.

Материалы: акварель, гуашь, пастель, фломастеры.

Советы мастера.


 

Рассматривать портреты, выполненные живописцами и графиками. Рассказывать, по каким признакам мож- но определить, что на портрете изображён художник или народный мастер.

 

 

Участвовать в обсуждении образов художников и на- родных мастеров в произведениях живописи и графи- ки, особенностей передачи внешнего облика в лице, ко- стюме, в предметном окружении; выбирать положение головы и передавать её поворот, движения фигуры.

Работать по художественно-дидактической таблице. Читать пропорции лица человека во фронтальном по- ложении и вполоборота.

Выполнять портрет народного мастера или художни- ка в момент создания им художественного произведе- ния. Выражать в творческой работе своё отношение к изображаемому герою.


 

 

Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности


9. Вольный ветер — дыхание земли. Пей- заж: линии, штрихи, точки, пятно, свет (1 ч)

Восприятие пейзажей живописцев XIX— XX вв. А. Куинджи, Н. Крымова, А. Тка- чёва, Э. Браговского, Е. Винокурова и гра- фика В. Фаворского, в которых едва ли не главное место занимает изображение неба. Основные содержательные линии. Жанр пейзажа. Пейзажи родной природы. Про- должение знакомства с основами художе- ственной грамоты: композиция, цвет, ли-

ния, ритм.

Диалог об искусстве. Приёмы передачи бесконечности и глубины небесных просто- ров, стремительности продвижения облаков по небу. Статика и динамика в компози- ции пейзажа.

 

Работа по художественно-дидактической таблице «Варианты графического решения облачных масс».

 

Творческое задание с использованием средств выразительного языка графики (точка, линия, штрих, светотеневое пятно). Материалы: простой карандаш, цветные

карандаши, гелиевая ручка, фломастеры.

Советы мастера.


 

 

Рассматривать живописные и графические пейзажи художников, в которых отражаются древние представ- ления человека о природных стихиях. Высказывать, какие чувства вызывают поэтические строки о ветре и разнообразные образы воздушного пространства, соз- данные художниками. Сравнивать образы природных стихий в искусстве с собственными впечатлениями от наблюдений природы.

 

 

Участвовать в обсуждении выразительных средств пе- редачи состояния природы в пейзаже (чередование рез- ких цветовых пятен, мазков, плавные и тонкие пере- ходы цвета, разбивка пространства неба неравномерно расположенными формами облаков в живописных ра- ботах).

Работать по художественно-дидактической таблице. Различать графические выразительные средства для пе- редачи планов в пейзажах. Исследовать возможности графики при передаче ветреного состояния природы.

Выполнять по памяти или по представлению изобра- жение неба с несущимися облаками в пейзаже и дере- вьев, гнущихся под ветром. Выражать в творческой ра- боте своё отношение к разным состояниям в природе.


 

 

Продолжение

 

 

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся

 

Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности


10. Движение — жизни течение. Набро- ски с натуры, по памяти и представле- нию: подвижность красочных пятен, ли- ний (1 ч)

Восприятие произведений отечественных мастеров живописи XX в. А. Дейнеки, М. Сарьяна, И. Глазунова, Б. Домашнико- ва, графики А. Пахомова, В. Курчевского, М. Ахунова, Л. Киселёвой и народного ма- стера И. Маркичева из Палеха.

Основные содержательные линии. Обра- зы природы и человека в живописи. Раз- ница в изображении природы в разное вре- мя года, суток, различную погоду. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соот- ветствии с поставленными задачами. Про- должение знакомства с основами художе- ственной грамоты: композиция, цвет, ли- ния, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Искусство как уни- версальный способ отображения изменчи- вости в природе и человеческой жизни. Жи- вописные средства художественной выра-


 

Наблюдать подвижность жизни природы и человека и отображение её в разных видах искусства. Рассма- тривать произведения разных видов искусства, отобра- жающих явления окружающего мира. Рассказывать, какие произведения передают спокойное, малоподвиж- ное состояние, а какие изображают энергичное течение жизни и пронизаны ощущением постоянной изменчи- вости природы, различных ритмов, движения.

Сопоставлять художественные приёмы, позволяющие выразительно передавать состояние спокойствия в при- роде или её ритмов и изменений.

 

Участвовать в обсуждении художественных приёмов, позволяющих передавать состояние статики и динами- ки.


 

 


зительности, передающие статичность и ди-

намичность композиции произведений раз-

ных видов искусства.

Работа по художественно-дидактической таблице «Живописные наброски на пере- дачу динамики».

 

Творческое задание с использованием средств выразительности языка живописи и графики.

Материалы: акварель, гуашь, фломасте- ры, цветные карандаши.

Советы мастера.


 

Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать, как передана подвижность цветовых пя- тен в набросках людей, деревьев. Выполнить компози- ционные схемы к понравившимся произведениям, под- черкнув направление движения главных элементов в их композициях.

Выполнять наброски с натуры деревьев, транспорт- ных средств, заводных игрушек и детей в движении. Выражать в творческой работе своё отношение к раз- ным состояниям в природе.


Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности


11. Осенние метаморфозы. Пейзаж: ко- лорит, композиция (1 ч)

Восприятие произведений живописцев С. Жуковского, А. и С. Ткачёвых, А. Тка- чёва, графика И. Воробьёва, учебной рабо- ты и поэтического произведения, посвящён- ных разным состояниям осени.

Основные содержательные линии. На- блюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Использование различных худо- жественных материалов и средств для соз- дания выразительных образов природы. Жанр пейзажа. Продолжение знакомства


 

Наблюдать изменчивые состояния осенней природы. Называть особые приметы осенней природы в разные периоды, приводить примеры. Рассматривать произве- дения изобразительного искусства, в которых живопис- цы и графики отразили изменчивость природы, её раз- личные состояния в осеннюю пору.

Сопоставлять, как по-разному художники и поэты от- ражают жизнь природы и человека осенью. Называть приёмы, которые используют художники для передачи в картине движения, яркости и мажорности пейзажей.


 

 

Продолжение

 

 

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся

 

с основами художественной грамоты: ком- позиция, цвет, линия, форма, ритм.


Диалог об искусстве. Средства художе- ственной выразительности в представлен- ных произведениях.

 

 

Работа по художественно-дидактической таблице «Колористические приёмы отобра- жения изменений в осенней природе».

 

 

Творческое задание с использованием языка живописи для передачи движения в композициях.

Материалы (по выбору): акварель, гуашь, обрывная бумажная мозаика, фломастеры.

Советы мастера.


Участвовать в обсуждении колорита, динамики пей- зажной картины, расположения и характера элементов композиции, гармоничного чередования цветовых пя- тен, многообразных графических и цветовых подвиж- ных элементов.

Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать колористические приёмы передачи из- менчивых состояний осенней природы. Осуществлять поиск нужных цветовых оттенков для выполнения мо- тива осеннего пейзажа.

Изображать один и тот же уголок природы в пору зо- лотой и поздней осени. Дополнить композицию изобра- жениями домов, людей, техники. Выражать в творче- ской работе своё отношение к разным состояниям в осенней природе.


Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности

 

Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч)

 

12. Родословное дерево — древо жиз- ни, историческая память, связь поколе- ний. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция (1 ч)


 

 


Восприятие произведений живописцев

XIX—XX вв. Ф. Толстого, Д. Жилинского,

И. Симонова, Ю. Кугача, отобразивших

в своём творчестве разные моменты из жиз-

ни семьи.

Основные содержательные линии. Образ

современника. Жанр портрета. Тема люб-

ви, дружбы, семьи в искусстве. Продолже-

ние знакомства с основами художественной

грамоты: композиция, цвет, линия.

Диалог об искусстве. Уважительное отно- шение к своей родословной. Красота и гар- мония общения с людьми старшего поко- ления. Средства художественной вырази- тельности в групповом семейном портрете. Творческое задание с учётом композици- онных особенностей группового портрета, особенностей пропорций лица человека, с использованием средств акварельной жи-

вописи.

Материалы: кисть, акварель, бумага.

Советы мастера.


Рассматривать живописные групповые портреты раз-

ных семей. Высказывать своё мнение об этих произве-

дениях и об отношении к средствам художественной

выразительности, выбранным авторами.

Объяснять смысл понятий индивидуальный портрет

и групповой портрет.

Представлять родословное древо своей семьи и гор-

диться своими близкими.

 

 

Участвовать в обсуждении разнообразия тем и сюже- тов в изображении семьи разными художниками, осо- бенностей рисования характерных пропорций лица.

 

 

Выполнять групповой портрет своих близких с пере- дачей своего отношения к создаваемому портрету на тему «Я горжусь своей родословной». Выражать в твор- ческой работе отношение к своей семье.


Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности


13. Двенадцать братьев друг за другом бродят... Декоративно-сюжетная компо- зиция: приём уподобления, силуэт (1 ч)

Восприятие сказки С. Маршака «Двенад- цать месяцев» и произведений живописца К. Васильева и художника-графика В. Ал- феевского.


 

 

Участвовать в чтении по ролям фрагмента сказки и обсуждении приёма уподобления при описании образов братьев-месяцев в сказке С. Маршака.

Рассматривать поэтические произведения живописи


 

 

Продолжение

 

 

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся


 

Основные содержательные линии. Чело- век, мир природы в реальной жизни: обра- зы человека, природы в искусстве. Образ человека в традиционной культуре. Про- должение знакомства с основами художе- ственной грамоты: композиция, цвет, ли- ния, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Книжная графика. Выразительные средства в создании худо- жественного образа в иллюстрации к сказ- ке. Приём уподобления, характерный для народного восприятия красоты каждого вре- мени года.

Работа по художественно-дидактическим таблицам «Рисунки старинной русской одежды», «Гармонические сочетания цве- тов».

 

Творческое задание на размещение фи- гур с использованием условного, обобщён- ного силуэта.

Материалы: простой карандаш, бумага.

Советы мастера.


 

и книжной графики как яркие образы, выбирать раз- ные сюжеты для иллюстрации. Представлять зритель- но каждый из природных циклов (зима, весна, лето, осень) в образе человека, одетого в традиционную рус- скую одежду. Сопоставлять свои представления об об- разах героев сказки с изображениями в иллюстрациях художников-иллюстраторов.

Объяснять значение понятий книжная графика, иллюстрация, эскиз.

Участвовать в обсуждении роли художника-иллюстра- тора, развивающего и углубляющего мысль писателя, вносящего в иллюстрацию свою творческую мысль.

 

Работать по художественно-дидактическим таблицам. Знакомиться с традиционной русской одеждой (кафта- ном, платьем, шубой, ферезью и ферезеей), прослежи- вать гармоничное сочетание цветов и подбирать их на палитре.

Выполнять поисковые эскизы композиции иллюстра- ции к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Вы- ражать в творческой работе своё отношение к содержа- нию и персонажам сказки.


Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности


 

 


14. Год не неделя — двенадцать месяцев



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.89.89 (0.011 с.)