Трехкомпонентная теория любви Стернберга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трехкомпонентная теория любви Стернберга



Трехкомпонентная теория любви Роберта Стернберга (Sternberg, 1986, 1997) демонстрирует сложности, встречающиеся на пути достижения любовных отношений. Стернберг полагает, что любовь имеет три составляющих, как показано на рис. 14.4. Первая из них — интимность, чувство близости, которое появляется в любовных отношениях. Интимность — чувство привязанности или тесных отношений с любимым человеком. Нам хочется сделать жизнь любимых лучше. Мы искренне любим их и находимся на верху блаженства, когда они рядом с нами. Мы рассчитываем, что они окажутся рядом с нами в трудную минуту, и стараемся всегда сделать то же самое для них. У нас общие занятия, мы разделяем с ними бытовые проблемы, мысли и чувства. Фактически общие интересы и занятия могут стать одним из решающих факторов в превращении отношений ухаживания в отношения любви, супружеские или подобные супружеским.

Страсть — вторая составляющая любви. Этим понятием обозначается физическое влечение, возбуждение и сексуальное поведение в отношениях. Сексуальные потребности важные, но не единственные потребности, мотивирующие поведение человека в процессе взаимоотношений. Например, потребности в самоуважении, принятии и принадлежности также могут играть важную роль. Иногда интим-

Рис. 14.4. Трехкомпонентная теория любви Стернберга. Источник: Sternberg, 1986; адаптировано по Feldman, 1998

Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости 611

ность приводит к возникновению страсти; в других случаях страсть предшествует интимности. Кроме того, бывает, что страсть существует без интимности или интимность существует без страсти (как в отношениях сиблингов).

Вершина треугольника любви Стернберга — решение/обязательство. Эта составляющая имеет кратковременный и долговременный аспекты. Кратковременный аспект — решение о наличии влюбленности или ее осознание. Долговременный аспект — осознание важности сохранения этой любви. Связь составляющей «решение/обязательство» с двумя другими составляющими может иметь различный характер. Для демонстрации возможных комбинаций Стернберг (Sternberg, 1986) разработал систематику любовных отношений, приводимую нами в табл. 14.1. Очевидно, что большинство людей, заинтересованных в супружеских отношениях, надеются, что они будут сравнимы с совершенной любовью. Но, к сожалению, не одна пара ошибочно принимала слепое увлечение за любовь; а во многих браках умирает страсть, и с ее уходом отношения теряют романтичность.

Интимность может разрушаться отрицательными чувствами, в частности гневом. Страх быть отвергнутым также создает преграды близости, особенно когда он приводит к ложной идентичности, в основе которой лежит желание угодить другому человеку, а не реализация важных личностных потребностей. Традиционные способы ухаживания могут разрушить интимность, если они состоят из одних лишь ритуальных действий и разворачиваются на уровне фасадного общения. Некоторые виды поведения наносят близости еще больший вред: случайный секс, садистическая правдивость, напускная холодность не являются благодатной почвой для развития интимности.

Таблица 14.1 Систематика видов любви, основанная на трехкомпонентной теории Стернберга

Виды любви Компонент
  Интимность Страсть Решение/ обязательство
Симпатия + - -
Страстная любовь - + -
Пустая любовь - - -
Романтическая любовь + + -
Любовь-товарищество + - +
Слепая любовь - + +
Совершенная любовь + + +
Примечание: «+» — компонент присутствует; «-» — компонент отсутствует. Эти виды любви представляют собой предельные случаи, базирующиеся на трех компонентах теории любви Стернберга. Большинство реальных любовных отношений попадают впромежутки между этими категориями, поскольку разные компоненты любви выражаются континуально, а не дискретно. Источник: Sternberg, 1986.

612 Часть IV. Взрослость

Образование пары и развитие отношений

Процесс образования пары и динамика отношений — главная часть развития взрослого человека. Идентичность индивидуума складывается в том числе и из его представлений о себе как о члене относительно устойчивой пары. Поэтому важно понимать, как люди выбирают своих партнеров и п0чему одни считают необходимым регистрировать супружеские отношения, а другие предпочитают гражданский брак.

Арланд Торнтон (Thornton, 1989) проанализировал процесс изменения установок и ценностей, связанных с семейной жизнью, с конца 50-х и до середины 80-х годов XX века. Он обнаружил существенное устойчивое ослабление действия норм, побуждающих пары вступать в брак, сохранять супружеские отношения, заводить детей, вступать в интимные отношения только с супругом (супругой) и поддерживать разделение мужских и женских ролей. Снизилась сила действующих в обществе убеждений, согласно которым индивиды «должны» или «обязаны» следовать определенным моделям заключения брака и формирования семьи. Тем не менее, несмотря на то что сегодня приемлемыми считаются гораздо более разнообразные виды семей и супружеских моделей, большинство людей до сих пор выбирают традиционный семейный стиль, предполагающий заключение брака и рождение детей.

Выбор брачного партнера. Каким образом люди выбирают брачного партнера? Принимают они это важное решение на основании одного лишь сходства с человеком, вызывающим чувство симпатии, или на их выбор влияют более сложные эмоциональные и средовые факторы? Многие исследователи на протяжении многих лет пытались найти ответы на эти вопросы. Однако единственным выводом их исканий может стать признание того, что выбор брачного партнера — намного более сложный вопрос, чем это представляется на первый взгляд.

Фрейд был одним из первых теоретиков, кто начал размышлять над причинами, побуждающими людей вступать в брак. Одним из краеугольных камней его психоаналитической теории является положение о влечении, испытываемом детьми к родителю противоположного пола (глава 2) и которое они в дальнейшем «переносят» на некие социально приемлемые объекты — их потенциальных супругов. (Отсюда, возможно, происходит старинная песенка, в которой поётся: «Я хотел бы встретить девушку, похожую на ту, что вышла когда-то за моего старого доброго папашу».) Однако, как и в случае со многими другими аспектами теории Фрейда, отсутствуют подтверждающие это положение данные эмпирических исследований.

Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Ричардом Сен-терсом (Centers, 1975), также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности (например, половая и потребность в принадлежности) более важны, чем другие, и что некоторые из них присущи больше мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными или дополняют их.

Теория «стимул—ценность—роль», разработанная Бернардом Мурштейном (Murstein, 1982; 1999), гласит, что подбор супругов мотивируется стремлением каждого партнера сделать наилучшее из всех возможных приобретений. Достоинства и недостатки другого человека исследуются в процессе развития отношений

Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости 613

с ним, когда различные факторы пропускаются через систему фильтров для определения того, стоит ли продолжать дальнейшие контакты. Такое исследование происходит на каждой из трех стадий ухаживания. На стадии стимула, когда мужчина и женщина встречаются или видят друг друга впервые, складывается первоначальное мнение по поводу внешности другого человека, его личности и интеллекта. Если первое впечатление благоприятно, пара переходит ко второй стадии ухаживания, или стадии сравнения ценностей, времени, когда из совместных бесед мужчина и женщина должны понять, согласуются ли их интересы, установки, взгляды и потребности. В течение заключительной ролевой стадии возможные партнеры выясняют, насколько совместимо выполнение ими своих ролей в браке или в рамках других подобных отношений.

Согласно одному классическому исследованию прочных студенческих пар, проводившемуся в течение 6 месяцев (Adams, 1979), первичное влечение основано скорее на достаточно поверхностных характеристиках, таких как физическая привлекательность, общительность, уравновешенность и общие интересы. Возникшие отношения укрепляются благодаря реакциям окружающих, приобретению статуса пары, ощущению уюта и спокойствия в присутствии друг друга. Затем пара вступает на стадию взаимных обязательств и близости, что еще более притягивает партнеров друг к другу. Члены пары, связывая себя различными обязательствами, изучают взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара часто готова к тому, чтобы принять решение о вступлении в брак.

Наконец, существует теория семейных систем (McGoldrick, 1988), которая делает акцент на том, что образование пары предполагает развитие новой структуры, а также процесс узнавания друг друга. В образовании пары решающее значение имеет задача переопределения границ. Постепенно пара переопределяет свои отношения с окружающими: своими семьями и друзьями, друг с другом. В отношениях происходит целый ряд как неформальных, так и формальных перемен, таких как ритуал вступления в брак, который должен официально установить границы семейной пары.

Вступление в брак. Америка — нация субкультур, где сосуществуют люди, ведущие очень разный образ жизни. Тем не менее супружество, бесспорно, является наиболее популярным и часто выбираемым образом жизни. В США более 90% мужчин и женщин вступают в брак на том или ином этапе своей жизни.

В различных культурах брак принимает различные формы, но практически во всех обществах он является главной вехой развития взрослого человека

614 Часть IV. Взрослость

 

ВРЕЗКА 14.1

Одинокие люди

Во многие исторические периоды одиночество являлось печальным следствием какого-либо бедствия или войны либо рассматривалось как признак возможной" неполноценности или незрелости, и последнее мнение сохраняется в некоторой степени и до сих пор. Некоторые состоящие в браке люди придерживались (и сейчас придерживаются) стереотипных представлений об одиноких людях как больших жизнелюбцах или, напротив, неудачниках. Жизнелюбцы ведут бурную веселую жизнь, не отказывая себе ни в чем. Стереотипные неудачники - это физически непривлекательные люди, не обладающие при этом сильными личностными чертами и высокими интеллектуальными характеристиками. Они, возможно, и хотели бы завести семью, но не способны найти себе пару по душе. Содержится ли в подобных стереотипах хоть небольшое зерно истины?

Иногда - да. Существуют люди, подходящие под такие описания, по крайней мере время от времени; но люди меняются. Чтобы получить более правильное представление об одиночестве (безбрачии), необходимо рассматривать этот феномен в исторической перспективе. Большие группы людей периодически оставались холостыми или незамужними. К примеру, в конце 30-х годов XX века, когда Америка приходила в себя после Великой депрессии, в брак вступали очень немногие, а те, кто все-таки решался на такой шаг, находились уже в довольно зрелом возрасте. Эта тенденция продолжилась в годы Второй мировой войны, когда миллионы временно одиноких женщин вступили в ряды рабочей силы, в то время как их мужья, женихи или возлюбленные находились вдалеке, воюя и погибая на полях сражений. После войны эта ситуация полностью изменилась. К середине 50-х годов только 4% взрослых людей, находившихся в брачном возрасте, оставались одинокими, а возраст впервые вступающих в брак упал до рекордно низкой отметки. Однако безбрачие вновь стало пользоваться популярностью в 70-е и 80-е годы, когда процент вступающих в брак среди одиноких людей в возрасте до 45 лет упал до уровня, зарегистрированного в период после Великой депрессии. В 1996 году 26,8% населения США старше 18 лет были одинокими, 2,7% вдовыми и 8,4% разведенными (U. S. Census Bureau, 1997).

Выбор в пользу одинокого образа жизни может быть результатом тщательно взвешенного решения - нахождения баланса между свободой и ограничениями, между самодостаточностью и взаимозависимостью. Некоторые из исследователей, оценивающих ситуацию в сегодняшней Америке, выражают беспокойство по поводу уменьшения числа браков и роста разводов. Не слишком ли наше общество увлекается свободой и независимостью в ущерб межличностным обязательствам (Weiss, 1987)? Уже не раз высказывалась озабоченность по поводу того, что мы ведем слишком индивидуалистичный образ жизни и чрезмерно озабочены свободой выбора, что негативно сказывается на связи между поколениями и на взаимозависимых ролях (Hunt, Hunt, 1987).

Многие одинокие люди выбирают безбрачие потому, что оно позволяет им наслаждаться близкими отношениями в том случае, когда те благополучны, и избегать проблем, которые несет с собой неудачное супружество. Они не хотят чувствовать себя привязанными к партнеру, стоящему на пути их собственного развития. Они также не желают испытывать чувство скуки, досады, раздражения, сексуальной неудовлетворенности и одиночества, общаясь с человеком, которого они уже давно «переросли». Наблюдая за тем, как терпит крах супружеская жизнь их друзей, они приходят к выводу, что продолжение одинокой жизни является намного лучшим выбором.

Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости 615

Во многих культурах сексуальная близость допускается только в рамках брачных отношений. Подготовка к браку может включать в себя сложные ритуалы встреч, ухаживания и помолвки. Символом уз брака служит свадебный обряд. Свершение обряда способствует определению новых ролей мужа и жены по отношению друг к другу и к остальной части общества. Общество санкционирует этот союз в ожидании того, что он послужит гарантией эмоциональной поддержки, сексуального удовлетворения и материальной обеспеченности молодых супругов и их семей. Однако разные культуры и индивиды значительно различаются по степени ожиданий относительно сексуальной верности.

В традиционных арабских культурах, например, переход к брачной жизни тщательно регулируется старшими родственниками. Как только девушка достигает половой зрелости, сохранение девственности, за чем неустанно следит вся семья, становится буквально вопросом жизни и смерти. Все контакты с мужчинами запрещены, в том числе и с женихом, как только он избран. Молодые мужчины также исключены из процесса ухаживания. Старшие родственники молодого человека сами осуществляют выбор девушки и собирают сведения о ее семье. Главы семей договариваются о размере выкупа за невесту. С целью сберечь собственность и честь семьи очень приветствуются «двоюродные браки» с дочерью брата отца. В этом случае семья может быть уверена, что за невестой будет осуществлен надлежащий присмотр (Goode, 1970).

Хотя браки в Америке в целом лишены подобных добрачных проверок и переговоров, здесь все еще оказывается сильное давление на отношения, нарушающие социальные, экономические, религиозные и расовые барьеры. Общины и социальные институты, а также родители часто неодобрительно относятся к смешанному браку любого типа. Однако такие браки становятся все более социально приемлемыми. Например, к 1996 году в США были зарегистрированы 1260 тысяч пар, где супруги принадлежат к различным расам (U. S. Census Bureau, 1997).

Альтернативы формальным брачным отношениям. Гражданский брак, или «ведение совместной жизни», в зависимости от конкретной пары может быть похож или не похож на брачные отношения. Ему недостает социального одобрения и узаконенных обязательств традиционного супружества, однако он предоставляет большую свободу партнерам, которые могут исполнять свои роли так, как считают для себя нужным. Для гражданского брака характерно публичное признание того факта, что пара не состоит в браке. Но иногда бывает трудно получить точные статистические данные об этой форме отношений из-за нежелания партнеров афишировать свою связь из-за того, что она часто носит временный характер. Американский комитет по переписи населения зафиксировал значительный прирост числа пар, открыто признающих, что они проживают вместе, особенно среди молодых взрослых. За период с 1970 по 1996 год общее число пар, проживающих в гражданском браке, возросло почти в 8 раз — с 523 до 3958 тысяч пар (U. S. Census Bureau, 1997). Среди тех, кому еще нет 25 лет, отмечено 15-кратное увеличение проживающих совместно: от 55 тысяч пар в 1970 до 816 тысяч в 1996 году. Большинство проживающих вместе пар (64%) не имеют детей, но остаются еще более миллиона тех, у кого они есть. Большинство ведущих совместную жизнь — молодые люди; 59% из них находятся в возрасте от 25 до 44 лет (U. S. Census Bureau, 1997). По мере того как совместное проживание без официальной регистрации становится все более приемлемой формой отношений, брак может терять

616 Часть IV. Взрослость

свое значение общественного института, санкционирующего сексуальную жизнь (Thornton, 1989).

Было установлено, что около трети всех проживающих совместно пар вступают затем в брак, если это позволяется действующим законодательством. Хотя подавляющее большинство проживающих вместе надеются в лсонце концов зарегистрировать свои отношения, они испытывают по этому поводу меньше волнений, чем те, кто никогда не жил с другим человеком. При этом совсем необязательно, что живущие вместе пары, которые в итоге вступают в брак, лучше контактируют друг с другом или получают большее удовлетворение от супружества, чем те, кто до вступления в брак вместе не проживали (Demaris, Leslie, 1984). Совместно проживающие пары, которые официально не регистрируют отношения, обычно распадаются, так что случаи гражданского брака в течение длительного времени очень редки. Филипп Блюмштейн и Пеппер Шварц (Blumstein, Schwartz, 1983) не смогли обнаружить достаточное число гетеросексуальных пар, которые совместно проживали более 10 лет, с целью использования этой группы для проведения статистического анализа. Однако при этом они обнаружили достаточное число гомосексуальных пар, как мужских, так и женских, проживавших вместе на протяжении такого отрезка времени. Данные, полученные этими исследователями, несомненно, связаны с законами, направленными против гомосексуальных браков. В настоящее время в одном штате однополые браки узаконены, в другом они дозволяются по решению суда. Во многих остальных штатах вопрос о легализации находится в стадии решения. Однополые браки разрешены законом некоторых скандинавских стран (McWhirter, Mattison, 1996).

Неоформленная в установленном порядке совместная жизнь порождает многие проблемы, касающиеся строительства отношений, с которыми сталкиваются и молодожены. Конфликты приходится разрешать в ходе сложного процесса «переговоров и достижения договоренности» (Almo, 1978). Крайне важно в этом процессе повседневное эффективное общение. Как и в супружестве с его типовыми ролями и ожиданиями, искреннее и открытое общение требует постоянного напряжения, и оно, возможно, даже более важно и требует большего труда внутри расплывчатых границ проживания в гражданском браке.

Контрольные вопросы к теме

«Установление близких отношений»

• Тремя компонентами теории любовных отношений Стернберга являются интимность, страсть и романтическая любовь.

• Среди семи типов любви по Стернбергу присутствует пустая любовь.

• В целом большинство людей выбирают брачных партнеров главным образом на основании сексуальной привлекательности.

• Культуры широко различаются по ожиданиям относительно верности в браке.

• Живущие в гражданском браке мужчины и женщины с большей вероятностью, чем супруги, имеют отношения на стороне.

Вопрос для размышления

Какая теория, описывающая выбор партнера, на ваш взгляд, наилучшим образом представляет этот процесс? Почему?

Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости 617

Наконец, живущие вместе люди должны решать вопросы, касающиеся сохранения верности и постоянства в своих отношениях. И мужчины, и женщины, связанные отношениями совместного проживания, чаще изменяют своим партнерам, чем супруги (Blumstein, Schwartz, 1983). Это обстоятельство может вносить большое напряжение в отношения, о чем сообщают гетеросексуальные пары, поддерживающие подобные контакты, в сравнении с супружескими и гомосексуальными парами (Kurdek, Schmitt, 1986). Согласно одному исследованию (Almo, 1978), такие пары редко открыто поднимают вопросы верности, хотя оба партнера могут испытывать глубокие чувства по отношению друг к другу. Перед тем как съехаться, большинство пар принимают определенные, пусть и негласные, обязательства по отношению друг к другу. Эти обязательства основываются на взаимном стремлении к постоянству, которое позволило бы партнерам планировать свое будущее, но сохранять при этом некую гибкость. Они могут требовать или не требовать друг от друга сексуальной замкнутости внутри пары и верности. Некоторые из них рассматривают отношения на стороне как табу. Другие договариваются, что каждый может иметь отношения на стороне, хотя обычно этого добивается один из партнеров, а второму приходится соглашаться на эти условия.

Альтернативой супружеству или гражданскому браку является одиночество, и эта тема обсуждается выше во врезке 14.1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 887; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.213.80.174 (0.047 с.)