ТОП 10:

КОМПОЗИЦИЯ РИСУНКОВ ГОЛОВНЫХ И ШЕЙНЫХ ПЛАТКОВ



 

Платок — излюбленная деталь женского костюма — имеет устоявшиеся традиции художественного оформления. Он может отличаться материалом, размером, использованием орнаментальных мотивов, техникой нанесения рисунка. Долгое время основные схемы 'построения композиции платка оставались незыблемыми, да и в настоящее время эти классические схемы широко используют в рисунках хлопчатобумажных и шерстяных платков и шалей.

Традиционные принципы построения композиции платков пришли из ручной набивки платка, которая была, по существу, единственным способом их печати и состояла в переносе рисунка одного угла в остальные три угла квадрата. Встречались и круглые платки. Отзвук их орнаментации мы находим в композиции, построенной на концентрических окружностях. Такой же традиционной схемой является композиция, построенная на сочетании орнаментированного простым раппортным рисунком поля и активной каймы-рамы. Эти схемы дают симметричную спокойную замкнутую композицию, разнообразие которой обеспечивается выбором мотивов, пропорциональных членений поля и каймы, цветовым и графическим решением.

К классическим схемам построения композиции рисунка платков можно отнести и несколько более динамичную композицию с одной диагональной осью симметрии (рис. 91,а).

Такие рисунки вызваны к жизни способомповязывания платка или шали, при котором активно выделяется один из углов, где ясно прочитывается вся его орнаментация. Эта схема и в настоящее время в различных вариантах встречается в композиции шерстяных и шелковых платков. В последние десятилетия получили распространение асимметричные схемы композиции, позволяющие найти острую, динамичную, выразительную компоновку рисунка (рис. 91, б). Особенно частоих используют в шелковых платках.Появление новых схем построения рисунков связано и с изменением способа повязывания платка, различным его использованием.

Требование к любой орнаментальной композиции — ее целостность - и ясная читаемость членений — в асимметричной композиции обеспечивается равновесием движений орнаментальных форм, пропорций цветовых площадей, выделением композиционного центра. В асимметричной композиции большое значение имеет композиционный центр, в роли которого может выступать какая-либо выделяющаяся по цвету, конфигурации, массе, разработке, площади форма (или группировка форм), участок фона или воображаемый центр движения форм. Композиционных центров может быть и больше, чем один.

 

 

 


Часто композиционный и геометрический центры не совпадают. И это вполне оправдано, так как при использовании платок из плоского квадрата превращается на голове в сложную объемную форму.

Для того чтобы композиция рисунка платка была замкнутой, особенно при асимметричном динамичном решении, можно ограничить рисунок каймой-рамой, что позволяет остановить взгляд, завершить движение в квадрате .Кайма может быть многочастной, состоять из нескольких орнаментальных рядов. В этом случае поле бывает гладким или незначительно орнаментированным, что дает возможность воспринимать богатство и сложность орнаментальной каймы, которая строит форму угла и является основным элементом композиции. И наоборот, сложный орнамент в поле платка нуждается в спокойной, сдержанной по активности кайме.

Определенные трудности представляет компоновка форм в углу и поэтому целесообразно начинать строить композицию с нее, помня, что направление форм в платке обычно рассматривают с угла.

 

 

 

 


Естественно, что строгое соблюдение стилевого и пропорционального единства каймы и поля — необходимое условие целостной выразительной композиции платка. Пропорциональные отношения площадей каймы и поля, фона и рисунка, светлого и темного приводят композицию в равновесие, характеризуют ее спокойствие, статику или остроту, динамичность.

Для современных платков используют различные схемы построения орнамента. Классические схемы обогащаются многослойностью орнаментальных мотивов, соединением в одной композиции элементов статики и динамики, а асимметричные построения включают элементы традиционного орнамента, элементы классики.

Наиболее распространенными и излюбленными мотивами платков являются мотивы природы: садовые и полевые цветы, листья, ягоды, фрукты, травы, а в последние годы — бабочки, птицы, звери, пейзаж. Они существуют в орнаменте платков в различной степени обобщения: решенные аппликационно и живописно, линией и пятном, приближенные к натуре или ассоциативно связанные с ней. Грамотно подобранные мотивы образуют плоскостную условную композицию.

«Всякое декоративное изображение есть рассказ о вещах, повествовательные письмена о мире, данном в цвете и форме, а не изображение этого самого мира в цвете и форме» [21, с. 23]. Эти слова Ф. Рогин-ской целиком относятся и к трактовке природных мотивов в орнаменте платков.

Сохранение плоскостного, условного решения важно еще и потому, что при использовании платок никогда не остается квадратом, рисунок ломается в сгибах, складках, формы меняют очертания и элементы, трактованные без учета их орнаментального характера, выглядят искаженными и случайными.

Для обогащения композиции платка в современных рисунках часто соединяют несколько орнаментальных мотивов: растительный с геометрическим, геометрический, неизобразительный с сюжетно -тематическим орнаментом и т. д.

Геометрические мотивы в последние годы получили разнообразное решение: от простых, скупых по цвету рисунков графического характера до сложных многоцветных рисунков в живописной трактовке с использованием вибраций цвета и света, разномасштабности форм, напряженных современных ритмов.

На выбор мотивов композиции платка и их решение в настоящее время большое влияние оказывает изобразительное искусство — живопись, графика, плакат, — особенно в оформлении платков из химических нитей, где есть необходимость разнообразить фактуру ткани нанесением печатного рисунка. При этом используются в основном асимметричные схемы композиции.

В шерстяных платках, платках из натурального шелка композиции и мотивы более традиционные, близкие к классическим. Сама поверхность тканей не требует дробного рисунка, введения дополнительных фактурных эффектов. Эти ткани отличаются благородным блеском, глубиной цвета, хорошей драпируемостью. К их поверхности надо относиться бережно, стараясь рисунком подчеркнуть достоинства.

Платки из искусственных и синтетических нитей занимают все большее место в ассортименте. Их оформляют рисунками, разнообразными по трактовке, композиционным и колористическим принципам решения. В этих платках происходит наиболее быстрая смена рисунка, связанная с изменением характера художественного оформления текстиля в целом. Больше всего мода влияет на колорит рисунков платков. Модная цветовая гамма должна объединять все элементы ансамбля, в том числе и его аксессуары.

Роль платка как небольшого цветового акцента в костюме требует некоторой повышенной цветовой активности. Отсюда обязательно включение в композицию цветового или светлотного контраста. Без этого рисунок выглядит вялым и безликим.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.38.146 (0.004 с.)