Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние экономической политики на оценки эффективности

Поиск

В реальной жизни объективность оценки эффективности работы организаций обусловлена двумя политическими факторами: а) внутренним -- политикой собственников и менеджеров по отношению к результатам деятельности предприятия; б) внешним -- государственной экономической политикой, основанной на национальных традициях.

Политика собственников и менеджеров

Эффективность работы организации зависит от целей, которые преследуют собственники и менеджеры. Основные цели владельцев и менеджеров успешно действующих предприятий -- это достижение максимальных темпов роста стоимости предприятия или максимизация его капитализированной стоимости, т.е. цены предприятия. Менеджеры стремятся к максимизации продаж и доли рынка, а не текущей прибыли. В этом случае прибыль рассматривается в долгосрочном периоде, т.е. как совокупная прибыль, полученная за все время деятельности предприятия.

Однако нередко владельцы и менеджеры (чаще малых и средних предприятий), довольствуясь достигнутым развитием, добиваются максимизации текущих прибылей. Такой подход снижает шансы предприятия в долгосрочной перспективе выжить в конкурентной борьбе.

Национальные приоритеты в оценках эффективности

Критерии эффективности зависят от особенностей национальной культуры и реализуемой государственной экономической политики.

В Германии, Дании, Голландии и частично в Бельгии при оценке эффективности акцент ставится скорее на величине оборота товаров и услуг, чем на норме прибыли, и в первую очередь учитываются интересы персонала, работающего в организации, а не акционеров.

Во Франции прибыльность оценивается более высоко по сравнению с оборотом, а системе оплаты труда работающих уделяется больше внимания, чем доходам инвесторов.

В Великобритании компании отдают предпочтение прибыльности, а не обороту, и в вопросе о вознаграждении в большей степени защищают интересы инвесторов, а не служащих.

В Японии показатель объема продаж, белее значим, чем прибыль; реализация долгосрочных целей здесь оценивается более высоко по сравнению с выполнением заданий оперативных планов.

В США показатель прибыли стоит на первом месте, он рассматривается как альтернатива обороту. Поскольку компании уделяют больше внимания реализации краткосрочных целей по сравнению с долгосрочными, постольку интересы инвесторов (поддержание курса акций и уровня дивидендов) постоянно находятся в центре внимания высшего менеджмента.

Выводы

Эффективность предполагает достижение целей с минимальными затратами ресурсов (времени, труда, финансов и т.п.).

Эффективность организации складывается из результатов каждого элемента ее деятельности: управления, принимаемых и реализуемых решений, стратегии, оперативного управления, организационной культуры, квалификации работников, используемой технологии и т.д.

В анализе эффективности деятельности руководства предприятия и конкретного менеджера, обязательно присутствует оценка психологического фактора. В этом состоит отличие от общей оценки эффективности работы организации.

Лидерство усиливает эффективность менеджера. Как тип отношений управления оно строится, скорее на отношениях «лидер -- последователи», чем на связи «начальник -- подчиненный». Эффективный менеджер не всегда становится эффективным лидером, и наоборот.

Теории лидерства ориентированы на повышение эффективности руководства людьми в организации. Традиционные концепции определяют эффективное лидерство на основе качеств лидера либо образцов его поведения. Подходы, основанные на ситуативности лидерства, учитывают влияние внешних факторов. Новые концепции обращаются к преимуществам и достижениям как традиционного, так и ситуативного подходов, подчеркивая важность умения лидера видеть решение проблемы и, используя харизму, вдохновлять последователей, вызывать у них энтузиазм к осуществлению нужных действий.

Можно выделить четыре основные модели оценки эффективности деятельности организации и управления ею. В первой модели главное внимание уделяется внутренней экономичности, которая характеризует выпуск на единицу затрат. Во второй модели на первый план выдвигается качество трудовой жизни, под которым понимается степень удовлетворения важных личных потребностей членов организации посредством работы в ней. Третья модель оценивает степень эффективности в основном по способности организации как получать из окружающей среды необходимые для производства ресурсы, так и удовлетворять потребности внешней среды своей продукцией. В четвертой модели эффективность оценивается по степени удовлетворения ожиданий как внешних, так и внутренних субъектов влияния.

Эффективность организации зависит от целей, которые преследуют собственники и менеджеры. Так, цель достижения максимального роста стоимости предприятия способствует действенности организации в долгосрочной перспективе, а максимизация текущих прибылей снижает ее шансы на выживание в конкурентной борьбе.

Критерии эффективности зависят от особенностей национальной культуры и реализуемой государственной экономической политики.

Контрольные вопросы и задания

1. По каким критериям оценивается эффективность управления?

2. Охарактеризуйте теории лидерских качеств.

3. Раскройте основное содержание концепций лидерского поведения.

4. Раскройте содержание модели ситуационного лидерства Фидлера.

5. Раскройте содержание модели лидерства Херсея -- Бланшарда.

6. Раскройте содержание модели лидерства Хауза -- Митчела.

7. Раскройте содержание модели лидерства Стинсона -- Джонсона.

8. Раскройте содержание модели решений Врума -- Йентона -- Яго.

9. В чем состоит концепция атрибутивного лидерства?

10. В чем состоит концепция харизматического лидерства?

11. В чем состоит концепция преобразующего лидерства?

12. Назовите качества эффективного менеджера.

13. Охарактеризуйте четыре базовые модели оценки эффективности управления.

14. Раскройте основное содержание баланса активов и пассивов.

15. Назовите показатели экономической эффективности.

16. В чем заключается анализ прибылей и убытков?

17. Раскройте содержание метода оценки эффективности по финансово-экономической деятельности.

18. Раскройте содержание комплексного метода сравнительного анализа эффективности.

19. Какие вы знаете модели дискриминантного анализа?

20. Раскройте основное содержание теории портфеля.

21. Раскройте содержание модели оценки доходности финансовых активов.

22. Раскройте основное содержание теории ценообразования опционов.

23. Раскройте содержание модели экономической добавленной стоимости.

24. Назовите два основных направления экономической политики собственников и менеджеров.

25. Приведите примеры национальных приоритетов в оценках эффективности.

26. Проверьте, как усвоен материал, ответив на тесты по данной главе в электронном приложении.


Литература

1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985.

2. Ансофф Г. Стратегическое управление: Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.

3. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2005.

4. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством. М.: ИНФРА-М, 2000.

5. Беляцкий Н.П. Интеллектуальная техника менеджмента. Мн.: Новое знание, 2001.

6. Беляцкий Н.П. Основы лидерства: Учеб. Мн.: БГЭУ, 2006.

7. Бочкарев А., Кондратьев В. 7 нот менеджмента. 5-е изд., доп. М.: ЗАО «Журнал Эксперт»; ООО «Издательство ЭксИО», 2002.

8. Брасс А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: Учеб. пособие. Мн.: Мисанта, 2002.

9. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: Учеб. М.: Финпресс, 2000.

10. Быков. А.А., Беляцкая Т.Н. Антикризисный менеджмент: Учеб. пособие для слушателей программы Master of Business Administration. Мн.: Изд. центр БГУ, 2003.

11. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

12. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учеб. 3-е изд. М.: Экономист, 2004.

13. Вудкок М., Франсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1991.

14. Герчикова И.А. Менеджмент: Учеб. М.: ЮНИТИ, 2004.

15. Гончаров В.И. Менеджмент: Учеб. пособие. Мн.: Мисанта, 2003.

16. Грейсон Дж., Оделл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.

17. Джуэлл Л. Индустриально-организованная психология: Учеб. для вузов: Пер с англ. СПб.: Питер, 2001.

18. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти лидером. Практика и принципы: Пер. с англ. М.: Изд. дом «Вильямс», 1992.

19. Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента: Пер. с англ.. М.: Изд. дом «Вильямс», 2004.

20. История экономических учений: Учеб. пособие / Под. общ. ред. Г.А. Шмарловской. 2-е изд. Мн.: Мисанта, 2001.

21. Кноринг В.И. Искусство управления: Учеб. М.: ИНФРА-М, 2005.

22. Количественные методы принятия решений: Учеб. пособие для слушателей программы Master of Business Administration / Л.Ф Дежурко, А.А. Илюкович, И.В. Калашникова и др.: Под. ред. Л.Д. Дежурко. Мн.: Изд. центр БГУ, 2003.

23. Количественные методы финансового анализа: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2003.

24. Котлер Ф., Амстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ. 2-е европ. изд. М.; СПб.: Изд. дом «Вильямс», 2002.

25. Мерсер Д. ИБМ -- управление в самой преуспевающей корпорации мира: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991.

26. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 2004.

27. Мильнер Б.З. Теория организаций: Учеб. М.: ИНФРА-М, 2004.

28. Основы менеджмента: Учеб.-практ. пособие / И.В. Балдин, Н.П. Беляцкий, Л.В. Дорошек и др.; Под. ред. Н.П. Беляцкого. 2-е изд.. Мн: БГЭУ, 2004.

29. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная оценочная ведомость: переводя стратегию в действие: Пер с англ. М.: ИНФРА-М, 1996.

30. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: Пер. с англ. М.: Мир, 1986.

31. Покровская А.Н. Теория ценности и вариативность культуры. Мн.: Изд. центр БГУ, 1997.

32. Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Управление организацией / Под общ. ред. А.Г. Поршнева. М.: ИНФРА-М, 2007.

33. Преверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2002.

34. Психология менеджмента: Учеб. / Под ред. С.Г. Никифорова. СПб: Изд. СПб ун-та, 2000.

35. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учеб. М.: ИНФРА-М, 2004.

36. Салмон Р. Будущее менеджмента / Под ред. Е.В. Минеевой. СПб.: Питер, 2004.

37. Семенова И.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 2000.

38. Спивак В.А. Корпоративная культура. СПб: Питер, 2001.

39. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: «Феникс», 1996.

40. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие для слушателей программы Master of Business Administration / Е.И. Велесько., П.П. Логинов, А.А. Неправский. Мн.: Изд. центр БГУ, 2003.

41. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента: Пер. с англ. М.: Контроллинг, 1991.

42. Теория системного менеджмента / Под ред. В.Н. Кривцова, Р.С. Седегова Мн.: Изд. центр Академии управления при Президенте РБ, 1998.

43. Уолш К. Ключевые показатели менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 2000.

44. Уорд М. 50 методик менеджмента: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 2003.

45. Управление человеческими ресурсами: Учеб. пособие для слушателей программы Master of Business Administration / Н.П. Беляцкий, П. Ройш. Мн.: Изд. центр БГУ, 2003.

46. Файоль Анри. Общее и промышленное управление: Пер. с франц. / Науч. ред. проф. Е.А. Кочергина. М.: Журнал «Контролинг», 1992.

47. Форд Г. Сегодня и завтра: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1992.

48. Элвессон. М. Организационная культура: Пер. с англ. Х: Изд. Гуманитарный Центр, 2005.

49. Янчевский В.Г. Основы менеджмента. Мн.: Терта-Системс, 2004.

50. Druker P. F. Management: Taks / Responsibilities, Practices. N. Y.: Harper and Row, 1973.

51. Hersey P., Blanchard K. Management of Organizational Behavior: Utilizing Human Resources. 6th ed. Prentice Hall, 1993.

52. Hofstede G. Cultural Constraints in Management Theories // Academy of Management Executive. 1993. Vol. 7. № 1.


Учебное издание

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.63 (0.008 с.)