Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка состояния и эффективности организационной культурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Постоянное выяснение того, во что верят и что ценят в организации и насколько это способствует достижению ее целей, позволяет определить состояние организационной культуры. Выделяют два направления оценки влияния сложившейся культуры на организационную жизнь: а) как культура воздействует на поведение (что люди делают); б) как культура влияет на работу (как люди делают работу). Набор переменных, выбираемых руководством для анализа, может быть связан непосредственно с уровнями организационного взаимодействия («организация -- внешняя среда», «группа -- группа», «индивид -- организация») в разрезе эффективности функционирования и удовлетворенности каждого из них (индивид, группа, организация). Кроме того, каждая из указанных групп переменных может рассматриваться во времени и быть ориентированной на кратко- и долгосрочную перспективу. Однако такая трехмерная модель определения влияния культуры на организацию сложна в применении, а потому в основном используется в исследовательской работе. В. Сате предложил оценивать воздействие культуры по семи процессам: кооперация между индивидами и частями организации; принятие решений; контроль; коммуникации; посвященность (преданность) организации; восприятие организационной среды; оправдание своего поведения. Первые три процесса охватывают поверхностный уровнь организационной культуры, или образцы организационного поведения, а следующие четыре связаны с подповерхностным уровнем, имеющим «ценностную» основу. Кооперация не становится образцом поведения в организации под воздействием только формальных управленческих мер, так как невозможно предусмотреть и регламентировать все возможные случаи. Она отражает ценности положенные в основу взаимодействия организации и людей (индивидуалистический или коллективный тип), степень восприятия персоналом общих предположений и ценностей. Влияние культуры на принятие решений осуществляется через разделяемые верования и ценности, формирующие у членов организации устойчивый выбор базовых предпочтений. Так как организационная культура может способствовать сведению к минимуму разногласий, то процесс принятия решений становится более эффективным. Контроль направлен на стимулирование в направлении поставленных целей. Известны три механизма контроля: влияние рынка, администрирование, клановость. Обычно в организациях одновременно присутствуют все три механизма, но степень их воздействия неодинакова. Рынок стимулирует изменения в организации в сторону повышения ее эффективности. Административный механизм контроля строится на формальном авторитете. Сам процесс основывается на изменении правил и процедур при обеспечении их соблюдения. Клановый механизм контроля всецело основан на разделяемых верованиях и ценностях, из которых исходят члены организации при осуществлении своих действий. Такой контроль характерен для организаций находящихся в «пионерной» фазе развития и по мере их роста, клановый механизм заменяется административным. Влияние культуры на коммуникации происходит по двум направлениям: а) наличие разделяемых предположений делает ненужным коммуницирование, и определенные действия совершаются в соответствии с предположениями, без лишних объяснений; б) разделяемые предположения помогают интерпретировать получаемые сообщения. Содержание культуры влияет и на содержание коммуникации: в одних организациях ценится открытость, а в других она считается недостатком. Работник чувствует себя посвященным (преданным) организации при само отождествлении с ней и переживание некоторой эмоциональной связи. Сильная культура умножает отождествление и чувства работника, и он готов активизировать свои действия в целях организации. Восприятие организационной среды работником обусловлено в значительной мере мнением его коллег, с которыми он связан общим опытом. Культура влияет на этот процесс, обеспечивая единую интерпретацию опыта, что способствует снижению конфликтных ситуаций между исполнителями и в их отношении к деятельности организации в целом. Культура помогает членам организации действовать осмысленно, обеспечивая оправдание их поведения. Например, в организациях, где ценится риск, человек не уклоняется от эксперимента, зная, что в случае неудачи его не накажут, а постараются извлечь уроки на будущее. Оправдываемые таким образом действия мотивируют поведение, особенно если оно вписывается в ситуацию. Данный процесс является источником, питающим изменения культуры: люди ссылаются на нее, оправдывая свое поведение, следовательно, можно изменять культуру, изменяя свое поведение. Однако для успеха в этом случае важно, чтобы люди не оправдывали свое новое поведение «старой» культурой. Р. Квин и Дж. Рорбах развили идеиТ. Парсонса и на основе модели AGIL разработали модель конкурирующих ценностей и организационной эффективности. Она объясняет влияние тех или иных групп ценностей на организационную эффективность при рассмотрении воздействия культуры в трех измерениях: 1) интеграция -- дифференциация: указывает на степень предпочтения, отдаваемого при проектировании работ в организации в целом контролю (стабильности, порядку и предсказуемости) либо гибкости (нововведениям, адаптации и изменениям); 2) внутренний фокус -- внешний фокус: отражает преобладание в организации интереса к устройству ее внутренних дел (скоординированность и удовлетворенность работников) либо к укреплению положения организации как целого во внешней среде; 3) средства – инструменты -- результаты -- показатели: демонстрирует различия в концентрации внимания на процессах и процедурах (планирование, установление целей и др.), либо окончательных результатах и соответствующих им показателях (производительность, эффективность и др.). Перечисленные измерения определяют четыре подхода к моделям организационной эффективности (рис. 6.7). Квадрант 1 иллюстрирует подход, во главу угла ставящий человеческие отношения. Для него важны состояние системы социальных отношений, выполнение обязательств, децентрализация и дифференциация через развитие сплоченности и квалификационных навыков у работников. Квадрант 2 – символизирует подход открытой системы, отражающий децентрализацию и дифференциацию, рост и адаптацию, улучшение конкурентной позиции для всей организации через концентрацию на развитие гибкости и приобретении необходимых ресурсов.
(1) Интеграция (контроль) Рис. 6.7. Модель конкурирующих ценностей и организационной эффективности Квина – Рорбаха: -- средства (предметы и методы), используемые на данном участке управленческой деятельности; -- показатели измерения результатов управленческой деятельности на данном участке; -- направленность управленческой деятельности на данном участке.
Квадрант 3 характеризует рационально-целевой подход, т.е. усиление конкурентной позиции организации в целом, максимизацию результатов, централизацию и интеграцию через акцентирование внимания на планировании, эффективности и производительности. Квадрант 4 отражает подход с позиций внутренних процессов, т.е. централизацию и децентрализацию, консолидацию и преемственность, поддержание системы социальных отношений через распределение информации и укрепление стабильности и порядка. Модель Квина-Рорбаха является общей и описывает ценности культуры организации в связи с каждым отдельным подходом к определению эффективности. Измерение конкурирующих ценностей в модели производится с помощью «шкалированных» вопросников. В отличие от одномерных моделей, она позволяет выявить недостатки во всех четырех частях и с ее помощью нельзя получить «единственно верный ответ». Г. Шварц и С. Дэвис предложили исследовать соответствие организационной культуры выбранной стратегии по двум критериям: а) важности каждой задачи для успеха данной стратегии; б) совместимости задачи и аспекта организационной культуры, который призван ее обеспечить. Матрица, представленная рис. 6.8, показывает степень риска применения выбранной стратегии в условиях имеющейся организационной культуры.
Рис. 6.8. Матрица оценки «культурного» риска по Шварцу и Дэвису Кроме того, Шварцем и Дэвисом были определены четыре основных подхода к разрешению проблемы несовместимости стратегии и культуры: · игнорирование культуры, которая серьезно препятствует осуществлению выбранной стратегии. Этот подход крайне редко приводит к успеху; · подстраивание системы управления под сложившуюся в организации культуру. Признается существенность барьеров, создаваемых культурой для выполнения желаемой стратегии, и вырабатываются альтернативы, позволяющие обойти препятствия не внося серьезных изменений в саму стратегию. Например, при переходе от механистической к органической схеме долгое время не удается изменить культуру производственных участков; · предпринимаются попытки изменить культуру таким образом, чтобы она соответствовала выбранной стратегии. Это наиболее трудный подход, требующий много времени и ресурсов, но обеспечивает достижение долговременно успеха; · стратегия изменяется, подстраиваясь под существующую культуру. Согласно выводам Шварца и Дэвиса все усилия должны быть направлены на минимизацию возникающего риска. Для обеспечения допустимого уровня культурного риска можно использовать комбинацию подходов: изменение системы управления, изменение культуры и изменение стратегии.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.65.134 (0.008 с.) |