Личностные характеристики человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностные характеристики человека



Каждый человек неповторим. Речь не только о его физических данных (рост, вес, возраст) или специальных характеристиках (образование, опыт, язык общения). Люди по-разному делают одну и ту же работу, каждый по своему проявляется в аналогичных ситуациях.

Большое разнообразие, с одной стороны, расширяет возможности организации, а с другой -- порождает трудности в управлении, связанные с проблемами и конфликтами от взаимодействия человека с организационным окружением.

В планировании ролей организация стремится к стандартизации и унификации. Но если большинство ролей можно стандартизировать, то поведение людей с трудом вписывается в стандартные рамки. Для того чтобы разрешать противоречия между стандартизацией и разнообразием человека, а также между его поведением и нормами организационного окружения, необходимо знание, как человек воспринимает себя и окружающих, как он реагирует на те или иные стимулирующие воздействия, чем определяются его предпочтения, что для него неприемлемо, а что естественно. Три основополагающие личностные начала поведения человека -- восприятие, критериальные основы поведения и мотивация. Последние два были рассмотрены ранее (см. разд. 5.5 и 6.2.).

Восприятие человеком окружения. В самом общем виде восприятие можно определить как процесс получения и обработки информации. На входе -- получение информации из внешней среды, далее – ее обработка и приведение в определенный «порядок» (систематизация), а на выходе -- представление человека об окружающей среде, которое служит основой его действий (поведения).

Индивид усваивает информацию из окружения с помощью органов чувств. Она всегда фактологична и относится к данному моменту времени. Наибольший объем информации поступает через органы зрения и слуха, но важную роль играет также интуиция, которая носит предсказательный характер, позволяет нам представлять будущее, предвидеть возможные события, планировать либо предугадывать какие-либо действия. Большую роль в формировании интуиции играет наш опыт.

Восприятие человеком организационного окружения складывается из двух процессов: а) отбора информации; б) ее систематизации. Они осуществляются в соответствии с общими закономерностями, но под влиянием индивидуальных особенностей личности.

Отбор информации означает, что человек получая информацию по доступным каналам, воспринимает ее не всю, а избирательно -- только то, что имеет для него специальное значение. На отбор оказывают влияние не только физические возможности органов чувств, но и такие составляющие личности человека, как отношение к происходящему, предыдущий опыт, ценностные представления, настроение и т.п. Информация как бы пропускается через психологический фильтр. Отбор позволяет отбросить неважные или ненужные сведения однако бывает, что из-за недооценки значения той или каким-то другим причинам, человек упускает очень важный материал. Это необходимо учитывать в процессе управления.

Систематизация информации предполагает обработку и интерпретацию информации с целью приведения ее к виду, который бы позволил адекватно реагировать на определенную ситуацию. При этом процессе комплексы информационных сигналов упрощаются до синтезированных образов и категорий с определенным смыслом и значением.

Известны два способа систематизации информации: а) научный -- систематическое и последовательное преобразование информации на основе логических операций; б) «просеивание» информации на основе чувств, предпочтений, эмоций убеждений. Во втором случае информация обрабатывается по принципу: «люблю -- не люблю», «нравится -- не нравится», «хорошо -- плохо», «лучше -- хуже», «приемлемо -- неприемлемо» и т.п. Именно этот способ доминирует на практике, и даже при целенаправленном использовании первого сказывается влияние второго, так как восприятие каждого человека индивидуально и субъективно. Поэтому, чтобы эффективно взаимодействовать с людьми и управлять ими, необходимо хотя бы в общем виде знать особенности восприятия ими действительности. Среди многообразия факторов (внутренних и внешних), определяющих наше постижение окружающего, можно выделить ряд основных. Так, влияние внутренних факторов на восприятие человека имеет следующие особенности:

· люди быстрее воспринимают знакомые им сигналы, чем незнакомые;

· лучше усваиваются сигналы, по отношению к которым люди испытывают сильное чувство (как позитивного, так и негативного характера);

· имеют значение события предшествовавшее восприятию сигнала и состояние (потребности и ожидания), сложившееся к моменту его поступления.

Среди внешних факторов, особенно значимы следующие:

· интенсивность передаваемого сигнала (светлое и громкое воспринимается быстрее);

· подвижность сигнала (движущиеся сигналы усваиваются лучше, чем неподвижные);

· размер (большие объекты проще воспринимать, чем малые);

· состояние окружения, в котором находится человек (формы, цвета, звуки и т.п.).

В целом восприятие -- очень сложный и неоднозначный процесс, зависящий от многих факторов, в том числе от: предыдущего опыта; состояния человека на текущий момент и воздействия внешней среды. По причине его субъективности, даже совершенно одинаковые явления, воспринимаются каждым человеком по-своему.

Восприятие человека окружением. То, каким мы видим человека, какие черты ему приписываем, как расцениваем его поведение, принципиально важно для построения отношений с ним и дальнейшего взаимодействия. Восприятие человека окружением влияет на многие важные организационные процессы (отбор и назначение людей на должности на основе интервью; проведение переговоров; оценка предположений по результатам устного сообщения; формирование рабочих групп и т.п.).

Восприятие человека проходит две стадии: а) первое впечатление, основывающееся на небольшом количестве информации. На этой стадии на восприятие объекта оказывают сильное влияние привычки и представления воспринимающего; б) более глубокое знакомство с личностными характеристиками, стилем поведения объекта, квалификацией и подходом к выполнению обязанностей. Оно может существенно скорректировать или даже полностью изменить первое впечатление.

Восприятие человека складывается под влиянием трех составляющих:

· воспринимаемого человека;

· воспринимающего человека;

· ситуации, в которой происходит восприятие.

Воспринимаемый человек. Выделяют три группы характеристик воспринимаемого человека, которые влияют на его восприятие окружающими:

· физические;

· социальные;

· «анкетные».

Наиболее существенными физическими характеристиками являются внешность, рост, телосложение, жестикуляция, мимика и цвет кожи объекта. Психологические исследования показали, что каждая из них вызывает у воспринимающих определенные ассоциации, оказывающие сильное влияние на восприятие субъекта.

Социальными характеристиками человека, важными для окружения, являются его стиль и манера ведения разговора, стиль и манера одеваться. Не всегда выводы сделанные на основе социальных характеристик, адекватны действительности, но тем не менее играют существенную роль в формировании восприятия людей.

Анкетные данные (пол, возраст, образование, национальность, религия, сфера деятельности и т.п.) всегда влияют на мнение о человеке, поэтому, вступая в контакт с окружением, он должен предвидеть реакцию на свои «анкетные» характеристики и стараться исходя из нее строить свое взаимодействие с окружением.

Рассмотренные группы характеристик воспринимаемого человека отражают, каким он видится другим людям, но это не означает, что последние должны воспринимать его одинаково.

Воспринимающий человек. Видение воспринимающего человека определяется его собственными характеристиками, которые классифицируются по двум группам:

· уровень глубины видения ситуации;

· личностные и социальные характеристики.

Уровень глубины видения у всех людей разный: одни способны рассмотреть только отдельные упрощенные, поверхностные характеристики воспринимаемого (внешний вид, добрый или самоуверенный и т.п.), другие -- сформировать довольно подробную картину из совокупности нескольких характеристик как позитивного, так и негативного плана, находящихся в определенном соотношении (добрый, но ленивый; завистливый, но способный и т.п.).

Личностные и социальные характеристики воспринимающего в основном проявляются в его умении и желании быть терпимым, непредвзятым, априорно доброжелательно подходить к контактам с людьми и т.п. Уверенные в себе люди, обладают этими качествами в большей мере, чем закомплексованные.

Ситуация, в которой происходит восприятие рассматривается в трех аспектах, оказывающих наибольшее влияние на воспринимающего:

· это место, в котором происходит контакт (неформальная обстановка располагает к более широкому, позитивному и дружескому восприятию);

· повод, по которому совершается встреча (если он имеет для воспринимающего большое положительное значение, это позитивно отразится на восприятии человека, с которым встречаются)

· кто или от чьего имени кого организовал встречу (если инициатор – уважаемый человек или высокопоставленное лицо, то он воспринимается с большим пиитетом, нежели малознакомая личность или человек с сомнительной репутацией).

Знание роли рассмотренных факторов помогает человеку произвести первоначальное благоприятное впечатление при приеме на работу, а в дальнейшем способствует установлению хороших взаимоотношений с организационным окружением.

Характеристика индивидуальности человека. Каждый человек по-своему уникален и исключителен, т.е. обладает неповторимой индивидуальностью, благодаря относительно устойчивому набору черт и характеристик, которые определяют его действия и поведение. Относительно -- потому, что под влиянием опыта, общения с другими людьми, воспитания и образования происходит изменение его индивидуальности, причем порой очень существенное.

На формирование индивидуальности человека влияют три группы факторов:

· наследственность и физиологические особенности человека;

· факторы внешнего окружения;

· черты и особенности характера человека.

Наследственность и физиологические особенности человека Наследственность передает и сохраняет внешние черты человека, и вместе с его физиологическими особенностями определяет некоторые поведенческие черты.

Факторы внешнего окружения, воздействующие на становление личности, это культура общества, семья, принадлежность к определенным группам (организациям) и жизненный опыт. Под влиянием культуры общества человек усваивает нормы поведения, определенные ценности и верования. Семья воспитывает в детях поведенческие навыки, дает им жизненные установки, учит отношению к труду, людям, своим обязанностям и т.п. Принадлежность к определенным группам (организациям) вырабатывает определенную идентификацию, а также устойчивые нормы поведения и реакции на воздействие со стороны окружения. Жизненный опыт подсказывает человеку, какими могут быть последствия отдельных обстоятельств или событий, это позволяет ему сформировать отношение к ним и скорректировать свое поведение.

Черты и особенности характера человека, являясь неотъемлемой частью его индивидуальности, оказывают влияние на ее формирование в целом, так как человек играет активную роль в становлении и развитии своей личности.

Индивидуальность человека очень глубока по содержанию, но с позиций организации и ее можно описать с некоторой доле условности по следующим характеристикам: авторитарность; любовь и вера в людей, чувствительность к другим людям; стабильность в поведении; самооценка; восприятие риска; догматизм; комплексность осознания явлений; сфера контроля.

Авторитарность свойственная некоторым людям, проявляется в стремлении к упорядочению отношений на основе статуса и положения людей. Они предпочитают силовые методы в принятии решений и управлении, с готовностью признают власть и высоко ценят консервативные ценности.

Любовь и вера в людей движут теми, кто открыт для взаимодействия с окружающими, с готовностью включается в групповые мероприятия, легко идет на контакты, активно взаимодействует, приходит на выручку и отвергает предложение о помощи в трудных обстоятельствах.

Чувствительность к другим людям – это способность сочувствовать, сопереживать, представить себя на месте человека, которому трудно. Такие личности стремятся к общению и хорошо воспринимаются в коллективе.

Стабильность в поведении свойственна людям ответственным и в целом предсказуемым, что импонирует окружению. Если же человек неуравновешен, известен своими капризами и склонностью к неожиданным поступкам, то коллектив отвергает его.

Самооценка – представление человека о собственном поведении, возможностях, способностях, внешности и т.п. Люди с высокой самооценкой обычно добиваются большего, намечают более смелые цели и берутся решать сложные задачи. Индивиды с низкой самооценкой склонны ставить себя в зависимое положение и легко подчиняются тем, кого считают достойнее себя.

Восприятие риска обуславливает поведение человека принимающего решение: решают быстрее и готовы принимать решения недостатка информации.

Догматизм обычно характеризует людей с ограниченными взглядами. Догматики воспринимают окружение как сосредоточение угроз, ссылаются на официальное мнение и оценивают людей по их отношению к общепринятым истинам и абсолютным авторитетам. Согласно исследованиям, догматики не склонны творчески подходить к планированию своего времени при выполнении работы и слабо справляются с управленческой работой.

Комплексность осознания явлений отражает способность человека делить познаваемое явление на части, а также интегрировать и синтезировать общие представления или заключения о познаваемом объекте. Людей с высокой комплексностью осознания одичают высокие способности к обработке информации. Они рассматривают большее количество альтернатив и принимают более комплексные решения, чем люди, у которых это качество слабо развито.

Сфера контроля отражает способность человека оценивать источник факторов, определяющих его действия. Они предпочитают самостоятельно осознанно регулировать свое поведение, для них характерна внутренняя сфера контроля. Другие отдаются на волю случая, обстоятельств, действий других людей, что указывает на внешнюю сферу контроля. Первые лучше контролируют свои действия, ориентированы на достижение результата, более активны, чаще удовлетворены работой. Вторые легче адаптируются к формальным структурам и внешнему руководству.

При изучении индивидуальности человека следует учитывать его возраст, откладывающий отпечаток насостояние личности и особенности поведения.

В современном менеджменте вопросам индивидуальности работника уделяется большое внимание, так как успех организации напрямую зависит от ее умения максимально задействовать человеческий потенциал. Существует множество тестов и других инструментов, позволяющих определить критерии индивидуальности человека, оценка индивидуальности по совокупности всех факторов дает ключ к управлению человеком.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.85 (0.019 с.)