ТОП 10:

ОРНАМЕНТ С РАСТИТЕЛЬНЫМИ МОТИВАМИ В ТЕКСТИЛЬНОМ РИСУНКЕ



 

В первобытной орнаментике растительные мотивы почти не встречаются. В этот период люди были преимущественно скотоводами и охотниками. И мир растений долгое время их интересовал значительно меньше, чем мир животных. Предполагают, что раньше всего растительный орнамент появился в искусстве Египта и Индии.

Растительные мотивы египетских тканей представляют собой стилизованные, близкие к геометрическим формам розетки и треугольника, цветы лотоса и папируса [25]. Тем не менее, эти цветы вполне различимы и узнаваемы, так как все существенные признаки, характеризующие их, сохранены в орнаменте. Обычно в одном орнаментальном ряду использовались два или три элемента - изображение цветка сбоку, сверху и изображение бутона, объединенных изогнутым стеблем. Так образовывался простой ритм растительного орнамента, построенного по горизонтали.

Искусство орнаментации текстиля в Древнем Египте достигло высокого уровня и широко распространилось за пределы страны. Из Египта характерные черты растительного орнамента перешли в орнаментику Средиземноморских стран.

Орнамент античной Греции включает некоторые новые черты орнаментальной композиции. Волнообразная линия объединяет отдельные мотивы, включающие листья аканта, розетки, цветы лотоса. К основному ряду примыкают дополнительные группы цветов и листьев, как бы создавая максимальное заполнение поверхности орнаментом.

Искусство Римской империи широко использовало в орнаментике тканей рисунки, состоящие из листьев аканта, дуба, лавра, винограда. Этот орнамент представляет собой пышные гирлянды, увитые лентами.

Византийское искусство впитывало в себя влияния античной культуры и древней культуры народов Востока. Изображение растений в византийском орнаменте дается условно, преимущественно в симметричном построении, часто в соединении с изображением зверей, фантастических птиц, символизирующих могущество и власть государства.

Из византийского монументального искусства в XV веке пришел в Европу мотив так называемой готической розы, который надолго утвердился в текстильном рисунке. Его часто сочетали с изображениями граната, ананаса, лопуха и т. д. Композиция рисунка решалась в несколько планов, плоскостно и декоративно, на контрасте темных глубоких и мягких светлых цветов.

В эпоху Возрождения строгая симметрия и условность в европейских тканях уступают место более свободным группировкам форм растительного орнамента. Утверждает себя новая диагональная схема построения рисунка, она вносит движение в орнамент в противоположность предшествующей статичной симметричной композиции. Увеличивается масштаб растительных форм.

В конце XVI века в Европе рождается стиль барокко. Рисунки растительных мотивов тканей этого периода страдают излишней пышностью, показным великолепием, вычурностью, чересчур крупным раппортом (до 1,2 — 2 м). В большей части рисунков построение узора симметричное, с обилием форм и мотивов: кружев, цветов, листьев, плодов и пр. Растения соединены в одном рисунке с мотивами предметного характера: ваз, корзин, рогов изобилия. Пышные многолепестковые цветы соединяются в букеты с тщательной проработкой всех деталей, со светотеневой моделировкой объемных форм [24].

Позднее, в XVIII веке, мотивы растительного характера освобождаются от стилизации. Их размер и цвет близки к натуре. Розы, гвоздики и другие цветы подаются в рисунке в подчеркнуто объемном изображении. Фон разрабатывается в характере кружев и вышивки, часто использовавшихся в костюмах этого времени.

40 — 60-е годы XVIII века - время расцвета в Европе стиля рококо. В орнаменте этого времени растительные формы сохраняются лишь в двух основных построениях: симметричном с букетом из трех цветков среди легких гирлянд и более характерном вертикальном в виде изгибающихся волной линий из лент, цветов, кружев, ветвей на светлом фоне в мягких пастельных тонах.

Во второй половине XVIII века вертикальные линии композиции выпрямляются. Характерными элементами орнамента становятся цветы, перевитые лентами цветочные корзины, пастушеские шляпы и т. п.

Переход на рубеже XVIII и XIX веков от ручного ткачества к механическому и совершенствование способов печати рисунков на тканях способствовали расширению возможностей производства художественных тканей. С середины XIX века ткани, преимущественно хлопчатобумажные, оформленные печатным рисунком растительного характера, получили большое распространение во всей Европе, в том числе и в России. В растительном орнаменте текстиля этого времени наиболее часто встречаются изображения полевых цветов: незабудок, ромашек и др. Эти мотивы отличались тщательностью проработки, мелким и средним масштабом, простой схемой построения рисунка. Они соединялись с разработкой фона в виде кружевных сеток, полос, точек - пико. Появление новых классов красителей взамен естественных, получаемых из природных материалов, привело к заметной резкости цвета, его упрощенности, а возможность изобразить на гравюре вала любую форму с ее деталями — к эклектике в текстильном рисунке, "сухости" рисунка, механическому смешению в одном рисунке реалистической и условной трактовок растительного мотива.

Любимыми растениями стиля модерн, господствовавшего в искусстве на рубеже XIX и XX веков, были лилия и ирис с извивающимся стеблем и листьями. В этот период на европейское искусство большое влияние оказало декоративно-прикладное искусство Японии, его орнаментальные мотивы, в том числе и растительные.

Русская крестьянская набойка широко использовала мотивы растительного мира. В более ранних текстильных образцах формы цветов статичны, стилизованы, приближены к геометрическим элементам (розетки, ромбы), построены по простейшим раппортным схемам, каждая из форм отделена от другой просветом фона.

Набойки XVII века демонстрируют значительное усложнение и самой формы растительного мотива, и композиции в целом. Трактовка цветочного мотива остается плоскостной, условной, формы листьев и цветов даются в сложном движении, заполняются точками, штриховкой и другими элементами разработки. Композиции -состоят из большого количества элементов, соединенных изгибающимися линиями-стеблями [18].

В XVIII веке в набойке меняются приемы изображения растительных мотивов — цветы и листья приобретают более реалистическую, светотеневую разработку, они теряют свой лаконизм и декоративность, особенно в многоцветных набойках. Только кубовая набойка (резервная печать) в силу специфических приемов изображения сохранила большую условность трактовки растительного мотива, решенного линеарным или точечным рисунком. С ростом торговли России со странами Востока и Запада из привозимых тканей заимствуются мотивы растительного характера, не свойственные русским традициям. Ананас, хризантема, гранат, лилии и другие экзотические цветы и плоды перерабатывались русскими мастерами в формы, более близкие и понятные русскому человеку.

При внимательном рассмотрении можно обнаружить единый подход к решению многих орнаментальных мотивов растительного характера в различных видах русского декоративного искусства. Плавные изгибы и завитки травного орнамента «золотой» хохломы, пышные букеты цветов, горящие гроздья рябины жостовских подносов, прекрасно скомпонованные яркие, светящиеся на темном глубоком фоне цветы платков из Павловского Посада, ивановские ситцы и сатины с тщательно проработанными гирляндами садовых и полевых цветов на насыщенных по цвету фонах. Всех их объединяет любовное отношение к природной форме, понимание ее конструкции, пластики, внимание к силуэтному изображению формы и ее внутреннему заполнению и в то же время богатая фантазия, позволяющая решать в едином стилевом ключе мотивы, состоящие из большого количества элементов, подчинять их назначению изделия, его форме и материалу.

Современные художники творчески используют богатство, накопленное народным орнаментом. Цветы, решенные орнаментально с той или иной мерой условности, останутся навсегда одним из главных мотивов украшения ткани. Меняется только характер подачи, графические способы изображения, отношения между рисунком и фоном и пр. Мир природы всегда будет привлекать художника своими формами, их пластикой и цветом, разнообразием их сочетаний и группировок.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.124.77 (0.004 с.)