Вправе ли инспекция отказать в ознакомлении с материалами проверки в связи с тем, что они содержат налоговую тайну (П. 2 ст. 101, ст. 102 НК РФ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вправе ли инспекция отказать в ознакомлении с материалами проверки в связи с тем, что они содержат налоговую тайну (П. 2 ст. 101, ст. 102 НК РФ).



 

Согласно п. 2 ст. 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов. С 02.09.2010 данный пункт дополнен положением о том, что налогоплательщик вправе до вынесения решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля. С 24.08.2013 согласно указанной норме в случае подачи лицом, в отношении которого проводилась проверка, соответствующего заявления инспекция обязана ознакомить его с материалами проверки и дополнительных мероприятий не позднее двух дней до дня рассмотрения материалов проверки.

В соответствии с п. 2 ст. 102 НК РФ налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных законом. Сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не являются налоговой тайной (пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ).

Возникает вопрос: вправе ли инспекция отказать налогоплательщику в ознакомлении с материалами проверки, которые содержат информацию о других налогоплательщиках?

Официальной позиции нет.

Есть судебные решения, согласно которым инспекция не вправе отказать налогоплательщику в ознакомлении с материалами проверки по причине наличия в них сведений, составляющих налоговую тайну.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.09.2010 по делу N А33-17361/2009

Суд отклонил довод инспекции о том, что она не может представить налогоплательщику для ознакомления материалы, поскольку они содержат налоговую тайну. Как указал суд, в соответствии с п. 2 ст. 102 НК РФ налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Такое исключение предусмотрено в п. 4 ст. 101 НК РФ, согласно которому налогоплательщик имеет право на исследование документов, в том числе содержащих сведения о его контрагентах и послуживших основанием для составления акта налоговой проверки.

Аналогичные выводы содержит:

Обзор судебной практики Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, связанной с применением главы 14 Налогового кодекса Российской Федерации (налоговый контроль) (рекомендован Постановлением Президиума ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.06.2011 N 4)

 

Постановление ФАС Уральского округа от 31.10.2011 N Ф09-6378/11 по делу N А50П-341/2011

Суд отклонил довод инспекции о том, что материалы не могут быть предоставлены для ознакомления налогоплательщику, поскольку содержат налоговую тайну. Как указал суд, в соответствии с п. 2 ст. 102 НК РФ налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, а право налогоплательщика на ознакомление с материалами проверки предусмотрено федеральным законом (п. 2 ст. 101 НК РФ).

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.06.2010 по делу N А33-17277/2009 (Определением ВАС РФ от 04.10.2010 N ВАС-10356/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

 

Постановление ФАС Уральского округа от 04.05.2009 N Ф09-2653/09-С3 по делу N А76-23163/2008-38-738

Суд признал незаконным отказ инспекции предоставить для ознакомления материалы налоговой проверки. Как указал суд, в силу пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не являются налоговой тайной.

 

Вправе ли инспекция отказать в предоставлении налогоплательщику информации об исполнении контрагентом налоговых обязательств (ст. ст. 32, 102 НК РФ, п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53)?

 

В пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ установлен перечень сведений, о которых налоговые органы обязаны информировать участников налоговых правоотношений.

К ним относится информация о действующих налогах и сборах, налоговом законодательстве, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц; также налоговые органы обязаны представлять формы деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

Аналогичные положения установлены в п. 18 Административного регламента Федеральной налоговой службы, утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н.

Согласно п. 2 ст. 102 НК РФ налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Не являются налоговой тайной сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения (пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ).

В п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 указано, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, если инспекция докажет, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

Минфин России в Письмах от 20.08.2013 N 03-02-08/33970, от 16.05.2013 N 03-02-07/1/17050 указал: налогоплательщики вправе проводить самостоятельную оценку рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности с учетом критериев оценки рисков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333.

Возникает вопрос: вправе ли инспекция отказать налогоплательщику, который запрашивает информацию об исполнении контрагентом налоговых обязательств с целью проявления должной осмотрительности?

По данному вопросу есть две точки зрения.

Согласно официальной позиции, выраженной УФНС России по г. Москве, сведения о задолженности по налогам не являются налоговой тайной.

Также есть судебные акты и работы авторов, в которых отмечается, что инспекция не вправе отказать в предоставлении сведений об исполнении контрагентами налоговых обязательств, поскольку эта информация не является налоговой тайной.

Вместе с тем имеется судебный акт, согласно которому отказ инспекции в предоставлении информации об исполнении контрагентом налоговых обязательств не противоречит налоговому законодательству. Перечень сведений, которые налоговый орган обязан предоставлять налогоплательщику, закреплен в пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Инспекция не вправе отказать в предоставлении информации об исполнении контрагентом налоговых обязательств, поскольку такие сведения не являются налоговой тайной

 

Письмо УФНС России по г. Москве от 03.10.2008 N 09-10/093263

По мнению налогового органа, сведения о задолженности налогоплательщиков перед бюджетами различных уровней являются отражением налогового правонарушения, связанного с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов, и не составляют налоговую тайну.

 

Постановление ФАС Уральского округа от 01.09.2010 N Ф09-6957/10-С3 по делу N А07-6855/2010

Суд признал незаконным отказ инспекции предоставить налогоплательщику информацию об исполнении юридическим лицом налоговых обязательств, поскольку такие сведения в силу пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ не являются налоговой тайной даже при отсутствии признаков правонарушения. Данная информация была необходима налогоплательщику в целях соблюдения требования о проявлении должной осмотрительности.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.07.2010 по делу N А27-25441/2009 (Определением ВАС РФ от 01.12.2010 N ВАС-16124/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.07.2010 по делу N А27-25724/2009 (Определением ВАС РФ от 17.11.2010 N ВАС-15222/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.12.2007 N Ф04-67/2007(77-А67-32) по делу N А67-1687/2007 (Определением ВАС РФ от 31.03.2008 N 4302/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.12.2007 N Ф04-8404/2007(40773-А67-32) по делу N А67-1463/2007 (Определением ВАС РФ от 31.03.2008 N 4251/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Консультация эксперта, 2008

Консультация эксперта, 2008

 

Консультация эксперта, 2013

По мнению автора, у инспекции нет оснований для отказа налогоплательщику в предоставлении информации об исполнении его контрагентом налоговых обязанностей. Сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах не являются налоговой тайной, и их получение обусловлено необходимостью проявления должной осмотрительности.

 

Обзор: Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 27.06.2012

Автор, комментируя Письмо Минфина России от 04.06.2012 N 03-02-07/1-134, делает вывод о том, что неуплата налога в установленный срок является налоговым правонарушением, поэтому соответствующая информация налоговой тайной не признается. Отказ инспекции в предоставлении налогоплательщику сведений о нарушениях, допущенных другими лицами, неправомерен.

 

Позиция 2. Инспекция вправе отказать в предоставлении информации об исполнении контрагентом налоговых обязательств, поскольку такие сведения не входят в перечень, установленный пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ

 

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.09.2007, 06.09.2007 N Ф03-А51/07-2/3620 по делу N А51-1385/2007-20-50

ФАС указал, что отказ инспекции в предоставлении информации, в частности, об исполнении налоговых обязательств по уплате НДС в бюджет по контрагентам налогоплательщика не противоречит положениям налогового законодательства. Это не ограничивает права общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку запрошенная информация не связана непосредственно с его деятельностью.

Было отмечено, что в силу пп. 1 п. 1 ст. 21 и пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налогоплательщики имеют право, а налоговые органы обязаны предоставить сведения только в объеме, установленном в пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ. В связи с этим информация о нарушении субъектами предпринимательской деятельности налогового законодательства не является составной частью тех данных, предоставлять которые обязаны налоговые органы.

 

Является ли неполучение информации об исполнении контрагентами налоговых обязательств свидетельством совершения налогоплательщиком действий без должной осмотрительности (ст. 102 НК РФ, п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53)?

 

Согласно п. 2 ст. 102 НК РФ налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Не являются налоговой тайной сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения (пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ).

В п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 указано, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, если инспекция докажет, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

Возникает вопрос: является ли неполучение информации об исполнении контрагентами налоговых обязательств свидетельством совершения налогоплательщиком действий без должной осмотрительности?

Официальной позиции нет.

Есть судебные решения, согласно которым неполучение налогоплательщиком сведений об исполнении контрагентами налоговых обязательств нельзя признать непроявлением должной осмотрительности, поскольку такая информация является налоговой тайной.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 03.04.2009 по делу N А65-8173/2008 (Определением ВАС РФ от 20.07.2009 N ВАС-9416/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд указал следующее: проявление необходимой степени осмотрительности в выборе контрагента не означает, что у налогоплательщика есть право доступа к сведениям, составляющим налоговую и банковскую тайну. Проверка соблюдения контрагентами требований налогового законодательства не только не входит в обязанности налогоплательщика, но и прямо запрещена законом. Сведения о представлении деклараций и уплате налогов, в соответствии со ст. 102 НК РФ, являются налоговой тайной и могут быть разглашены лишь с согласия контрагента. Налогоплательщик, проявляя должную осмотрительность, может принять меры только к получению доступных сведений.

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 24.03.2009 по делу N А57-19198/2008 (Определением ВАС РФ от 25.06.2009 N ВАС-7674/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд указал, что получение данных о государственной регистрации контрагента и постановке его на налоговый учет свидетельствует о проявлении должной осмотрительности. Сведения о представленных налоговых декларациях и об уплаченных налогах являются налоговой тайной и могут быть разглашены только с согласия контрагента.

 

Постановление ФАС Центрального округа от 10.10.2007 по делу N А36-88/2007

Суд указал, что налогоплательщик мог только убедиться в том, что его контрагенты состоят в ЕГРЮЛ. Общество не имело возможности удостовериться в добросовестности этих лиц как налогоплательщиков, поскольку любая информация о налоговой отчетности, согласно ст. 102 НК РФ, является налоговой тайной.

 


{Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ {КонсультантПлюс}}

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.83 (0.024 с.)