Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Некоторые мотивы, общие для орнамента чуваш,Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Башкир, марийцев, мордвы
2.2. Значение символов башкирского орнамента Кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав. Импровизация этого символа за счет дополнительных спиралевидных завитков привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты. Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак – круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки. Элемент в виде сердечка обозначает гостеприимство. Происхождение орнамента и его древнее значение связаны с религиозным мировоззрением людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от них или придать себе силу. Многие эти элементы встречаются у других народов. Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия. Характерны для орнамента геометрические и растительные элементы, а так же криволинейные элементы, узоры в виде завитков, спиралей, сердцевидных фигур. Можно уловить определенные закономерности в узоротворчестве и выделить серии орнаментов. В основе орнаментального ряда обычно лежит композиция из двух, трех, четырех завитков. Коренная фигура помещается на «линии горизонта», реже на центральной вертикали; она выделяется цветом. От нее осуществляется наращивание орнамента вверх и в стороны, реже вниз. Пара завитков давала несколько традиционных соединений. Прежде всего, это варианты роговидных мотивов. Выведенные из одной точки, слегка разведенные в стороны, обращенные завитками книзу рога могли быть пологие и крутые. Нарядно выглядели рога с волнистым верхним контуром. Роговидное изображение обрастало крючками, дополнялось листочками, пальчатыми выступами, лепестками. «Близка к описанной серия узоров, в которой рога соприкасались выпуклыми спинками; разведенные в стороны «ножки» кускаров придавали фигуре сбалансированность. Очертания пики определенно проступали в «кускарных» композициях, основанием которых служили лироподобные мотивы – завитки, повернутые друг к другу и опущенные вниз из точки на исходной линии. Развитие узора шло вверх – от острого выступа и покатых боковых стенок. Фигура интеграла, которую С.И. Руденко выделял особо в узоротворчестве средневековых скотоводов-кочевников, делилась на две части и, по существу, состояла из двух завитков. Отдельные интегралы и розетки размещались часто на рамочной обшивке чепрака. Распространенными были узоры, в центре которых помещалась фигура, похожая на прописную букву «х». В некоторых вышивках в ее очертаниях просматривались пересекающиеся интегралы, при этом фоновая поверхность давала изображение противоборствующих пик. В отдельную группу можно выделить вытянутые по вертикали фигуры в виде стержня с двусторонними завитками (вытянутая х). Обрастая крючками, скобочками, листиками или, раздваиваясь, стержень расширялся, образуя в середине ромб. «Кускарные» орнаменты, обогащенные листочками, веерными лепестками, приближались к растительным. В рисунке проступали стройные деревца или пышные кусты, гирлянды, изогнутые побеги».[3] Распространенными орнаментальными сюжетами были солнце, звезды, солярные знаки. Изображения птиц и животных в традиционном орнаменте встречались редко. Однако названия многих мотивов были связаны с «зоологической» темой: дойэ (шея верблюда), буре табаны (след волка), карлугас канаты (ласточкины крылья), кубелек (бабочка), тэкэ могозо (рога барана), кикрек (петушиный гребень) и другие. Принадлежность башкир к мусульманскому миру также нашла свое отражение в орнаменте. Вышитый узор мог дополняться текстами изречений и молитв на арабской графике. На молитвенных ковриках (намазлык) иногда вышивались звезда и полумесяц, на скатерти (кумган), использовавшейся при проведении чтений Корана на обрядах, поминки и др. Изображения мечети встречались на концовках тканых полотенец.
2.3. Композиционное строение и цвет орнамента
Композиционное строение орнамента в башкирском узоротворчестве определяется обычно назначением, формой и размерами орнаментируемых предметов убранства дома и бытового обихода. Узоры располагались в виде полосы (бордюром), отдельными кругами (розетками) или сплошной сеткой. Иногда все эти приемы применялись на одном изделии. Как геометрический, так и криволинейно-растительный традиционный орнамент у башкир почти всегда симметричен, т.е. расположен пропорционально по обе стороны от середины центра. Цветочно-растительным и более сложным орнаментом украшали широкий круг предметов, характерных для кочевнического мира, в том числе украшения жилища и одежду. Композиционное построение узора на изделиях округлой формы совершенно одинаково: центр изделия украшается круглой розеткой, непрерывная полоса орнамента идет либо по краям вещей, либо по углам и краям разбросаны отдельные ветки и бутоны. Новые элементы и явления органично вливались в сложившуюся орнаментальную традицию. Устойчивое сохранение в орнаменте усвоенных традиций делает его ценнейшим источником для дальнейшего изучения народа, его декоративно-прикладного творчества. Технические приемы орнаментации изделий, цветовая гамма, терминология узоров отражают чрезвычайно сложную этническую историю народа: его происхождение, этнические процессы, культурно-историческое взаимодействие с соседними народами. Созданные, прежде всего, в целях защиты человека от опасных проявлений природных стихий и неблагоприятной обстановки они в то же предназначались и для исполнения религиозных обрядов и ритуалов жизненного цикла, связанных с производственной деятельностью и ведением хозяйства. Фоном чаще всего служит красный цвет, а так же желтый, оранжево-золотистый, черный и белый. Сама вышивка выполнялась контрастными цветами нитей: зелеными, черными, синими, голубыми, оранжевыми, лиловыми, алыми и другими цветами. Излюбленное сочетание цветов у башкир — красный, желтый и зеленый. Вместе с тем, превалируют один или два цвета, например, на красном фоне узор выполнялся нитями желтого и зеленого цвета, а на черном — красного и желтого. Значение цвета в орнаменте: красный – символизировал тепло, огонь, кровь. «Активный красный цвет защищал хозяина от злых сил и дурного глаза. У многих народов красный цвет синонимом «красоты», выражением чего-то красивого («красна девица», «красный угол»). У мусульман этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую «жизненную силу». Почитаемым и «священным» в исламе считается зеленый цвет (зеленое знамя пророка). Зеленый символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Зеленый – это цвет бессмертия, цвет весенней растущей травы. Вообще, мировоззрение башкир, ведущих кочевой образ жизни, родившихся в «свободной стихии степных просторов», во многом сформировалось на природной основе. Желтый цвет символизировал цвет Солнца, яичного желтка, цвет возрождения жизни и богатства осени. Но это и цвет чрезмерного Солнца, выжженной степи. Желтые золотые украшения не могли защитить хозяина, наоборот, могли ему навредить, если их много. Вообще башкиры предпочитали золоту серебро, считая, что серебро имеет божественное происхождение, а золото – дьявольское. Белый цвет – символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Чистота башкир проявлялось и в том, что башкиры «не употребляли оскорбительные и непристойные выражения в присутствии стариков, женщин и детей, остерегались от злословия на природе, в общении с животными и пчёлами». Белый цвет был цветом праздника, недаром, праздничные юрты башкир были белого цвета. Белый цвет ассоциируется с дневным светом, а также, с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. Реже применялся синий цвет – цвет неба, недоступной птицы счастья, глади голубого озера. Этот цвет говорит о мечтательности башкир. Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность, а также доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность».[4] Несмотря на свою устойчивость, узоротворчество постоянно изменяется. Это длительный и сложный процесс, обусловленный множеством факторов, в первую очередь, особенностями хозяйства и этнической историей. В процессе этнических взаимосвязей и культурных взаимовлияний происходит обогащение орнамента новыми элементами, формами. Там образом, народный орнамент представляет собой неразрывное целое традиционного и заимствованного, древнего и старого. 3. Выполнение творческой работы. Ход работы.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.30.113 (0.008 с.) |