Можно ли производить осмотр территорий и помещений налогоплательщика вне рамок выездной проверки (П. 1 ст. 82, П. П. 1, 2 ст. 91, П. П. 1, 2 ст. 92 НК РФ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Можно ли производить осмотр территорий и помещений налогоплательщика вне рамок выездной проверки (П. 1 ст. 82, П. П. 1, 2 ст. 91, П. П. 1, 2 ст. 92 НК РФ).



 

С 01.01.2015 в связи с принятием Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ ситуация неактуальна для налогоплательщиков, которые представляют декларации по НДС, в следующих случаях:

- в декларации заявлена сумма налога к возмещению;

- в декларации выявлены противоречия или несоответствия, свидетельствующие о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению.

 

Налоговые органы вправе в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ).

В силу п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Согласно п. 1 ст. 92 НК РФ должностное лицо инспекции, которое осуществляет выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для данного мероприятия, вправе производить осмотр территорий, помещений, документов и предметов проверяемого налогоплательщика.

Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика указанных должностных лиц осуществляется при предъявлении ими служебных удостоверений и решения о проведении выездной проверки (п. 1 ст. 91 НК РФ).

При этом в п. 2 ст. 92 НК РФ указано, что осмотр документов и предметов вне рамок выездной проверки допускается, если они получены должностным лицом инспекции ранее при проведении мероприятий налогового контроля или при согласии владельца данных предметов на их осмотр.

Возникает вопрос: можно ли производить осмотр территорий и помещений налогоплательщика вне рамок выездной проверки?

По данному вопросу есть две точки зрения.

Согласно официальной позиции Минфина России осмотр территорий и помещений налогоплательщика налоговый орган вправе проводить только в рамках выездной налоговой проверки. ФНС России придерживается аналогичного мнения и отмечает, что осмотр территорий нельзя проводить в рамках камеральной проверки.

Исходя из п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 осмотр территорий и помещений не может осуществляться вне рамок выездной проверки.

Имеются судебные акты и работа автора, согласно которым осмотр помещений налогоплательщика вне рамок выездной проверки неправомерен.

В то же время есть судебные акты, в которых признается правомерным осмотр помещений налогоплательщика вне рамок выездной проверки.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Проведение осмотра территорий и помещений налогоплательщика вне рамок выездной проверки неправомерно

 

Письмо Минфина России от 30.11.2011 N 03-02-07/1-411

Финансовое ведомство разъяснило, что в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 91, п. 1 ст. 92 НК РФ должностные лица налоговых органов вправе осматривать помещения и территории налогоплательщика только в рамках выездной налоговой проверки.

 

Письмо ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690

Налоговая служба указала следующее. Пунктом 1 ст. 92 НК РФ предусмотрено, что должностное лицо инспекции вправе производить осмотр территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика в ходе выездной налоговой проверки в отношении этого налогоплательщика.

Налоговый кодекс РФ не предусматривает проведение осмотра территорий в рамках камеральной налоговой проверки.

 

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (п. 24)

Суд указал: положения ст. ст. 91, 92 НК РФ прямо указывают на то, что осмотр территорий (помещений) налогоплательщика и доступ на его территорию (в помещение) возможны только в связи с проведением выездной проверки в отношении данного налогоплательщика.

Таким образом, осмотр помещений и территорий налогоплательщика не может рассматриваться в качестве самостоятельной формы налогового контроля и осуществляться вне рамок выездной проверки.

 

Постановление ФАС Московского округа от 19.12.2013 N Ф05-16028/2013 по делу N А40-85714/12

Суд не принял в качестве надлежащего доказательства протокол осмотра, составленный после окончания выездной проверки и вынесения решения. Было указано, что осмотр помещений (территорий) налогоплательщика нельзя рассматривать как самостоятельную форму налогового контроля и проводить вне рамок выездной проверки. При этом суд учел разъяснения Пленума ВАС РФ, данные в п. 24 Постановления от 30.07.2013 N 57.

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.2009 N Ф04-280/2009(19835-А75-29) по делу N А75-2061/2008 (Определением ВАС РФ от 27.05.2009 N ВАС-6218/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд установил, что инспекция приняла решение о привлечении налогоплательщика к ответственности по результатам осмотра, произведенного инспекцией в качестве самостоятельного мероприятия налогового контроля вне рамок налоговой проверки. Суд указал, что такие результаты осмотра помещений являются ненадлежащим доказательством. При этом он отметил, что у инспекции отсутствовали предусмотренные п. 2 ст. 92 НК РФ основания для проведения осмотра вне рамок выездной налоговой проверки.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.05.2008 N Ф04-1880/2008(2272-А27-29) по делу N А27-7450/2007-6

Постановление ФАС Поволжского округа от 06.03.2008 по делу N А55-610/2007

Постановление ФАС Поволжского округа от 28.06.2007 по делу N А57-12039/2006

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.09.2007 по делу N А05-419/2007 (Определением ВАС РФ от 21.11.2007 N 15627/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.07.2007 по делу N А21-409/2007

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.03.2007 по делу N А05-9810/2006-34

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.02.2007 по делу N А05-10406/2006-20

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.04.2009 по делу N А32-13491/2008-26/252 (Определением ВАС РФ от 25.06.2009 N ВАС-7668/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 29.04.2010 по делу N А55-24271/2009

Суд установил, что осмотр имущества произведен до выездной проверки, однако его результаты послужили основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности по результатам проверки. Суд указал, что результаты осмотра вне рамок выездной налоговой проверки не являются допустимыми доказательствами.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Поволжского округа от 13.08.2009 по делу N А55-16704/2008

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.11.2008 по делу N А42-4377/2007

Постановление ФАС Уральского округа от 26.06.2008 N Ф09-4477/08-С3 по делу N А07-9942/07

Постановление ФАС Уральского округа от 06.12.2007 N Ф09-9954/07-С3 по делу N А76-1370/07

Постановление ФАС Центрального округа от 10.09.2008 по делу N А68-194/07-8/14

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 03.02.2009 по делу N А55-5702/2008

Суд установил, что осмотр произведен после выездной проверки в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. Однако в силу п. 6 ст. 101 НК РФ осмотр не относится к дополнительным мероприятиям налогового контроля, поскольку данная норма содержит исчерпывающий перечень таких мероприятий. Следовательно, проведение осмотра за рамками выездной проверки неправомерно.

 

Постановление ФАС Центрального округа от 29.06.2009 по делу N А68-711/2007-23/14

Суд установил, что в решении по результатам камеральной проверки приведены обстоятельства, установленные при осмотре до проверки. Суд указал, что, поскольку осмотр производился вне рамок выездной проверки и без согласия налогоплательщика, его результаты не являются надлежащими доказательствами.

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 19.02.2008 по делу N А65-9002/2007-СА2-41

Суд установил, что в решении по результатам камеральной проверки приведены обстоятельства, установленные при осмотре до проверки. Результаты осмотра вне рамок выездной проверки суд признал ненадлежащим доказательством. При этом он отметил, что подпись должностного лица налогоплательщика об ознакомлении с решением о проведении мероприятий налогового контроля не означает согласия владельца на осмотр его имущества. Наличие такого согласия обязательно в силу п. 2 ст. 92 НК РФ.

 

Книга: Защита прав налогоплательщика при проведении налоговых проверок: Практические рекомендации (Борисов А.Н.) ("Юстицинформ", 2009)

По мнению автора, законодательством не предусмотрена возможность осмотра должностными лицами налогового органа территорий, помещений налогоплательщика вне рамок выездной налоговой проверки.

 

Позиция 2. Проведение осмотра территорий и помещений налогоплательщика вне рамок выездной проверки правомерно

 

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.01.2012 по делу N А29-2000/2011

Суд отметил, что налоговое законодательство предусматривает в качестве одной из форм налогового контроля осмотр (обследование) помещений и территорий и не запрещает совершение данных действий вне рамок выездной налоговой проверки.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.11.2007 по делу N А56-21109/2006

 

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.02.2009 по делу N А32-11135/2008-58/221 (Определением ВАС РФ от 08.06.2009 N ВАС-4120/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд установил, что в решении по результатам камеральной проверки приведены обстоятельства, установленные при осмотре помещений до проверки. Суд указал, что их осмотр вне рамок выездной налоговой проверки не противоречит законодательству. Кроме того, налогоплательщик не представил доказательств своего несогласия с проведением осмотра в соответствии с п. 2 ст. 92 НК РФ.

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 13.03.2008 по делу N А57-12358/07

Суд указал, что в налоговом законодательстве не установлен запрет на проведение осмотра помещений вне рамок выездной проверки.

 

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.01.2012 по делу N А29-2000/2011

Суд отметил, что осмотр помещений и территорий является самостоятельной формой налогового контроля и может производиться вне рамок налоговых проверок.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.11.2007 по делу N А56-21109/2006

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.12 (0.02 с.)