Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1 чрезвычайные ситуации мирного и военного времени↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«ДЗЕРЖИНСКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ КРАСНОЙ АРМИИ» Методические рекомендации и контрольные задания по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
для обучающихся заочно по специальностям 240401 «Химическая технология органических веществ» 240301 «Химическая технология неорганических веществ»
Составлено: преподавателем ФГОУ СПО «Дзержинский химический техникум имени Красной Армии» Чуевой М.М.
Безопасность жизнедеятельности. Методические рекомендации и контрольные задания для обучающихся заочно.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» дает учащимся знания о возможных опасностях, возникающих в быту, на производственном участке или в результате военных действий. В процессе изучения предмета можно опираться на базовые знания, полученные по следующим дисциплинам: «Химия», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Основы химической технологии» и др. По окончании курса учащиеся должны:
Иметь представление: - о принципах обеспечения устойчивости объектов экономики в условиях природных и техногенных чрезвычайных ситуаций; - о проведении мероприятий по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; - о здоровье и здоровом образе жизни
Знать: - основные источники чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; - структуру, назначение и основные задачи гражданской обороны; - организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; - влияние на человека вредных привычек
Уметь: - оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим
РАЗДЕЛ 1 ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Чрезвычайные ситуации мирного характера. В мирное время опасность чрезвычайных ситуаций представляют аварии и катастрофы, происходящие на радиационно – опасных объектах, химически – опасных объектах, пожаро – взрывоопасных объектах. Радиационно – опасными называют объекты народного хозяйства, использующие в своей деятельности источники ионизирующего излучения. Радиационные аварии по масштабам делятся на три типа: - локальная авария – это авария, радиационные последствия которой ограничиваются одним зданием; - местная авария – радиационные последствия ограничиваются зданиями и территорией АЭС; - общая авария – радиационные последствия которой распространяются за территорию АЭС. После аварии основным источником опасности является внешнее облучение. Внутреннее облучение развивается в результате поступления радионуклидов в организм с продуктами питания и водой. Химически опасными объектами называют объекты народного хозяйства, производящие, хранящие или использующие аварийно – химические опасные вещества (АХОВ). К химически опасным объектам относятся: - предприятия химической, нефтеперерабатывающей промышленности; - водоочистные и другие очистные сооружения, использующие в качестве дезинфицирующего вещества хлор; - предприятия пищевой, мясо – молочной промышленности, хладокомбинаты, продовольственные базы, имеющие холодильные установки, в которых в качестве хладагента используется аммиак; - железнодорожные станции, имеющие пути отстоя подвижного состава со СДЯВ; - железнодорожные станции выгрузки и погрузки СДЯВ; - склады и базы с запасом ядохимикатов и других веществ для дезинфекции, дезинсекции и дератизации. Аварийные выбросы сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ) могут произойти при повреждениях и разрушениях емкостей при хранении, транспортировке или переработке. Кроме того, некоторые химические нетоксичные вещества в определенных условиях (взрыв, пожар) в результате химической реакции могут образовать СДЯВ. В случае аварии происходит не только заражение приземного слоя атмосферы, но и заражение водных источников, продуктов питания, почвы. Пожаро– и взрывоопасные объекты – предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву. По взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности все объекты подразделяются на шесть категорий: А,Б,В,Г,Д,Е. Особенно опасными являются объекты, относящиеся к категории: А,Б,В. Категория А – взрывопожароопасная: нефтеперерабатывающие заводы, химические предприятия, склады нефтепродуктов, трубопроводы. Категория Б – взрывопожароопасная: цехи приготовления и транспортировки угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры, выборные и размольные отделения мельниц. Категория В – пожароопасная: лесопильные, деревообрабатывающие, столярные, модельные производства. Опасными факторами пожара или поражающими являются: - открытый огонь и искры; - повышенная температура окружающей среды и предметов; - токсичные продукты горения, дым; - понижения концентрация кислорода; - падающие части строительных конструкций, агрегатов, установок. Поражающими факторами взрыва являются: - воздушная взрывная волна, основным параметром которой является избыточное давление в ее фронте; - осколочные поля, создаваемые летящими обломками взрывающихся объектов, поражающее действие которых определяется количеством летящих осколков, их кинетической энергией и радиусом разлета;
ТЕМА 1.2 Организационные основы по защите населения от чрезвычайных ТЕМА 1.3 Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного И военного времени Защита населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью не допустить поражения людей или максимально снизить степень воздействия поражающих факторов. Одним из важнейших принципов защиты населения в ЧС является накопление средств индивидуальной защиты человека от опасных и вредных факторов и поддержание их в готовности для использования, подготовку мероприятий по эвакуации населения из опасных зон и использованию средств коллективной защиты населения (защитных сооружений). - Убежища – это защитные сооружения герметического типа, защищающие от всех поражающих факторов ЧС мирного и военного времени. По вместимости различают малые (до 600 чел.), средние (600 – 2000 чел.), большие (более 2000чел.). Находясь в убежище люди могут не использовать средства индивидуальной защиты кожи и органов дыхания. Убежища оборудуют для возможного пребывания в них людей не менее двух суток. - Противорадиационные укрытия – это сооружения, защищающие людей от ионизирующего излучения, заражения радиоактивными веществами, каплями АОХВ и аэрозолей биологических средств. ПРУ должны быть обеспечены санитарно – техническими устройствами для длительного пребывания в них людей. - Укрытия простейшего типа – это щели, траншеи, землянки. На их возведение не требуется много времени, но они могут эффективно защищать людей от определенных факторов ЧС: светового излучения, проникающей радиации и действия ударной волны. Убежища и противорадиационные укрытия относятся к заблаговременно возводимым защитным сооружениям, которые представляют собой капитальные строения из долговечных несгораемых материалов. Укрытия простейшего типа относят к быстровозводимым строениям, сооружаемым в особый период при угрозе чрезвычайной ситуации с применением подручных материалов. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ (СИЗ) предназначены для предотвращения попадания внутрь радиоактивных, отравляющих веществ и биологических средств. В соответствии с этим СИЗ делятся по назначению на средства защиты органов дыхания, средства защиты кожи и медицинские средства. В зависимости от принципа защиты все СИЗ делятся на: - изолирующие – полностью изолирующие человека от факторов окружающей среды; - фильтрующие – очищающие воздух от вредных примесей. К средствам защиты органов дыхания относятся противогазы и респираторы, а также простейшие средства – противопылевая тканевая маска и ватно – марлевая повязка. Основным средством защиты является противогаз. Он предназначен для защиты органов дыхания, лица и глаз человека от воздействия отравляющих веществ в виде пара, радиоактивных веществ, болезнетворных микробов и токсинов. При отсутствии маски и повязки можно использовать наиболее простые средства: ткань, сложенную в несколько слоев, полотенце, шарф, платок и т.д. Средства защиты кожи предназначены для защиты открытых участков тела, одежды и обуви от попадания аварийно – опасных химических веществ, радиоактивных веществ и биологических средств. К изолирующим средствам защиты кожи относятся общевойсковой защитный комплект (ОЗК) и специальная защитная одежда, выполненная из воздухонепроницаемых материалов. Фильтрующие средства защиты кожи изготавливают в виде хлопчатобумажного обмундирования и белья, пропитанных специальными химическими веществами, поглощающими или нейтрализующими пары ОВ. Фильтрующими средствами защиты кожи может стать обычная одежда и белье, если их пропитать мыльно – масляной эмульсией. К медицинским средствам защиты относятся: - аптечка индивидуальная; - индивидуальный противохимический пакет. Включающие в себя радиозащитные средства, антидоты (противоядия), антибактериальные препараты, средства частичной санитарной обработки. Аварийно – спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) – это комплекс организационных мероприятий, направленных на всестороннюю подготовку сил и средств, а также выполнение задач по ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Спасательные работы проводятся в целях розыска пострадавших и извлечения их из – под завалов, разрушенных сооружений, оказания им первой помощи, эвакуации из очагов поражения или районов ЧС в лечебные учреждения. Другие неотложные работы имеют целью создать условия для проведения спасательных работ и обеспечить локализацию и ликвидацию последствий аварий на сетях коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи. Для организованного проведения АСДНР создаются силы для выполнения задач по спасению людей и ликвидации последствий ЧС. Необходимость создания сил быстрого реагирования на различные чрезвычайные ситуации обусловлена стремительным ростом аварий, катастроф, влиянием на повседневную деятельность человека различных последствий стихийных бедствий.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите наиболее опасное стихийное явление. Обоснуйте. 2. В чем существенное отличие ядерного взрыва от обычного? 3. Что происходит в зоне средних разрушений, образующейся после ядерного взрыва? 4. Как проявляется воздействие ОВ нервно – паралитического характера? 5. Что означает инкубационный период действия биологического оружия? 6. Опишите характер действия нескольких веществ, относящихся к СДЯВ? 7. Что включает в себя чрезвычайный режим работы службы ГО? 8. Какой вид средств коллективной защиты спасет от всех опасных факторов ЧС? 9. Как можно защитить органы дыхания, если под рукой нет СИЗ? 10. Какие работы относятся к разряду спасательных?
Вопросы для самоконтроля 1. Что такое – урбанизация? Почему является фактором перехода биосферы в техносферу? 2. В чем отличие двух видов опасностей антропогенного характера: аварии и катастрофы? 3. Каким образом можно осуществить аэрацию помещения? 4. Какой прибор используют для длительного наблюдения за изменением температуры? 5. Какие источники света используют в промышленности? 6. Приведите примеры бытовых негативных факторов. 7. Какие вредные вещества могут находиться в воздухе? 8. Приведите несколько способов очистки выбросов предприятий.
Вопросы для самоконтроля
1. Приведите примеры вредных привычек, разрушающих здоровье. 2. Какие группы травм вы знаете? 3. Как выглядит колотая рана? 4. Приведите правила оказания первой помощи при ожогах? 5. Человек потерял сознание, ваши действия? 6. Каким образом можно снизить шоковое состояние пострадавшего?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Контрольная работа состоит из 10 вариантов. Вариант контрольной работы подбирается индивидуально по порядковому номеру в списке группы. Контрольная работа включает в себя три теоретических вопроса, раскрывая их необходимо пользоваться литературой. При ответах должны использоваться не менее трех источников, которые указываются в тетради. Ответы должны содержать сущность, быть краткими, но полными.
ВОПРОС № 1
1. Чрезвычайные ситуации военного времени. Ядерное оружие, краткая характеристика поражающих факторов. Зоны разрушений. 2. Чрезвычайные ситуации природного характера. Землетрясения, основные опасности. Шкала оценки. 3. Чрезвычайные ситуации мирного времени. Радиационно опасные объекты, меры безопасности при их эксплуатации. 4. Противопожарная профилактика на пожаро – взрывоопасных объектах. Активные и пассивные средства. Первичные средства тушения пожаров. Сигнализация, связь. 5. Убежища – как средство коллективной защиты. Правила расположения, внутренние приспособления, эксплуатация. 6. Чрезвычайные ситуации военного времени. Химическое оружие, особенности воздействия на человека. Приведите отравляющие свойства двух веществ. 7. Опишите, что включают в себя аварийно – спасательные работы, какие службы занимаются этими работами. 8. Чрезвычайные ситуации мирного времени. СДЯВ, меры безопасности при их использовании. Приведите примеры двух веществ, относящихся к СДЯВ, с указанием характера действия на человека. 9. Чрезвычайные ситуации военного времени. Биологическое оружие, особенности использования. Способы защиты. 10. Чрезвычайные ситуации мирного времени. Сосуды, работающие под давлением и баллоны создают опасность взрыва. Меры безопасности при их эксплуатации.
ВОПРОС № 2
1. Дайте краткую характеристику бытовым негативным факторам, оказывающим влияние на человека и окружающую среду. 2. Производственные негативные факторы, влияющие на жизнедеятельность человека. Характер действия на человека. 3. Понятие безопасности, возможности ее обеспечения. Мониторинг – как основная система безопасности. 4. Загрязнение почвы, краткая характеристика источников загрязнения. Способы предотвращения. 5. Приведите краткую характеристику причин возникновения техногенных аварий. 6. Энергетические загрязнения окружающей среды. Охарактеризуйте источники излучений, способы снижения. 7. Источники загрязнения атмосферы. Способы очистки газообразных выбросов промышленности. 8. Биосфера – как среда обитания, переход к техносфере. Характеристика факторов перехода. 9. Загрязнение поверхностных вод. Источники, способы их обезвреживания, нейтрализации. 10. Показатели безопасности технических систем. Предупредительные, нормативные и максимальные показатели.
ВОПРОС № 3
1. Правила оказания первой помощи пострадавшим от воздействия вредных и отравляющих веществ на органы дыхания. 2. Вентиляция производственных помещений. Достоинства и недостатки естественной и механической вентиляции. Виды вентиляции по способу подачи воздуха. 3. Здоровый образ жизни, его влияние на жизнедеятельность человека. Здоровье физическое и духовное. 4. Отопление производственных помещений. Виды теплоносителей, особенности использования. 5. Кондиционирование, сравнительная характеристика с вентиляцией. 6. Виды ран. Правила оказания первой помощи при ранениях. 7. Метеорологические условия производственной среды. Параметры микроклимата, способы контроля. 8. Производственная санитария. Показатели и нормы. 9. Освещение производственных помещений. Виды, требования. Источники электрического света. 10. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1.Безопасность жизнедеятельности / под общей ред. С.В.Белова. – М: Высшая школа, НМЦ СПО, 2000. – 343 с.
2.Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для студентов учебных заведений среднего профессионального образования. – М: Просвещение, 2003. – 284 с.
3.Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 416 с.
Дополнительная
1.Безопасность жизнедеятельности. Ч. 1-2 / под ред. профессора Э.А.Арустамова. – М: Маркетинг, 1999. – 304 с.
2.Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний. – М: Просвещение, 1998. – 213 с.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«ДЗЕРЖИНСКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ КРАСНОЙ АРМИИ» Методические рекомендации и контрольные задания по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
для обучающихся заочно по специальностям 240401 «Химическая технология органических веществ» 240301 «Химическая технология неорганических веществ»
Составлено: преподавателем ФГОУ СПО «Дзержинский химический техникум имени Красной Армии» Чуевой М.М.
Безопасность жизнедеятельности. Методические рекомендации и контрольные задания для обучающихся заочно.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» дает учащимся знания о возможных опасностях, возникающих в быту, на производственном участке или в результате военных действий. В процессе изучения предмета можно опираться на базовые знания, полученные по следующим дисциплинам: «Химия», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Основы химической технологии» и др. По окончании курса учащиеся должны:
Иметь представление: - о принципах обеспечения устойчивости объектов экономики в условиях природных и техногенных чрезвычайных ситуаций; - о проведении мероприятий по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; - о здоровье и здоровом образе жизни
Знать: - основные источники чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; - структуру, назначение и основные задачи гражданской обороны; - организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; - влияние на человека вредных привычек
Уметь: - оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим
РАЗДЕЛ 1 ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 943; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.176.176 (0.01 с.) |