Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подлежит ли отмене решение по результатам проверки, если инспекция нарушила срок рассмотрения материалов проверки и принятия этого решения (П. 6 ст. 100, П. 1 ст. 101, П. 14 ст. 101 НК РФ).

Поиск

 

В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные налогоплательщиком письменные возражения должны быть рассмотрены инспекцией. Решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока на представление возражений, предусмотренного п. 6 ст. 100 НК РФ, (с 24.08.2013 - один месяц со дня получения акта проверки, до 24.08.2013 - 15 дней).

В соответствии с ч. 7 ст. 6 Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ если течение срока установленного п. 6 ст. 100 НК РФ (в редакции, действующей с 24.08.2013), не завершилось до 24.08.2013, то названный срок исчисляется в порядке, действующем после 24.08.2013.

ФНС России в Письме от 15.08.2013 N АС-4-2/14794 разъяснила порядок применения указанных переходных положений. Было отмечено, что по актам проверок, врученным с 24.07.2013, письменные возражения могут быть представлены в течение месяца со дня получения акта.

Срок на принятие решения по результатам проверки может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом РФ, может являться основанием для отмены решения инспекции вышестоящим налоговым органом или судом (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Возникает вопрос: подлежит ли отмене решение по результатам проверки, если инспекция нарушила срок рассмотрения материалов проверки и принятия этого решения?

По данному вопросу есть две точки зрения.

Согласно официальной позиции, выраженной ФНС России, нарушение срока рассмотрения материалов проверки и принятия по ним решения не является существенным нарушением, влекущим безусловную отмену решения по проверке.

Есть судебные акты и мнение автора с аналогичными выводами.

В то же время есть постановление суда, согласно которому нарушение срока рассмотрения материалов проверки может являться одним из оснований для отмены принятого инспекцией решения.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Нарушение срока рассмотрения материалов проверки не влечет отмены решения

 

Письмо ФНС России от 23.05.2013 N АС-4-2/9355

По мнению налоговой службы, нарушение инспекцией сроков рассмотрения материалов проверки и принятия по ним решения само по себе не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов и не влечет безусловную отмену решения по проверке.

 

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.10.2010 по делу N А29-12830/2009

Суд указал, что нарушение инспекцией срока рассмотрения акта и материалов выездной проверки, установленного п. 1 ст. 101 НК РФ, не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки и безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным. Допущенное нарушение не привело и не могло привести к принятию неправомерного решения.

Аналогичные выводы содержит:

Консультация эксперта, 2012

 

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.10.2012 по делу N А38-6365/2011 (Определением ВАС РФ от 28.01.2013 N ВАС-526/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд указал, что нарушение срока вынесения решения по результатам налоговой проверки само по себе не является основанием для его отмены.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Поволжского округа от 22.11.2011 по делу N А55-24204/2010

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.04.2012 по делу N А05-7012/2011

 

Позиция 2. Нарушение срока рассмотрения материалов проверки может повлечь отмену решения

 

Постановление ФАС Московского округа от 23.06.2011 N КА-А40/6156-11 по делу N А40-93135/10-13-421

Суд признал одним из оснований для отмены решения по результатам проверки нарушение инспекцией срока рассмотрения ее материалов. Как указал суд, материалы проверки должны быть рассмотрены и решение должно быть принято в срок, указанный в п. 1 ст. 101 НК РФ. При этом данный срок может быть продлен (в частности, для проведения дополнительных мероприятий налогового контроля) на один месяц.

 

Подлежит ли отмене решение по результатам проверки, если налоговый орган не принял во внимание заявление налогоплательщика об отложении рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ)?

 

Согласно п. 14 ст. 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены решения налогового органа. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения ее материалов и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Возникает вопрос: может ли быть отменено решение инспекции, если рассмотрение материалов проверки осуществлялось без участия налогоплательщика, а его заявление об отложении данного рассмотрения налоговым органом не было рассмотрено?

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальной позиции нет.

Есть судебный акт с выводом о том, что отказ в удовлетворении заявления налогоплательщика об отложении рассмотрения материалов проверки не является основанием для отмены решения по проверке.

Вместе с тем имеются постановления ФАС, согласно которым решение признано недействительным, поскольку инспекция не приняла во внимание заявление налогоплательщика о переносе даты рассмотрения материалов проверки и провела такое рассмотрение без участия налогоплательщика.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Отказ в удовлетворении заявления (ходатайства) об отложении рассмотрения материалов проверки не влечет отмены решения

 

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.07.2012 по делу N А78-8817/2011 (Определением ВАС РФ от 25.10.2012 N ВАС-13265/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

ФАС указал, что налогоплательщик был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Тем самым возможность его участия была обеспечена, что свидетельствует об отсутствии нарушения инспекцией существенных условий рассмотрения материалов налоговой проверки. В связи с этим суд признал правомерным отказ налогового органа в удовлетворении повторного ходатайства о переносе срока рассмотрения материалов.

 

Позиция 2. Отказ в удовлетворении заявления (ходатайства) об отложении рассмотрения материалов проверки влечет отмену решения

 

Постановление ФАС Московского округа от 30.03.2012 по делу N А40-159443/09-4-1250

Суд указал, что инспекция неправомерно не обеспечила налогоплательщику возможность участия в рассмотрении материалов проверки, не удовлетворила ходатайство последнего об отложении рассмотрения материалов проверки. В том числе на этом основании решение по результатам проверки в соответствующей части было признано незаконным.

 

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.05.2010 по делу N А19-14855/09

Суд установил, что инспекция оставила без рассмотрения заявление налогоплательщика об отложении рассмотрения материалов проверки в связи с болезнью руководителя и отсутствием других работников. Поэтому вынесенное налоговым органом решение признано недействительным в связи с нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки.

 

Подлежит ли отмене решение о привлечении к ответственности, если при его вынесении инспекция не устанавливала обстоятельств, исключающих, смягчающих или отягчающих ответственность налогоплательщика (п. п. 5, 14 ст. 101, ст. ст. 111, 112 НК РФ)?

 

Подпунктом 4 п. 5 ст. 101 НК РФ установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель инспекции выявляет обстоятельства, исключающие вину в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность.

Согласно п. 14 ст. 101 НК РФ решение по результатам проверки может быть отменено в случае нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки. К таким условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в рассмотрении ее материалов и представить объяснения, а также иные нарушения.

В Налоговом кодексе РФ не указано, подлежит ли отмене решение о привлечении к ответственности, если при его вынесении инспекция не устанавливала обстоятельств, исключающих, смягчающих или отягчающих ответственность налогоплательщика.

Официальной позиции нет.

Есть судебные акты, согласно которым решение о привлечении к ответственности подлежит отмене, если инспекция не устанавливала обстоятельств, исключающих, смягчающих или отягчающих ответственность налогоплательщика.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.10.2012 по делу N А21-538/2012

ФАС установил, что факт совершения правонарушения обществом не оспаривался. Налогоплательщик обратился в суд, обжалуя решение инспекции в части определения размера санкции без учета смягчающих обстоятельств. Суды установили наличие смягчающих обстоятельств и снизили размер штрафа.

При этом суд отметил, что в соответствии с пп. 4 п. 5 ст. 101 НК РФ установление смягчающих обстоятельств является обязанностью налогового органа. Однако при вынесении оспариваемого решения вопрос о наличии смягчающих или отягчающих обстоятельств не рассматривался. Это послужило основанием для частичной отмены решения по проверке.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Центрального округа от 26.01.2011 по делу N А08-3470/2010-16

 

Постановление ФАС Московского округа от 03.10.2012 по делу N А40-107621/11-99-463

ФАС указал, что в силу п. 4 ст. 112 НК РФ исследование обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, является обязанностью налогового органа, а не правом, используемым по усмотрению. Поскольку инспекция не устанавливала и не исследовала такие обстоятельства при принятии решения, это послужило основанием для его частичной отмены.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.08.2012 по делу N А56-61613/2011

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.02.2013 по делу N А21-4566/2012

Суд указал, что в соответствии с пп. 4 п. 5 ст. 101 НК РФ установление смягчающих ответственность обстоятельств является обязанностью налогового органа. Поскольку инспекцией эти обстоятельства не устанавливались, в том числе на этом основании решение по результатам проверки было отменено в части.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.04.2008 N А33-12651/07-Ф02-1626/08 по делу N А33-12651/07

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.08.2012 по делу N А21-8338/2011

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 25.06.2012 по делу N А12-23020/2011

Суд установил, что обществу был вручен акт выездной проверки, в котором не указывалось о привлечении его к налоговой ответственности. Впоследствии налогоплательщику было направлено уведомление с указанием о допущенной в акте технической ошибке и о привлечении его к налоговой ответственности.

Суд пришел к выводу о том, что в уведомлении об исправлении технической ошибки содержатся новые выводы, в отношении которых налогоплательщик был лишен возможности представить свои возражения.

Вместе с тем составление акта по итогам проверки обязывает налоговый орган дать обществу возможность представить свои возражения и участвовать в рассмотрении материалов проверки. При таких обстоятельствах нарушение установленной процедуры вынесения решения в виде несоблюдения сроков на представление возражений повлекло привлечение налогоплательщика к ответственности без учета смягчающих обстоятельств.

Ввиду того что инспекция нарушила существенные условия рассмотрения материалов проверки, решение было признано недействительным.

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 02.12.2009 по делу N А65-12335/2008

Суд отметил, что в нарушение п. 5 ст. 101 НК РФ в ходе рассмотрения материалов проверки по всем оспариваемым эпизодам инспекция не выявляла обстоятельств, исключающих вину в совершении правонарушения, либо обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность налогоплательщика. Суд указал, что это является нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки в соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ. В том числе на этом основании решение о привлечении к ответственности было признано незаконным.

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 07.07.2009 по делу N А12-19285/2008 (Определением ВАС РФ от 22.09.2009 N ВАС-12510/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд указал, что инспекция при рассмотрении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности обязана выяснять наличие обстоятельств, смягчающих ответственность, предлагать ему представить соответствующие документы и учитывать данные обстоятельства при определении суммы штрафа.

Вместе с тем эти обязанности налоговым органом не выполнены. При таких обстоятельствах решение в части определения размера штрафа без выяснения и оценки обстоятельств, смягчающих ответственность, принято с нарушением требований ст. 101 НК РФ и нарушает права налогоплательщика.

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.03.2008 N Ф04-1691/2008(1961-А75-29) по делу N А75-3826/2007

Суд указал, что обязанность налогового органа по выявлению в ходе рассмотрения материалов проверки обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, закреплена п. 5 ст. 101 НК РФ. При этом указанная обязанность не обусловлена подачей налогоплательщиком заявления об уменьшении штрафных санкций.

 

СОДЕРЖАНИЕ РЕШЕНИЯ,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 581; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.109.144 (0.01 с.)