Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критериальная основа поведения людейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На выбор поведения оказывают влияние устойчивые характеристики личности человека, цели, которые он преследует, условия, в которых он действует, его возможности, динамика происходящих процессов, настроение и др. При всем разнообразии факторов поведение конкретного человека обладает определенной стабильностью и предсказуемостью. В то же время люди в одинаковых ситуациях могут вести себя совершенно по-разному, и это связано с различиями критериальной базы, воздействующей на оценку происходящих событий. Критериальная база поведения любого человека складывается из его расположения к людям, событиям и процессам, совокупности ценностей, разделяемых данным человеком, набора верований, которых придерживается человек, и принципов, которым он следует в жизни. Все эти составляющие находятся в тесном взаимодействии и взаимозависимы. Формирование критериальных основ поведения работников в соответствии с целями и задачами организации является главным в процессе создания и развития организационной культуры. При этом важно учитывать на чем основывается поведение человека, чтобы своевременно устранять возможные противоречия между его критериальной базой и элементами, положенными в фундамент организационной культуры. Расположение В общем виде расположение можно представить как априорное отношение к человеку, группе людей, явлениям, организациям, процессам и вещам, определяющее положительную или негативную реакцию на них. От расположения человека к коллегам, отдельным процессам, сложившейся обстановке, своей работе, организации в целом зависит возможность установления его нормального взаимодействия человека с организационным окружением. Одно и то же явление или действие, имеющее совершенно одинаковое проявление и подразумевающее оказание одинакового влияния на людей, может вызвать у них различную реакцию в силу несходства расположения к этому явлению или действию. У расположения имеются три компоненты: во-первых, отражающая чувства человека по отношению к объекту (нравится или нет), она называется воздействующей частью расположения; во-вторых, знания об объекте, которыми располагает человек; в-третьих, его намерения (как вести себя) по отношению к объекту. Динамическая увязка этих компонент и формирует расположение индивида к объекту. В этом процессе немалую роль играют жизненный опыт и обучение. Обычно положительное или отрицательное отношение к человека складывается в зависимости от того, вызывал ли у него данный объект удовлетворение. Формирование расположения происходит как посредством оценки опыта (удовлетворенность -- неудовлетворенность) прямого взаимодействия с объектом, так и путем его соотнесения с другими объектами, отношение к которым уже определилось ранее. Связь между поведением и расположением неоднозначна. Из нелюбви человека к чему-либо, не вытекает, что он этого полностью не приемлет. Тем не менее, его поведение находится под влиянием расположения. Ценности Набор стандартов и критериев, которым индивид следует в своей жизни, можно определить как ценности. Они составляют сердцевину личности человека, достаточно устойчивы во времени и их не бывает много. Обычно ценности рассматриваются как нормативная база морали и фундамент поведения человека. В отличие от расположений, определяющих отношение человека к объекту по принципу «нравится -- не нравится», ценности задают предпочтение человека по принципам «допустимо -- недопустимо», «хорошо -- плохо», «полезно -- вредно» и т.п. Ценности носят достаточно абстрактный и обобщающий характер и формулируются в виде заповедей, утверждений, мудростей, общих норм, разделяемых многими людьми. Если расположение всегда сугубо персонально, то носителями ценностей являются группы людей, а каждый отдельный человек определяет для себя набор ценностей, которым он следует в конкретных обстоятельствах. С течением времени этот набор может и измениться. Ценности бывают двух видов: а) имеющие отношение к цели жизни, желаемым результатам, исходу действия и т.п.; б) относящиеся к средствам, которые используются человеком для достижения целей. Первые связаны с комфортом и красотой жизни, обеспечением мира, равенства, свободы, справедливости, удовольствия, самоуважения, общественного признания, дружбы и т.п. Вторые касаются удовлетворения амбиций, открытости, честности, доброжелательности, интеллектуальности, самоконтроля и т.п. Совокупность ценностей обоих видов составляет ценностную систему человека, характеризующую его как личность. Она формируется в основном в процессе воспитания, под влиянием родителей и других близких людей. Большую роль играют образовательная система, религия, литература, средства массовой информации и т.п. Ценностная система развивается и изменяется даже в зрелом возрасте, в частности под воздействием организационного окружения. Там, где заботятся о гармонии ценностей человека и организации, проводится большая работа по четкому формулированию, разъяснению и доведению до всех сотрудников системы ценностей, которым следует организация. Верования Устойчивые представления о явлении, процессе или человеке, которые люди используют при их восприятии, можно определить как верования. Очень часто человек принимает решения на основе оценок явлений или заключений по поводу качеств этих явлений. Если данные оценки достаточно устойчивы и не требуют доказательств, то они превращаются в верования. Со временем верования могут меняться, однако пока они живут в человеке, он руководствуется ими и принимает свои верования за истину. Устойчивые представления складываются по отдельным характеристикам объекта, поэтому вокруг одного и того же объекта может бытовать несколько различных верований (например, надежный человек, хороший специалист и т.п.). На формирование верования влияют индивидуальный опыт, информация от внешних источников, общение с людьми, обладающими даром убеждать других людей в собственной правоте. Верования можно классифицировать на две большие группы: а) не имеющие оценочного характера, описывающие абсолютные и относительные характеристики объекта («этот автомобиль комфортабелен»); б) имеющие оценочный характер («этот автомобиль лучше другого автомобиля»). Известно, что верования особенно второй группы оказывают заметное влияние на расположение. Чтобы избежать ошибки в своем расположении к объекту, необходимо критически оценивать как собственные верования, так и представления других людей. Принципы На основе ценностей формируются принципы -- устойчивая форма проявления системы ценностей, воплощение верований в виде определенных стандартов поведения. В жизни многих людей принципы играют очень большую роль, регулируя образ их действий посредством норм поведения, ограничений, табу, устойчивых форм реакции на явления, процессы и людей. Индивид не всегда осознает, какие ценности и верования нашли свое воплощение в признаваемых им отдельных принципах. Последние часто воспринимаются людьми как верования, и им следуют, не задаваясь, насколько это оправдано. Отдельные индивиды самостоятельно вырабатывают принципы, но традиционно принципы перенимаются из окружения вместе с воспитанием и другими формами познания окружающей действительности. Этика Этика формируется в процессе социальной практики людей. Специфика этики состоит в том, что цели практической деятельности формулируются в ней в форме идей о должном, о добре и зле, в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Этика рассматривает поведение и духовный мир человека лишь постольку, поскольку они определяются социально-историческими законами нравственности, отвечают или не отвечают моральным требованиям и обладают нравственным значением (ценности). Нормативная этика отвечает на вопросы, чем должен руководствоваться человек в своих поступках (как поступать). Прежде всего, она анализирует социальный механизм морали и ее сторон -- природу нравственной деятельности, моральных отношений и морального сознания, обосновывает нравственные принципы, в которых отражаются социально-исторические потребности человека. Мораль -- форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Она регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни -- в труде и быту, в политике и науке, в семье и общественных местах. Мораль и социальное управление два важных способа воздействия на поведение людей. Понятие нравственность часто используется как синонимом морали. Однако существует и другая версия интерпретации этих терминов: мораль -- форма сознания, регуляция поведения посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического принуждения и контроля, групповых критериев, общественного мнения; нравственность -- область практических поступков, обычаев, нравов, сфера нравственной свободы личности, когда общественныее и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами. Нравы -- это обычаи, имеющие нравственное значение (ценность), поддерживаемые в обществе посредством моральных отношений. Понятие нравы близко к понятию норм поведения, но характеризует не способ поддержания поведения, а содержание поведения (как именно принято поступать), присущего данному обществу, социальной группе, классу, коллективу. В отличие от простых обычаев, нравы поддерживаются не просто силой заведенного и общепринятого порядка, а получают идейное обоснование в представлениях о том, как должно поступать. Простейшие из них нормы, в свою очередь обосновываются как разумные и целесообразные посредством более сложных форм сознания -- моральных принципов, идеалов, понятий добра и зла и пр. Содержание и типы организационной культуры Содержание организационной культуры Модель Сате иллюстрирует содержание отношений, свойственных организационной культуре (рис. 6.3).
Рис. 6.3. Содержание отношений организационной культуры по Сате На основе разделяемых определенных предположений членами организации вырабатываются свойства, верно понимаемые другими работниками. В частности, создается особое физическое окружение, вырабатывается язык общения, совершаются адекватно воспринимаемые действия, проявляются понятные всем чувства и эмоции. Все это, облегчает общение, упрощает разговор, наблюдение, прочтение, позволяет понять чувства окружающих и интерпретировать культуру организации, т.е. придать свое значение событиям и действиям, осмыслить рабочую обстановку, чтобы соответствующим образом участвовать в коммуникациях, быть понятным в доводах и адекватным в поведении. Поведение людей и групп внутри организации напрямую связано с нормами поведения, вытекающими из разделяемых предположений, а результаты поведения в свою очередь оказывают воздействие на формирование разделяемых предположений. Э. Шейн выделил три уровня изучения организационной культуры (рис. 6.4). I уровень -- внешние факты, т.е. видимое поверхностное, символическое проявление организационной культуры, в том числе применяемая технология и архитектура организации, использование пространства и времени, наблюдаемое поведение, язык, лозунги и т.п. -- все то, что можно ощущать и воспринимать (видеть, слышать, обонять, осязать). На этом уровне явления и вещи легко обнаружить, но не всегда возможно описать в терминах организационной культуры.
Рис. 6.4. Уровни изучения организационной культуры по Шейну II уровень -- ценностные ориентации и верования. Это более глубокий уровень организационной культуры, требующий углубленного осмысления и знакомства с людьми. Ценности и верования, разделяемые членами организации, оцениваются по состоянию физического окружения и социального консенсуса. Анализируется, в какой степени ценности организации нашли отражение в символах и языке, осознанно воспринимаются работниками и соответствуют их желаниям. III уровень -- базовые предположения, такие как: отношение к природе, понимание реальности, ощущение времени и пространства, отношение к человеку и работе. Это скрытые и принимаемые подсознательно и бездоказательно предположения, их трудно осознать и сформулировать, но они руководят поведением людей, влияют на восприятие атрибутов, которые характеризуют организационную культуру. Содержание организационной культуры влияющее на направленность поведения, определяется не простой суммой предположений, а тем, как последние связаны между собой. При одинаковом наборе предположений, но различном их порядке сочетания получаются разные результаты, т.е. формируются не идентичные образцы поведения.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.223 (0.009 с.) |