В натюрморте. Натюрморт: композиция, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В натюрморте. Натюрморт: композиция,



линия, пятно, штрих, светотень (1 ч)

Восприятие живописного (А. Коняшин) и графических (Д. Митрохин, Д. Рожкали) натюрмортов.

Основные содержательные линии. Жанр натюрморта. Приёмы работы с различны- ми графическими материалами. Красота и разнообразие природы и предметов, выра- женные средствами рисунка и живописи. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Форма. Силуэт. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоско- сти и в пространстве.

Диалог об искусстве. Выразительные сред- ства графики и живописи в натюрморте; особенности выявления объёмной формы


 

Рассматривать натюрморты художника-графика и жи- вописца из природных и рукотворных форм.

Сопоставлять натюрморты графиков с живописными. Называть изображённые в них формы предметов. Раз- личать средства художественной выразительности гра- фики в передаче объёмной формы предметов в натюр- морте (линия, пятно, штрих, светотень, светлые и тём- ные тона).

 

 

Участвовать в обсуждении своеобразия передачи кра- соты природных и рукотворных форм в натюрмортах графика и художника-живописца.


 

 

Продолжение

 

 

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся


 

предметов и их расположение в простран- стве (линия, пятно, штрих, светотень).

Творческое задание с использованием вы- разительных средств графики.

Материалы (по выбору): карандаш про- стой или чёрный, ручка чёрная гелиевая или шариковая, чёрный фломастер, бумага.


 

Рисовать с натуры натюрморт, составленный из сосу- да и овощей или фруктов. Применять выразительные графические средства в работе (линия, пятно, штрих, светотень). Выражать в творческой работе своё эмоци- онально-ценностное отношение к природным и рукот- ворным формам.


Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности

 


6. Красота природных форм в искусстве

Графики. Живая природа. Графическая

Композиция: линии разные по виду и

ритму, пятно, силуэт (1 ч)

Восприятие произведений выдающихся художников-графиков XX в. В. Фаворско- го, С. Никиреева, Г. Кроллиса.

Основные содержательные линии. Пей- зажи родной природы. Композиция. Роль контраста в композиции. Красота и разно- образие природы, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц: об- щие и характерные черты. Форма. Силуэт. Натюрморт. Линия, штрих, пятно и худо- жественный образ.


 

 

Рассматривать произведения графики, воссоздавшие красоту родной природы. Высказывать своё отношение к ним.

Называть, какими средствами рисунка (линия, штри- хи разные по виду и ритму, пятно, силуэт, чёрный и белый цвет) художники создают выразительный образ деревьев в графическом пейзаже и натюрморте.

Объяснять понятия силуэт, ритм.


 

 


Диалог об искусстве, о художественных

выразительных средствах графики в изо-

бражении природы в пейзаже и натюрмор-

те; линии, разные по виду и ритму, силу-

эт в передаче пространства и красоты род-

ной природы, её эмоционального состояния.

 

 

Работа по художественно-дидактической таблице «Линии, разные по виду и ритму».

 

Творческое задание с использованием вы- разительных средств графики.

Материалы (по выбору): карандаш про- стой или чёрный, ручка чёрная гелиевая или шариковая, чёрный фломастер, бумага.

Советы мастера.


Участвовать в обсуждении использования графика-

ми различных ритмических чередований (предметы

разных размеров или форм, светлые и тёмные пятна,

чёрные и белые пятна, силуэтное изображение чёрное

на белом, белое на чёрном), разнообразных линий (жи-

вые, тонкие и толстые, прямые и кривые, волнистые,

кривые, дугообразные, одиночные, сгруппированные

в штриховку и т. п.).

Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать, как наносить линии, разные по виду и ритму. Экспериментировать, рисуя линии, разные по виду и ритму (кривые, ломаные, волнистые, дугообраз- ные, сетки, параллельные штрихи).

Выбирать графические материалы для осуществления своего замысла. Решать, какой цветок войдёт в компо- зицию. Изучать его форму, как он освещён, планиро- вать свою работу и определять порядок рисования (про- рисовка главных частей цветка, намётка расположения крупных листьев, цветов, деталировка линиями и штри- ховкой). Рисовать с натуры комнатные цветы вырази- тельными средствами графики: линии, разные по виду и ритму, пятно, силуэт. Выражать в творческой рабо- те своё отношение к природным формам средствами ху- дожественного образного языка графики.


Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности

 

7. Разноцветные краски осени в сюжет- ной композиции и натюрморте. Цвето- вой круг: основные и составные цвета, цветовой контраст (1 ч)


 

 

Продолжение

 

 

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся


Восприятие произведений изобразитель- ного искусства, посвящённых всенародно- му празднику День урожая.

Основные содержательные линии. Отра- жение в произведениях пластических ис- кусств общечеловеческих идей о нравствен- ности и эстетике: отношение к природе, че- ловеку и обществу. Красота и разнообразие природы, человека, выраженные средства- ми живописи. Выбор средств художествен- ной выразительности для создания живо- писного образа в соответствии с поставлен- ными задачами. Композиция. Практическое овладение основами цветоведения.

Диалог об искусстве. Содержание и худо- жественно-выразительные средства переда- чи праздничной атмосферы в произведени- ях разных видов изобразительного искус- ства.

Работа по художественно-дидактической таблице «Цветовой круг: основные и со- ставные цвета, цветовой контраст».

 

 

Творческое задание с использованием вы- разительных средств живописи.


 

Рассматривать произведения декоративно-прикладно- го и народного искусства (гобелены, керамическое пан- но) и живописи на темы народного праздника. Выска- зывать своё отношение к ним.

Называть характерные, существенные черты празд- ника всех тружеников земли — Дня урожая. Расска- зывать, как это событие отображено в произведениях различных видов изобразительного искусства. Описы- вать словами, как отмечают народный праздник — День урожая там, где ты живёшь.

 

 

Участвовать в обсуждении содержания и выразитель- ных средств произведений декоративно-прикладного, изобразительного искусства.

 

 

Работать по художественно-дидактической таблице. Исследовать возможности живописи, создавать цвето- вой контраст, смешивая поочерёдно друг с другом ос- новные и составные цвета. Объяснять смысл понятий цветовой круг, цветовой контраст.

Выбирать сюжет для творческой работы из предлага- емых или запомнившихся из наблюдаемых осенних праздников в своём крае, городе (посёлке).


 

 


Материалы: гуашь, акварель, бумага,

кисть.

Советы мастера.


Создавать по представлению или по памяти компози-

цию осеннего праздника День урожая. Применять цве-

товой контраст в передаче праздничного, радостного на-

строения, усиления эмоционально-образного звучания

работы. Эмоционально откликнуться на красоту народ-

ных праздников в жизни твоего края, города (посёлка)

в произведениях изобразительного искусства, выражать

отношение к ним в собственной творческо-художествен-

ной деятельности.


Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности


8. В мастерской мастера-игрушечника. Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров (1 ч)

Восприятие народной глиняной игрушки, изготовленной народными мастерами из села Филимоново под Тулой.

Основные содержательные линии. Чело- век, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представ- ление о богатстве и разнообразии художе- ственной культуры (на примере культуры народов России). Приёмы работы с пласти- ческими скульптурными материалами для создания выразительного образа. Ознаком- ление с произведениями народных художе- ственных промыслов в России (с учётом местных условий). Цвет. Линия. Ритм.

Диалог об искусстве. Неразрывная связь природы и человека в образах-символах на- родной глиняной игрушки (конь — символ


 

 

Рассматривать народные глиняные игрушки из села Филимоново Тульской области. Вспоминать глиняные народные игрушки: дымковские, каргопольские, о ко- торых узнали в 1 классе, и сравнивать филимоновскую игрушку с ними. Рассказывать о различии и общности в создании образа глиняной игрушки в центрах народ- ных художественных промыслов разных регионов Рос- сии.

 

 

Участвовать в обсуждении характерных образов-сим- волов в игрушках из села Филимонова, их связей с при- родой и жизнью человека.


 

 

Продолжение

 

 

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся

 

солнца, птица — символ весны); секреты изготовления филимоновской игрушки, её темы (образы).


Работа по художественно-дидактической таблице «Элементы узора и палитра фили- моновской игрушки».

 

 

Творческое задание с использованием вы- разительных средств народного искусства (учитывать стилистику филимоновской игрушки).

Материалы: гуашь, акварель, кисть, бу- мага.

Советы мастера.


Работать по художественно-дидактической таблице. Выполнять упражнение: повторять за народным масте- ром элементы филимоновских узоров. Рисовать после- довательно узоры кистью от светлых тонов к тёмным (жёлтый, красный, тёмно-зелёный).

Создавать декоративную композицию «Хозяйство деда Филимона». Варьировать мотивы народной росписи, изображать знаки-символы в филимоновской росписи. Передавать специфику стилистики произведений на- родного художественного промысла России (с учётом местных условий). Выражать в творческой работе своё отношение к образному языку народной глиняной игрушки.


Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности


9. Красный цвет в природе и искусстве. Декоративная композиция с вариациями знаков-символов (1 ч)

Восприятие произведений живописцев Ю. Кугача, К. Петрова-Водкина, произве- дений народного искусства (народный ко- стюм) и русских народных пословиц и по- говорок.


 

 

Рассматривать произведения живописи и декоратив- но-прикладного искусства. Рассказывать о красном цве- те как основном, об использовании красного цвета как выразительного средства в изобразительном искусстве. Находить соответствие красного цвета в произведении


 

 


Основные содержательные линии. Образ-

ная сущность искусства: художественный

образ, его условность, передача общего че-

рез единичное. Отражение в произведени-

ях пластических искусств общечеловече-

ских идей о нравственности и эстетике: от-

ношение к природе, человеку и обществу.

Человек, мир природы в реальной жизни:

образы человека, природы в искусстве. Эмо-

циональные возможности цвета.

Диалог об искусстве. Художественные особенности красного цвета в живописи и народном искусстве; красный как основ- ной цвет цветового круга; символическое значение красного цвета в произведениях живописи; эмоциональная роль цвета в пе- редаче цветового строя предметного мира.

Работа по художественно-дидактической таблице «Мотив птицы-павы в русском ор- наменте». Птица-пава — символ света.

 

 

Творческое задание с использованием вы- разительных средств декоративно-приклад- ного и народного искусства (образ-символ, цвет).

Материалы: фломастер красного цвета, бумага в клеточку.

Советы мастера.


искусства реальному цвету в натуре, объяснять симво-

лическое значение красного цвета в композициях с пред-

метами, имеющими в реальной жизни другую окраску.

 

Участвовать в обсуждении содержания и художествен- но-выразительных средств произведений живописи и народного искусства.

Определять и называть оттенки красного цвета.

 

Работать по художественно-дидактической таблице. На основе образца осуществлять поиск информации и находить изображения красных птиц в орнаменте рус- ской вышивки, украшающей рубахи, полотенца, ска- терти.

Рисовать красную птицу-паву по мотивам народной вышивки (на основе собственного поиска её изображе- ний или используя информацию в учебнике), считая клеточки.

Передавать знако-символический смысл языка народ- ного искусства. Выражать в творческой работе своё от- ношение к создаваемому образу птицы-павы.


Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности


 

 

Продолжение

 

 

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся


10. Найди оттенки красного цвета. На- тюрморт: композиция, расположение предметов на плоскости и цвет (1 ч)

Восприятие красоты реальной действи- тельности в произведениях живописи вы- дающихся художников XVIII в. (Д. Левиц- кого) и XX в. (П. Кончаловского, А. Дей- неки, А. Лентулова) и её воспроизведение в реалистической живописи.

Основные содержательные линии. Жанр натюрморта, пейзаж. Элементарные приё- мы композиции на плоскости. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ — в построении композиции. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживание. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветове- дения.

Диалог об искусстве. Цвет как главное выразительное средство живописи; эмоци- ональная характеристика цвета; передача пространства (соотношение ближних и даль- них предметов, их расположение на пло- скости и в пространстве).

Работа по художественно-дидактическим таблицам «Цветовой круг», «Композици- онные схемы, расположение предметов на плоскости в натюрморте».


 

 

Рассматривать произведения живописи (портрет, на- тюрморт, пейзаж), высказывать своё суждение о них. Называть оттенки красного цвета в природе и нахо- дить их в картинах художника. Объяснять роль крас-

ного цвета в передаче образа человека и природы.

Рассказывать, как получить оттенки красного цвета,

находить их путём смешивания красок на практике

или по цветовому кругу.

 

Участвовать в обсуждении особенностей отображения цветовой палитры природы и окружающего человека предметного мира в живописи, цветовой гаммы живо- писных пейзажей и натюрмортов и передачи в них на- строения с помощью красного цвета и его оттенков.

 

Работать по художественно-дидактическим таблицам. Определять на цветовом круге основные и составные цвета, находить на нём оттенки этих цветов и назы- вать их. Определять, где (ближе — дальше, один за


 

 


 

 

Творческое задание с использованием вы- разительных средств живописи.

Материалы: гуашь, акварель, кисть, бу- мага.

Советы мастера.


другим) на композиционных схемах расположены пред-

меты, и объяснять, как переданы их соотношения.

Решать, какие предметы включить в композицию на- тюрморта, где и как их расположить. Сверять свои действия с таблицей. Рисовать с натуры натюрморт, учитывать в его композиции простейшие приёмы пер- спективы в расположении предметов на плоскости (ближе — дальше, загораживание), применять разные оттенки красного цвета. Применять в творческо-худо- жественной деятельности знания о разных жанрах изо- бразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт) и композиции.


Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности


11. Загадки белого и чёрного. Графика:

линия, штрих, силуэт, симметрии (1 ч)

Восприятие произведений графики выда- ющихся мастеров отечественного искусства XX в. В. Лебедева, В. Фаворского, произ- ведений декоративно-прикладного искус- ства (набор из стекла и вологодское кру- жево), русских народных пословиц и пого- ворок.

Основные содержательные линии. Кра- сота и разнообразие природы, предметов, выраженные средствами рисунка. Изобра- жение предметов, деревьев, животных: об- щие и характерные черты. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Симметрия. Разнообразие форм предметного мира и пе- редача их на плоскости и в пространстве.


 

Рассматривать произведения художников-графиков, мастеров декоративно-прикладного и народного искус- ства. Высказывать своё отношение к ним.

Узнавать художественные выразительные средства создания художественного образа в графике и называть их.

Объяснять смысл понятия симметрия. Находить сим- метрию в произведениях изобразительного искусства.

Сравнивать произведения графики. Находить общее и различное в композиции, средствах выразительности (характер и ритм линий, штрихов, их разнообразие по виду и направлению, силуэт, чёрный и белый цвета и их тональные оттенки, контраст).

Рассказывать о художественной выразительности во- логодского кружева.


 

 

Продолжение

 

 

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся


Силуэт. Роль чёрной и белой красок в эмо- циональном звучании и выразительности образа. Роль контраста в композиции. Ис- пользование различных художественных материалов и средств для создания краси- вых, удобных, выразительных предметов быта. Искусство вокруг нас сегодня.

Диалог об искусстве. Светлое и тёмное, чёрное и белое, цветовой контраст, тоно- вый контраст в графическом произведении; роль силуэта, направлений и ритмов штри- ха, чёрной линии на белом фоне и белой линии на чёрном фоне в композиции и то- нальной проработки произведения графи- ки, в передаче характера животного.

Работа по художественно-дидактическим таблицам «Тоновый контраст», «Растяже- ние цвета», «Рисование предметов симме- тричной формы».

 

 

Творческое задание с использованием вы- разительных средств графики.

Материалы (по выбору): белая гуашь, белый мелок или белая пастель, затониро- ванная чёрным цветом бумага, кисть.


 

Определять характерные признаки (прозрачность, из- ящество, блеск и т. п.) изделий из стекла (хрусталя) и называть их.

 

 

Участвовать в обсуждении изображений природы (рас- тений и животных) в графике, разнообразном выборе графических средств для создания ярких, эмоциональ- ных образов в рисунке, художественных особенностей изделий из стекла и вологодского кружева.

 

Работать по художественно-дидактическим таблицам. Прослеживать, как передать тоновый контраст, и вы- полнять растяжение цвета от чёрного до серого, назы- вать последовательность рисования предметов симме- тричной формы: определять положение оси симметрии, наносить разметку основных парных орнаментов на го- ризонтальных линиях, получать очертания силуэта по парным ориентирам.

Выбирать графические материалы согласно замыслу творческой работы. Рисовать с натуры вазу из обычно- го стекла, применять выразительные средства графи- ки: белые линии, штрихи разной толщины, направле- ния и ритма, силуэт, симметрию. Выражать в творче-


 

 


 

Советы мастера.


ской работе своё отношение к выразительности чёрно-

го и белого цветов в искусстве графики.


Подведение итогов. Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности.


 

Страница для любознательных. Графи- ка. Живопись. Фотография. Изовикторина. Задания контрольные (на повторение),



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.84.196 (0.125 с.)