Приемы работы с орнаментом геометрического характера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы работы с орнаментом геометрического характера



 

Первый этап работы с геометрическими элементами орнамента состоит в выборе характера элементов, их разработке в зависимости от творческого замысла произведения.

Изучение окружающей природы помогает художнику найти новые интересные формы, приемы их изображения, цветовое решение. В сложных композиционных построениях возможно использование нескольких мотивов одновременно. Поэтому в материалах зарисовок необходимо иметь различные варианты заполнения формы, ее группировки с другими элементами композиции, членения и цвета.

Человек живет в предметной среде, созданной многими поколениями людей. В окружении, созданном человеческими руками, т. е. второй природе, внимательный художник отыщет формы, которые можно преобразовать в орнаментальный мотив. Различные плетения, решетки, группы построек с оконными проемами и т. п. Необходимо внимательно изучать интересные пропорциональные отношения, членения, пластику форм, их соединения и наложения, масштабные согласования и т. п.

Естественно, что эти формы нуждаются в очищении от собственно изобразительных деталей для перехода в элемент композиции по мотивам геометрии. Нужно зарисовать элементы, как в позитивном, так и негативном изображениях, найти лучшее их графическое выражение.

Для поисков новых мотивов и форм полезно проводить упражнения по наложению одних геометрических форм на другие, разработке получившихся дополнительных плоскостей промежуточными цветами или графическими приемами, производить симметричные или асимметричные членения более или менее простой по конфигурации формы.

Выбирая те или иные формы для решения композиции текстильного рисунка, необходимо следить за тем, чтобы они не ассоциировались с биологическими объектами, так как включение в орнамент таких форм вызывает отрицательные эмоции. Это относится не только к самим элементам орнамента, но и к интервалам фона между ними.

На втором этапе проводится организация орнаментального ряда.

Простые композиционные построения выполняются с небольшим количеством элементов на основе несложных схем раппортного построения. Количество вариантов композиций даже в таком случае очень велико. Меняя какую-либо из характеристик одной формы - ее масштаб, направление, расстояние до другой формы (добавим еще: членение, цвет, характер заполнения), можно получить огромное количество простых по композиционному построению рисунков.

Изменив у формы не одну, а несколько характеристик, можно получить усложненную композицию, и она будет тем сложнее, чем больше изменений будет внесено в единичную форму и в характер ее взаимоотношений с подобными формами.

В сложных композиционных построениях для сохранения цельности рисунка особенно важно следить за пропорциональными отношениями фона и рисунка. Эти отношения должны быть ясно выраженными: равенство площадей фона и рисунка или их противопоставление, подчиняющееся одной из пропорций.

Ритмическая согласованность мотивов и определенность их роли также способствуют цельности, слаженности композиции при ее усложнении. При этом важно учитывать не только ритм самих элементов композиции, но и ритм просветов фона.

Если рисунок строится с большим количеством форм, его композиционное решение значительно усложняется. Во взаимосвязь вступают формы разной конфигурации. Задача художника - сделать связь выразительной. Подобие или контраст по пластическим, цветовым и любым другим' свойствам избранных элементов композиции дают совершенно разные по эмоциональной выразительности решения.

Роль используемых в композиции форм должна быть различна: одни из них — главные, доминируют по количеству, размеру или цвету, другие, второстепенные, помогают главным, подчеркивают их характер, служат для них фоном.

Орнаментальные свойства композиции начинают проявляться лишь тогда, когда в рисунке прочитывается закономерность чередования пластических форм, цветовых пятен. Цветовые и пластические свойства формы всегда существуют во взаимосвязи. Выбор цветового решения композиции должен быть оправдан ритмическим строем и пластическим характером композиции. Только тогда рождается ассоциативная связь при восприятии композиции, когда все ее элементы решены в синтезе и подчинены общей задаче — найти наиболее выразительное воплощение идейного замысла.

Современные художники наряду с простыми классическими построениями рисунков геометрического характера все чаще прибегают к усложнению композиции, к беспокойным ритмам рисунка, столкновению в одной композиции нескольких сложных форм, к многоплановым решениям. Это — отражение в рисунках современной жизни с ее быстрым темпом, бурным развитием техники, влиянием на людей урбанизации.

Простые композиционные построения делаются более современными введением цветовых или светлотных акцентов, контрастов, различных фактурных разработок фона и т. д. (рис. 39).

Задача советского художника, работающего для массового промышленного производства, состоит в отражении прогрессивных тенденций мирового развития. Его искусство должно стремиться к выражению гуманистического мировоззрения.

Не только использование тех или иных форм в искусстве делает произведения художников-формалистов антигуманными, упадническими, но и то мироощущение, идейный настрой, который руководит их авторами при создании этих произведений, те ассоциации, которые они хотят вызвать у зрителя.

"Абстракционизм — и в станковом, и в монументальном, и в декоративно-прикладном искусстве — есть приспособление абстрактных форм к выражению нервозно-болезненного или иррационально-мистического идейно-эмоционального строя. Коренная противоположность реализма абстракционизму в декоративно-прикладном искусстве, использующем абстрактные формы, вытекает из его принципиально иной идейной платформы.

«Очеловечивание или расчеловечивание вещей, жизнеутверждение или жизнеотрицание, гордость, радость и удивление или растерянность и страх, здоровое человечное или болезненно-бесчеловечное мироощущение, словом — гуманизм или антигуманизм - таков водораздел между абстракционизмом и реализмом...». [26, с. 248]. Таким образом, по словам С. X. Раппопорта, различие состоит не в языке искусства, каким является его форма, а в содержании, идее, т.е. в том, ради чего этот язык используется.

Эти два противоположных по своей сути подхода к работе с неизобразительными (и любыми другими) формами в декоративном искусстве проявляются на всех этапах творчества, начиная с выбора форм, их ритмической организации, колористического решения и т. д.

На эмоциональное восприятие текстильного рисунка влияет также и соответствие его характера, принципов решения назначению изделия, фактуре и структуре материала.

Развитие техники воспроизведения рисунка на ткани ведет к тому, что в ближайшем будущем любой геометрический рисунок можно будет нанести на поверхность разного характера. Новые способы печати позволят сделать это. Таким образом, исчезнут ограничения, имеющие место при механической печати (невозможность выполнения длинных горизонтальных форм, больших площадей фона при прямой печати и т. д.), фотофильмпечати плоскими шаблонами (необходимость "разрезания" вертикалей, искажение правильных геометрических форм и т. д.). Но требование к соответствию характера рисунка свойствам поверхности ткани, ее пластике, структуре и назначению останется при любых способах печати.

Для лучшего соединения рисунка с оформляемой поверхностью ткани прибегают к различным приемам «текстилизации» мотива. Большие плоскости цвета в рисунке, которые технологически трудно выполнить, можно решить различными графическими средствами: плоскости оформляют геометрическими элементами мелкого или мельчайшего масштаба, создающими впечатление гладкого по цвету фона, или облегчают их при помощи пико, штриха. Жесткий, сухой абрис геометрического рисунка с орнаментальными мотивами крупного и среднего масштаба желатёльно смягчать разработкой более свободной линией. Для этого необходимо использовать зарисовки различных интересных фактур, элементов разработки, которые могут быть найдены в самих тканях (например, эффекты нэпса, непропрядов и т.д.), а также в природных объектах (поверхность раковины, рисунок на камне и т. д.).

Помимо орнаментов для текстиля, целиком состоящих из геометрических форм, большую группу составляют рисунки, построенные на сочетании элементов изобразительного и неизобразительного характера.

В таких рисунках геометрические формы обычно играют второстепенную роль, служат элементами разработки фона, средой, в которую помещается более значимый элемент композиции. Это легко проследить на примере ручной набойки, где штрихи, мелкие горошки, квадратики, треугольники часто были фоном для растительных мотивов, сюжетных изображений.

Геометрические элементы активно участвуют в разработке самого растительного мотива, и чем условнее решение мотива, тем большая роль отводится геометризации формы орнамента, и ее внутренней организации за счет неизобразительных элементов.

Совершенно новый характер неизобразительных орнаментальных форм можно получить с помощью электронно-вычислительной машины. Это могут быть более или менее сложные чередования линий, замысловатые их пересечения, разбивка форм на точечное, штриховое изображение, интересные наложения одних форм на другие и т. п. Большинство таких рисунков невозможно или очень трудно выполнить на бумаге вручную. Их получают на экране дисплея или в графическом изображений. с помощью специальной программы.

 

1. Любая композиция текстильного рисунка должна иметь гуманистическое идейно-эмоциональное содержание.

2. Выбор мотива, характера его разработки и схемы композиционного построения орнамента связан с назначением ткани и ее фактурными, структурными и пластическими свойствами.

3. Важнейшее значение имеет ритмико-пластическая согласованность всех элементов, входящих в орнамент, в том числе и в мотивах, построенных на сочетании геометрических мотивов с изобразительными.

4. Большую роль играют четко выраженные отношения между фоном и рисунком. Они должны строиться или по принципу равенства площадей рисунка и фона, или неравенства в соответствии с определенными пропорциями.

5. При усложнении композиционного построения рисунка необходимо выделить главный и второстепенные мотивы.

6. Колористическое решение рисунка подчиняется идейно-эмоциональному строю композиции и ее назначению.

 

Методика работы и практические задания к теме

 

Изучение темы следует начинать с анализа образцов ткани с печатным рисунком, выполненным по мотивам геометрического орнамента и на сочетании геометрических элементов с мотивами растительного характера, предметных изображений и т. д.

Образцы (или иллюстративный материал) должны отражать разные периоды истории текстильного рисунка.

1. Сделать зарисовки наиболее часто встречающихся мотивов геометрического орнамента, фрагменты рисунков с орнаментом смешанного характера.

В журналах по оформлению интерьера и журналах мод определить характер современного решения рисунков по мотивам геометрии, место и роль геометрического орнамента в оформлении текстиля для интерьера и одежды, их общие черты и различия.

2. Перед началом работы над композицией текстильного рисунка по мотивам геометрии выполнить 15-20 рисунков единичных элементов геометрического орнамента различной сложности с разнообразным внутренним заполнением. Рисунок сделать небольшого размера (2-3 см) в один цвет.

3. По выбору преподавателя разработать варианты одного из предложенных элементов, изменяя внутреннее заполнение, выполняя негативное его изображение и т. д.

На основе лучшего элемента построить композиционные предложения по простым схемам: линейное построение ряда по горизонтали, по вертикали, раппортное построение по прямому раппорту, со смещением элемента на 1/2 и 1/3. Проанализировать выполненные эскизы (их ритмическую организацию, большую или меньшую динамику, пропорциональные отношения фона и рисунка и т. д.). Решение в один цвет по белому фону.

4. Взять в основу один из разработанных элементов и построить разные варианты композиции, изменяя сначала одну, из характеристик формы - направление, расстояние до других форм, размер.

Усложнить композицию изменением двух, а затем и трех характеристик.

Решение в один цвет по белому фону (или белым по цветному фону).

5. Один из наиболее удачных вариантов разработать в 4 - 5 цветов.

6. Построить композицию на основе усложненного мотива в 3 - 4 разные геометрические формы по одной из раппортных схем. Формы в мотиве должны согласовываться между собой, отношения между фоном и рисунком четко выражаться.

Первый вариант рисунка - в один цвет по контрастному в светлотном отношении фону, второй - решить в 3 - 4 цвета.

В любом из выполняемых вариантов рисунка должны быть выделены главный и второстепенные элементы.

Главные формы можно выделить по масштабу, степени разработки, контрасту, конфигурации, цвету и т. п.

 

 

Глава 7

 

РАСТИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ В ОФОРМЛЕНИИ ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ ПЕЧАТНЫМ РИСУНКОМ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 865; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.015 с.)