Тема 2. 3. Негативные факторы в системе «человек – среда обитания» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 3. Негативные факторы в системе «человек – среда обитания»



 

БЫТОВЫЕ негативные факторы включают:

- воздух, загрязненный продуктами сгорания природного газа;

- выбросы ТЭС, АЭС;

- выбросы промышленных предприятий, автотранспорта и мусоросжигающих устройств;

- вода, с избыточным содержанием вредных примесей;

- недоброкачественная пища;

- шум, инфразвук, вибрация, электромагнитные поля;

- медикаменты, при неправильном или избыточном их использовании;

- алкоголь, табачный дым;

- бактерии, аллергены.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ негативные факторы включают:

1. Вредные негативные производственные факторы:

- запыленность и загазованность воздуха;

- шум, вибрации, электромагнитные поля, ионизирующее излучение;

- повышенные или пониженные параметры атмосферного воздуха;

- недостаточное или неправильное освещение;

- тяжелый физический труд, монотонность деятельности;

- наличие токсичных веществ;

2. Травмирующие негативные производственные факторы:

- огонь;

- ударная волна;

- горячие или переохлажденные поверхности;

- электрический ток;

- транспортные средства и подвижные части машин;

- острые и падающие предметы;

- острое ионизирующее облучение.

Кроме опасности негативного воздействия на человека, бытовые и производственные факторы являются источником опасности для окружающей среды, т.к. отходы сопровождают работу любого предприятия и сферу услуг.

К загрязнителям атмосферы относят:

- газообразные выбросы предприятий и автотранспорта;

- наличие токсичных веществ – оксид углерода, диоксид серы, оксиды азота, углеводороды;

- продукты сжигания мусора;

Загрязнители поверхностных вод делятся на:

- биологические – микроорганизмы, вызывающие брожение воды, попадают в водоемы со стоками пищевой, медико – биологической, целлюлозо – бумажной промышленности;

- химические – изменяют химический состав воды, к ним относят нефтепродукты, тяжелые металлы, минеральные удобрения, пестициды, моющие средства;

- физические – изменяют прозрачность (мутность) воды, попадают при сбросах из выработок шахт, карьеров, смывах с территорий промышленных зон, транспортных магистралей, за счет осаждения атмосферной пыли.

К загрязнителям почвы относят:

- добыча полезных ископаемых и их обогащение;

- захоронение бытовых и промышленных отходов;

- проведение военных учений и испытаний;

- внесение избытка удобрений и использование пестицидов;

- радиоактивные вещества, содержащиеся в выбросах ТЭС И АЭС;

Энергетические загрязнения окружающей среды вызывают:

- вибрации от строительных машин, рельсового транспорта и технологического ударного оборудования;

- шум, создаваемый транспортными средствами, промышленным оборудованием, санитарно – техническими установками;

- электромагнитные поля от радиотехнических объектов, телевизионных и радиолокационных станций, термические цехи и участки;

- ионизирующее облучение от космического излучения, медицинских аппаратов, радиоактивных осадков, авиационного транспорта;

- переработка и захоронение ядерных отходов.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое – урбанизация? Почему является фактором перехода биосферы в техносферу?

2. В чем отличие двух видов опасностей антропогенного характера: аварии и катастрофы?

3. Каким образом можно осуществить аэрацию помещения?

4. Какой прибор используют для длительного наблюдения за изменением температуры?

5. Какие источники света используют в промышленности?

6. Приведите примеры бытовых негативных факторов.

7. Какие вредные вещества могут находиться в воздухе?

8. Приведите несколько способов очистки выбросов предприятий.

 

РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

 

 

ТЕМА 3.1 Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

 

Здоровье – это ценность, данная человеку природой, сохранить которую без изменений очень сложно.

Здоровый человек имеет высокие показатели работоспособности, хорошее настроение, что значительно повышает уровень жизни не только самого человека, но и окружающих. Следовательно, чем больше в обществе здоровых физически и духовно людей, тем выше уровень жизни всего общества.

Кроме негативных факторов бытовой и производственной среды, оказывающих влияние на организм, сам человек может стать причиной разрушения собственного здоровья. Это наличие вредных привычек, отказ от занятий спортом, отсутствие профилактических медицинских осмотров, самолечение.

К вредным привычкам, разрушающим здоровье относят: курение, злоупотребление алкогольными напитками, использование психоактивных препаратов. Употребление алкоголя и наркотиков разрушает не только физическое, но и духовное здоровье человека, поэтому такие люди становятся проблемой для родных и близких, и зачастую выпадают из жизни общества.

При чрезвычайных ситуациях человек может получить повреждения, исход которых нередко зависит от своевременности и грамотности оказания первой помощи пострадавшим.

Для того чтобы правильно оказать первую помощь необходимо различать виды повреждений. Все травмы можно условно разделить на две основные группы – открытые и закрытые.

Открытые ранения, в зависимости от ранящего орудия, делятся на: резанные, рубленные, колотые, рваные, ушибленные и огнестрельные.

Ранения чаще всего сопровождаются сильным кровотечением, шок и быстрым распространением инфекции. Поэтому при оказании первой помощи необходимо соблюдать следующие обязательные условия:

- провести временную остановку кровотечения - прижатием сосуда, фиксацией конечности в положении максимального сгибания или разгибания, наложением жгута;

- закрыть рану антисептической повязкой, если необходимо, удаляя предварительно одежду.

Кроме получения травмы, человек может пострадать от воздействия электрического тока, вредных веществ, открытого огня, нагретых и переохлажденных поверхностей. Все это требует специальных знаний для грамотного оказания первой помощи.

При воздействии электрического тока необходимо в первую очередь прекратить контакт человека с электрической цепью, затем по состоянию пострадавшего определяются дальнейшие действия.

При отравлении дыхательных путей нужно изолировать человека из зоны загазованности, максимально снизив дальнейшее воздействие вредных веществ, снабдив его противогазом.

При термических ожогах от открытого пламени или нагретых поверхностей необходимо наложить антисептическую повязку на участки ожогов, если они небольшие, либо полностью закрыть человека чистым полотном во избежание попадания пыли и бактерий.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Приведите примеры вредных привычек, разрушающих здоровье.

2. Какие группы травм вы знаете?

3. Как выглядит колотая рана?

4. Приведите правила оказания первой помощи при ожогах?

5. Человек потерял сознание, ваши действия?

6. Каким образом можно снизить шоковое состояние пострадавшего?

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Контрольная работа состоит из 10 вариантов. Вариант контрольной работы подбирается индивидуально по порядковому номеру в списке группы.

Контрольная работа включает в себя три теоретических вопроса, раскрывая их необходимо пользоваться литературой. При ответах должны использоваться не менее трех источников, которые указываются в тетради. Ответы должны содержать сущность, быть краткими, но полными.

 

ВОПРОС № 1

 

1. Чрезвычайные ситуации военного времени. Ядерное оружие, краткая характеристика поражающих факторов. Зоны разрушений.

2. Чрезвычайные ситуации природного характера. Землетрясения, основные опасности. Шкала оценки.

3. Чрезвычайные ситуации мирного времени. Радиационно опасные объекты, меры безопасности при их эксплуатации.

4. Противопожарная профилактика на пожаро – взрывоопасных объектах. Активные и пассивные средства. Первичные средства тушения пожаров. Сигнализация, связь.

5. Убежища – как средство коллективной защиты. Правила расположения, внутренние приспособления, эксплуатация.

6. Чрезвычайные ситуации военного времени. Химическое оружие, особенности воздействия на человека. Приведите отравляющие свойства двух веществ.

7. Опишите, что включают в себя аварийно – спасательные работы, какие службы занимаются этими работами.

8. Чрезвычайные ситуации мирного времени. СДЯВ, меры безопасности при их использовании. Приведите примеры двух веществ, относящихся к СДЯВ, с указанием характера действия на человека.

9. Чрезвычайные ситуации военного времени. Биологическое оружие, особенности использования. Способы защиты.

10. Чрезвычайные ситуации мирного времени. Сосуды, работающие под давлением и баллоны создают опасность взрыва. Меры безопасности при их эксплуатации.

 

 

ВОПРОС № 2

 

1. Дайте краткую характеристику бытовым негативным факторам, оказывающим влияние на человека и окружающую среду.

2. Производственные негативные факторы, влияющие на жизнедеятельность человека. Характер действия на человека.

3. Понятие безопасности, возможности ее обеспечения. Мониторинг – как основная система безопасности.

4. Загрязнение почвы, краткая характеристика источников загрязнения. Способы предотвращения.

5. Приведите краткую характеристику причин возникновения техногенных аварий.

6. Энергетические загрязнения окружающей среды. Охарактеризуйте источники излучений, способы снижения.

7. Источники загрязнения атмосферы. Способы очистки газообразных выбросов промышленности.

8. Биосфера – как среда обитания, переход к техносфере. Характеристика факторов перехода.

9. Загрязнение поверхностных вод. Источники, способы их обезвреживания, нейтрализации.

10. Показатели безопасности технических систем. Предупредительные, нормативные и максимальные показатели.

 

ВОПРОС № 3

 

1. Правила оказания первой помощи пострадавшим от воздействия вредных и отравляющих веществ на органы дыхания.

2. Вентиляция производственных помещений. Достоинства и недостатки естественной и механической вентиляции. Виды вентиляции по способу подачи воздуха.

3. Здоровый образ жизни, его влияние на жизнедеятельность человека. Здоровье физическое и духовное.

4. Отопление производственных помещений. Виды теплоносителей, особенности использования.

5. Кондиционирование, сравнительная характеристика с вентиляцией.

6. Виды ран. Правила оказания первой помощи при ранениях.

7. Метеорологические условия производственной среды. Параметры микроклимата, способы контроля.

8. Производственная санитария. Показатели и нормы.

9. Освещение производственных помещений. Виды, требования. Источники электрического света.

10. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Основная

 

1.Безопасность жизнедеятельности / под общей ред. С.В.Белова. – М: Высшая школа, НМЦ СПО, 2000. – 343 с.

 

2.Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для студентов учебных заведений среднего профессионального образования. – М: Просвещение, 2003. – 284 с.

 

3.Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 416 с.

 

 

Дополнительная

 

1.Безопасность жизнедеятельности. Ч. 1-2 / под ред. профессора Э.А.Арустамова. – М: Маркетинг, 1999. – 304 с.

 

2.Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний. – М: Просвещение, 1998. – 213 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.183 (0.028 с.)