Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перспективы развития в периоде взрослостиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как обсуждалось в главе 1, мы условно разделяем годы взрослости на раннюю взрослость (второе и третье десятилетия жизни), среднюю (четвертое и пятое десятилетие) и позднюю взрослость (возраст 60-65 лет и выше). Мы также отметили, что значение возраста для отдельного индивидуума может значительно варьировать. Каковы перспективы классификации и исследования развития взрослых при наличии большого числа индивидуальных особенностей? В отсутствие иных указателей, кроме произвольных возрастных диапазонов, мы обратимся к понятиям возрастных часов и социальных норм. Возрастные часы и социальные нормы Трудно, если вообще возможно, точно обозначить стадии развития взрослого человека исключительно на основе возраста, поэтому исследователи ввели понятие возрастных часов (Neugarten, 1968). Возрастные часы являются формой внутреннего графика; они позволяют нам узнать, двигаемся ли мы по жизненному пути с опережением или отставанием. Например, 35-летнего студента колледжа можно рассматривать как отстающего; раздумывающего о выходе на пенсию 35-летнего человека можно считать намного опередившим своих сверстников. Возрастные часы дают нам знание того, когда могут произойти определенные события в нашей жизни в соответствии с существующими в культуре нормами. Если эти события происходят раньше или позже, чем ожидалось, мы можем испытывать страдание и меньшую поддержку от сверстников, чем в том случае, когда мы «двигаемся по графику». Другими словами, нам свойственны внутренние ожидания, ощущения напряжения и давления, связанные с различными периодами жизни, которые мы относим к себе и другим. Несмотря на то что эти границы иногда имеют биологическую или психологическую основу — женщины, как правило, не могут забеременеть после наступления менопаузы; мужчины старшего возраста иногда не хотят сталкиваться с трудностями воспитания детей, — наиболее часто они определяются социально. Например, если мы наблюдаем за парой, обнимающей своего новорожденного ребенка, возможно, наша реакция будет разной в зависимости от возраста пары: 20 или 40 им лет. Мы по-разному поймем мотивацию пары и можем поэтому вести себя с ними различным образом. Как поведение, ожидаемое от личности, так и реакции на него других людей могут иметь выраженные отличия в зависимости от исторической и культурной обстановки, что делает событие более сложным для интерпретации. Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие 563 Хотя возрастные часы и дают нам возможность предположить время наступления определенных событий, в наши дни происходят большие изменения. Многие люди, например, как эти женщины, возвращаются к обучению в 30-40 лет или даже позже В исследовании изменений в области культуры США в последние десятилетия Бернис и Дэйл Ньюгартен (Bernice, Dail Neugarten, 1987) говорят о том, что произошло «размывание традиционных жизненных периодов», которое привело к большей гибкости возрастных часов в наше время в сравнении с прошлым. «Нетрадиционные» студенты возвращаются к обучению в возрасте 35-45 лет или позже; многие пары откладывают рождение первого ребенка к середине или концу третьего десятка жизни; браки, разводы и повторные их регистрации встречаются на протяжении всей жизни, а не только в период ранней взрослости. Во многих отношениях Соединенные Штаты стали обществом «нерелевантного возраста», в котором представители определенной возрастной группы могут участвовать в разных видах деятельности и жизненных событиях. Три компонента возраста Необходимо помнить, что понятие «хронологический возраст» (годы жизни) часто не дает нам истинного представления о событии. Предпочтительнее рассматривать ситуацию с точки зрения биологического, социального и психологического возрастов (Birren, Cunningham, 1985). Биологический возраст, отражающий положение индивида относительно его предполагаемой продолжительности жизни, значительно варьирует от одного индивидуума к другому. Сорокалетний человек с эмфиземой легких и слабым сердцем, рискующий умереть в ближайшем будущем, значительно отличается по своему биологическому возрасту от здорового 40-летнего индивида, способного прожить еще 35 и более лет. В свою очередь, социальный возраст относится к непосредственному статусу индивида в сравнении с культуральными нормами. 40-летний человек, состоящий в браке и имеющий троих детей, отличается по своему развитию от 40-летнего холостого человека, предпочитающего случайные связи и не планирующего заводить детей. Наконец, психологический возраст отражает то, насколько человек способен справляться с требованиями среды и социума, адаптироваться к ним. Он включает в себя уровень интеллекта, способность к обучению и моторные навыки, а также такие характеристики, как тревожность, установки и мотивы. Что представляет собой зрелость? Несмотря на то что биологический, социальный, психологический возраст взаимосвязаны и образуют зрелость, ее первичными составляющими являются определенные психологические характеристики. 564 Часть IV. Взрослость
ВРЕЗКА 13.1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.197 (0.006 с.) |