Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обучение человека поведению в организацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Становясь членом организации, человек должен освоится в ней, чтобы успешно осуществлять свою деятельность. Это предполагает приобретение следующих навыков: · усвоение своей функциональной роли --: что и как нужно делать, как сделать, как и с кем коммуницировать в процессе работы. Работник учится определять, что является более важным для организации, за что полагается вознаграждение, по каким критериям оценивается качество работы; · обучение формально-процедурным действиям -- заполнению различных анкет, форм и, оформлению заявок, процедурам назначения и проведения встреч, передачи, получения информации и подготовки ответов на нее, временного оставления рабочего места, прихода на работу и ухода, ношения специальной одежды и т.п.; · определение свого места в организации – восприятие организационных норм, ценностей и сложившихся на их основе неформальных и формальных отношений, позволяющее правильно вести себя с коллегами и руководством; · выбор способов решения собственных задач в организации и достижения личных целей -- как делать карьеру, добиваться поощрений и вознаграждений, а также использовать возможности организации либо отдельных сотрудников в сферах не связанных со служебной деятельностью. Человек, анализирует и оценивает результаты своего труда, причины собственных успехов и неудач, а также опыт и поведение коллег, обдумывает советы сослуживцев и рекомендации руководства и делает выводы, позволяющие изменить поведение в целях достижения лучшего взаимодействия с организационным окружением. С одной стороны, индивид обладает свободой в выборе форм поведения: от него зависит, будет ли он придерживаться образцов, сложившихся в организации. С другой стороны, он может принимать или не принимать ценности организации, разделять или не разделять ее цели и философию. В зависимости от того, в какой комбинации сочетаются эти составляющие, можно выделить четыре предельных типа поведения человека в организации. Первый тип -- полное принятие ценностей и норм поведения, существующих в организации. Человек искренне старается не входить в противоречие с интересами организации, быть дисциплинированным, выполнять свою роль исключительно в соответствии с установленными правилами и формами. Результаты в основном зависят от его личных возможностей и способностей, а также точности определения содержания его роли. Такой тип характеризуют как поведение преданного и дисциплинированного члена организации. Второй тип – полное следование нормам и формам поведения, приятым в организации, вопреки собственному несогласию с ее ценностями. Человека этого типа можно охарактеризовать как приспособленца. Он не надежен, так как, делая все по правилам и являясь хорошим и исполнительным работником, может в любой момент покинуть организацию или ради собственной выгоды совершить действия, противоречащие интересам организации. Третий тип – принятие ценностей организации, но отвержение существующих в ней норм поведения. Человека с таким типом поведения называют оригиналом. У него масса проблем во взаимоотношениях с коллегами и руководством, но если организация готова позволить отдельным ее членам не придерживаться устоявшихся норм поведения и предоставить им свободу выбора форм поведения, то они непременно займут в ней достойное место могут принести немалую пользу. Четвертый тип – непринятие ни норм поведения, ни ценностей организации. Это тип бунтаря, который находится в состоянии противоречия с организационным окружением и создает конфликтные ситуации. Порождаемые им проблемы существенно усложняют жизнь организации и наносят ей ущерб. Следует отметить, что такое поведение может оказаться реакцией на сложившуюся в организации негативную ситуацию, в обычной жизни несвойственной данному человеку. Организация заинтересована в том, чтобы ее члены вели себя определенным образом, и с этой целью использует два подхода: а) подбирает людей с определенными качествами, гарантирующими желаемое для организации поведении; б) влияет на человека, заставляя его модифицировать свое поведение в нужном направлении. Возможности первого подхода ограничены, поскольку непросто найти людей с нужными характеристиками, к тому же как поведение работников, так и требования к нему могут меняться во времени, входя в противоречие с критериями, по которым люди отбирались в организацию. Второй подход базируется на способности человека обучаться поведению, т.е. менять свое поведение на основе осознания предыдущего поведенческого опыта и требований, предъявляемых к его поведению окружением. Выделяют три типа обучения поведению: 1) рефлекторности действий человека, т.е. его способности, вырабатывать представление о том, что хорошо, а что плохо в результате определенных действий со стороны руководства. Например, если встречи с начальником чреваты для подчиненного негативными последствиями, то у него развивается условный рефлекс -- желание скрыться с глаз при появлении шефа; если за какие-то действия неизбежно и немедленно следует наказание, то человек рефлекторно стремиться избегать таких действий; 2) базирующийся на умении человека делать выводы из предыдущего опыта и менять свое поведение, т.е. формировать его путем сознательного осмысления результатов предыдущего поведения. Если действия имели благоприятные последствия, то их стремятся повторить вновь, если негативные -- то желание вести себя и далее аналогичным образом существенно понизится; 3) опирающийся на наблюдения за поведением (обычно чужим). Регулярно наблюдая, как ведут себя окружающие, человек автоматически подстраивается под них, перенимает их стиль, манеры, навыки выполнения операций. Процесс сознательного обучения поведению в организации. Процесс осознанного обучения поведению осуществляется в определенной последовательности (рис. 7.1).
Рис. 7.1. Процесс осознанного обучения поведению Столкнувшись с необходимостью что-то сделать, человек, руководствуясь сложившимся у него представлением о том, как это надо делать, которое базируется на достигнутом им уровне обучения поведению, осуществляет определенные действия. Полученные результаты, имеют определенные последствия для человека, их необходимо воспринять и оценить, чтобы сделать выводы относительно правильности своего поведения. При положительных выводах человек будет и далее поступать подобным образом, а при отрицательных должен откорректировать свое поведение и не повторять ошибок в аналогичных ситуациях. Руководство организации могут целенаправленно управлять процессом обучения поведению сотрудников, активно включаясь в процесс на стадии получения человеком определенных последствий осуществляемых им действий. Компенсация. Компенсация -- это внешняя реакция на поведение человека: он может что-либо приобрести или чего-то лишиться, добиться желаемого или напрасно потратить усилия в результате осуществляемых им действий. Компенсации заставляют человека думать о последствиях его поступков, таким образом она оказывает влияние на закрепление определенного или побуждает отказаться него. При отсутствии компенсации не происходит обучения поведению и заметной его модификации. Выделяют четыре типа компенсации: положительная, отрицательная, наказание и гашение. Положительная компенсация -- это вознаграждение за правильное поведение. Какой бы ни была форма вознаграждения -- материальной или моральной, оно должно четко привязываться к желаемому поведению (человек должен знать, за что его поощряют), следовать за ним и соответствовать интересам поощряемого. Положительная компенсация используется руководством для закрепления желаемого поведения работников. Отрицательная компенсация -- это устранение неприятных для человека обстоятельств при изменении им поведения в правильном направлении. Например, осознав свою неправоту он начинает вести себя должным образом и недовольство руководителя или коллег по работе сразу исчезает. При использовании отрицательной компенсации важно, чтобы реакция окружения на изменение поведения проявлялась немедленно и носила индивидуальный характер. Этот тип направлен на корректировку поведения до наступления последствий и также предполагает закрепление желаемого поведения. Наказание выступает как реакция на неверное, нежелательное для руководства или организации поведение, уже имеющее негативные последствия или неотвратимо ведущее к таковым. Посредством наказания руководство добивается устранения или сужения нежелательного поведения. Например, человек может получить выговор или замечание, быть оштрафован, лишен премии или продвижения по работе и т.п. Данный тип компенсации не столь действенен, как положительная компенсация, поскольку последствия наказания менее предсказуемы и устойчивы, чем реакция на поощрение. Наказание может вызвать личную обиду, отбить интерес, поэтому к нему как способу обучения следует относиться взвешенно, стараясь предугадать возможные побочные негативные эффекты. Ослаблению нежелательных последствий наказания способствует одновременное использование уравновешивающей положительной компенсации (вознаграждения) за позитивное поведение. Гашение -- это прекращение положительной реакции на поведение приводящее к отказу индивида от него. Если не поощрять какие-либо действия индивида, он через некоторое время откажется от них. Например, человек по привычке вмешивается во все обсуждения и разговоры, дает свои оценки заявлениям других, но если не обращать на это внимания, то через некоторое время он начнет избавляться от такой привычки. Не только выбор типа и формы компенсации, но и частота играет важную роль в процессе обучения и модификации поведения человека в нужном направлении. Используют два подхода: а) компенсация после каждого случая действия человека, или непрерывная компенсация; б) периодическая компенсация. Первый подход более эффективен по отношению к новому сотруднику, усваивающему свою роль в организации. Второй лучше способствует формированию устойчивого поведения у старых сотрудников. Человек, опираясь на имеющийся опыт, меняет свое поведение, адаптируясь к организационному окружению. Организация и ее руководство могут активно воздействовать на модификацию его поведения. Средства, влияния на процесс обучения поведению и частота их использования подвираются менеджером в зависимости от ситуации, в которой находится человек, с учетом всего многообразия факторов, влияющих на поведение индивида, его потребностей и мотивов.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 894; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.166 (0.01 с.) |