Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Является ли нарушение срока проведения камеральной проверки основанием для отмены решения, вынесенного по ее итогам (П. 2 ст. 88, П. 14 ст. 101 НК РФ).

Поиск

 

Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Налоговым кодексом РФ не предусмотрено последствий нарушения инспекцией срока проведения проверки. Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 17.03.2003 N 71 указал, что срок проведения камеральной проверки не является пресекательным и пропуск этого срока не изменяет порядок исчисления срока на принудительное взыскание.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальной позиции нет.

В Информационном письме ВАС РФ указано, что срок камеральной проверки не является пресекательным. В судебных актах отмечено, что нарушение срока проведения проверки не влечет отмены решения, принятого инспекцией по результатам такой проверки. Есть работы авторов, подтверждающие данный подход.

В то же время есть судебные акты и работы авторов, в которых сделан вывод о том, что если сроки камеральной проверки не соблюдены, то решение инспекции должно быть отменено.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Нарушение срока проведения камеральной проверки не влечет отмены решения, принятого по итогам такой проверки

 

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации"

Суд указал, что срок камеральной проверки не является пресекательным, его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Московского округа от 06.11.2013 по делу N А40-29318/13-115-126

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.10.2011 по делу N А05-12899/2010 (Определением ВАС РФ от 16.03.2012 N ВАС-2415/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31.01.2014 по делу N А53-33617/2012 (Определением ВАС РФ от 18.04.2014 N ВАС-4057/14 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

 

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23.09.2013 по делу N А53-33619/2012 (Определением ВАС РФ от 15.01.2014 N ВАС-19295/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд установил, что длительность проведения камеральной проверки обусловлена тем, что налогоплательщик не представил в срок пояснения и документы, подтверждающие достоверность сведений, внесенных в декларацию. В связи с этим инспекция запрашивала договоры аренды торгового места у арендодателя.

Суд указал, что из обстоятельств дела не следует, что проверка проведена в неразумные сроки и нарушила баланс интересов налогоплательщика и налогового органа.

В этой связи суд пришел к выводу о том, что нарушение инспекцией срока проведения камеральной проверки не влечет незаконность принятого по ее итогам решения.

 

Постановление ФАС Московского округа от 14.05.2014 N Ф05-4090/14 по делу N А40-69362/13-116-151

Суд отклонил довод налогоплательщика о нарушении инспекцией срока проведения камеральной проверки, поскольку это не является основанием для отмены решения налогового органа.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.05.2008 N А33-11602/07-Ф02-1903/08 по делу N А33-11602/07

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.12.2007 N А58-3205/07-Ф02-9017/07 по делу N А58-3205/07

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.04.2008 N Ф04-2620/2008(4154-А45-26) по делу N А45-11318/2007-20/76

Постановление ФАС Московского округа от 14.05.2010 N КА-А40/4445-10 по делу N А40-126773/09-118-1048

Постановление ФАС Поволжского округа от 04.10.2007 по делу N А65-29298/06

Статья: "Камералка": от "А" до "Я" (Начало) (Кудряшов С.Н.) ("Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 1)

КонсультантПлюс: Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2007 года

 

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.03.2008 N А33-12288/07-Ф02-604/08 по делу N А33-12288/07

Суд отметил следующее: налогоплательщик не доказал, что превышение срока проведения камеральной проверки повлекло нарушение его прав.

 

Позиция 2. Нарушение срока проведения камеральной проверки влечет отмену решения, вынесенного по итогам такой проверки

 

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.08.2013 по делу N А53-33602/2012

Суд пришел к выводу о недействительности решения инспекции, вынесенного по итогам камеральной проверки, длившейся более 2,5 года. Суд указал, что инспекция нарушила принцип недопустимости избыточного или не ограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля. Доказательств обоснованности столь длительного срока проведения проверки инспекция не представила. Было отмечено, что длительный срок свидетельствует о нарушении целей налогового администрирования, которые не могут иметь дискриминационного характера, препятствующего предпринимательской деятельности налогоплательщика. В обоснование своей позиции суд сослался на Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 N 13084/07.

 

Постановление ФАС Московского округа от 23.05.2012 по делу N А40-85281/11-20-359

Одним из оснований для отмены решения налогового органа послужило нарушение срока проведения камеральной проверки. При этом суд отклонил ссылку инспекции на п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71. По мнению суда, инспекция не учла иные положения указанного пункта Письма, согласно которым решение по результатам камеральной проверки должно быть принято в пределах срока проверки.

 

Постановление ФАС Московского округа от 05.04.2010 N КА-А40/2875-10 по делу N А40-89959/09-76-562

Суд установил, что камеральная проверка проводилась с превышением срока, установленного п. 2 ст. 88 НК РФ, в пределах срока инспекцией не истребованы документы, а также пояснения налогоплательщика. Поэтому решение о привлечении к ответственности по результатам такой проверки незаконно.

 

Постановление ФАС Московского округа от 30.04.2010 N КА-А40/3421-10-2 по делу N А40-96299/09-141-655

Суд установил, что акт камеральной налоговой проверки составлен и вручен налогоплательщику по истечении срока ее проведения. Поэтому суд, руководствуясь п. 14 ст. 101 НК РФ, признал недействительным решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов такой проверки.

 

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.08.2008 N А19-1185/08-40-04АП-Ф02-1491/08 по делу N А19-1185/08-40

Суд признал правомерным довод инспекции о том, что нарушение трехмесячного срока проведения проверки не является безусловным основанием для отмены решения инспекции. Вместе с тем пропуск установленного срока более чем на полтора года суд признал существенным нарушением, которое в соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ является основанием для отмены решения инспекции.

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.11.2010 по делу N А70-1902/2010

Как указал суд, длительный срок проведения проверки (свыше трех месяцев со дня представления налоговой декларации) свидетельствует о нарушении налоговой инспекцией целей налогового администрирования. Регламентация сроков взыскания налогов и сроков проведения налоговых проверок направлена на достижение равновесия участников отношений, регулируемых законодательством о налогах. Решение инспекции признано недействительным.

 

Постановление ФАС Московского округа от 08.12.2010 N КА-А40/14976-10 по делу N А40-2138/10-142-12

Одним из оснований признания незаконным решения по результатам проверки суд признал существенное нарушение срока проведения камеральной проверки. Как указал суд, в нарушение ст. 88 НК РФ камеральная проверка вместо трех месяцев длилась более трех с половиной лет, что свидетельствует о нарушении инспекцией принципа недопустимости избыточного или не ограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля.

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.11.2010 по делу N А05-2603/2010

Суд не принял довод инспекции о том, что нарушение срока проведения камеральной проверки не является основанием для отмены решения. Поскольку инспекция не обосновала необходимость проведения проверки за пределами трехмесячного срока, суд признал это существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки и одним из оснований для отмены решения.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.11.2010 по делу N А05-2601/2010

 

Постановление ФАС Уральского округа от 22.06.2010 N Ф09-4601/10-С2 по делу N А60-62563/2009-С10

Суд указал следующее: налогоплательщик вправе предполагать, что у инспекции нет сомнений в правомерности заявленных в декларации налоговых вычетов, если в срок, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ для проведения камеральной проверки, она не обращается к нему с требованием представить документы, подтверждающие обоснованность вычетов. Суд пришел к выводу, что вынесение решения об отказе в применении налоговых вычетов более чем через одиннадцать месяцев после истечения срока камеральной проверки является незаконным.

 

Статья: Камеральная налоговая проверка декларации по НДС (Кочкин М.) ("НДС. Налог на добавленную стоимость", 2008, N 10)

Автор указывает, что нарушение срока проведения камеральной проверки влечет отмену решения о привлечении к ответственности.

 

Консультация эксперта, 2011

По мнению автора, суд может отменить решение налогового органа, вынесенное по результатам камеральной проверки, проведенной с нарушением срока. При этом значительное нарушение срока проверки является дополнительным обстоятельством в пользу налогоплательщика.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.129.8 (0.009 с.)