Цель нашей работы - исследование семантики традиционного башкирского орнамента и возможность его использования в современном трикотаже.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель нашей работы - исследование семантики традиционного башкирского орнамента и возможность его использования в современном трикотаже.



Данная цель определяет решение ряда взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных задач:

  1. изучение семантики и происхождения народного орнамента башкир;
  2. сравнительный анализ башкирского орнамента у разных исследователей;
  3. изучение современных тенденций моды в трикотаже;
  4. прорисовка эскизов изделий;
  5. разработка технических рисунков орнамента на базе изученного материала;
  6. создание коллекции трикотажных изделий.

Методы исследования:

1. Поисковый (сбор, анализ) материала;

2. Изучение теоретического материала;

3. Описательный;

4. Анализ полученных материалов.

 

«Башкирка составляет узор свой в голове…

Единственное, что башкиры сохранили до сих пор,

это свои узоры... Таким образом, башкирская женщина,

Эта вечная неустанная работница,

Является хранительницей искусства и

Красоты своего народа».

Круковский М., 1909

Башкирский орнамент

Роль орнамента в изучении истории Башкортостана значительна, т. к. архивные источники до XVI в. практически отсутствуют и невозможно, ориентируясь только на них, воссоздать историю народа. Орнамент на протяжении веков испытывает различные культурные влияния, заимствуя формы, в то же время в нем могут исчезать некоторые мотивы. Развитие орнамента - это очень сложный и медленный процесс. В башкирском орнаменте можно найти мотивы сибирского, среднеазиатского, поволжского происхождения, а также аналоги в искусстве Венгрии и Болгарии.

Башкирский орнамент имеет свои специфические черты, которые отличают его от орнамента даже ближайших по культурному и этническому родству народов. Несмотря на множество мотивов, характерных для других народов, башкирский орнамент представляет образование уникальное. Некоторые его элементы, наиболее древние, известны у других народов, отдаленных на тысячи километров на запад и на восток. Встречаются элементы, характерные для искусства большинства народов Евразии. Это свидетельствует о том, что культура башкирского народа зарождалась в едином русле развития мировой культуры, в процессе активных контактов с племенами тюркского Востока и финно-угорским населением. В этом - причина сложности, многогранности изобразительного языка башкирского народа, повествующего об истории развития его культуры.

2.1. Значения орнаментальных мотивов у разных исследователей

Как известно, народный орнамент отражает историю своего народа. Постепенно меняясь под влиянием различных факторов, таких как исторические условия, религия, особенности хозяйства, орнамент в процессе этнических и культурных взаимосвязей обогащается новыми элементами и формами. Таким образом, он представляет собой неразрывное целое традиционного и заимствованного, древнего и нового.

Для башкирского орнамента характерны, как геометрические, так и растительные мотивы. Геометрические узоры обогащаются стилизованными изображениями животных, птиц и людей, а растительные композиции - криволинейными элементами в виде завитков, спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур.

«Специального описания, а тем более исследования орнамента башкир, в источниках XVIII-XIX вв. не существует. Нет и графических таблиц или зарисовок мотивов башкирского орнамента этого времени. И все же в трудах исследователей данного периода содержатся многие, представляющие интерес для раскрытия, темы, факты. Например, многими авторами отмечается вышива­ние одежды по краям рукавов, вороту и подолу красными нитями. Некоторое, очень общее представление, можно получить о характере орнамента. Так, В.М. Черемшанский записал, что красными нитями вышивались «разные фигу­ры» - очевидно, речь идет о геометрическом орнаменте, что подтверждается сви­детельством П. Назарова, отметившего близость вышивки нагрудной части баш­кирских женских рубах и харауысов (продолговатые лоскутки холста с вышивкой, служившие налобными повязками), которые украшались исключительно геомет­рическим орнаментом.

В 1925 г. в монографии «Башкиры» С.И. Руденко впервые дал описание баш­кирского орнамента. В орнаменте им были опре­делены наиболее распространенные мотивы, варианты орнамента представлены в графических таблицах (таблицы аннотированы). СИ. Руденко отметил, что все мотивы (как редко, так и довольно часто встречающиеся) распространены дос­таточно равномерно по всей области». [1]

На особенности орнаментального творчества башкирского народа в середине прошлого века обратили внимание ведущие башкирские этнографыКузеев Р.Г. И Бикбулатов Н.В.В башкирском декоративно-прикладном искусстве они выделили 6 основных орнаментальных комплексов, каждый из которых представляет совокупность родственных по происхождению однотипных орнаментальных мотивов и связан с определенными приемами исполнения, с тем или иным кругом бытовых предметов.

«В состав I-го орнаментального комплекса были включены простейшие геометрические фигуры в виде треугольников, квадратов и четырехугольников, зигзагов, крестов, ромбов, кругов, вихревых розеток и т. п. Они входят в состав более сложных полихромных узоров, построенных в форме бордюра или розетки. Такие мотивы представлены в вышивке на суконных голенищах обуви и чепраках, распространенных в восточной Башкирии.

 

Во II-ой орнаментальный комплекс включены криволинейные узоры из различных спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур, бегущих волн, пальметок, а также треугольники — амулеты. Отдельными фрагментами или в виде более сложных мотивов узоры II-го орнаментального комплекса встречались в вышивке косой сеткой и тамбуром, в счетных вышивках.

В III-й орнаментальный комплекс входят реалистические и стилизованные узоры растительного происхождения. В основном он применялся в виде многоцветного орнамента тамбурной вышивки, которая украшала женскую и мужскую одежду, предметы декоративного убранства дома.

Орнамент III-го комплекса использовался также в вышивке бисером, жемчугом, металлической нитью на женских головных уборах и мужских тюбетейках. Этот орнаментальный комплекс распространен на всей территории расселения башкир.

IV-орнаментальный комплекс состоит из сложных многоугольников, восьмиконечных звезд, ступенчатых ромбов, многоугольников с отростками, парными роговидными завитками, объединенными в розетки или сплошные сетки. Эти узоры связаны с различными видами ручного ткачества. Территорией распространения IV комплекса являются западная Башкирия и частично северные районы республики.

 

V-й орнаментальный комплекссоставляют геральдические композиции из птиц, животных и деревьев, восьмиконечные звезды, бордюрные узоры из вилообразных, ногтевидных и V-образных фигур. Данные мотивы встречаются в хараусах, вышитых «косым стежком»,и тастарах, выполненных счетной гладью и росписью.

V-й комплекс узоров распространен в юго-восточной Башкирии и Зауралье.

VI-й орнаментальный комплекс включает геометрические узоры браного ткачества, счетной и строчевой вышивки. Среди них наиболее распространены квадраты, ромбы (уступчатые, зубчатые, с продолженными сторонами, рогообразными завитками на вершинах), стилизованные изображения человека, восьмиконечной розетки, X-образной фигуры. Объединенные в бордюры и сеточный узор эти мотивы распространены в браном ткачестве западной и северной Башкирии, а также в счетной и строчевой вышивке Зауралья.»[2]

Орнаментальная основа декоративно-прикладного искусства сформировалась в глубокой древности. На содержание и формы орнамента оказало влияние язычество, связанное с верой в магию и сверхъестественные силы природы. Вся окружающая природа представлялась одушевленной. Знаки, символы, вышитые на одежде, обрядовых предметах и изделиях домашнего обихода, служили оберегом: одни из них охраняли от злых духов, колдунов и плохих людей, другие помогали в производственной деятельности и хозяйстве.

Наряду с верховными божествами башкиры почитали и духов – хозяев природных объектов: гор, воды, лесов, домов и др. Древние башкиры верили в переселение души человека в птиц, животных и деревья.

В связи с этим каждое башкирское племя или род имели свое священное дерево или птицу, поклонялись животным. Если в эпоху язычества в народном творчестве башкир господствовали изображения птиц, оленей, солярные мотивы в виде концентрических кругов, многолучевых и вихревых розеток, знаков амулетов, то с распространением мусульманской религии, запрещавшей изображение одушевленных существ, преимущество перешло к растительному и абстрактно-геометрическому орнаменту, благопожелательным надписям, выполненным в арабской графике.

Именно влиянием ислама можно объяснить широкое распространение в башкирском орнаментальном искусстве геометрических и цветочно-растительных узорах, представляющих собой завитки, спирали, рогообразные и сердцевидные фигуры, а также стилизованно-геометрическое изображение животных, птиц и даже людей.

Отдельные же ссылки на альбомы по башкирскому орнаменту не поддаются счислению. Это очень обогащает знание о башкирском орнаменте и способству­ет его дальнейшему сравнительно-историческому изучению. Образовался банк идей и наблюдений относительно источников выявленных параллелей.

Башкирский орнамент долгое время был объектом сугубо этнографического изучения. И лишь во второй половине XX в. его стали исследовать с позиций естествоведения: в 1960-e гг. А.Г. Янбухтина, а в последующем - Т.А. Маслен­никова, Н.Х. Хисматуллина.

К проблемам происхождения мотивов башкирского орнамента обращались и археологи. Первый опыт соотнесения археологических и этнографических ма­териалов по орнаменту башкир принадлежит С.И.Руденко, который, благодаря находкам на Алтае, относил происхождение некоторых мотивов и техники там­бурной вышивки к I тыс. до н.э. Кроме этого он предполагает присутствие тра­диций искусства кара-абызской культуры и сармато-аланских племен в башкирс­ком орнаменте.

Археологами Р.Б. Ахмеровым, Н. А. Мажитовым вопросы происхождения башкирского орнамента решались методом сопоставления его элемен­тов с орнаментом предметов из археологических памятников. Результаты были представлены в графических таблицах. Если этнографы в решении вопросов генезиса опирались преимущественно на срав­нительно-исторический анализ, то в работах археологов преобладала тенденция прямых сопоставлений этнографических и археологических материалов.

Р.Б. Ах­меров истоки многих башкирских мотивов связывает с сарматскими традициями. Н.А. Мажитов соотносит с археологическими материалами V-IX вв. мотивы кускарной вышивки башкир, а также предполагает генетическую связь между орнаментом керамики кушнаренковской и башкирской культуры.

Разные исследователи выделяют свои орнаментальные комплексы, но мне больше всего понравилась классификация Н.В Бикбулатова и Р.Г. Кузеева, так как она, на мой взгляд, наиболее полная и структурированная. Именно её мы взяли за основу наших изделий. При создании орнамента мы привнесли немного своего творчества, комбинируя фигуры преимущественно из I – го и VI –го комплексов и, создавая из них собственные композиции.

На основе данных исследований мы составили таблицу, в которой отобразили схожие мотивы орнамента у разных народов. Сравнив некоторые мотивы орнамента башкир, чувашей, марийцев и мордвы, мы пришли к выводу, что они тесно переплетаются между собой. Падения Казани в 1552 г., явилось основ­ным фактором, положившим начало мас­совым переселениям марийцев на вос­ток, в частности, в Башкирию. Они уходили, боясь возмездия за сраже­ние в составе ханских войск против рус­ских, страшась насильственной христи­анизации, бежали от произвола и побо­ра царских воевод, на­деясь сохранить религию предков, сво­боду, традиции и обычаи. Поэтому, схожесть орнамента объясняется этнической взаимосвязью народов, торговым и культурным обменом между ними. Например, cолярные мотивы (многолучевые, вихревые розетки, свастики), знаки-обереги присущи как тюркским, так и финно – угорским народам. Элементом чисто башкирского орнамента является кускар - символ завитых бараньих рогов и символ трав, который применялся для оформления предметов кочевнического быта: чепраки, декоративные ленты, обувь с суконными голенищами.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.191.202 (0.022 с.)