ТОП 10:

Координация фискальной и денежной политики



 

Комбинированная экономическая политика будет иметь место тогда, когда Центральный банк и правительство, разрабатывающие и проводящие антициклическую бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику, согласовывают и координируют свои действия. Скоординированная политика может быть эффективнее, чем не­согласованная при двух условиях.

 
 

Во-первых, Центральный банк и правительство должны ставить перед собой не взаимоисключающие цели.

 

Рисунок 10.12 – Координация фискальной и денежно-кредитной политики

 

Во-вторых, эти цели и задачи должны быть подчинены решению проблемы достижения полной занятости ресурсов, т.е. быть экономическими, а не продиктованы политиче­ской конъюнктурой.

В действительности же случается, что цели денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики могут противоречить друг другу.

Допустим, при спаде правительство проводит бюджетно-налоговую политику, стимулирующую экономический подъём, а ЦБ поддерживает стабильность ставки процента (рисунок 10.12А). Меры фискальной политики сместят график IS0 в положение IS1, соответствующее запланированному уровню совокупного вы­пуска Yf. Однако затем меры монетарной политики сместят график LM0в позицию LM1, соответствующую ставке процента r0. Результа­том будет перегрев экономической конъюнктуры Y1 >Yfна рисунке 10.12А). Причина - несогласованность политики ЦБ и правительства. Напротив, если ЦБ и правительство правильно скоординируют регулирующие параметры бюджетно-налоговой политики (напри­мер, величину уменьшения налогов) и денежно-кредитной политики (увеличение предложения денег), то смещения графика IS0 в поло­жение IS1 и графика LM0в позицию LMXобеспечат планируемый (потенциальный) уровень совокупного выпуска Yfи стабильный уровень ставки процента r0(рисунок 10.12Б).

Впрочем, скоординированная политика может привести к негативным последствиям в определённых случаях. Если правительство, исходя из политической конъюктуры, например, делает упор на достижение постоянного роста реального дохода и занятости любой ценой. И если Центральный банк подстраивает свою политику под экономически неоправданные цели правительства, то это может привести к инфляции. В другом случае, безусловный приоритет задачи финансовой стабилизации, как это было в самом начале экономических реформ в России, может привести к глубокому экономическому спаду, если правительство недооценивает проблему эффективного использования ресурсов и полностью подчиняет свои цели приоритетам денежно-кредитной политики.

Кейнсианская модель IS-LM используются и для анализа макроэкономической политики в условиях открытой экономики. Данная модель опирается на допущение о том, что экономика является малой, рассматривается функционирование экономики в краткосрочном периоде (уровень цен (P) фиксирован) и мобильность капитала является несовершенной.

Предпосылка о несовершенной мобильности капитала означает, что в стране внутренняя ставка процента не совпадает с мировой процентной ставкой.

Результаты государственной политики в малой открытой экономике с несовершенной мобильностью капитала будут различны для страны, придерживающейся плавающего валютного курса, и для страны, которая поддерживает фиксированный валютный курс.

Общее экономическое равновесие в открытой экономике – это совместное равновесие на трёх рынках: товарном, денежном и валютном.

Так, например, при увеличение государственных расходов (снижении налогов) реальная процентная ставка увеличивается.

В результате становятся привлекательными внутренние инвестиции для зарубежных инвесторов и падает привлекательность зарубежных инвестиций для отечественных инвесторов. Это приведёт к падению предложения реальной валюты на внутреннем валютном рынке, росту её обменного курса, и, соответственно, к падению величины чистого экспорта.

Следовательно, увеличение государственных расходов (снижение налогов) в малой открытой экономике с несовершенной мобильностью капитала и плавающим валютным курсом приводит не только к вытеснению частных инвестиций, но и к сокращению велечины чистого экспорта. Совокупный выпуск в данном случае растёт меньше, чем в закрытой экономике.

Отсюда вывод: Стимулирующая фискальная политика в малой открытой экономике с несовершенной мобильностью капитала менее эффективна, чем в закрытой экономике.

Стимулирующая денежно-кредитная политика приводит к уменьшению процентной ставки, а следовательно, к снижению привлекательности внутренних инвестиций для зарубежных инвесторов и росту привлекательности зарубежных инвестиций для отечественных инвесторов. В результате уменьшается предложение национальной валюты на внутреннем валютном рынке, курс валюты падает, чистый экспорт растёт.

Таким образом, эффективность стимулирующей денежно-кредитной политики в малой открытой экономике с несовершенной мобильностью капитала и плавающим валютным курсом выше, чем в экономике закрытой.

При фиксированном валютном курсе центральный банк страны должен изменять величину предложения денег так, чтобы уровень ставки процента оставался неизменным. Отсюда частные инвестиционные расходы, величина чистых зарубежных инвестиций, объём чистого экспорта не меняются.

В этих условиях бюджетно-налоговая политика будет более эффективной, т.к. вызовет увеличение реального дохода.

Следовательно, увеличение госрасходов в малой открытой экономике с несовершенной мобильностью капитала и фиксированным валютным курсом приводит к росту совокупного выпуска.

Расширительная денежно-кредитная политика в малой открытой экономике с несовершенной мобильностью капитала в стране, поддерживающей фиксированный валютный курс, является неэффективной.

 

Выводы

- модель IS – LM позволяет лучше понять механизмы бюджетно-налоговой политики и воздействия её на объём производства и занятости;

- результаты фискальной и денежно-кредитной политик зависят от мультипликатора государственных расходов модели Кейнсианского креста, чувствительности инвестиций к ставке процента, чувствительности проса на деньги к ставке процента, чувствительности проса на деньги к доходу;

- на результатах проведения бюджетно-налоговой политики сказывается эффект вытеснения вследствие изменения инвестиционного спроса фирм;

- монетарная политика, которая проводится Центральным банком страны посредством изменения номинального предложения денег, приводит к изменению равновесного уровня дохода в том же направлении, в котором изменяется денежная масса, а реальной ставки процента – в противоположном;

- сравнительная эффективность монетарной и фискальной политики определяется наклонами графиков IS и LM в модели IS-LM;

- несогласованная фискальная и монетарная политика может привести как к глубокой рецессии, так и к перегреву экономической конъюктуры. Разумное и скоординированное применение инструментов фискальной и денежно-кредитной политики позволяет приблизить параметры равновесия в экономике к состоянию полной занятости ресурсов, сохраняя при этом стабильность процентной ставки;

- модель IS-LM представляет собой базовую модель кривой совокупного спроса, объединяющей в единое целое рынок товаров и услуг, денежный рынок и рынок финансовых активов.

 

Контрольные вопросы

1. В каком случае в модели IS – LM будет наблюдаться эффект полного вытеснения инвестиций?

2. Назовите случаи более эффективной денежно-кредитной и фискальной политики.

3. Как аналитически или графически можно определить на сколько эффективна фискальная или денежно-кредитная политика?

4. Каков итог стимулирующей денежно-кредитной политики в краткосрочном и долгосрочном периодах?

5. В экономике страны государственные закупки товаров и услуг и предложение денег одновременно изменились таким образом, что безработица снизилась, а процентная ставка и уровень цен остались на прежнем уровне. Как (в какую сторону) изменились государственные закупки и предложение денег? Какую фискальную политику проводило правительство? Какую денежно-кредитную политику проводил Центральный банк? Мотивируйте свой ответ, использую модели.

 

 


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное агентство по образованию

«Хабаровская государственная академия экономики и права»

 

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

МАКРОЭКОНОМИКА

(промежуточный уровень)

Часть 1

Учебное пособие

 

 

Хабаровск 2009


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное агентство по образованию

«Хабаровская государственная академия экономики и права»

 

Кафедра экономической теории

 

 

МАКРОЭКОНОМИКА

(промежуточный уровень)

Часть 1

Учебное пособие

 

Хабаровск 2009


ББК У 01

Х 12

 

 

Макроэкономика (промежуточный уровень) Часть I : учебное пособие / сост. Л.Д. Калгина. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2009. – 100 с.

 

Рецензенты: канд.экон.наук, доцент Н.А. Бондаренко

канд.экон.наук, доцент Н.М. Родичев

 

 

Утверждено издательско-библиотечным советом академии в качестве методических указаний

 

© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2009

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Хабаровская государственная академия экономики и права»

Кафедра экономической теории

 

 

МАКРОЭКОНОМИКА

(промежуточный уровень)

Часть I

 

Учебное пособие

 

 

Первый проректор по учебной работе

__________________________И.Б. Миронова

«____»___________20____г.

Рекомендовано к изданию редакционной

комиссией ИБС

протокол №______ от ___________________

Председатель комиссии по_______________

________________________________наукам

_______________________/Т.Н. Бондаренко/

Обсуждена на заседании кафедры_________

______________________________________

«____»___________20____г.

Зав. кафедрой _____________ /Л.Д. Калгина/

Составитель: ______________/Л.Д. Калгина/

«____»___________20____г.

 

 

Хабаровск 2009


 

 

Учебное пособие

 

Людмила Дмитриевна Калгина

 

МАКРОЭКОНОМИКА

(промежуточный уровень)

Часть I

 

 

Редактор Г. С. Одинцова

 

Подписано к печати ____________ Формат 60×84 / 16. Бумага писчая. Печать офсетная.

Усл.п.л. 5,8 . Уч.-изд.л. 4.2. Тираж 100 экз.

Заказ № _____________

680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ


[1] Уравнения 1–4 можно записать в следующем виде:

1. Sд/х = Sд/х(Y, Т) – функция сбережений домашних хозяйств;

2. Т= T(Y) – функция налоговых поступлений в госбюджет;

3. I = I(r) –функция инвестиционного спроса;

4.1 = Sд/х(Y, T) + (Т— G) –уравнение равновесия рынка благ.

 

[2] С точки зрения фирм функция предложения труда представляется как Ls = Ls(w) только при L5 > if. До достижения уровня полной занятости if график предложения труда описывается условием w = w , где w – ставка
заработной платы, зафиксированная в коллективных трудовых договорах.

3 Если ввести в систему уравнений условие, определяющее уровень реаль­ной заработной платы в соответствии с моделью Барра-Гроссмана (w/P = yL), то уровень заработной платы из экзогенной переменной превращается в эндогенную.

 

[3] Кривая IS0 переместится по горизонтали вправо на величину ∆Y=∆G/[1–МРС(1–t)]. Если стимулирующая фискальная политика осуществляется путём снижения автономных налогов на величину ∆T, то в этом случае кривая IS0 также сместится вправо на ∆Y= – ∆Та МРС/[1 MPC(1-t)].

[4]Если государственные расходы, наоборот, сокращаются, то результат бу­дет прямо противоположным и равновесный доход и равновесная процент­ная ставка одновременно уменьшатся.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.229.89 (0.015 с.)