ТОП 10:

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ДИПЛОМНЫМ ПРОЕКТОМ



 

Современное текстильное производство требует от художника-орнаменталиста не только высокого уровня профессионального мастерства, но и широты эрудиции, постоянного знакомства с современными произведениями различных видов изобразительного искусства, литературы, музыки, с новинками техники и технологии, со свежими впечатлениями от природы.

Только сплав современных научных представлений, опыта, новых переживаний создает ту питательную среду, на основе которой художник может постоянно творчески расти, создавать новые произведения, имеющие свой образный язык, понятный современникам.

В дипломном проектировании — завершающем этапе обучения - учащийся должен закрепить, систематизировать и расширить теоретические знания по всему комплексу изучаемых дисциплин, связать полученные знания с практическими навыками и умело применить их в самостоятельной творческой работе.

Каждый учащийся получает индивидуальное задание на разработку многоцветного раппортного рисунка или рисунка штучного изделия для различного ассортимента текстильных полотен. Рисунок должен быть выполнен с учетом назначения полотна, технологических условий воспроизведения определенным способом и современного модного направления в художественно-колористическом оформлении текстиля. Автор должен показать понимание связи рисунка со структурой ткани и фактурой ее поверхности.

При выборе направления работы дипломник обязан изучить рекомендации Всесоюзной государственной эстетической комиссии по вопросам моды и культуры одежды Минлегпрома СССР на соответствующий период, ознакомиться с модной цветовой гаммой, журналами модной одежды, каталогами, проспектами, посетить демонстрацию коллекции одежды.

Выполнению графической части диплома должно предшествовать внимательное изучение ассортимента текстильных изделий, которые нужно оформить: особенностей орнаментального решения, физических, химических, органолептических свойств полотен, способов печати по данным полотнам и т. д.

Рекомендуется собрать и систематизировать образцы тканей или текстильных полотен, для которых будет разрабатываться рисунок, описать отдельные образцы, имеющие какие-либо особенности печати (растр, высветления, наклады цвета и т. д.).

Одновременно с изучением ассортимента текстильных полотен и особенностей его оформления выполняются зарисовки модных форм одежды, в которых могут быть использованы текстильные материалы с орнаментом, или интерьера, включающего текстильные изделия.

Когда основное направление работы выяснено, дипломник приступает к сбору подготовительного орнаментального материала: выполняет зарисовки растительных мотивов с натуры, копии и зарисовки традиционного орнамента, орнамента исторических стилей, проводит поиски нового решения мотивов различными графическими приемами.

Важным этапом работы над дипломным проектом является разработка коллекции форэскизов рисунков на моделях современной одежды (рис. 101) или в интерьере. На этом этапе проводится поиск "своего" характера рисунка, основных принципов решения орнамента: схемы его построения, масштабов элементов, пропорциональных отношений его частей, вариантов колористического решения. На основе собранного орнаментального материала выполняется 1О-15 вариантов форэскизов ткани на моделях.

Для выполнения рисунка штучного текстильного изделия также разрабатывается серия его форэскизов в уменьшенном (1: 4,1; 5) масштабе, где ведется поиск разнообразных схем построения композиции, членений и масштаба рисунка, колористических вариантов. Эскизная часть работы завершается созданием чернового эскиза рисунка в натуральную величину с приблизительным раппортным повтором. Отбор такого эскиза производится после просмотра всего подготовительного материала руководителями дипломного проектирования.

Средства, обеспечивающие основной закон композиции рисунка, целостность и единство - приведены на с. 196.

Рисунок, разработанный дипломником в качестве чистовой работы, «должен отвечать всем требованиям производства. Необходимо показать не менее 1,5 — 2 раппортных площадей рисунка по вертикали и горизонтали (в зависимости от масштаба орнаментальных форм и размеров раппорта) с точным совпадением раппортных стыков. Рисунок должен быть построен грамотно, т. е. он не должен "полость" или иметь "провалы"; в орнаменте тканей для массового пошива формы должны быть ориентированы в разных направлениях, чтобы не создавать неудобств в крое изделий. Все краски должны быть положены одинаковым ровным кроющим слоем; все одноименные фигуры в раппортном повторе должны быть выполнены одинаково.

 

 

 


Дипломное задание разрабатывается на планшете или листе мелованного картона. К каждому рисунку выполняется не менее двух колористических вариантов и эскиз применения ткани с данным рисунком в современном костюме или интерьере. Колористические варианты представляют собой небольшой фрагмент рисунка, в который должны быть включены все цвета, имеющиеся в рисунке. Новый цвет должен быть положен точно на место заменяемого.

Эскиз применения орнаментированной ткани в костюме или интерьере выполняется на отдельном планшете или помещается рядом с разработкой рисунка и колористиками.

Под рисунком помещается выклейка цветов по количеству проходов валов (шаблонов) и порядок их нанесения на поверхность полотна, а также надписи, указывающие размер раппорта по высоте и ширине, окружность валов или размер шаблонов в миллиметрах.

Рисунок оформляется соответствующими надписями и подписывается дипломником, руководителями и консультантами работы. Надписи выполняются стандартными чертежными шрифтами.

Разрабатываемые темы дипломных работ должны быть актуальными для предприятий текстильной промышленности, на которых дипломники проходят преддипломную практику.

В некоторых случаях работы могут носить исследовательский характер, особенно тогда, когда есть возможность использовать новые способы печати, отделки, принципы и методы построения рисунка, новейшее оборудование, новый ассортимент изделий. Такие рисунки могут быть перспективными. При выполнении задания по оформлению текстильных изделий текущего ассортимента необходимо искать собственное нешаблонное решение.

Большое значение для выполнения задач дипломного проектирования имеет преддипломная практика, во время которой каждый учащийся выполняет рисунок по теме дипломного задания.

Практика на предприятии — это не только возможность пополнить теоретические знания и практические навыки в избранной теме, но и проверка правильности принятого направления дипломной работы.

Выполняя рисунок для определенного артикула текстильного полотна (или изделия)/ дипломник должен ознакомиться с особенностями художественного оформления всего ассортимента тканей (или изделий) данного предприятия, изучить отличительные черты рисунков этого художественного коллектива, особенности технологии исполнения рисунков по переходам на этом предприятии. Желательно просмотреть в ассортиментном кабинете предприятия не только образцы продукции текущего года, но и той, что выпускалась в последние годы, и сравнить их.

Образцы тканей можно сравнить по характеру орнаментальных форм, масштабу рисунка, колористическому решению, приемам графического изображения, ритмико-пластическому строю орнамента.

Дополнительные сведения для дипломной работы можно получить при посещении во время практики родственных предприятий, работающих над оформлением текстильных изделий печатным рисунком. Собранный материал может быть с успехом использован не только во время подготовки дипломной работы, но и после окончания учебы. Он поможет молодому художнику легче включиться в производственный процесс. Все творческие зарисовки по теме диплома, результаты анализа образцов тканей, форэскизы орнаментальных тканей в костюме или интерьере на отдельных планшетах или в альбомах представляются государственной экзаменационной комиссии при защите дипломной работы.

Во время защиты дипломной работы автор рисунка должен продемонстрировать знание основных правил построения орнаментальных композиций на текстильных материалах, умение найти гармонические сочетания нескольких цветов. Дипломник обязан доказать верность избранных для своего рисунка способа и вида печати, проявить понимание основных технологических процессов подготовки рисунка к печати, возможностей его нанесения на текстильное полотно различными способами печати, особенностей его колорирования.

Молодой специалист должен четко представлять себе роль художника-орнамента-листа на современном текстильном предприятии, знать перспективы развития текстильной промышленности страны.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.211.135.32 (0.006 с.)