Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обязательно ли составлять акт при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (ст. 100, П. П. 6, 14 ст. 101 НК РФ).

Поиск

 

По вопросу о необходимости предоставления возможности представить возражения на результаты дополнительных мероприятий налогового контроля см. Энциклопедию спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

 

Согласно п. 6 ст. 101 НК РФ в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения правонарушений или отсутствия таковых может быть принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В соответствии с п. 5 ст. 88 и ст. 100 НК РФ по результатам налоговой проверки составляется акт.

Налоговым кодексом РФ не установлен порядок оформления результатов дополнительных мероприятий налогового контроля.

В связи с этим возникает вопрос: нужно ли составлять акт после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля?

По данному вопросу есть две точки зрения.

Согласно официальной позиции Минфина России и ФНС России в Налоговом кодексе РФ не предусмотрено составление акта по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля. Такая же позиция выражена в судебных решениях и авторской публикации.

В то же время есть судебные решения, согласно которым результаты дополнительных мероприятий налогового контроля должны оформляться актом. Отсутствие акта может быть одним из оснований для отмены решения инспекции, вынесенного по результатам проверки.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Составлять акт проверки по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля необязательно

 

Письмо Минфина России от 26.10.2011 N 03-02-08/112

Разъясняется, что в Налоговом кодексе РФ не предусмотрено оформление справок или акта после окончания всех дополнительных мероприятий налогового контроля.

 

Письмо Минфина России от 18.02.2011 N 03-02-07/1-58

По мнению Минфина России, в Налоговом кодексе РФ не предусмотрено составление акта по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2013 по делу N А26-4897/2012

Суд указал, что ст. 101 НК РФ не возложено на инспекцию обязанности по составлению акта проверки или справки по результатам дополнительных мероприятий и вручению ее налогоплательщику.

При этом суд установил, что справка о проведенных дополнительных мероприятиях была составлена инспекцией и вручена налогоплательщику.

 

Постановление ФАС Московского округа от 16.04.2012 по делу N А40-40384/11-129-180 (Определением ВАС РФ от 03.08.2012 N ВАС-9658/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд указал, что в положениях Налогового кодекса РФ, регулирующих процедуру проведения выездной проверки и привлечения налогоплательщика к ответственности, не предусмотрено повторного составления акта проверки с учетом проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и вручения его лицу, в отношении которого проводилась проверка.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Московского округа от 06.03.2012 по делу N А40-39749/11-99-177

Постановление ФАС Поволжского округа от 15.12.2010 по делу N А65-4976/2010

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.06.2011 по делу N А44-4041/2010

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.04.2010 по делу N А05-7091/2009

 

Постановление ФАС Московского округа от 20.09.2011 по делу N А41-2366/10

Суд указал, что налоговый орган не обязан составлять акт после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Однако инспекция должна обеспечить налогоплательщику возможность изучения всех доказательств, представления им объяснений и возражений.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.08.2010 по делу N А33-19513/2009

Обзор судебной практики Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, связанной с применением главы 14 Налогового кодекса Российской Федерации (налоговый контроль) (рекомендован Постановлением Президиума ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.06.2011 N 4)

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.02.2010 по делу N А21-10034/2008

Суд указал, что налоговый орган не обязан составлять акт после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Однако перед рассмотрением материалов проверки инспекция должна ознакомить налогоплательщика с документами, полученными в результате проведения дополнительных мероприятий.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Уральского округа от 29.01.2009 N Ф09-10688/08-С2 по делу N А76-4161/08

Постановление ФАС Уральского округа от 02.10.2008 N Ф09-11376/07-С2 по делу N А76-11601/07

Постановление ФАС Уральского округа от 20.05.2008 N Ф09-3555/08-С2 по делу N А76-21369/07 (Определением ВАС РФ от 24.09.2008 N 11777/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Центрального округа от 24.02.2010 по делу N А68-3935/09

Статья: О процедуре рассмотрения материалов налоговой проверки (Тараканов С.А.) ("Ваш налоговый адвокат", 2008, N 5)

 

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.07.2008 N Ф03-А73/08-2/1844 по делу N А73-7848/2007-23

Суд рассмотрел ситуацию, в которой налоговый орган составил акт в 2006 г., а решение по результатам проверки было принято в 2007 г. ФАС отметил, что в Налоговом кодексе РФ нет норм, обязывающих инспекцию оформлять отдельный акт при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Поэтому отсутствие такого акта не может быть основанием для отмены решения о привлечении к ответственности.

 

Позиция 2. После проведения дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция обязана составить акт

 

Постановление ФАС Центрального округа от 09.02.2009 по делу N А48-424/08-8

Суд указал, что в нарушение ст. 100 НК РФ инспекция после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля не составила акт и не обеспечила налогоплательщику возможность представить свои возражения по акту. Это стало одним из оснований для отмены решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Поволжского округа от 05.08.2008 по делу N А12-18785/07

Постановление ФАС Центрального округа от 07.08.2008 по делу N А08-2527/07-16 (Определением ВАС РФ от 16.12.2008 N ВАС-15944/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Центрального округа от 10.06.2008 по делу N А14-13224-2007/711/34 (Определением ВАС РФ от 29.07.2008 N 9840/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 19.03.2010 по делу N А72-8248/2009

Суд установил, что по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля не был составлен и вручен налогоплательщику для подготовки письменных возражений соответствующий акт. Суд указал, что данное обстоятельство является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки в соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ.

 

Постановление ФАС Московского округа от 11.04.2011 N КА-А40/2303-11 по делу N А40-69307/10-76-335

Суд не принял довод инспекции о том, что по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля не нужно составлять акт. Суд указал, что из-за отсутствия акта налогоплательщик был лишен возможности представить свои возражения относительно доводов инспекции.

 

Постановление ФАС Московского округа от 01.06.2011 N КА-А40/4982-11 по делу N А40-92328/10-20-489

Суд признал в качестве одного из оснований отмены решения инспекции отсутствие акта по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля.

 

Должен ли налоговый орган дать возможность налогоплательщику представить возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля до принятия окончательного решения (п. 6 ст. 100, п. п. 6, 14 ст. 101 НК РФ)?

 

Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ налогоплательщик в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта вправе представить письменные возражения.

В соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля принимается в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых.

В силу п. 14 ст. 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения инспекции о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким условиям относится личное (или через представителя) участие проверяемого лица в процессе рассмотрения материалов проверки и обеспечение возможности представить свои объяснения. Основаниями для отмены названного решения также могут быть иные нарушения процедуры рассмотрения материалов проверки, которые привели (могли привести) к принятию инспекцией неправомерного решения.

По рассматриваемому вопросу существует две точки зрения.

Согласно позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 30.07.2013 N 57, инспекция до принятия окончательного решения должна обеспечить налогоплательщику возможность представить свои возражения по материалам, полученным в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. Аналогичный вывод содержится в письмах Минфина России, ФНС России и постановлениях судов кассационной инстанции.

Между тем до опубликования Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 некоторые суды кассационной инстанции приходили к иному выводу: налоговый орган не обязан обеспечивать налогоплательщику возможность представить возражения по результатам дополнительных мероприятий.

 

По вопросу о необходимости составления акта по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля см. Энциклопедию спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Налоговый орган до принятия окончательного решения должен обеспечить налогоплательщику возможность представить возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля

 

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"

Пленум ВАС РФ указал следующее. Учитывая, что ст. 101 НК РФ не предусмотрены порядок и сроки направления проверяемому лицу материалов дополнительных мероприятий и не установлен срок для направления этим лицом возражений, необходимо исходить из закрепленных в ст. 100 НК РФ обязанности налогового органа направить эти материалы и права проверяемого лица представить свои возражения.

Рассмотрение материалов проверки с учетом материалов дополнительных мероприятий и принятие по ним решения должно быть осуществлено в течение 10 дней со дня окончания срока направления лицом (представителем), в отношении которого проводилась проверка, возражений на материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

 

Письмо Минфина России от 26.10.2011 N 03-02-08/112

Разъясняется, что в Налоговом кодексе РФ не установлены специальные сроки для подготовки проверяемым лицом письменных возражений по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля. Однако право лица на ознакомление с документами, составленными по результатам таких мероприятий, и подготовку возражений обеспечивается соответствующей обязанностью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Кроме того, Минфин России отметил, что согласно п. 4 ст. 101 НК РФ отсутствие письменных возражений не лишает проверяемое лицо (его представителя) права давать свои объяснения на любой стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 26.09.2011 N 03-02-07/1-342

Письмо ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@

 

Письмо Минфина России от 19.06.2009 N 03-02-07/1-321

Финансовое ведомство указало, что в процессе рассмотрения материалов проверки (включая полученные в ходе дополнительных мероприятий) инспекция должна обеспечить налогоплательщику возможность представления возражений и по материалам проведенных дополнительных мероприятий.

 

Письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692

Налоговая служба разъяснила вопросы применения отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57. В частности, в отношении п. 38 данного Постановления ФНС России указала следующее.

Статьей 101 НК РФ не предусмотрен срок направления проверяемым лицом возражений на материалы дополнительных мероприятий налогового контроля. Принимая это во внимание, необходимо исходить из того, что применительно к п. 6 ст. 100 НК РФ лицо (его представитель) вправе представить налоговому органу свои возражения. При этом, если исходя из характера и объема полученных в ходе дополнительных мероприятий материалов налогоплательщику для представления возражений будет достаточно срока менее месяца, налоговый орган может предоставить ему данный срок. Этот факт рекомендуется зафиксировать в протоколе рассмотрения материалов проверки (налогоплательщик должен быть уведомлен о предоставленном ему сроке и не иметь в отношении данного срока возражений).

 

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.06.2014 по делу N А17-162/2013

Суд установил: инспекция ознакомила налогоплательщика с результатами допмероприятий налогового контроля; однако, учитывая большой объем документов, дала ему недостаточно времени для подготовки возражений. При этом при вынесении решения налоговый орган учел результаты допмероприятий.

Суд пришел к выводу о том, что предпринимателю не была обеспечена возможность представить возражения по фактам налоговых правонарушений, выявленных с учетом доказательств, полученных в результате допмероприятий. Это является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. В этой связи решение инспекции по результатам проверки было отменено.

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.11.2013 по делу N А42-535/2012

Суд установил, что представитель общества участвовал в рассмотрении материалов проверки с учетом данных, полученных при проведении дополнительных мероприятий. При этом материалы дополнительных мероприятий (в количестве более 300 листов) были представлены данному лицу лишь на обозрение, что исключило возможность их должного изучения. Решение по проверке было вынесено на следующий день.

Вместе с тем о документах, полученных в ходе дополнительных мероприятий, налогоплательщик не был осведомлен ранее. Однако инспекция проигнорировала намерение представителя налогоплательщика получить копии документов и подготовить дополнительные пояснения, возражения и не предоставила дополнительное время для ознакомления с документами.

Учитывая названные обстоятельства, суд пришел выводу о нарушении налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки. В связи с этим решение по проверке было признано незаконным.

 

Постановление ФАС Уральского округа от 27.12.2012 N Ф09-12320/12 по делу N А47-7155/2012

Суд установил, что налогоплательщик не был извещен о времени и месте рассмотрения результатов дополнительных мероприятий и не участвовал в нем.

ФАС указал, что нарушение прав налогоплательщика на участие в рассмотрении материалов, полученных в ходе дополнительных мероприятий, и на представление объяснений по их результатам является существенным и влечет отмену решения по проверке.

 

Постановление ФАС Уральского округа от 15.10.2012 N Ф09-7676/11 по делу N А07-4476/2011

Суд установил, что рассмотрение материалов дополнительных мероприятий произведено инспекцией ранее времени, о котором был уведомлен налогоплательщик. Доказательств извещения последнего об изменении даты налоговый орган не представил. Между тем в ходе дополнительных мероприятий были получены документы и информация, неизвестные предпринимателю. Эти сведения прямо повлияли на первоначальные выводы инспекции, изложенные в акте проверки, относительно размеров и оснований доначисления налогов, пеней и штрафов.

ФАС пришел к выводу о том, что предприниматель был лишен возможности давать пояснения и представлять возражения. Это обстоятельство послужило одним из оснований для отмены решения по проверке.

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 11.10.2012 по делу N А55-29358/2011

ФАС установил, что полученные в ходе дополнительных мероприятий материалы вручены налогоплательщику после принятия оспариваемого решения.

Суд указал, что отсутствие названных документов у налогоплательщика на момент рассмотрения материалов проверки лишило его возможности представить по ним возражения. На этом в том числе основании решение по результатам проверки было признано недействительным.

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.10.2012 по делу N А27-213/2012

Суд, изучив фактические обстоятельства по делу, установил, что предприниматель не участвовал в рассмотрении материалов проверки с учетом документов, полученных в ходе дополнительных мероприятий.

ФАС указал: участие проверяемого лица в рассмотрении имеющихся у инспекции материалов должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля, включая итоговое рассмотрение материалов проверки. Суд пришел к выводу о том, что отсутствие у предпринимателя возможности представить свои пояснения и возражения с учетом результатов дополнительных мероприятий является основанием для отмены решения инспекции.

 

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.10.2012 N Ф03-3818/2012 по делу N А51-22864/2011

Суд установил, что налогоплательщик был ознакомлен с результатами дополнительных мероприятий, после чего в тот же день инспекция в отсутствие представителя налогоплательщика и без его уведомления вынесла решение о привлечении к ответственности.

ФАС указал, что ст. 101 НК РФ предусматривает общий порядок привлечения налогоплательщика к ответственности, который инспекция обязана соблюдать в случае выявления правонарушений, в том числе по результатам дополнительных мероприятий.

Следовательно, рассмотрение материалов дополнительных мероприятий должно проводиться по правилам ст. 101 НК РФ, что означает возможность налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и представлять свои возражения. Поскольку последний такого права был лишен, решение по проверке было признано недействительным.

 

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.07.2012 по делу N А32-13855/2011

Суд указал, что инспекция необоснованно отказала обществу в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения материалов проверки для представления возражений с учетом результатов проведения дополнительных мероприятий.

Суд отклонил доводы налогового органа о невозможности совершения такого процессуального действия и о том, что права общества не были нарушены, поскольку с учетом результатов дополнительных мероприятий сумма налогов, неуплата которых зафиксирована актом проверки, была уменьшена. ФАС отметил, что в ходе дополнительных мероприятий инспекция получила документы и не ознакомила с ними налогоплательщика. Между тем данная информация имела существенное значение и была положена в основу оспариваемого решения. В связи с этим решение инспекции было признано недействительным.

 

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.05.2012 по делу N А19-6633/2011

Суд установил, что налогоплательщик был приглашен на рассмотрение материалов проверки, однако до принятия решения инспекция не ознакомила его с материалами, полученными в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Таким образом, налогоплательщик был лишен возможности ознакомиться с результатами проверки и представить возражения. Суд указал, что в данном случае решение о привлечении к ответственности подлежит отмене.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Поволжского округа от 01.03.2011 по делу N А65-10765/2010

Постановление ФАС Поволжского округа от 26.03.2010 по делу N А12-12757/2009

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.03.2011 по делу N А32-9907/2010

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.12.2010 по делу N А32-2900/2010-12/63

Постановление ФАС Центрального округа от 24.02.2011 по делу N А54-2176/2010С3

 

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.12.2010 по делу N А32-47875/2009

Суд установил, что по результатам рассмотрения акта проверки, возражений на него и результатов проведения дополнительных мероприятий налогового контроля было принято оспариваемое решение о привлечении к ответственности. При этом налогоплательщик был уведомлен о рассмотрении всех материалов проверки и ознакомлен с материалами дополнительных мероприятий в день принятия инспекцией решения. Однако суд, ссылаясь на Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 N 9-П, указал, что в соответствии с законодательством при проведении налоговых проверок налогоплательщику должна быть обеспечена возможность для представления возражений (в том числе и по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля). На этом основании суд признал незаконным решение о привлечении к ответственности по п. 14 ст. 101 НК РФ.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.03.2010 по делу N А46-13654/2009

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.10.2011 по делу N А13-12128/2008

Суд установил, что налогоплательщик был ознакомлен с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля за несколько часов до времени, назначенного для рассмотрения материалов проверки и вынесения решения. Отменяя решение инспекции, суд указал, в частности, на то, что налогоплательщику не была предоставлена возможность представить свои пояснения и возражения с учетом результатов дополнительных мероприятий.

 

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.12.2010 по делу N А53-25411/2009

Суд признал одним из оснований для отмены решения инспекции то обстоятельство, что справка по дополнительным мероприятиям налогового контроля была вручена обществу в день рассмотрения материалов проверки, в связи с чем общество было лишено возможности представить свои возражения относительно данных указанной справки.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.11.2010 по делу N А53-28435/2010

 

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.08.2011 по делу N А32-54986/2009

Суд установил, что инспекция приняла решение в день, когда налогоплательщик был приглашен на рассмотрение результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, однако налогоплательщику не были предоставлены ни материалы данных мероприятий, ни время на подготовку возражений по ним. На этом основании решение инспекции признано незаконным.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.04.2011 по делу N А10-3030/2010

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.08.2011 по делу N А32-15436/2010

 

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.10.2011 по делу N А32-26643/2010

Суд установил, что инспекция приняла решение в день, когда налогоплательщик был приглашен на рассмотрение результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. В этот же день он был ознакомлен с материалами указанных мероприятий. Решение инспекции суд признал незаконным, поскольку налогоплательщик был лишен возможности представить возражения по результатам дополнительных мероприятий.

Суд указал, что норма абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ) об участии лица в рассмотрении материалов налоговой проверки имеет обратную силу и должна применяться в отношении решения инспекции, принятого до вступления в силу новой редакции абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ.

 

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.09.2010 по делу N А19-3820/10

Суд отменил решение по результатам проверки на том, в частности, основании, что налогоплательщику не было предоставлено время для подготовки возражений по материалам дополнительных мероприятий налогового контроля. Как указал суд, отсутствие соответствующего ходатайства налогоплательщика не имеет значения, поскольку право на подготовку возражений предусмотрено налоговым законодательством.

Аналогичные выводы содержит:

Обзор судебной практики Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, связанной с применением главы 14 Налогового кодекса Российской Федерации (налоговый контроль) (рекомендован Постановлением Президиума ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.06.2011 N 4)

 

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.06.2012 по делу N А19-12548/2011

Суд установил, что по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки было принято решение о проведении дополнительных мероприятий. Налогоплательщик был ознакомлен с их результатами во время рассмотрения всех материалов проверки, однако инспекция приняла решение, не предоставив достаточного времени для изучения документов и не дожидаясь возражений налогоплательщика. На данном основании решение признано судом недействительным.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.12.2010 по делу N А78-1591/2010

Постановление ФАС Уральского округа от 14.12.2010 N Ф09-10298/10-С3 по делу N А76-5262/2010-42-179 (Определением ВАС РФ от 11.04.2011 N ВАС-4121/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

 

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.07.2011 по делу N А32-14581/2010

Суд установил: инспекция не оформляла результаты дополнительных мероприятий ни справкой, ни актом, перечень полученных документов налогоплательщику не представила; общество было уведомлено о рассмотрении материалов дополнительных мероприятий за один день. Признавая решение по результатам проверки недействительным, суд указал, что налогоплательщика лишили возможности дать объяснения по дополнительным мероприятиям налогового контроля.

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.03.2012 по делу N А67-3725/2011

Суд установил, что в ходе дополнительных мероприятий инспекция выявила новые нарушения. При рассмотрении материалов проверки общество об этом проинформировано не было и, соответственно, не имело возможности представить возражения и объяснения.

Суд указал, что обществу не обеспечена возможность защиты своих прав, а решение вынесено инспекцией по обстоятельствам, отличным от тех, которые были отражены в акте проверки. В связи с этим суд признал решение инспекции недействительным на основании п. 14 ст. 101 НК РФ.

 

Позиция 2. Налоговый орган не обязан до принятия окончательного решения обеспечить налогоплательщику возможность представить возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 24.01.2012 по делу N А57-4681/2011

Суд указал, что право налогоплательщика на ознакомление и представление возражений, установленное п. 6 ст. 100 НК РФ, не распространяется на материалы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. Он объяснил это тем, что инспекция собирает их после окончания проверки и составления акта по ее итогам.

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 15.02.2011 по делу N А65-3795/2010

Суд не принял довод налогоплательщика о том, что он не был ознакомлен с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля и был лишен возможности представить возражения по ним. Как указал суд, законодательством не предусмотрены требования к налоговому органу составлять какие-либо справки, акты, решения по результатам дополнительных мероприятий и предлагать налогоплательщику представить по ним письменные возражения.

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.06.2011 по делу N А44-4041/2010

Суд установил, что налогоплательщик был приглашен на рассмотрение материалов проверки и ознакомлен с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля. В тот же день налоговый орган принял решение по результатам проверки. Суд отклонил довод налогоплательщика о том, что ему не предоставили время на подготовку возражений по результатам дополнительных мероприятий. Как указал суд, законодательством не предусмотрены требования к налоговому органу составлять акт по результатам дополнительных мероприятий и вручать его налогоплательщику.

 

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.06.2011 по делу N А53-22363/2010 (Определением ВАС РФ от 29.09.2011 N ВАС-12324/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд установил, что справка о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля была составлена в тот день, на который было назначено рассмотрение материалов проверки. Налогоплательщик был приглашен на рассмотрение всех материалов, однако в инспекцию не явился. В тот же день было принято решение по результатам проверки. Суд отклонил довод налогоплательщика о нарушении процедуры рассмотрения материалов проверки. При этом он отметил, что справка о результатах дополнительных мероприятий не содержала выводов и обстоятельств, которые были бы неизвестны налогоплательщику.

 

Подлежит ли отмене решение по результатам проверки, если после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля налогоплательщик не был уведомлен о рассмотрении всех материалов проверки (п. п. 6, 14 ст. 101 НК РФ)?

 

Согласно п. 2 ст. 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. С 24.08.2013 налоговый орган обязан ознакомить указанное лицо с материалами проверки и дополнительных мероприятий не позднее двух дней до дня рассмотрения материалов проверки, если это лицо подало соответствующее заявление. До 24.08.2013 указанный пункт предусматривал лишь право этого лица до вынесения решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

В соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ, если инспекция не обеспечила налогоплательщику возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки, решение, вынесенное по результатам проверки, должно быть отменено. Однако в Налоговом кодексе РФ не указано, распространяется ли это правило на случаи, когда налогоплательщик не был уведомлен о рассмотрении материалов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля.

Согласно официальной позиции налоговые органы должны обеспечить налогоплательщику возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. В противном случае, как указано в судебных решениях, в том числе в постановлениях Президиума ВАС РФ, решение инспекции о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) должно быть отменено. Подобный подход представлен и в авторской публикации.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 06.11.2009 N 03-02-08/82

Финансовое ведомство разъясняет, что налоговые органы обязаны предоставить налогоплательщику возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки, в том числе полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 14.09.2009 N 03-02-07/1-425

Письмо Минфина России от 19.06.2009 N 03-02-07/1-321

Письмо Минфина России от 05.02.2009 N 03-02-07/1-49

Письмо Минфина России от 25.07.2007 N 03-02-07/1-346

 

Постановление Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 N 391/09 по делу N А56-53359/2007

Суд пришел к выводу, что после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция должна была известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения всех материалов проверки. Эту обязанность налоговый орган не исполнил надлежащим образом, поэтому на основании п. 14 ст. 101 НК РФ суд отменил решение о привлечении налогоплательщика к ответственности.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление Президиума ВАС РФ от 12.02.2008 N 12566/07 по делу N А50-4625/2007-А19

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.01.2009 по делу N А43-29614/2007-6-996

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.12.2008 по делу N А82-2505/2008-99

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.01.2012 по делу N А10-222/2011

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.01.2009 N А33-6742/08-Ф02-6851/08 по делу N А33-6742/08

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.12.2008 N А19-7793/08-51-Ф02-6638/08 по делу N А19-7793/08-51

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.12.2008 N А19-4428/08-20-Ф02-6539/08 по делу N А19-4428/08-20

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.12.2008 N А33-2875/08-Ф02-6049/08 по делу N А33-2875/08

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.11.2008 N А19-5211/08-43-Ф02-5441/08 по делу N А19-5211/08-43

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.11.2008 N А19-6989/08-43-Ф02-5591/08 по делу N А19-6989/08-43

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.10.2008 N А19-6854/08-43-Ф02-5035/08 по делу N А19-6854/08-43

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.10.2008 N А19-1543/08-24-Ф02-4885/08 по делу N А19-1543/08-24

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.10.2008 N А19-1755/08-44-Ф02-2718/08 по делу N А19-1755/08-44

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.09.2008 N А78-604/08-Ф02-4724/08 по делу N А78-604/08

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.09.2008 N А19-9676/07-Ф02-4501/08 по делу N А19-9676/07

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.09.2008 N А19-14105/07-Ф02-4223/08 по делу N А19-14105/07

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.09.2008 N А74-2544/07-Ф02-4253/08 по делу N А74-2544/07

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.08.2008 N А33-15025/07-Ф02-3852/08 по делу N А33-15025/07

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.08.2008 N А58-10039/07-Ф02-3714/08 по делу N А58-10039/07

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.07.2008 N Ф03-А59/08-2/2544 по делу N А59-4810/07-С24

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 11.07.2008 N Ф03-А59/08-2/2580 по делу N А59-4811/07-С24

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.07.2008 N Ф03-А59/08-2/2545 по делу N А59-4815/07-С19

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.07.2008 N Ф03-А59/08-2/2422 по делу N А59-4809/07-С11

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.07.2008 N Ф03-А59/08-2/2405 по делу N А59-4817/07-С15

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 02.07.2008 N Ф03-А59/08-2/2278 по делу N А59-4812/07-С3

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.06.2008 N Ф03-А59/08-2/2218 по делу N А59-4814/07-С3

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.06.2008 N Ф03-А59/08-2/2215 по делу N А59-4808/07-С15

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.06.2008 N Ф03-А59/08-2/2214 по делу N А59-4807/07-С15

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.06.2008 N Ф03-А59/08-2/2217 по делу N А59-4816/07-С15

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.06.2008 N Ф03-А59/08-2/2187 по делу N А59-4813/07-С3

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.06.2008 N Ф03-А59/08-2/2175 по делу N А59-4818/07-С3

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.10.2012 по делу N А27-213/2012

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.02.2012 по делу N А27-6842/2011

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.11.2011 по делу N А27-3617/2011

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.09.2010 по делу N А81-6239/2009

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.02.2009 N Ф04-909/2009(626-А27-46) по делу N А27-10405/2008

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.02.2009 N Ф04-790/2009(341-А03-41) по делу N А03-7430/2008-18

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.01.2009 N Ф04-8085/2008(18628-А67-41) по делу N А67-1280/08

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.12.2008 N Ф04-7706/2008(17435-А03-41) по делу N А03-2519/08-21

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.11.2008 N Ф04-7184/2008(16315-А45-25) по делу N А45-1225/2008-17/41

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.11.2008 N Ф04-7163/2008(16274-А45-25) по делу N А45-1224/2008-52/59

Постановление ФАС Западно-Сиби<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.203.142 (0.01 с.)