Фактор национальной культуры в организационной культуре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фактор национальной культуры в организационной культуре



На содержание национальной культуры в процессе ее формирования оказывают влияние различные системы, в том числе факторы семьи; религии, образования, социализации, политики, экономики, здоровья и отдыха (рис. 6.12).

 

 


Рис. 6.12. Факторы, формирующие национальную культуру

Национальные особенности людей являются частью их личной культуры и во многом определяют их поведение. Если культура организации не вступает в противоречие с национальной культурой работников, деятельность организации будет более результативной, чем если бы имелся факт такого противоречия.

В практике управления важно решение двух вопросов: а): что надо знать о национальной культуре, как фактора возможного влияния на культуру организации; б) можно ли «сращивать» элементы разных национальных культур в рамках одной организации.

Г. Хофстид разработал модель [52] изучения национальной культуры по пяти переменным: дистанция власти, индивидуализм, мужественность, стремление избежать неопределенности, долгосрочность ориентаций. Результаты исследований Г. Хофстида десяти стран по вышеперечисленным переменным представлены табл. 6.2.

Таблица 6.2. Особенности национальных культур по Хофстиду

  Страна Дистанция власти Индивидуализм Мужествен- ность Стремление избежать неопределен-ности Долгосрочная ориентация
США 40 (Н) 91 (В) 62 (В) 46 (Н) 29 (Н)
Германия 35 (Н) 67 (В) 66 (В) 65 (С) 31 (Н)
Япония 54 (С) 46 (С) 95 (В) 92 (В) 80 (В)
Франция 68 (В) 71 (В) 43 (С) 86 (В) 30 (Н)
Голландия 38 (Н) 80 (В) 14 (Н) 53 (С) 44 (С)
Гонконг 68 (В) 25 (Н) 57 (В) 29 (Н) 96 (В)
Индонезия 78 (В) 14 (Н) 46 (С) 48 (Н) 25 (Н)
Зап. Африка 77 (В) 20 (Н) 46 (С) 54 (С) 16 (Н)
Россия 95 (В) 50 (С) 40 (Н) 90 (В) 10 (Н)
Китай 80 (В) 20 (Н) 50 (С) 60 (С) 118 (В)

 

Примечание: Цифрами указаны баллы, отражающие степень проявления той или иной переменной культуры: В -- высокая; С -- средняя; Н -- низкая; Данные по России можно (с приемлемой погрешностью) распространить и на Беларусь.

Дистанцией власти оценивается степень неравенства между людьми, которую население данной страны считает допустимой или нормальной. При этом низкая степень характеризует относительное равенство в обществе, а высокая -- сильное неравенство.

Индивидуализм характеризует готовность людей действовать в качестве индивидов, а не представителей какой-то группы. Высокая степень этой переменной предполагает, что человек находится в условиях свободных социальных связей в обществе и сам заботится о себе, своих близких и семье, равно как несет полную ответственность за все свои действия. Коллективизм это низкая степень индивидуализма. В коллективистских обществах людям с детства прививают уважение и лояльность к группам, к которым они принадлежат (семье, роду, клану или организации). В индивидуалистических обществах прививается привычка думать о себе в категориях «Я», а не «часть Нас». Индивид не рассчитывает на защиту от своей группы и не должен проявлять полную лояльность по отношению к ней, а она не обязана нести за него ответственность.

Мужественность, рассматривается в антонимической паре с женственностью, отражает отношение людей данной культуры, с одной стороны к ценностям типа «настойчивость» и «самоуверенность», «высокий уровень работы», «успех и конкуренция», которые ассоциируются в большей мере с ролью мужчины, а с другой -- к ценностям типа «жизненные удобства», «поддержание теплых личных отношений», «забота о слабых и солидарность», ассоциируемым преимущественно с ролью женщины. Речь идет о преобладании в обществе образцов поведения, присущих представителям либо мужского, либо женского пола.

Стремление избежать неопределенности свойственно людям в разной степени но оно показывает, в какой мере жители данной страны отдают предпочтение структурированным ситуациям, т.е. ситуациям с ясными и четкими поведенческими правилами. Столкнувшись с неизвестностью, часть людей испытывает повышенное волнение и беспокойство, что создает лихорадочность в работе. В странах отличающихся высокой степенью неприятия неопределенности, преобладает мнение, что все «не наше», непривычное представляет опасность. Там, где к неопределенности относятся вполне лояльно «не свое», непривычное вызывает познавательное любопытство, и люди ведут себя более ровно.

Долгосрочность ориентаций связана с обращенностью индивидов в прошлое либо в будущее. Члены общества с долгосрочной ориентацией думают о завтрашнем дне, в их поведении заметно стремление к сбережению и накоплению, они упорны и настойчивы в достижении целей. Люди с краткосрочной ориентацией оглядываются назад либо живут настоящим, они уважают традиции и наследие дедов, выполняют текущие социальные обязательства.

Г. Лэйн и Дж. Дистефано разработали модель помогающую оценить влияние национального фактора на организационную культуру. Шесть переменных модели – это проблемы, с которыми общество сталкивается на протяжении своей истории: отношение человека к природе; ориентация во времени; основа природы человека (вера); ориентация на деятельность; отношения между людьми; ориентация в пространстве. Антропологами установлено, что каждое общество по-своему справлялось с этими проблемами. Пути их решения (вариации в ценностных ориентациях) отражает матрица «культурных переменных» (табл. 6.3).

Таблица 6.3. Матрица «культурных переменных» в разных культурах

Переменная Вариации в изменении переменной
Отношение человека к природе Подчинение природе Гармония с природой Господство над природой
Ориентация во времени Жить прошлым Жить настоящим Жить будущим
Основа природы человека Человека нельзя изменить Человека можно изменить
Человек изначально «плохой» Человек изначально «нейтральный» Человек изначально «хороший»
Ориентация на деятельность От работы важно получать удовлетворение В работе важен сам процесс В работе важен результат
Отношения между людьми На основе иерархических связей На основе групповых связей На основе индивидуальных связей
Ориентация в пространстве Как частичка общества Умеренный индивидуализм сочетается с осознанием принадлежности к системе Как отдельное частное лицо
         

 

Предполагается, что каждая из указанных переменных и ее «национальная» вариация могут быть непосредственно связаны с характеристиками и вариациями их состояния в рамках культуры, преобладающей в данном обществе. Так, основа природы человека подразумевает не то, что один индивид думает о другом, а во что он верит, рассматривая возможности человека. Например, можно ли изменить человека, являются ли люди изначально плохими, хорошими или в них перемешаны разные качества.

В организации ценностные ориентации в отношении природы человека могут измеряться через систему контроля, стиль управления, организационный климат, которые также имеют вариации (табл. 6.4).

Наиболее очевидной с точки зрения влияния природы человека на организационную эффективность является система контроля. Ориентация на изначально «плохое» в природе человека предполагающая подозрительное отношение к людям обуславливает жесткую систему контроля. Готовность увидеть «нейтральное» и «хорошее» в природе человека отражается в более гибких системах контроля.

Таблица 6.4. Характеристики «культурной» переменной «вера о природе человека» и их вариации в разных организационных культурах

Характеристика Вариации характеристик
Система контроля Жесткая, основанная на подозрительности Умеренная, основанная на опыте Гибкая, основанная на информации
Стиль управления Автократический (прямое руководство) Умеренный (консультативное руководство) Демократический (участие в руководстве)
Организационный климат Противостояние, заключение контракта, достижение согласия Компромисс, уступки Сотрудничество, неформальные связи

 

У. Оучи предложил модель в которой соединил преимущества японской и американской культур. Такой симбиоз дал эффективный вариант культуры американской деловой организации типа «Z» (см. 2.2. в главе 2).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 768; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.006 с.)