Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Защитные факторы и копинг-поведениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Биологические изменения пубертата, как и социальные перемены, относящиеся к переходу из начальной в среднюю и старшую школу, требуют значительной психологической адаптации. Здесь мы рассмотрим факторы риска, защитные факторы и копинг-поведение. Факторы риска. Факторами, подвергающими подростков риску депрессии и стрессовых реакций, являются следующие. 1. Негативный образ тела, который, как полагают, приводит к депрессии и нарушениям питания. 2. Повышенная рефлексия о себе и будущем, которая может приводить к депрессии, если подросток увязает в негативных переживаниях. 3. Семейная дисфункция или проблемы с психическим здоровьем у родителей, которые могут вызывать стрессовые реакции и депрессию, а также нарушения поведения. 4. Супружеский разлад или развод и материальные трудности в семье, которые приводят к депрессии и стрессу. 5. Низкая популярность среди сверстников, которая связана с депрессивным состоянием у подростков и относится к наиболее верным прогностическим признакам взрослой депрессии. 6. Слабые успехи в школе, ведущие к депрессии и разрушительному поведению у мальчиков, но, по всей вероятности, не влияющие так на девочек. В Соединенных Штатах многие девочки выходят из раннего подросткового возраста с неудовлетворительным Я-образом, относительно низкими ожиданиями от жизни и намного меньшей уверенностью в себе, чем мальчики (American Association of University women, 1991; Orenstein, 1994; Zimmerman, Copeland, Sho-pe & Dielman, 1997). В 9 лет большинство девочек испытывают позитивные чув- Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 555 ства к себе, но ко времени старшей школы такое утверждение верно по отношению менее чем к одной трети. Хотя у мальчиков несколько снижается самооценка в средней школе, это снижение не столь велико, как у девочек. Существуют значительные этнические различия в снижении самооценки: оно выглядит феноменом, обнаруживаемым в основном среди тех, кто идентифицируют себя как белые. Обследования показывают, что чернокожие подростки, видимо, черпают самоуважение скорее из своих семей и сообществ, чем из опыта в школе. Чернокожих девочек могут окружать сильные женщины, которыми они восхищаются. Кроме того, родители этих подростков часто говорят им, что у них все в порядке, проблемы в том, как к ним относится внешний мир. С другой стороны, белые девочки могут чрезмерно реагировать на социальные стимулы в школе, где предпочитаемыми являются мальчики, как мы отмечали в предыдущих главах. К 15-16 годам многие белые девочки полны сомнений в себе. Сталкиваясь с проблемами в учебе, например при изучении математики, они склонны упрекать себя, в то время как мальчики чаще обвиняют предмет или учителя (Daley, 1991). Как выразила это Кэрол Гиллиган: Это [исследование] делает невозможным разговор о том, что происходящее с девочками — просто вопрос гормонов... Если бы дело обстояло так, то снижение самооценки происходило бы у всех девочек и примерно в одно и то же время. Эта работа вызывает различные вопросы о влиянии культуры и поднимает вопрос о роли школ как в случаях снижения самооценки, так и в возможном вмешательстве (цит. по: Daley, 1991). Защитные факторы. Есть три вида уравновешивающих факторов, которые помогают подросткам преодолеть трудности этого возрастного периода. Во-первых, хорошие отношения с родителями и сверстниками служат буфером для стрессов. Невозможно переоценить важность защищающих, поддерживающих взаимоотношений. Во-вторых, особая область умений или опыта, такая как спорт, музыка, ремесло или учебный предмет, могут предоставить тинэйджеру основу для реалистичной уверенности в себе. И наконец, роль, включающая в себя ответственность за других людей (возможно, за членов команды или младших братьев и сестер), может помочь подростку установить приоритеты и более гибко реагировать на проблемы или кризисы. Копинг-поведение. Подростки используют различные формы копинг-пове-дения при возникновении проблем в своей повседневной жизни. Позитивные копинг-стратегии, такие как тщательное планирование и организация, установка приоритетов или поиск близкого друга или доверенного лица, могут помочь из- Контрольные вопросы к теме «Стресс, депрессия и совладение с ними в подростковом возрасте» • Депрессия чаще встречается среди подростков женского пола, чем мужского. • Частота депрессии мало меняется в различных этнических группах. • Обычно депрессию у подростков вызывает негативный образ тела. • Как девочки, так и мальчики, входя в подростковый возраст, испытывают значительное снижение самооценки. Вопрос для размышления Почему суицид часто связан с депрессией?
556 Часть III. Подростковый возраст бавиться от умеренного стресса. Если подросток испытывает тяжелый стресс, нарастает использование более негативных защитных стратегий. В целом в исследованиях обнаружено, что употребление веществ, вызывающих психическую зависимость, отвлечение и бунтарство являются основными способами, которые подростки используют, чтобы справиться с возникшим напряжением. Учащиеся различных классов и уровней сообщают о курении сигарет, об употреблении алкоголя и психоактивных веществ с целью снижения стресса. В понятие «отвлечение» они включают хождение по магазинам, принятие горячей ванны или душа, выход в общество с друзьями, сон, просмотр телевизора и еду. Эти виды деятельности не решают проблем прямо, но по меньшей мере отвлекают от них внимание. В целом немного подростков в ситуации сильного стресса чувствуют, что могут активно и прямо бороться со стрессом: им часто не хватает личностных ресурсов (Mates, Allison, 1992). Краткое содержание главы Задачи развития подросткового возраста • Двумя основными задачами подростка являются достижение автономии и формирование идентичности. • Подростковый возраст не является временем «бури и натиска» для большинства тинэйджеров. • Кросс-культурные исследования ясно свидетельствуют о том, что большинство подростков во всем мире хорошо уживаются со своими родителями. • При описании проблемы перехода во взрослость необходимо рассматривать процесс взаимозависимости. • На формирование идентичности существенно влияют социальные референтные группы. • Теория Эриксона о формировании идентичности подчеркивает роль самоопределения. • В своей дальнейшей разработке теории Эриксона Марсиа указывает на четыре статуса идентичности: предрешенность, диффузия, мораторий и достижение идентичности. • Тревога различается в зависимости от статуса идентичности; существуют также тендерные различия в том, как эти статусы влияют на подростков. Динамика семьи • Конфликты между подростками и их родителями обычно незначительны; хорошая коммуникация между поколениями помогает решать семейные конфликты. • Матери и отцы по-разному влияют на подростков, что подчеркивает значение различного поведения и целей. • Авторитетный стиль родительского воспитания обычно лучше всего помогает детям пройти через подростковый период. • Домашние обязанности и ответственность различаются в семьях с двумя работающими и с одним работающим родителями, они зависят также от пола ребенка. Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 557 • Помимо достижения чувства идентичности при подготовке подростка к разлуке с домом полезно создать баланс между отделением и согласованностью.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.233 (0.007 с.) |