Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Композиция рисунков головных и шейных платковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Платок — излюбленная деталь женского костюма — имеет устоявшиеся традиции художественного оформления. Он может отличаться материалом, размером, использованием орнаментальных мотивов, техникой нанесения рисунка. Долгое время основные схемы 'построения композиции платка оставались незыблемыми, да и в настоящее время эти классические схемы широко используют в рисунках хлопчатобумажных и шерстяных платков и шалей. Традиционные принципы построения композиции платков пришли из ручной набивки платка, которая была, по существу, единственным способом их печати и состояла в переносе рисунка одного угла в остальные три угла квадрата. Встречались и круглые платки. Отзвук их орнаментации мы находим в композиции, построенной на концентрических окружностях. Такой же традиционной схемой является композиция, построенная на сочетании орнаментированного простым раппортным рисунком поля и активной каймы-рамы. Эти схемы дают симметричную спокойную замкнутую композицию, разнообразие которой обеспечивается выбором мотивов, пропорциональных членений поля и каймы, цветовым и графическим решением. К классическим схемам построения композиции рисунка платков можно отнести и несколько более динамичную композицию с одной диагональной осью симметрии (рис. 91,а). Такие рисунки вызваны к жизни способомповязывания платка или шали, при котором активно выделяется один из углов, где ясно прочитывается вся его орнаментация. Эта схема и в настоящее время в различных вариантах встречается в композиции шерстяных и шелковых платков. В последние десятилетия получили распространение асимметричные схемы композиции, позволяющие найти острую, динамичную, выразительную компоновку рисунка (рис. 91, б). Особенно частоих используют в шелковых платках. Появление новых схем построения рисунков связано и с изменением способа повязывания платка, различным его использованием. Требование к любой орнаментальной композиции — ее целостность - и ясная читаемость членений — в асимметричной композиции обеспечивается равновесием движений орнаментальных форм, пропорций цветовых площадей, выделением композиционного центра. В асимметричной композиции большое значение имеет композиционный центр, в роли которого может выступать какая-либо выделяющаяся по цвету, конфигурации, массе, разработке, площади форма (или группировка форм), участок фона или воображаемый центр движения форм. Композиционных центров может быть и больше, чем один.
Часто композиционный и геометрический центры не совпадают. И это вполне оправдано, так как при использовании платок из плоского квадрата превращается на голове в сложную объемную форму. Для того чтобы композиция рисунка платка была замкнутой, особенно при асимметричном динамичном решении, можно ограничить рисунок каймой-рамой, что позволяет остановить взгляд, завершить движение в квадрате.Кайма может быть многочастной, состоять из нескольких орнаментальных рядов. В этом случае поле бывает гладким или незначительно орнаментированным, что дает возможность воспринимать богатство и сложность орнаментальной каймы, которая строит форму угла и является основным элементом композиции. И наоборот, сложный орнамент в поле платка нуждается в спокойной, сдержанной по активности кайме. Определенные трудности представляет компоновка форм в углу и поэтому целесообразно начинать строить композицию с нее, помня, что направление форм в платке обычно рассматривают с угла.
Естественно, что строгое соблюдение стилевого и пропорционального единства каймы и поля — необходимое условие целостной выразительной композиции платка. Пропорциональные отношения площадей каймы и поля, фона и рисунка, светлого и темного приводят композицию в равновесие, характеризуют ее спокойствие, статику или остроту, динамичность. Для современных платков используют различные схемы построения орнамента. Классические схемы обогащаются многослойностью орнаментальных мотивов, соединением в одной композиции элементов статики и динамики, а асимметричные построения включают элементы традиционного орнамента, элементы классики. Наиболее распространенными и излюбленными мотивами платков являются мотивы природы: садовые и полевые цветы, листья, ягоды, фрукты, травы, а в последние годы — бабочки, птицы, звери, пейзаж. Они существуют в орнаменте платков в различной степени обобщения: решенные аппликационно и живописно, линией и пятном, приближенные к натуре или ассоциативно связанные с ней. Грамотно подобранные мотивы образуют плоскостную условную композицию. «Всякое декоративное изображение есть рассказ о вещах, повествовательные письмена о мире, данном в цвете и форме, а не изображение этого самого мира в цвете и форме» [21, с. 23]. Эти слова Ф. Рогин-ской целиком относятся и к трактовке природных мотивов в орнаменте платков. Сохранение плоскостного, условного решения важно еще и потому, что при использовании платок никогда не остается квадратом, рисунок ломается в сгибах, складках, формы меняют очертания и элементы, трактованные без учета их орнаментального характера, выглядят искаженными и случайными. Для обогащения композиции платка в современных рисунках часто соединяют несколько орнаментальных мотивов: растительный с геометрическим, геометрический, неизобразительный с сюжетно -тематическим орнаментом и т. д. Геометрические мотивы в последние годы получили разнообразное решение: от простых, скупых по цвету рисунков графического характера до сложных многоцветных рисунков в живописной трактовке с использованием вибраций цвета и света, разномасштабности форм, напряженных современных ритмов. На выбор мотивов композиции платка и их решение в настоящее время большое влияние оказывает изобразительное искусство — живопись, графика, плакат, — особенно в оформлении платков из химических нитей, где есть необходимость разнообразить фактуру ткани нанесением печатного рисунка. При этом используются в основном асимметричные схемы композиции. В шерстяных платках, платках из натурального шелка композиции и мотивы более традиционные, близкие к классическим. Сама поверхность тканей не требует дробного рисунка, введения дополнительных фактурных эффектов. Эти ткани отличаются благородным блеском, глубиной цвета, хорошей драпируемостью. К их поверхности надо относиться бережно, стараясь рисунком подчеркнуть достоинства. Платки из искусственных и синтетических нитей занимают все большее место в ассортименте. Их оформляют рисунками, разнообразными по трактовке, композиционным и колористическим принципам решения. В этих платках происходит наиболее быстрая смена рисунка, связанная с изменением характера художественного оформления текстиля в целом. Больше всего мода влияет на колорит рисунков платков. Модная цветовая гамма должна объединять все элементы ансамбля, в том числе и его аксессуары. Роль платка как небольшого цветового акцента в костюме требует некоторой повышенной цветовой активности. Отсюда обязательно включение в композицию цветового или светлотного контраста. Без этого рисунок выглядит вялым и безликим.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2009; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.72.24 (0.01 с.) |