Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цель нашей работы - исследование семантики традиционного башкирского орнамента и возможность его использования в современном трикотаже.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Данная цель определяет решение ряда взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных задач:
Методы исследования: 1. Поисковый (сбор, анализ) материала; 2. Изучение теоретического материала; 3. Описательный; 4. Анализ полученных материалов.
«Башкирка составляет узор свой в голове… Единственное, что башкиры сохранили до сих пор, это свои узоры... Таким образом, башкирская женщина, Эта вечная неустанная работница, Является хранительницей искусства и Красоты своего народа». Круковский М., 1909 Башкирский орнамент Роль орнамента в изучении истории Башкортостана значительна, т. к. архивные источники до XVI в. практически отсутствуют и невозможно, ориентируясь только на них, воссоздать историю народа. Орнамент на протяжении веков испытывает различные культурные влияния, заимствуя формы, в то же время в нем могут исчезать некоторые мотивы. Развитие орнамента - это очень сложный и медленный процесс. В башкирском орнаменте можно найти мотивы сибирского, среднеазиатского, поволжского происхождения, а также аналоги в искусстве Венгрии и Болгарии. Башкирский орнамент имеет свои специфические черты, которые отличают его от орнамента даже ближайших по культурному и этническому родству народов. Несмотря на множество мотивов, характерных для других народов, башкирский орнамент представляет образование уникальное. Некоторые его элементы, наиболее древние, известны у других народов, отдаленных на тысячи километров на запад и на восток. Встречаются элементы, характерные для искусства большинства народов Евразии. Это свидетельствует о том, что культура башкирского народа зарождалась в едином русле развития мировой культуры, в процессе активных контактов с племенами тюркского Востока и финно-угорским населением. В этом - причина сложности, многогранности изобразительного языка башкирского народа, повествующего об истории развития его культуры. 2.1. Значения орнаментальных мотивов у разных исследователей Как известно, народный орнамент отражает историю своего народа. Постепенно меняясь под влиянием различных факторов, таких как исторические условия, религия, особенности хозяйства, орнамент в процессе этнических и культурных взаимосвязей обогащается новыми элементами и формами. Таким образом, он представляет собой неразрывное целое традиционного и заимствованного, древнего и нового. Для башкирского орнамента характерны, как геометрические, так и растительные мотивы. Геометрические узоры обогащаются стилизованными изображениями животных, птиц и людей, а растительные композиции - криволинейными элементами в виде завитков, спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур. «Специального описания, а тем более исследования орнамента башкир, в источниках XVIII-XIX вв. не существует. Нет и графических таблиц или зарисовок мотивов башкирского орнамента этого времени. И все же в трудах исследователей данного периода содержатся многие, представляющие интерес для раскрытия, темы, факты. Например, многими авторами отмечается вышивание одежды по краям рукавов, вороту и подолу красными нитями. Некоторое, очень общее представление, можно получить о характере орнамента. Так, В.М. Черемшанский записал, что красными нитями вышивались «разные фигуры» - очевидно, речь идет о геометрическом орнаменте, что подтверждается свидетельством П. Назарова, отметившего близость вышивки нагрудной части башкирских женских рубах и харауысов (продолговатые лоскутки холста с вышивкой, служившие налобными повязками), которые украшались исключительно геометрическим орнаментом. В 1925 г. в монографии «Башкиры» С.И. Руденко впервые дал описание башкирского орнамента. В орнаменте им были определены наиболее распространенные мотивы, варианты орнамента представлены в графических таблицах (таблицы аннотированы). СИ. Руденко отметил, что все мотивы (как редко, так и довольно часто встречающиеся) распространены достаточно равномерно по всей области». [1] На особенности орнаментального творчества башкирского народа в середине прошлого века обратили внимание ведущие башкирские этнографы Кузеев Р.Г. И Бикбулатов Н.В. В башкирском декоративно-прикладном искусстве они выделили 6 основных орнаментальных комплексов, каждый из которых представляет совокупность родственных по происхождению однотипных орнаментальных мотивов и связан с определенными приемами исполнения, с тем или иным кругом бытовых предметов. «В состав I-го орнаментального комплекса были включены простейшие геометрические фигуры в виде треугольников, квадратов и четырехугольников, зигзагов, крестов, ромбов, кругов, вихревых розеток и т. п. Они входят в состав более сложных полихромных узоров, построенных в форме бордюра или розетки. Такие мотивы представлены в вышивке на суконных голенищах обуви и чепраках, распространенных в восточной Башкирии.
Во II-ой орнаментальный комплекс включены криволинейные узоры из различных спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур, бегущих волн, пальметок, а также треугольники — амулеты. Отдельными фрагментами или в виде более сложных мотивов узоры II-го орнаментального комплекса встречались в вышивке косой сеткой и тамбуром, в счетных вышивках. В III-й орнаментальный комплекс входят реалистические и стилизованные узоры растительного происхождения. В основном он применялся в виде многоцветного орнамента тамбурной вышивки, которая украшала женскую и мужскую одежду, предметы декоративного убранства дома. Орнамент III-го комплекса использовался также в вышивке бисером, жемчугом, металлической нитью на женских головных уборах и мужских тюбетейках. Этот орнаментальный комплекс распространен на всей территории расселения башкир. IV-орнаментальный комплекс состоит из сложных многоугольников, восьмиконечных звезд, ступенчатых ромбов, многоугольников с отростками, парными роговидными завитками, объединенными в розетки или сплошные сетки. Эти узоры связаны с различными видами ручного ткачества. Территорией распространения IV комплекса являются западная Башкирия и частично северные районы республики.
V-й орнаментальный комплекс составляют геральдические композиции из птиц, животных и деревьев, восьмиконечные звезды, бордюрные узоры из вилообразных, ногтевидных и V-образных фигур. Данные мотивы встречаются в хараусах, вышитых «косым стежком»,и тастарах, выполненных счетной гладью и росписью. V-й комплекс узоров распространен в юго-восточной Башкирии и Зауралье. VI-й орнаментальный комплекс включает геометрические узоры браного ткачества, счетной и строчевой вышивки. Среди них наиболее распространены квадраты, ромбы (уступчатые, зубчатые, с продолженными сторонами, рогообразными завитками на вершинах), стилизованные изображения человека, восьмиконечной розетки, X-образной фигуры. Объединенные в бордюры и сеточный узор эти мотивы распространены в браном ткачестве западной и северной Башкирии, а также в счетной и строчевой вышивке Зауралья.»[2] Орнаментальная основа декоративно-прикладного искусства сформировалась в глубокой древности. На содержание и формы орнамента оказало влияние язычество, связанное с верой в магию и сверхъестественные силы природы. Вся окружающая природа представлялась одушевленной. Знаки, символы, вышитые на одежде, обрядовых предметах и изделиях домашнего обихода, служили оберегом: одни из них охраняли от злых духов, колдунов и плохих людей, другие помогали в производственной деятельности и хозяйстве. Наряду с верховными божествами башкиры почитали и духов – хозяев природных объектов: гор, воды, лесов, домов и др. Древние башкиры верили в переселение души человека в птиц, животных и деревья. В связи с этим каждое башкирское племя или род имели свое священное дерево или птицу, поклонялись животным. Если в эпоху язычества в народном творчестве башкир господствовали изображения птиц, оленей, солярные мотивы в виде концентрических кругов, многолучевых и вихревых розеток, знаков амулетов, то с распространением мусульманской религии, запрещавшей изображение одушевленных существ, преимущество перешло к растительному и абстрактно-геометрическому орнаменту, благопожелательным надписям, выполненным в арабской графике. Именно влиянием ислама можно объяснить широкое распространение в башкирском орнаментальном искусстве геометрических и цветочно-растительных узорах, представляющих собой завитки, спирали, рогообразные и сердцевидные фигуры, а также стилизованно-геометрическое изображение животных, птиц и даже людей. Отдельные же ссылки на альбомы по башкирскому орнаменту не поддаются счислению. Это очень обогащает знание о башкирском орнаменте и способствует его дальнейшему сравнительно-историческому изучению. Образовался банк идей и наблюдений относительно источников выявленных параллелей. Башкирский орнамент долгое время был объектом сугубо этнографического изучения. И лишь во второй половине XX в. его стали исследовать с позиций естествоведения: в 1960-e гг. А.Г. Янбухтина, а в последующем - Т.А. Масленникова, Н.Х. Хисматуллина. К проблемам происхождения мотивов башкирского орнамента обращались и археологи. Первый опыт соотнесения археологических и этнографических материалов по орнаменту башкир принадлежит С.И.Руденко, который, благодаря находкам на Алтае, относил происхождение некоторых мотивов и техники тамбурной вышивки к I тыс. до н.э. Кроме этого он предполагает присутствие традиций искусства кара-абызской культуры и сармато-аланских племен в башкирском орнаменте. Археологами Р.Б. Ахмеровым, Н. А. Мажитовым вопросы происхождения башкирского орнамента решались методом сопоставления его элементов с орнаментом предметов из археологических памятников. Результаты были представлены в графических таблицах. Если этнографы в решении вопросов генезиса опирались преимущественно на сравнительно-исторический анализ, то в работах археологов преобладала тенденция прямых сопоставлений этнографических и археологических материалов. Р.Б. Ахмеров истоки многих башкирских мотивов связывает с сарматскими традициями. Н.А. Мажитов соотносит с археологическими материалами V-IX вв. мотивы кускарной вышивки башкир, а также предполагает генетическую связь между орнаментом керамики кушнаренковской и башкирской культуры. Разные исследователи выделяют свои орнаментальные комплексы, но мне больше всего понравилась классификация Н.В Бикбулатова и Р.Г. Кузеева, так как она, на мой взгляд, наиболее полная и структурированная. Именно её мы взяли за основу наших изделий. При создании орнамента мы привнесли немного своего творчества, комбинируя фигуры преимущественно из I – го и VI –го комплексов и, создавая из них собственные композиции. На основе данных исследований мы составили таблицу, в которой отобразили схожие мотивы орнамента у разных народов. Сравнив некоторые мотивы орнамента башкир, чувашей, марийцев и мордвы, мы пришли к выводу, что они тесно переплетаются между собой. Падения Казани в 1552 г., явилось основным фактором, положившим начало массовым переселениям марийцев на восток, в частности, в Башкирию. Они уходили, боясь возмездия за сражение в составе ханских войск против русских, страшась насильственной христианизации, бежали от произвола и побора царских воевод, надеясь сохранить религию предков, свободу, традиции и обычаи. Поэтому, схожесть орнамента объясняется этнической взаимосвязью народов, торговым и культурным обменом между ними. Например, cолярные мотивы (многолучевые, вихревые розетки, свастики), знаки-обереги присущи как тюркским, так и финно – угорским народам. Элементом чисто башкирского орнамента является кускар - символ завитых бараньих рогов и символ трав, который применялся для оформления предметов кочевнического быта: чепраки, декоративные ленты, обувь с суконными голенищами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 744; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.224 (0.012 с.) |