Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие организационной культуры.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие организационной культуры. Организационная культура – это система норм, правил и моральных ценностей, регламентирующая отношения между членами организациями. служит проявлением общественного сознания, отражающим процесс самоорганизации общества. Можно выделить два уровня организационной культуры, исходя из ее внешних проявлений и глубинных течений. Субъективная организационная культура исходит из группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями, существующих вне личности. Сюда включаются также разделяемые работниками образцы предположений и ожиданий. Объективная организационная культура обычно связана с физическим окружением, создаваемым в организации: здание и его дизайн, мебель, цвета и объем пространства, удобства, стиль одежды и т.д. Все эти внешние атрибуты отражают ценности, которых придерживается организация.
2. Сроение организационной культуры (Шейн).
3. Подходы к исследованию организационной культуры. Вот дальше их много 5. Типы корпоративной культуры 6. Культуры «власти», «личности», «задачи», «роли» (Хэнди).
Классификация организационной культуры на основе соотношения понятий «риск» и «обратная связь» (Дейл, Кеннеди). Организационная и национальная культура (Хофштеде, Тромпенаарс). Типология Г. Хофштеда Голландский ученый Г. Хофштед опросил более 160 000 менеджеров и сотрудников организаций в более чем 60-ти странах мира и выявил высокозначимые различия в поведении менеджеров и специалистов разных стран. Суммируя наиболее важные различия, Хофштед выделил четыре аспекта, характеризующих менеджеров и специалистов и организацию в целом: индивидуализм-коллективизм; дистанцию власти; стремление к избежанию неопределенности; мужественность-женственность. Индивидуализм-коллективизм. Индивидуализм имеет место, когда люди определяют себя как индивидуальность и заботятся только о самих себе, о своей семье и своих родственниках. Коллективизм основывается на том, что каждый человек по рождению или в результате деятельности принадлежит к более или менее сплочённой группе и не может считать себя свободным от неё. Группа заботится об удовлетворении потребностей членов группы, обеспечивает им поддержку и безопасность взамен на их преданность и безусловное подчинение. Дистанция власти. Каждая организация обладает своим социально одобряемым неравенством статусов сотрудников при постановке задач, выборе средств их реализации и процедур согласования, при разрешении конфликтов и т. д. Параметр – дистанция власти – измеряет степень, в которой наименее наделенный властью индивид в организации принимает неравноправие в распределении власти и считает его нормальным положением вещей. Стремление к избеганию неопределённости указывает на стремление людей избежать ситуаций, в которых они чувствуют себя неуверенно, и отражает степень формализации деятельности, определённость среды, в которой действует работник. Характеристика организации по параметру мужественность-женственность отражает систему мотивации персонала организации – насколько системы оценки, вознаграждения и продвижения сотрудников связаны с конкретными результатами их деятельности. Мужественные культуры ориентированы на материальный успех, карьеру. Женственные культуры ориентированы на качество жизни, общественную жизнь [16]. Знание ведущего типа культуры страны и организации позволяет оценивать совместимость культур различных стран мира, прогнозировать развитие их взаимодействия, регулировать спорные вопросы.__ Классификация Тромпенаарса Ф. Тромпенаарс регламентирует организационную культуру компании не только по технологиям и рынкам, но и по национальным культурным^предпочтениям руководителей и работников организации. При выделении характера или типа корпоративной культуры, как считает Ф. Тромпенаарс, особенно важны три аспекта жизнедеятельности организации: - взаимоотношения в целом между работниками и организацией; - иерархическая структура власти, определяющая начальников и подчиненных; - общие представления каждого сотрудника о судьбе организации, ее предназначении и целях, а также о своем месте в ней. Для выделения различных типов корпоративных культур Ф. Тромпенаарс сравнил их по следующим параметрам: · равенство — иерархия, · ориентация на человека (личность) -на задачу (цель). . Фоне Тромпенаарс предложил следующую типологию:
· очень личной (с тесными межличностными отношениями) и иерархической · культура ориентирована на власть, где руководитель считается заботливым отцом, который лучше, чем его подчиненные, знает, что следует делать и что принесет большую пользу ·. в странах:Греция, Италия, Япония, Сингапур, Южная Корея, Испания. В этих странах при достаточно быстром переходе от феодализма к индустриализации сохраняются многие феодальные традиции. · Корпоративные культуры типа «семья» относятся к высококонтекстуальным, Изменения в корпоративной культуре типа «семья» обычно носят политический характер и главные фигуры определяют политику компании. · Тренинги, наставничество, овладение ремеслом — важные способы обучения работников, но они обусловлены велением «семьи» и сами по себе не противостоят власти, а скорее увековечивают ее.
· заложено бюрократическое распределение труда, · контроль, иерархии. Если каждая функция соответствует тому, что предписано системой, значит все задачи будут решены по плану.
· это - крутая, симметричная, широкая снизу и узкая сверху, надежная и прочная конструкция. Олицетворяя формальную бюрократию, она символизирует машинный век: ее конструкция важнее отдельных элементов. · Каждый следующий уровень выполняет четкую и демонстративную функцию по удержанию вместе низших уровней. Подобная демонстрация научного статуса редко встречается в Америке. «Управляемая ракета». · Эта культура эгалитарна, обезличена и ориентирована на задачу. Она похожа на «Эйфелеву башню» в полете · культура ориентирована на задачу, стоящую перед командой или проектной группой. В отличие от ролевой культуры здесь заранее деятельность человека не связана с его ролью или должностью. · Руководители и координаторы групп, которым присуща культура данного типа, несут окончательную ответственность за выполнение работы, хотя порой знают меньше, чем специалисты-профессионалы или эксперты ·. Все члены группы занимают равные позиции. По мере выполнения" поставленной задачи, когда в какой-то момент группе требуется помощь и знания кого-то из экспертов, именно он берет на себя руководство на данном этапе ее деятельности. · опирается на профессионалов. Такая культура дорога, поскольку настоящие профессионалы стоят недешево. «Инкубатор». · организация вторична по отношению к индивидуальным достижениям человека · роль инкубатора, обеспечивающего все необходимые условия для самовыражения и сомосовершенствования человека. · Целью освобождение индивида от рутины, создание условий для творческой деятельности и сведение к минимуму времени, потраченного на добычу средств существования. · очень личная, и равноправная. · Она почти лишена всякой иерархии В Силиконовой Долине (штат Калифорния, США) сосредоточены фирмы, занимающиеся созданием и разработкой новейших компьютерных технологий. Структура и иерархия «инкубаторов» минимальна.. Эти группы обычно невелики: невозможно общаться спонтанно и неформально в организации, превышающей 75-100 человек.
4.3. Соотношение внутренней и внешней среды организации. Внешняя среда организации. Исследователи первых школ менеджмента сосредотачивали внимание на внутренних факторах, мало внимания уделялось факторам внешней среды. Представление о значении внешней среды и необходимости учитывать ее силы появилось в управленческой мысли в конце 50-х гг. в системном подходе и ситуационном подходах.
Факторы внешней среды делятся на факторы прямого и косвенного воздействия. Внешняя среда прямого воздействия (непосредственно влияющая на результаты деятельности организации): - Потребители. - Конкуренты. - Поставщики ресурсов. - Законы и органы государственной власти. Внешняя среда косвенного воздействия (может не оказывать воздействия сразу, а проявить свое влияние на деятельность организации в будущем): - Научно-технический прогресс (технологии). - Политические факторы. - Социально-культурные факторы. - Экономические факторы. - Международные события. Характеристики внешней среды: 1. Взаимосвязанность факторов. 2. Сложность. 3. Подвижность. 4. Неопределенность.
5. Коммуникация в организации
Общение в организации Коммуникативная функция общения — структура коммуникативного акта — средства коммуникации вербальное общение невербальные средства общения а) оптико-кинетические б) паралингвистические в)экстралингвистические г) проксемические д) визуальное общение — явный и скрытый смысл Регулятивная функция общения Перцептивная функция общения — идентификация — эмпатия — рефлексия — интерпретация и атрибуция — роль установки Особенности межличностного восприятия — эффект ореола («гала-эффект») — новизна — «эффект проекции» — стереотипизации — точность межличностной перцепции — межличностная аттракция — обратная связь Общение и понимание — барьеры эффективного общения — оценка источника сообщения — общение и статус Система организационного общения — нисходящий информационный поток — восходящий информационный поток — горизонтальные информационные потоки Типы коммуникационных сетей Неформальное общение в организации Общение и стиль управления Пути повышения эффективности общения в организации
Группы в организации. В любой организации существуют группы, характерными особенностями которых являются: Во-первых, члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом и тем самым во внешних взаимодействиях выступают как бы от имени группы. Во-вторых, взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов, личного разговора, наблюдения поведения друг друга и т.п. В-третьих, в группе наряду с формальным распределением ролей, если таковое существует, обязательно складывается неформальное распределение ролей, обычно признаваемое группой. Отдельные члены группы берут на себя роль генераторов идей, другие склонны к координации усилий членов группы, третьи заботятся о взаимоотношениях в группе, о поддержании хорошего климата в коллективе, четвертые следят за тем, чтобы был порядок в работе, все выполнялось в срок и доводилось до конца. Есть люди, которые выполняют роль структуризаторов, они ставят перед группой цели, отслеживают влияние окружения на решаемые группой задачи. Важной причиной формирования групп является стремление человека к объединению с другими людьми, к формированию устойчивых форм взаимодействия с людьми. Группа дает человеку:
Существует два типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типы групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации. Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи. Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции, а могут быть созданы для решения определенной целевой задачи, например, комиссия по разработке какого-либо проекта. Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.д. Данные группы существуют во всех организациях, хотя они не представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру. Команды. Определение команды Признаки команды. Команда характеризуется рядом признаков, основными из которых являются следующие: ● команда состоит из двух человек или более; ● члены команды в соответствии с отведенной им ролью участвуют в меру своей компетентности в совместном достижении поставленных целей; ● команда имеет свою индивидуальность, свое лицо, не совпадающее с индивидуальными качествами ее членов; ● для команды характерны сложившиеся связи как внутри команды, так и вне ее — с другими командами и группами; ● команда имеет ясную, упорядоченную и экономичную структуру, ориентированную на достижение поставленных целей и выполнение задач; ● команда периодически оценивает свою эффективность. Большинство исследователей отмечают три ключевых признака команды: (1)сотрудничество, (2)разнообразие задач, (3)ответственность за всю работу в целом и ее анализ. Обычно цели, стоящие перед командой, не могут быть достигнуты отдельными ее членами в силу существующих ограничений по времени и ресурсам, а также из-за невозможности овладеть одному члену команды всеми необходимыми знаниями и умениями. Данное положение наглядно подтверждают примеры спортивных команд и оркестров. Можно утверждать, что выполнять проекты, требующие глубоких знаний, компетентности, предпочтительнее командой, что, кроме того, позволяет распределить задачи между ее членами, а следовательно, решить задачу в установленные жесткие сроки. Различие между командой и группой. Командная работа наиболее полезна при освоении новых видов деятельности, как в оплачиваемой, так и неоплачиваемой сферах; при решении незнакомых, неопределенных проблем, когда возникают элементы риска вследствие выбора и предпочтений тех, кто принимает решение. Так, создаются команды менеджеров для урегулирования последствий просчетов, допущенных в управлении и при приобретении новых компаний. В общественных организациях, где деятельность не оплачивается и где деньги не могут быть стимулом, привлекательность работы в команде состоит в возможности личных контактов и взаимного обучения; кроме того, люди обычно привязываются к тому, что сами создают. Члены группы, напротив, в гораздо меньшей степени ориентированы на внешние задачи. Зачастую рост и развитие группы — ее самоцель, процесс оказывается важнее результата. Многие группы имеют достаточно подвижную, менее формализованную, чем у команд, структуру, а достаточной основой для эффективной кооперации и установления нормальных взаимоотношений является получение определенного и согласованного результата. Очевидно, что команды и группы — частично совпадающие социальные образования и между ними нет непреодолимой разницы. И команда, и группа могут заниматься развитием своих членов или организации, управлять процессами изменений. Но в одних случаях целесообразно уделять более пристальное внимание процессам строительства команды, а в других ограничиваться привычной работой в группах или, что еще проще, работой «одиночек». Из общих соображений ясно, что чем неопределеннее задача, тем нужнее командный подход, особенно в случаях, когда необходимо удовлетворить различные ожидания заинтересованных сторон, например при принятии правительственных решений или при разработке технологической и инновационной политики, когда выбор между альтернативными вариантами развития осуществляется на основе детального изучения данных. В подобных ситуациях фактов не всегда бывает достаточно для определения окончательного варианта политического решения или стратегии инновации, поддержки и развития, поэтому при принятии решения учитываются мнения и личное видение участвующих сторон. Если экспертиза не позволяет прийти к удовлетворительному решению проблем, то компромиссы между альтернативными перспективами и законными интересами сторон могут быть найдены в результате командной работы. Ниже суммированы внутренние и внешние факторы, влияющие на выбор варианта работы — в команде или группе. Предпочтительнее работа в одиночку или в группе Предпочтительнее работа в команде При решении простых задач или «головоломок» При удовлетворительной кооперации При ограниченном разнообразии мнений При условии срочного решения задачи При достаточности узкого диапазона компетентности При наличии неустранимого конфликта интересов участников При условии, что организация предпочитает работу с частными лицами При необходимости оптимального результата При решении сложных задач или «проблем» При условии, что для решения необходим консенсус При неопределенности и множественности вариантов решения При необходимости высокой самоотдачи При необходимости широкого диапазона компетентности При возможности реализации целей,членов команды При условии, что организация предпочитает результаты командной работы для разработки перспективной стратегии При необходимости разностороннего подхода (однако при этом следует помнить о групповом мышлении) Недостатком командного подхода является то, что команды могут выработать устраивающие всех решения проблемы, а не оптимальные варианты. Причины этого заложены в самом подходе — решение проблемы находится в процессе группового обсуждения, естественно, стремящегося к усредненной точке зрения и исключению крайних вариантов решения, в том числе, возможно, и оптимальных. Результат определяется тем, насколько команда прогрессивна по составу, нормам и ценностным ориентациям. Команда, в которой культивируется дух изобретательства и оригинальности, в силу своего поведения стремится к новаторскому коллективному решению. Командная работа может оказаться неприемлемой в тех случаях, когда требуется найти решение в сжатые сроки. На выработку решения командой требуется больше времени, чем на принятие решения отдельным лицом, так как в команде предполагаются взаимные контакты и нахождение консенсуса по принимаемому решению. Теперь уже признано, что поддерживаемое в японских компаниях стимулирование коллективной ответственности за принятие решения, на первых порах способствовавшее их успеху в бизнесе, может привести к существенному замедлению производственного процесса.
Автономные рабочие группы В некоторых случаях реструктуризации должностей акцент ставился на работе в группах, нежели чем на работе отдельных сотрудников. Наиболее известными исследованиями по вопросам групповой работы стали исследования, проведенные на заводах Volvo, Saab-Scania и Philips. Идея автономных рабочих групп — это частный случай интенсификации труда в рамках целой совокупности должностных позиций. Такие группы можно выделить по следующим чертам: 1. Динамика труда достигается в них должностной ротацией. 2. Они имеют определенную степень автономности в распределении задач между членами группы. 3. Они имеют существенные полномочия в планировании своих производственных графиков в рамках основных направляющих, озвученных высшим руководством. 4. Они устанавливают свои собственные перерывы на отдых. 5. Они могли избрать своего собственного руководителя. 6. Они поощряли свободное участие в процессе группового принятия решений. 34. Степень автономности, установленная руководством для рабочей группы, свидетельствует о том, является ли она «автономной» или «полуавтономной», но эта разница — ничто в сравнении с разницей в отношении групп, работающих по методу «линейной сборки» в производстве. По мнению Эмери (1979), взятому из обзора его работы на заводе Volvo и других производствах, революционное открытие полуавтономных рабочих групп вовсе не означало преуменьшение значимости конвейерных линий. Революционные перемены начались с ликвидации организационного принципа «один человек — одна смена — одно рабочее место» — принципа, который не имел непосредственного отношения к разработке конвейера. По своей сути то, что описывает Эмери — это череда производственных ячеек, каждая из которых выполняет типичные операции линейной конвейерной сборки. Кружки качества (QCC - Quality Control Circles) - это небольшая группа сотрудников (6-12 человек), которые добровольно встречаются на регулярной основе для решения проблем, связанных с качеством продукции. Кружки качества работают над проблемами, которые непосредственно сказываются на результатах деятельности работы. Японская философия TQC (Total quality control - всеобщее управление качеством) - это слияние идей Деминга о контроле статистического процесса с кружками качества. Сетсуо Мито в своей книге "Хонда книга менеджмента" говорит, "TQC эффективны в повышении самосознания рабочих, что вносит качественное улучшение в менеджмент, где бы они не практиковались". Кружки качества являются неотъемлемой частью процессов качества в Японии, в отличие от Запада. На Западе команде менеджмента уделялось больше внимания, чем кружкам качества. В книге "Что такое контроль тотального качества?" К. Исикава прослеживает улучшение качества в Японии с ранних 1960-х через рост движения кружков качества. Он описывает кружки качества как маленькие группы, основанные на взаимодоверии, охотно выполняющие контроль качества, используя методы и приемы контроля качества. Для организации кружков руководителям необходимо следовать следующим принципам:
Основным различием между командами улучшения качества и кружками качества является принцип добровольности. Человек нуждается в самоуважении: он любит нести ответственность и совершенствовать свои знания и мастерство. В этом случае у него долгая творческая жизнь. Направленность усилий на решение задач ведет к его собственному развитию и прогрессу организации. Все члены кружков имеют свободный доступ к администрации. Успех организации - это и их успех. Кружок качества - это не механическая машина, а непрерывный процесс. Он имеет две отличительные, но дополняющие друг друга черты. С одной стороны, это образовательный и познавательный процесс. С другой стороны, это процесс, который содействует участию всех членов организации в мероприятиях, затрагивающих их повседневную работу. Это обеспечивает основу для взаимного сотрудничества менеджмента и работающих.
Развитие команды.(можно сослаться на Такмена) Роли в командах (Белбин).
Понятие организационной культуры. Организационная культура – это система норм, правил и моральных ценностей, регламентирующая отношения между членами организациями. служит проявлением общественного сознания, отражающим процесс самоорганизации общества. Можно выделить два уровня организационной культуры, исходя из ее внешних проявлений и глубинных течений. Субъективная организационная культура исходит из группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями, существующих вне личности. Сюда включаются также разделяемые работниками образцы предположений и ожиданий. Объективная организационная культура обычно связана с физическим окружением, создаваемым в организации: здание и его дизайн, мебель, цвета и объем пространства, удобства, стиль одежды и т.д. Все эти внешние атрибуты отражают ценности, которых придерживается организация.
2. Сроение организационной культуры (Шейн).
3. Подходы к исследованию организационной культуры.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 954; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.214.43 (0.017 с.) |