Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Орнамент с растительными мотивами в текстильном рисункеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В первобытной орнаментике растительные мотивы почти не встречаются. В этот период люди были преимущественно скотоводами и охотниками. И мир растений долгое время их интересовал значительно меньше, чем мир животных. Предполагают, что раньше всего растительный орнамент появился в искусстве Египта и Индии. Растительные мотивы египетских тканей представляют собой стилизованные, близкие к геометрическим формам розетки и треугольника, цветы лотоса и папируса [25]. Тем не менее, эти цветы вполне различимы и узнаваемы, так как все существенные признаки, характеризующие их, сохранены в орнаменте. Обычно в одном орнаментальном ряду использовались два или три элемента - изображение цветка сбоку, сверху и изображение бутона, объединенных изогнутым стеблем. Так образовывался простой ритм растительного орнамента, построенного по горизонтали. Искусство орнаментации текстиля в Древнем Египте достигло высокого уровня и широко распространилось за пределы страны. Из Египта характерные черты растительного орнамента перешли в орнаментику Средиземноморских стран. Орнамент античной Греции включает некоторые новые черты орнаментальной композиции. Волнообразная линия объединяет отдельные мотивы, включающие листья аканта, розетки, цветы лотоса. К основному ряду примыкают дополнительные группы цветов и листьев, как бы создавая максимальное заполнение поверхности орнаментом. Искусство Римской империи широко использовало в орнаментике тканей рисунки, состоящие из листьев аканта, дуба, лавра, винограда. Этот орнамент представляет собой пышные гирлянды, увитые лентами. Византийское искусство впитывало в себя влияния античной культуры и древней культуры народов Востока. Изображение растений в византийском орнаменте дается условно, преимущественно в симметричном построении, часто в соединении с изображением зверей, фантастических птиц, символизирующих могущество и власть государства. Из византийского монументального искусства в XV веке пришел в Европу мотив так называемой готической розы, который надолго утвердился в текстильном рисунке. Его часто сочетали с изображениями граната, ананаса, лопуха и т. д. Композиция рисунка решалась в несколько планов, плоскостно и декоративно, на контрасте темных глубоких и мягких светлых цветов. В эпоху Возрождения строгая симметрия и условность в европейских тканях уступают место более свободным группировкам форм растительного орнамента. Утверждает себя новая диагональная схема построения рисунка, она вносит движение в орнамент в противоположность предшествующей статичной симметричной композиции. Увеличивается масштаб растительных форм. В конце XVI века в Европе рождается стиль барокко. Рисунки растительных мотивов тканей этого периода страдают излишней пышностью, показным великолепием, вычурностью, чересчур крупным раппортом (до 1,2 — 2 м). В большей части рисунков построение узора симметричное, с обилием форм и мотивов: кружев, цветов, листьев, плодов и пр. Растения соединены в одном рисунке с мотивами предметного характера: ваз, корзин, рогов изобилия. Пышные многолепестковые цветы соединяются в букеты с тщательной проработкой всех деталей, со светотеневой моделировкой объемных форм [24]. Позднее, в XVIII веке, мотивы растительного характера освобождаются от стилизации. Их размер и цвет близки к натуре. Розы, гвоздики и другие цветы подаются в рисунке в подчеркнуто объемном изображении. Фон разрабатывается в характере кружев и вышивки, часто использовавшихся в костюмах этого времени. 40 — 60-е годы XVIII века - время расцвета в Европе стиля рококо. В орнаменте этого времени растительные формы сохраняются лишь в двух основных построениях: симметричном с букетом из трех цветков среди легких гирлянд и более характерном вертикальном в виде изгибающихся волной линий из лент, цветов, кружев, ветвей на светлом фоне в мягких пастельных тонах. Во второй половине XVIII века вертикальные линии композиции выпрямляются. Характерными элементами орнамента становятся цветы, перевитые лентами цветочные корзины, пастушеские шляпы и т. п. Переход на рубеже XVIII и XIX веков от ручного ткачества к механическому и совершенствование способов печати рисунков на тканях способствовали расширению возможностей производства художественных тканей. С середины XIX века ткани, преимущественно хлопчатобумажные, оформленные печатным рисунком растительного характера, получили большое распространение во всей Европе, в том числе и в России. В растительном орнаменте текстиля этого времени наиболее часто встречаются изображения полевых цветов: незабудок, ромашек и др. Эти мотивы отличались тщательностью проработки, мелким и средним масштабом, простой схемой построения рисунка. Они соединялись с разработкой фона в виде кружевных сеток, полос, точек - пико. Появление новых классов красителей взамен естественных, получаемых из природных материалов, привело к заметной резкости цвета, его упрощенности, а возможность изобразить на гравюре вала любую форму с ее деталями — к эклектике в текстильном рисунке, "сухости" рисунка, механическому смешению в одном рисунке реалистической и условной трактовок растительного мотива. Любимыми растениями стиля модерн, господствовавшего в искусстве на рубеже XIX и XX веков, были лилия и ирис с извивающимся стеблем и листьями. В этот период на европейское искусство большое влияние оказало декоративно-прикладное искусство Японии, его орнаментальные мотивы, в том числе и растительные. Русская крестьянская набойка широко использовала мотивы растительного мира. В более ранних текстильных образцах формы цветов статичны, стилизованы, приближены к геометрическим элементам (розетки, ромбы), построены по простейшим раппортным схемам, каждая из форм отделена от другой просветом фона. Набойки XVII века демонстрируют значительное усложнение и самой формы растительного мотива, и композиции в целом. Трактовка цветочного мотива остается плоскостной, условной, формы листьев и цветов даются в сложном движении, заполняются точками, штриховкой и другими элементами разработки. Композиции -состоят из большого количества элементов, соединенных изгибающимися линиями-стеблями [18]. В XVIII веке в набойке меняются приемы изображения растительных мотивов — цветы и листья приобретают более реалистическую, светотеневую разработку, они теряют свой лаконизм и декоративность, особенно в многоцветных набойках. Только кубовая набойка (резервная печать) в силу специфических приемов изображения сохранила большую условность трактовки растительного мотива, решенного линеарным или точечным рисунком. С ростом торговли России со странами Востока и Запада из привозимых тканей заимствуются мотивы растительного характера, не свойственные русским традициям. Ананас, хризантема, гранат, лилии и другие экзотические цветы и плоды перерабатывались русскими мастерами в формы, более близкие и понятные русскому человеку. При внимательном рассмотрении можно обнаружить единый подход к решению многих орнаментальных мотивов растительного характера в различных видах русского декоративного искусства. Плавные изгибы и завитки травного орнамента «золотой» хохломы, пышные букеты цветов, горящие гроздья рябины жостовских подносов, прекрасно скомпонованные яркие, светящиеся на темном глубоком фоне цветы платков из Павловского Посада, ивановские ситцы и сатины с тщательно проработанными гирляндами садовых и полевых цветов на насыщенных по цвету фонах. Всех их объединяет любовное отношение к природной форме, понимание ее конструкции, пластики, внимание к силуэтному изображению формы и ее внутреннему заполнению и в то же время богатая фантазия, позволяющая решать в едином стилевом ключе мотивы, состоящие из большого количества элементов, подчинять их назначению изделия, его форме и материалу. Современные художники творчески используют богатство, накопленное народным орнаментом. Цветы, решенные орнаментально с той или иной мерой условности, останутся навсегда одним из главных мотивов украшения ткани. Меняется только характер подачи, графические способы изображения, отношения между рисунком и фоном и пр. Мир природы всегда будет привлекать художника своими формами, их пластикой и цветом, разнообразием их сочетаний и группировок.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 953; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.157.241 (0.008 с.) |