Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция теории управления в хх векеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Наука управления развивалась параллельно с совершенствованием технологии производства, становлением производительных сил, производственных и общественных отношений, возникновением новых средств связи и обработки информации, изменением бизнеса. Исследования в сфере управления сосредоточены на трех основных явлениях -- задачах управления, человеке и управленческой деятельности. На начальной стадии развития учений об управлении внимание уделялось отдельным аспектам управления, т.е. изучалось преимущественно одно из перечисленных явлений. С углублением и расширением знаний об управлении и изменениями его характера все большее развитие стали получать системный, процессный и ситуационный подходы, что позволило увязать многие составляющие процесса управления в единое целое. Появление новых теоретических направлений не исключало из рассмотрения предшествующие наработки, а расширило и обогатило практику управления. Первым ученым, описавшим управление, считается французский экономист Жан Батист Сэй (1767 -- 1832), который в начале XIX в. ввел понятие антрепренерства как способа определения наиболее рационального использования имеющихся ресурсов для увеличения богатства. Становление менеджмента как науки относится к концу XIX -- началу ХХ в. Первой теоретической школой менеджмента стала научная школа, формирование которой происходило в 1890-е -- 1920-е гг. Ее появление было обусловлено необходимостью всесторонней рационализации производства и разделении труда в связи с техническим прогрессом и активным развитием техники и предприятий. Наиболее заметным вкладом этой школы в современный менеджмент стали теория организации труда Ф. Тейлора, разработки Ф. и Л. Гилбретов, Г. Гантта. Административная, или классическая, школа развилась как одно из направлений научной школы управления. Ее основу составили общие функции и принципы управления А. Файоля, теория Г. Эмерсона, философия менеджмента О. Шелдона, теория бюрократического построения организации М. Вебера, а также разработки Дж. Муни, Л. Урвика, С. Дэвиса и др. К заслугам последователей данной школы относятся разработка основ организации управленческого труда, определение функций и принципов управления, формирования рациональных организационных структур управления и основ построения бюрократической организации, процессного подхода. Особо следует отметить вклад А. Файоля, который выделил управление в самостоятельную науку и впервые использовал процессный подход к управлению, представив его как взаимосвязанную цепь повторяющихся функций управления. Данный подход получил развитие в 1940-е гг., когда управление стало рассматриваться как последовательный процесс включающий три и принятие управленческого решения -- организация исполнения управленческого решения -- контроль за его исполнением. В 1960-е гг. процессный подход и процессное управление стало реализовываться посредством организации взаимосвязанных бизнес-процессов. В 1990-е гг. теория реинжиниринга бизнес-процессов вдохнула новую жизнь в процессный подход. В 1930-е г. стало ясно, что механистическое восприятие работника как необходимого придатка к машине не способствует дальнейшему росту производительности труда, и сформировалась школа человеческих отношений, объединившая таких ученых как Э. Мэйо, М. П. Фоллетт, Ф. Ролитсбергер, У. Фотч, Ч. Белл, У. Мур, Ж. Фриман, Р. Лайкерт и др. Они доказали, что на производительность труда наряду с материальными стимулами воздействуют и социально-психологические факторы. Данная школа выработала подходы к организации как социальной системе, имеющей собственные законы развития. В 1940 -- 1950-е гг. происходило формирование бихевиористской школы менеджмента (школы поведенческих наук), которая выросла из школы человеческих отношений. Ее наиболее яркие представители -- А. Маслоу, К. Арджирис, Ф. Герцберг, Д. Мак-Клелланд, К. Альдерфер, Д. Мак-Грегор, Э. Шейн, В. Врум, Д. Кун и др. Отличительной чертой этой школы стала ориентация на поведение человека, его реакция на различные внутренние побуждения и внешние стимулы. Параллельно в 1950-е г. развилось направление -- так называемый системный подход. Концепцию общей теории систем формулировал известный биолог Л. фон Берталанфи В сфере управления это направление разрабатывали Н. Винер, А. Богданов, К. Шенон, Ч. Барнард и др. В 1950 -- 1960-е г. на базе двух последних направлений появилась эмпирическая (прагматическая) школа управления, или менеджмент бизнеса, которая сконцентрировала свой внимание на выработке практических рекомендаций для предпринимателей и менеджеров, способствующих повышению эффективности управления. Она связана с именами П. Друкера, С. Дэвиса, Д. Миллера и многих других. Оформилось стратегическое управление. Одновременно сформировался ситуационный подход, который утверждал зависимость управления от сложившейся обстановки. Становление и развитие количественного подхода – использования количественных методов оценки в менеджменте связаны с разработками теорий частного равновесия У. Дженсона и О. Курно и теорий общего равновесия А. Вальраса и В. Парето. В 1970-е г. сложилось направление социальной ответственности, утверждающее социальную ответственность государства и бизнеса перед обществом и работниками.Становление и развитие социальной школы связано с именами Э. Карнеги, Р. Вуда, М. Фридмана, К. Дэвиса и др. В 1970 -- 1980-е гг. высокие темпы развития технологий открыли качественно новый этап в истории экономики и новую страницу в управлении организациями. Большое влияние на становление систем управления оказала компьютеризация. Создание международных информационных систем способствовало ускорению процессов глобализации и международной кооперации. Для предприятий и отраслей началась эпоха постоянного технологического обновления, а для стран период непрерывной структурной перестройки их экономик. В 1980-1990-е гг. появились теории инноваций, лидерства, корпоративной и организационной культуры. Практически все учения XX в. нашли отражение в современной теории и практике управления. Их основной вклад обобщен в табл. 2.1. Таблица 2.1. Вклад различных школ и научных направлений ХХ в. в современную науку управления
Примечание. В скобках приведены годы начала активных разработок данных направлений. Источник: [35, с. 32]. Краткий обзор учений XX в. показывает динамичное развитие науки об управлении. Практика, однако, продолжает открывать перед ней новые, ранее неизвестные стороны и проблемы. В реальности ни одна организация не ограничивается при построении управленческой деятельности какой-либо одной концепцией или теорией. На ее выбор влияет складывающаяся ситуация. В современных условиях управление предприятием рассматривается в тесной связи с рынком и маркетингом. Серьезное внимание уделяется проблемам содержания и обогащения работ, сочетанию физического и умственного труда. Существенно расширяется сфера применения групповой организации выполнения работ, со стимулированием индивидуальных и общих результатов, учетом мастерства и ответственности каждого работника. Сокращается степень специализации между членами групп, практикуются многооперационность и взаимозаменяемость. Координация и контроль базируются на целевых установках самой группы как части общей цели организации. Главная задача управления -- обеспечить гибкость и адаптируемость организации к динамично изменяющимся условиям внешней среды. Теории школ и направлений Научная школа Представители данного направления пришли к заключению, что решение задачи повышения производительности труда и рационализации трудовых операций возможно на базе научной организации труда рабочих. Изначально автором идей научного управления был Фредерик Уинстоу Тейлор. Он изучал производственные процессы, устанавливал приемы выполнения трудовых операций и норм, разрабатывал инструкции и указания, регламентирующие организацию выполнения трудовых операций, внедрил в практику обучение рабочих металлургической компании г. Мидвейла (США) рациональным приемам труда. Исходным для рационализации труда, по Тейлору является изучение процесса, дающее необходимую информацию для определения рационального набора операций по его выполнению. Тейлор рассматривает научное управление в качестве средства позволяющего экономить труд при соблюдении следующих основных принципов: · разработке оптимальных методов выполнения работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий; · абсолютном следовании разработанным стандартам; · подборе, подготовке рабочих и расстановка на те рабочие места, где они могут дать наибольшую пользу; · оплате по результатам труда (стимулировании); · использовании функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по направлениям; · обеспечении доверительных отношений между рабочими и менеджерами. Тейлор различал исполнительский и распорядительный труд. Он наделял исполнительской функцией рабочих, а такие распорядительные функции как: составление плана работы, разработка научных методов для каждой рабочей специальности, отбор и обучение рабочих, анализ производственных отношений, считал составляющими работы по управлению. Тейлор предложил использовать функциональную организационную структуру, выделяя отдельные функции и закрепляя их за исполнителями. Его теория о взаимодействии администрации и рабочих доказывает плодотворность дружеских отношений между рабочими и менеджерами для реализации научного управления. Основными трудами Ф.У. Тейлора в области организации производства и управления стали «Цеховой менеджмент» (1903), «Принципы и методы научного менеджмента» (1911), «Научная организация труда» (1914). Генри Форд внес значительный вклад в развитие и признание системы Тейлора, применив ее в организации массового поточного производства и доказав ее эффективность. Форд детализировал процесс производства своих автомобилей вплоть до простейших действий и операций. Внедренная им конвейерная сборка позволила интенсифицировать производство, использовать низкоквалифицированных рабочих, резко повысить производительность труда и снизить затраты. Новая организация процесса производства потребовала создания и новой системы управления, которую Форд реализовал, руководствуясь следующими принципами: · точный расчет и планирование всего процесса производства, его ступеней, связей; · учет и планирование условий работы; · подготовка сырья, материалов, механизмов, рабочей силы; · осуществление производства по стандартной технологии; · постоянный поиск путей совершенствования производства. Свой опыт Г. Форд обобщил в книгах «Моя жизнь, мои достижения», «Сегодня и завтра». Продолжением развития научной школы управления является административная, или классическая, школа (1920 -- 1950 гг.) В отличие от Тейлора и его прямых последователей, сосредотачивавшихся на проблеме рационализации производства, представители административной школы рассматривали подходы к совершенствованию управления организацией в целом, т.е. решению общих проблем и разработке принципов управления. Анри Файоль впервые описал управление организацией как особый вид деятельности –, выделив ее в самостоятельную область знаний -- науку. Рассматривая организацию как единый организм, он пришел к выводу о наличии в любой деловой организации ряда видов деятельности (функций): · техническая деятельность (производство); · коммерческая деятельность (закупка, сбыт и обмен); · финансовая деятельность (поиск и оптимальное использование капитала); · деятельность по безопасности (обеспечение безопасности работников); · эккаунтинг (деятельность по учету и анализу); · администрирование (управление, включающее предвидение, организацию, распорядительство, координацию и контроль). Файоль пришел к выводу, что управленческая деятельность неоднозначна, ее объем и характер обусловлены размером организации, количеством уровней в управленческой иерархии и другими факторами, но постоянными остаются обязательные (общие) функции управления: предвидение, организация, распорядительство, координация и контроль. Он сформулировал четырнадцать универсальных, с его точки зрения, принципов управления: 1) разделение труда (способствует повышению квалификации исполнителей и уровня выполнения работы); 2) власть и ответственность(право отдавать команды и обязанность нести ответственность за результаты; любая власть должна основываться на авторитете личности и ответственности); 3) дисциплина (полное взаимопонимание между рабочими и менеджерами, базирующееся на уважении к правилам и договоренностям, существующим в организации; обеспечивается действиями руководства); 4) единоначалие (получение распоряжения только от одного руководителя и подотчетность только одному руководителю); 5) единство руководства(каждая группа, действующая ради общей цели, должна руководствоваться единым планом и иметь одного руководителя); 6) подчинение индивидуальных интересов общим интересам (менеджер личным примером и жестким, но справедливым управлением должен добиваться, чтобы интересы индивидов, групп и подразделений не превалировали над интересами организации); 7) вознаграждение персонала (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать людей к работе с отдачей); 8) централизация (уровень централизации и децентрализации должен определяться ситуацией и таким образом, чтобы достигались лучшие результаты); 9) цепи взаимодействия -- скалярная цепь (четкое построение порядка поступления команд от руководства к подчиненным); 10) порядок (все должны знать свое место в организации); 11) равенство -- справедливость (к работникам следует относится справедливо и по-доброму); 12) стабильность персонала (кадры должны ощущать стабильность ситуации); 13) инициатива(менеджеры должны поощрять подчиненных к выдвижению идей); 14) корпоративный дух (следует создавать дух единства совместных действий, развивать бригадную форму работы). Файолю принадлежит разработка организационной структуры линейно-функционального типа. Придавая большое значение личности руководителя, он составил перечень качеств, необходимых успешному менеджеру: · здоровье, бодрость, энергичность; · ум и интеллектуальные способности; · моральные качества (настойчивость, самостоятельность, ответственность, чувство долга); · хорошее общее образование; · управленческие способности (дар предвидения, умение разрабатывать планы действий, организационные навыки, искусство общения с людьми, способность объединять и направлять усилия многих людей и контролировать их); · общая осведомленность обо всех существенных функциях предприятия; · компетентность в той специфической области деятельности, которую избрало предприятие. Административная теория управления Файоля изложена в его работах «Теория администрации» (1900) и «Общее и промышленное управление» (1916). Гаррингтон Эмерсон обосновал необходимость комплексного подхода к решению сложных задач организации производства и управления с позиций эффективности. Под термином «производительность» Эмерсон понимал оптимальное соотношение совокупных затрат и экономического результата, т. е. экономическую эффективность. Его взгляды нашли отражение в работах «Производительность как основание для управления и оплаты труда» (1900) и «Двенадцать принципов производительности» (1912). В административной школе одно из ведущих мест занимает теория бюрократического построения организации Макса Вебера. Если Тейлор искал ответ на вопрос, что нужно сделать, чтобы рабочий работал как машина, то Вебер задавался вопросом, как добиться, чтобы вся организация работала как машина. Вебер выделял в качестве основных, следующие элементы построения бюрократической организации: · разделение труда на базе функциональной специализации; · точно определенная иерархическая система распределения власти; · система правил и норм, устанавливающих права и обязанности работников; · система правил и процедур поведения в конкретных ситуациях; · отсутствие личностного начала в межличностных отношениях; · прием в организацию на основе компетентности претендента и потребностей организации; · продвижение внутри организации на основе компетентности и широких знаний работника, которые приходят с выслугой лет; · стратегия к пожизненному найму; · четкая система карьеры, обеспечивающая продвижение наверх для квалифицированных работников; · управление административной деятельностью (разработка и установление доскональных письменных инструкций по внутрихозяйственным связям). По мнению Вебера бюрократическая система должна обеспечивать скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость. Ощутимым пробелом в теории Вебера было игнорирование индивидуальности человека. Школа научного управления внесла значительный вклад в развитие управленческой мысли. Ее ключевыми разработками стали: · выделение управления в самостоятельную науку; · научные принципы организации труда; · рационализация трудовых операций; · анализ способов выполнения работ; · разделение труда; · отбор и обучение работников; · материальное стимулирование; · анализ способов выполнения работ; · выделение общих функций управления и специальных видов управленческой деятельности; · процессный подход к управлению. Однако нельзя не отметить, что последователи научной школы и ее административного направления рассматривали организацию как закрытую систему и недооценивали роль человеческого фактора. Их учения базировались на механистическом понимании человека.
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1039; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.50.1 (0.01 с.) |