Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фискальная политика и ситуация частичного равновесияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Главной целью государственной экономической политики является поддержание экономического равновесия на уровне полной занятости ресурсов. Задача государственной экономической политики в период циклического спада – добиться увеличения выпуска до потенциального уровня и достижения полной занятости путём увеличения совокупного спроса (рисунок 6.4). Государственная экономическая политика, направленная на увеличение объёма производства и занятости, называется стимулирующей, или расширительной. Задача государственной экономической политики в период перегрева экономической конъюнктуры – добиться снижения совокупного выпуска до потенциального уровня и устранения избыточной занятости ресурсов путём сокращения совокупного спроса. Государственная экономическая политика, направленная на сокращение объёма производства и занятости ресурсов, называется сдерживающей, или рестриктивной. Для анализа экономической политики необходимо введение государственного сектора в модель и соответствующих переменных (объём государственных закупок товаров и услуг G,объём налогов Ти величину чистого экспорта NX – все они будут экзогенными): S = SH + (T– G) + (–NX), где S – суммарный объём сбережений; SH – функция сбережений домашних хозяйств; (Т – G) – сбережения государства (величина, обратная величине бюджетного дефицита); NX – сбережения остального мира (величина, обратная размеру чистого экспорта). Такое изменение подразумевает, что условие равновесия на рынке:Y=C + I+G + NX. Заработанный домашними хозяйствами доход расходуется теперь не только на сбережения и потребление, но и на уплату налогов: F=C + S+ Т. При подоходном налогообложении домохозяйств зависимость объёма налоговых поступлений в государственный бюджет (налоговая функция) выглядит таким образом: T=Ta + tY, где Та – объём автономных (т.е. не зависящих от совокупного дохода) налогов; t – ставка налога (предельная налоговая ставка), которая показывает долю прироста налоговых отчислений в приросте совокупного дохода: t = ∆T/∆Y. При этом функция потребительского спроса домашних хозяйств имеет следующий вид: Сd = Са + MPC(Y – Та – tY). В период циклического спада для роста выпуска и занятости производится увеличение совокупного спроса (через рост госзакупок, трансфертов, денежной массы и снижение налогов). Мероприятия стимулирующей политики сдвигают функцию совокупного спроса вверх (рисунок 6.4А). Точка равновесия смещается из положения Е в положение F. Величина эффективного спроса при этом растёт (в идеале – до размеров потенциального выпуска). Фирмы реагируют на рост совокупного спроса увеличением выпуска (рисунок 6.4Б) и ростом спроса на труд (рисунок 6.4В). Благодаря эффекту мультипликатора выпуск и реальный доход увеличиваются больше, чем было, например, увеличение государственных закупок (снижение налогов, увеличение трансфертов). В точке равновесия Y = С + I + G + NX;→Y= Са + MPC(Y -— Та — tY) + I+G + NX, В то время как задачей дискреционной политики является устранение негативных последствий колебаний совокупного спроса и дохода, основная задача недискреционной политики – сгладить колебания совокупного спроса, совокупного выпуска и занятости. Комбинированная фискальная политика – одновременное изменение государственных закупок и автономных налогов. Изменение государственных закупок G и автономных подоходных налогов ∆Та оказывает своё воздействие на объём производства и совокупный доход: ∆Y = ∆Y(∆G) +∆Y(∆Та), где ∆Y(∆G) – изменение совокупного дохода, вызванное изменением государственных закупок; ∆Y(∆Та) – изменение совокупного дохода, вызванное увеличением налоговых поступлений в государственный бюджет в результате изменения подоходных налогов. Тогда ∆Y = 1/ l-MPC(l-t)•∆G +-МРС/ l-MPC(l-t)• ∆Та. Таким образом, конечное изменение объёма производства и совокупного дохода – это суммарный результат применения двух фискальных инструментов государственной политики. В период спада увеличение производства и занятости в результате одновременного изменения государственных закупок и подоходных налогов при любой комбинации этих изменений должно привести к росту расходов и снижению доходов (дефициту) государственного бюджета. Различают следующие виды бюджетного дефицита (профицита) государственного бюджета. Фактический бюджетный дефицит (профицит) – фактическое, зафиксированное статистикой сальдо бюджета: Def ф = G – ∆Та – tY*, где Y* – равновесный совокупный выпуск. Структурный бюджетный дефицит (профицит), или бюджетный дефицит (профицит) полной занятости – сознательно формируемый правительством с антициклическими целями бюджетный дефицит (профицит). Структурный бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и теми доходами, которые поступили бы в бюджет при полной занятости ресурсов: DefС = G – ∆Та – tYf, где Yf – потенциальный совокупный выпуск. Циклический бюджетный дефицит (профицит) – автоматически возникающий благодаря действию встроенных стабилизаторов, в процессе циклического спада дефицит, а в процессе циклического подъёма – профицит бюджета. Его величина равна разнице между величиной фактического и структурного дефицитов (излишков): Defц = Defф — DefС = (G1 – ∆Та – tYf) – (G2 – ∆Та – tY*) = ∆G + t(Yf – Y*). Во время экономического спада комбинированная фискальная политика будет давать тем больший эффект (∆Y1 > ∆Y2)>, чем большим фактическим бюджетным дефицитом она будет сопровождаться (|Def1|>|Def2|). Наоборот, во время экономического подъёма комбинированная фискальная политика будет давать тем больший эффект, чем большим бюджетным профицитом она будет сопровождаться. Несбалансированность государственного бюджета, таким образом, является принципом кейнсианской фискальной политики. При этом появляется проблема эффективности – проблема сочетания дискреционной и недискреционной фискальной политики, связанная с тем, что наличие встроенных стабилизаторов сокращает объём работы для дискреционной политики, но делает её менее эффективной. Если правительство всё же стремится стимулировать рост совокупного выпуска и занятости путём увеличения государственных закупок, избежав при этом образования бюджетного дефицита, то оно должно соблюдать условие: ∆G = ∆T. Тогда ∆G = ∆Т = ∆Та + t∆Y, откуда ∆Та = ∆G – t∆Y. Подставив найденное значение изменения автономных налогов в формулу итогового изменения объёма производства и совокупного дохода, будем иметь: Последнее равенство означает, что мультипликационные эффекты при проведении подобной фискальной политики отсутствуют. Полученный вывод известен как теорема Хаавельмо: мультипликатор фискальной политики, основанной на ежегодной сбалансированности бюджета, равен единице. Таким образом, соблюдение правила сбалансированности бюджета резко снижает эффективность политики государственных расходов. Выводы - в кейнсианской модели, в отличие от неокейнсианской, спрос подгоняет под себя предложение. Величина предложения приводится в соответствие с величиной эффективного спроса путём изменения выпуска; - оптимальная величина спроса на труд выводится из равновесного выпуска, равного величине эффективного спроса; - поскольку условием равновесия на рынке товаров и услуг является только равенство величины инвестиционного спроса и объёма сбережений домохозяйств, то рынок труда при этом может находиться и в неравновесии, таким образом логика кейнсианской модели противоречит закону Вальраса; - принципом кейнсианской фискальной политики является несбалансированность государственного бюджета; - соблюдения правила сбалансированного бюджета резко снижает эффективность политики государственных расходов.
Контрольные вопросы 1. Каковы особенности кейнсианской модели рынка труда? 2. Почему кейнсианская модель равновесия на рынке благ противоречит закону Вальраса? 3. Охарактеризуйте кейнсианскую модель как модель частичного экономического равновесия. 4. Какое влияние на рынок благ окажут изменения в экономической активности государства? 5. Охарактеризуйте Теорему Хаавельмо.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.50 (0.007 с.) |