Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация рассмотрения дел окружным (флотским) военным судом в кассационной и надзорной инстанцииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Рассмотрение ОВС уголовных, гражданских и административных[25] дел в кассационной и надзорной инстанции является одной из основных форм проверки судебной деятельности гарнизонных военных судов, а также судей ОВС. Именно посредством рассмотрения судебных дел в кассационном и надзорном порядке ОВС в соответствии со ст.ст. 360, 373, 409, 410 УПК РФ, ст.ст. 347, 361, 370, 374 ГПК РФ, ст.ст. 30.6., 30.7., 30.11. КоАП РФ проверяется законность, обоснованность и справедливость приговоров и иных судебных решений по уголовным, гражданским и административным делам. Процедура пересмотра не вступивших и вступивших в законную силу судебных решений позволяет в подавляющем большинстве случаев своевременно обнаружить и исправить судебные ошибки, выявить и устранить иные нарушения, допущенные при разрешении судебных дел на более ранних стадиях процесса, восстановить нарушенные права и законные интересы граждан, организаций, государства. Деятельность кассационной и надзорной инстанций ОВС также способствует единообразному применению законов, формированию единой судебной практики, помогает судьям разобраться в возникающих при разрешении дел вопросах, совершенствовать стиль изложения процессуальных документов. Организация рассмотрения дел в кассационной и надзорной инстанциях включает в себя: - распределение дел между судьями; - обучение судей методике работы с делом и подготовке судебных решений; - оказание методической помощи судьям в подготовке и разрешении дел в соответствии с действующим законодательством; - осуществление контроля за исполнением кассационных и надзорных определений ОВС. Следует, однако, отметить, что организации работы кассационной и надзорной инстанций присущи не только общие черты, но и немалые различия. Основывается это на том, что согласно процессуальному законодательству имеются расхождения в регулировании порядка разрешения уголовных дел, с одной стороны, и, с другой стороны, гражданских и административных дел, как в кассационной, так и в надзорной инстанциях. Так, если для рассмотрения в кассационном порядке дела представляются гарнизонными военными судами в ОВС во всех без исключения случаях при наличии поданных в установленном порядке кассационных (частных) жалоб и представлений (протестов), то для разрешения в порядке надзора уголовные, гражданские и административные дела истребуются из гарнизонных военных судов в ОВС только по результатам изучения надзорных жалоб и представлений (протестов) судьями ОВС. Применительно к разным видам судопроизводства можно указать, что если в соответствии со ст. 376 УПК РФ при поступлении уголовного дела с кассационными жалобой или представлением судья ОВС назначает дату, время и место судебного заседания, о чем должен известить стороны, то в соответствии со ст. 346 ГПК РФ о времени и месте рассмотрения в кассационных заседаниях гражданских дел участвующие в деле лица должны извещаться судом первой инстанции, т.е. судьями гарнизонных военных судов. В отношении административных дел данный вопрос в законодательном порядке не урегулирован; на практике, как правило, он разрешается применительно к рассмотрению в кассационном порядке гражданских дел. Все кассационные дела в день их поступления в ОВС регистрируются и докладываются председателю ОВС либо заместителям председателя - председателям судебных коллегий по уголовным и гражданским делам (в зависимости от штатной численности судей в ОВС, наличия судебных коллегий и судебных составов, объема судебной работы разграничение полномочий между председателем и заместителями в решении этих вопросов закрепляется председателем ОВС в приказе № 1 о распределении функциональных обязанностей). По каждому делу, поступившему в кассационном порядке, председатель ОВС (заместитель председателя) проверяет: - правомочными ли лицами обжалованы не вступившие в законную силу судебные решения; - соблюдены ли сроки обжалования; - извещены ли гарнизонным военным судом участники процесса о поступлении жалобы или представления, направлены ли сторонам их копии, разъяснено ли им право на подачу возражений на жалобу (представление); - на какое время назначено рассмотрение дела и извещены ли об этом участники процесса по гражданским и административным делам, а по уголовным делам рекомендует судье дату и время назначения кассационного заседания. Председатель ОВС (заместитель председателя) обычно знакомится с обжалуемым судебным решением, жалобами и представлениями (протестами), возражениями на них (при необходимости и с протоколом судебного заседания). После этого председатель (заместитель председателя) отписывает дело судье-докладчику и определяет состав суда. А по уголовным делам, кроме того, рекомендует дату назначения дела к слушанию в кассационном заседании. При определении состава суда и докладчика учитывается: - опыт судей; - особенности дела; - в каком гарнизонном военном суде рассматривалось дело, кто зональный судья; - занятость судей. Наиболее сложные и актуальные дела целесообразно, как правило, принимать к производству председателю ОВС, его заместителю или председателю судебного состава, как наиболее опытным судьям. Председатель ОВС, его заместители и председатели судебных составов осуществляют контроль за организацией подготовки судей к слушанию дела в кассационном заседании. Дело должно быть изучено в полном объеме не только судьёй-докладчиком, а всеми судьями, участвующими в рассмотрении дела в кассационном порядке. С целью повышения качества разрешения дел и предупреждения судебных ошибок сложные и спорные вопросы, возникающие при изучении дела, целесообразно выносить, не затрагивая непосредственно их существа, конкретных участников дела, на обсуждение судей. Особое внимание следует уделять оказанию помощи судьям, имеющим незначительный опыт в рассмотрении дел в кассационном порядке. При этом необходимо соблюдать положения закона о независимости судей, недопустимости вмешательства в деятельность судьи по осуществлению правосудия[26]. Судья-докладчик, получив дело: - внимательно изучает его. При этом на первоначальной стадии изучения следует убедиться в отсутствии процессуальных оснований, препятствующих рассмотрению дела в кассационном заседании (ст.ст.354-359, 375 УПК РФ, ст.ст. 336-344 ГПК РФ, ст.ст.30.1-30.3 КоАП РФ), для чего необходимо проверить, правомочным ли лицом принесены кассационная (частная) жалоба или представление (протест), соблюдены ли порядок принесения жалобы или представления и сроки обжалования, извещены ли гарнизонным военным судом о принесенных жалобе или представлении (протесте) участники процесса и направлены ли им копии этих документов с разъяснением возможности подачи на указанные жалобу или представление (протест) возражений в письменном виде с указанием срока подачи, а по гражданским и административным делам, кроме того, выяснить, извещены ли реально участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения жалобы, представления в кассационном порядке. По уголовному делу после проверки указанных обстоятельств назначает дату, время и место судебного заседания, поручает соответствующему работнику аппарата ОВС известить об этом участников процесса не позднее чем за 14 суток до дня судебного заседания и контролирует выполнение этого поручения; - готовит рабочие записи; - обсуждает возникшие вопросы, не затрагивая непосредственно их существа, конкретных участников дела, с председателем суда, его заместителем, председателем судебного состава и другими судьями. Учитывая, что руководство ОВС осуществляет контроль за соблюдением процессуальных сроков рассмотрения дел, судье-докладчику прежде чем идти к председателю, заместителю или председателю судебного состава необходимо все досконально изучить: дело, законодательство, специальную литературу, судебную практику. Не следует без необходимости обращаться к руководству суда и судьям, отвлекая их от работы. В отличие от кассационного производства надзорные жалобы и представления на судебные решения гарнизонных военных судов, равно как и на кассационные определения ОВС по этим делам, подаются участниками процесса непосредственно в ОВС, а не через гарнизонные военные суды. При этом сама по себе подача надзорных жалобы или представления (протеста) не влечет за собой обязательное представление в ОВС дела. Все надзорные жалобы и представления (протесты) в день их поступления регистрируются в соответствующих журналах и книгах учета и докладываются председателю ОВС либо его заместителю (председателю соответствующей судебной коллегии), по указанию (с резолюцией) которого передаются для рассмотрения судьям. При этом по каждой жалобе, представлению (протесту) председателю (заместителю председателя-председателю судебной коллегии) консультантом (соответствующим работником аппарата военного суда) должно быть доложено, правомочным ли лицом они поданы, составлены ли они в соответствии с предъявляемыми требованиями, приложены ли к ним их копии и копии необходимых судебных решений и иных документов, рассматривалось ли ранее в кассационном или надзорном порядке данное дело. При распределении надзорных жалоб и представлений (протестов) между судьями, так же как и при распределении кассационных дел, следует учитывать опыт судей, сложность дел, занятость судей и другие особенности. Получив жалобу, представление (протест), судья должен проверить и убедиться в отсутствии процессуальных оснований, препятствующих их разрешению в порядке надзора (ст.ст. 402-405 УПК РФ, ст.ст. 376-378 ГПК РФ, ст.ст. 30.1., 30.9.и 30.11. КоАП РФ). При проверке надзорных жалоб (представлений) по уголовным делам на предмет их соответствия предъявляемым процессуальным законодательством требованиям необходимо выяснить: - в соответствующий ли суд надзорной инстанции подана жалоба (представление), содержит ли жалоба (представление) наименование суда надзорной инстанции, в которую она подается; - имеются ли в жалобе (представлении) данные о лице, её подавшем, правомочными ли лицами поданы эти документы; - приложены ли к жалобе (представлению) соответствующие материалы (копия приговора, иного судебного решения, которое обжалуется; определение суда кассационной инстанции, копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в жалобе или представлении). Копии приговора, кассационного определения и иных судебных решений должны быть заверены подписью судьи и печатью соответствующего суда. Незаверенные надлежащим образом копии не принимаются, и жалоба (представление) подлежит возврату; - содержится ли в жалобе (представлении) указание на приговор и (или) иные судебные решения, которые обжалуются, наименования судов, их вынесших; - содержатся ли в жалобе (представлении) доводы лица, её подавшую, с указанием обстоятельств, которые могли бы, по его мнению, послужить основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного решения; -подписана ли жалоба (представление) лицом, её подавшим, когда она подана; - решен ли в соответствии с законодательством вопрос об оплате госпошлины. При подаче жалобы неправомочным лицом, при отсутствии необходимых документов или при несоблюдении иных требований закона к составлению жалобы или представления они возвращаются судьёй лицу, их подавшему, с сопроводительным письмом, в котором разъясняется требование закона о лицах, правомочных подавать жалобы или представления, или о необходимости приложения к жалобе (представлению) указанных в законе документов. Нарушение требований закона к содержанию жалобы или представления, являющееся основанием для их возвращения, должно быть существенным, то есть реально препятствующим их рассмотрению. Формальный подход к решению этих вопросов может привести только к волоките и увеличению объема работы. В дальнейшем организация рассмотрения дел в надзорной инстанции имеет свои особенности в зависимости от вида судопроизводства: уголовного, гражданского, административного. Применительно к уголовным делам судья ОВС осуществляет следующие мероприятия. Установив, что жалоба (представление) соответствует предъявляемым требованиям, судья разрешает ее в течение 30 суток, включая время для истребования и изучения дела. В необходимых случаях (при наличии в жалобе или представлении либо в приложенных к ним копиям судебных решений и иных материалах данных, которые могли бы стать основанием к возбуждению надзорного производства) судья истребует соответствующие дело или материалы. О принятом решении об истребовании дела судья в тот же день извещает консультанта (соответствующего работника аппарата надзорной инстанции), который не позднее следующего рабочего дня направляет председателю соответствующего гарнизонного военного суда запрос по факсу или телефонограммой о немедленном представлении истребуемого дела и сообщении в ОВС факсом или телефонограммой о дате исполнения запроса и исходящий номер. В случае не поступления в установленный срок такого сообщения консультант выясняет причину и докладывает об этом судье, у которого находятся в производстве жалоба (представление) и председателю (заместителю председателя) военного суда для принятия необходимых мер. Изучив надзорную жалобу или представление, судья выносит постановление об отказе в их удовлетворении либо постановление о возбуждении надзорного производства и передаче надзорной жалобы или представления вместе с уголовным делом (материалами) на рассмотрение президиума ОВС. После подписания судьёй постановления об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или представления, надлежаще оформленная копия этого постановления вместе с приложенными к жалобе (представлению) копиями судебных документов и другими материалами направляется лицу, подавшему жалобу (представление). В случае подачи жалобы (представления) на это постановление судьи она докладывается консультантом надзорной инстанции председателю ОВС и рассматривается председателем ОВС в изложенном выше порядке. При этом, если председатель суда согласен с постановлением судьи об отказе в удовлетворении жалобы (представлении), то лицу, подавшему её, за подписью председателя направляется ответ соответствующего содержания с разъяснением (не относится к прокурору и адвокату) того, что для дальнейшего обжалования судебных решений это лицо вправе обратиться в Военную коллегию Верховного Суда РФ. В случае несогласия с постановлением судьи, председатель суда отменяет его и выносит постановление о возбуждении надзорного производства и передаче надзорной жалобы (представления) вместе с уголовным делом на рассмотрение президиума ОВС. При вынесении постановления о возбуждении надзорного производства данный процессуальный документ вместе с делом направляется для рассмотрения в президиум ОВС. Дата и время рассмотрения дела на заседании президиума определяется председателем ОВС. О дате, времени и месте заседания установленным порядком извещаются участники процесса и им направляются копии надзорных жалобы или представления, а лицу, подавшему ходатайство о пересмотре дела в порядке надзора - копия постановления о возбуждении надзорного производства. Докладчик (судья, в производстве которого находилась жалоба) подготавливает проект постановления президиума ОВС, копии которого не позднее чем за два дня до заседания раздаются членам президиума. Перечисленные положения в основном применимы и к организации рассмотрения в порядке надзора гражданских и административных дел с учетом особенностей, вытекающих из характера этих дел и из требований ГПК РФ, ГК РФ и КоАП РФ, которые и необходимо учитывать при разрешении этих дел. В частности, имеются некоторые расхождения в требованиях, предъявляемых к содержанию надзорных жалоб и представлений (протестов), в сроках их разрешения, в принимаемых судьей предварительных надзорных решениях, в названиях судебных решений, выносимых в порядке надзора, в том числе президиумом, которые, однако, на существо описываемой проблемы не влияют[27]. Председатель ОВС принимает меры к постоянному обучению судей методике работы по разрешению кассационных и надзорных жалоб и представлений (протестов), используя при этом такие формы, как беседы, служебные совещания судей, занятия по юридической подготовке. Качество кассационных и надзорных определений и постановлений ОВС периодически обобщается и обсуждается на служебных совещаниях с судьями ОВС. Необходимо добиваться того, чтобы судебные решения ОВС не только по существу, но и по всем другим параметрам соответствовали предъявляемым требованиям и служили образцом для изложения процессуальных решений и других документов судьями гарнизонных военных судов. В целом методика работы судьи с кассационными и надзорными уголовными, гражданскими и административными делами (материалами) практически одинакова: - изучается дело; - изучается существо решения; - законность и обоснованность приговора; - доводы жалобы, представления (протеста), их обоснованность; - подготовка проектов кассационных и надзорных определений и постановлений. Исполнение судебных решений, вынесенных в кассационном и надзорном порядке, и контроль за этими участками работы осуществляется соответствующими работниками аппарата военного суда (эти обязанности закреплены в Положении об аппарате ОВС и в приказе № 1 председателя ОВС о распределении функциональных обязанностей). Кроме того, контроль за этим осуществляется председателем ОВС и его заместителями (председателями судебных коллегий). Особое внимание руководство ОВС должно уделять обращению к исполнению кассационных и надзорных определений об отмене приговора и прекращении уголовного дела, об освобождении осужденных, обвиняемых и подозреваемых из мест лишения свободы и из-под стражи, замены наказания на более мягкое. Председатель ОВС в рамках закона принимает меры по своевременному рассмотрению кассационных и надзорных дел в возможные минимальные сроки. Для этого в ОВС определяются постоянные дни недели, когда рассматриваются дела в кассационном и надзорном порядке, определяется время начала кассационных заседаний и заседаний президиума ОВС, осуществляется контроль за своевременностью представления дел в кассационную и надзорную инстанции. Руководству ОВС и зональным судьям необходимо добиваться от председателей гарнизонных военных судов надлежащей организации во вверенных судах работы по изготовлению протоколов судебных заседаний, поскольку задержка представления дел в ОВС зачастую бывает обусловлена именно несвоевременностью изготовления протоколов судебных заседаний. Процедура организации рассмотрения ОВС дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств отличается от организации разрешения дел в кассационном и надзорном порядке лишь процессуальными особенностями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.57 (0.012 с.) |