ТОП 10:

Фискальная политика и ситуация частичного равновесия



Главной целью государственной экономической политики является поддержание экономического равновесия на уровне полной за­нятости ресурсов. Задача государственной экономической политики в период циклического спада – добиться увеличения выпуска до по­тенциального уровня и достижения полной занятости путём увели­чения совокупного спроса (рисунок 6.4).

Государственная экономическая политика, направленная на увеличение объёма производства и занятости, называется стиму­лирующей, или расширительной.

Задача государственной экономической политики в период перегрева экономической конъюнктуры – добиться снижения совокупного выпуска до потенциального уровня и устранения избыточной занятости ресурсов путём сокращения совокупного спроса. Государственная экономическая политика, направленная на сокращение объёма производства и занятости ресурсов, называется сдерживающей, или рестриктивной.

Для анализа экономической политики необходимо введение го­сударственного сектора в модель и соответствующих переменных (объём государственных закупок товаров и услуг G,объём налогов Ти величину чистого экспорта NXвсе они будут экзогенными):

S = SH + (T– G) + (–NX),

где S – суммарный объём сбережений;

SH – функция сбережений домашних хозяйств;

(Т – G) – сбережения государства (величина, обратная величи­не бюджетного дефицита);

NX – сбережения остального мира (величина, обратная разме­ру чистого экспорта). Такое изменение подразумевает, что условие равновесия на рынке:Y=C + I+G + NX.

Заработанный домашними хозяйствами доход расходуется те­перь не только на сбережения и потребление, но и на уплату нало­гов: F=C + S+ Т. При подоходном налогообложении домохозяйств зависимость объёма налоговых поступлений в государственный бюджет (налого­вая функция) выглядит таким образом: T=Ta + tY,

где Та – объём автономных (т.е. не зависящих от совокупного дохо­да) налогов;

t – ставка налога (предельная налоговая ставка), которая пока­зывает долю прироста налоговых отчислений в приросте совокупного дохода: t = ∆T/∆Y. При этом функция потребительского спроса домашних хозяйств имеет следующий вид: Сd = Са + MPC(Y – Та – tY).

В период циклического спада для роста выпуска и занятости производится увеличение совокупного спроса (через рост госзакупок, трансфертов, денежной массы и снижение налогов).

Мероприятия стимулирующей политики сдвигают функцию со­вокупного спроса вверх (рисунок 6.4А). Точка равновесия смещается из положения Е в положение F. Величина эффективного спроса при этом растёт (в идеале – до размеров потенциального выпуска).

Фирмы реагируют на рост совокупного спроса увеличением выпуска (рисунок 6.4Б) и ростом спроса на труд (рисунок 6.4В). Благодаря эффекту мультипликатора выпуск и реальный доход увеличиваются больше, чем было, например, увеличение государственных закупок (снижение налогов, увеличение трансфертов).

В точке равновесия Y = С + I + G + NX;→Y= Са + MPC(Y -— Та — tY) + I+G + NX,

В то время как задачей дискреционной политики является уст­ранение негативных последствий колебаний совокупного спроса и дохода, основная задача недискреционной политики – сгладить ко­лебания совокупного спроса, совокупного выпуска и занятости.

Комбинированная фискальная политика – одновременное изме­нение государственных закупок и автономных налогов. Изменение государственных закупок G и автономных подоходных налогов ∆Та оказывает своё воздействие на объём производства и совокупный доход: ∆Y = ∆Y(∆G) +∆Y(∆Та),

где ∆Y(∆G) – изменение совокупного дохода, вызванное изменением государственных закупок;

∆Y(∆Та) – изменение совокупного дохода, вызванное увеличе­нием налоговых поступлений в государственный бюджет в резуль­тате изменения подоходных налогов.

Тогда ∆Y = 1/ l-MPC(l-t)•∆G +-МРС/ l-MPC(l-t)• ∆Та.

Таким образом, конечное изменение объёма производства и со­вокупного дохода – это суммарный результат применения двух фис­кальных инструментов государственной политики.

В период спада увеличение производства и занятости в резуль­тате одновременного изменения государственных закупок и подо­ходных налогов при любой комбинации этих изменений должно привести к росту расходов и снижению доходов (дефициту) госу­дарственного бюджета.

Различают следующие виды бюджетного дефицита (профицита) го­сударственного бюджета.

Фактический бюджетный дефицит (профицит) – фактическое, за­фиксированное статистикой сальдо бюджета: Def ф = G – ∆Та – tY*, где Y* – равновесный совокупный выпуск.

Структурный бюджетный дефицит (профицит), или бюджетный дефицит (профицит) полной занятости – сознательно формируемый правительством с антициклическими целями бюджетный дефицит (профицит). Структурный бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и теми доходами, которые поступили бы в бюджет при полной занятости ресурсов: DefС = G – ∆Та – tYf, где Yf – потенциальный совокупный выпуск.

Циклический бюджетный дефицит (профицит) – автоматически воз­никающий благодаря действию встроенных стабилизаторов, в процессе циклического спада дефицит, а в процессе циклического подъёма – профицит бюджета. Его величина равна разнице между величиной фактического и структурного дефицитов (излишков):

Defц = Defф DefС= (G1 – ∆Та – tYf) – (G2 – ∆Та – tY*) = ∆G + t(Yf – Y*).

Во время экономического спада комбинированная фискальная политика будет давать тем больший эффект (∆Y1 > ∆Y2)>, чем боль­шим фактическим бюджетным дефицитом она будет сопровождать­ся (|Def1|>|Def2|). Наоборот, во время экономического подъёма ком­бинированная фискальная политика будет давать тем больший эф­фект, чем большим бюджетным профицитом она будет сопровож­даться. Несбалансированность государственного бюджета, таким образом, является принципом кейнсианской фискальной политики. При этом появляется проблема эффективности – проблема со­четания дискреционной и недискреционной фискальной политики, связанная с тем, что наличие встроенных стабилизаторов сокращает объём работы для дискреционной политики, но делает её менее эф­фективной.

Если правительство всё же стремится стимулировать рост со­вокупного выпуска и занятости путём увеличения государственных закупок, избежав при этом образования бюджетного дефицита, то оно должно соблюдать условие: ∆G = ∆T. Тогда ∆G = ∆Т = ∆Та + t∆Y, откуда ∆Та = ∆G – t∆Y.

Подставив найденное значение изменения автономных налогов в формулу итогового изменения объёма производства и совокупного дохода, будем иметь:

Последнее равенство означает, что мультипликационные эф­фекты при проведении подобной фискальной политики отсутству­ют. Полученный вывод известен как теорема Хаавельмо: мультип­ликатор фискальной политики, основанной на ежегодной сбаланси­рованности бюджета, равен единице.

Таким образом, соблюдение правила сбалансированности бюд­жета резко снижает эффективность политики государственных рас­ходов.

Выводы

- в кейнсианской модели, в отличие от неокейнсианской, спрос подгоняет под себя предложение. Величина предложения приводится в соответствие с величиной эффективного спроса путём изменения выпуска;

- оптимальная величина спроса на труд выводится из равновесного выпуска, равного величине эффективного спроса;

- поскольку условием равновесия на рынке товаров и услуг является только равенство величины инвестиционного спроса и объёма сбережений домохозяйств, то рынок труда при этом может находиться и в неравновесии, таким образом логика кейнсианской модели противоречит закону Вальраса;

- принципом кейнсианской фискальной политики является несбалансированность государственного бюджета;

- соблюдения правила сбалансированного бюджета резко снижает эффективность политики государственных расходов.

 

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности кейнсианской модели рынка труда?

2. Почему кейнсианская модель равновесия на рынке благ противоречит закону Вальраса?

3. Охарактеризуйте кейнсианскую модель как модель частичного экономического равновесия.

4. Какое влияние на рынок благ окажут изменения в экономической активности государства?

5. Охарактеризуйте Теорему Хаавельмо.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.176.182 (0.005 с.)