Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация ведения судебного заседанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
а) Составление общего плана-конспекта ведения судебного заседания В предыдущей главе рассматривались вопросы планирования хода судебного разбирательства, связанные с исследованием обстоятельств, подлежащих установлению по делу. Наряду с таким планом поведения судебных (следственных – при рассмотрении уголовных дел) действий по исследованию доказательств, судье рекомендуется, готовясь к судебному заседанию, вспомнить общий порядок его проведения, спланировать его возможную последовательность, на основе типового, нормативно определенного хода судебного разбирательства. Установленная законом процедура рассмотрения судебных дел является одной из важнейших гарантий принятия правильного решения, именно она отличает осуществление правосудия от других форм и способов разрешения спорных или конфликтных ситуаций в человеческом обществе. Несоблюдение этой процедуры сводит на нет само понятие суда и правосудия. Судебное заседание, проведенное с нарушениями этой процедуры, не может считаться «справедливым разбирательством дела независимым и беспристрастным судом», как того требует ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Поэтому судье необходимо хорошо, практически наизусть, знать требования процессуального закона, регламентирующие ход судебного разбирательства и соблюдать их при рассмотрении любого дела. На практике это может вызвать затруднения, особенно у начинающих судей, либо по сложным делам, где участвует много лиц, при рассмотрении уголовных дел с участием присяжных заседателей. В зависимости от сложности дела и опыта судьи план последовательности судебного разбирательства может составляться в объеме, необходимом и достаточным для судьи. Этот объем иногда бывает значительным. Если судья специализируется на рассмотрении какой-либо категории дел, то возможно составление одного универсального плана, в котором могут быть предусмотрены различные процессуальные ситуации (заявление отводов, ходатайств, назначение экспертизы и т.п.). План составляется судьей в удобной для него форме. Так, например, при рассмотрении уголовного дела такой план можно представить в кратком виде из ряда основных этапов в следующей форме: I. Подготовительная часть судебного заседания: 1. Открытие судебного заседания. 2. Проверка явки в суд. 3. Разъяснение переводчику его прав. 4. Удаление свидетелей из зала судебного заседания. 5. Установление личности подсудимого и своевременности вручения ему копии обвинительного заключения или обвинительного акта. 6. Объявление состава суда, других участников судебного разбирательства и разъяснение им права отвода. 7. Принятие судом решения по заявленным отводам. 8. Разъяснение подсудимому, потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику, эксперту, специалисту их прав. 9. Заявление и разрешение ходатайств. 10. Разрешение вопроса о возможности рассмотрения уголовного дела в отсутствие кого-либо из участников уголовного судопроизводства. II. Судебное следствие 1) Начало судебного следствия: - изложение государственным обвинителем предъявленного подсудимому обвинения, а по уголовным делам частного обвинения - с изложения заявления частным обвинителем; - выяснение у подсудимого, понятно ли ему обвинение, признает ли он себя виновным, а также желает ли он или его защитник выразить свое отношение к предъявленному обвинению. 2) Определение порядка исследования доказательств. 3) Исследование доказательств (допрос подсудимого; оглашение показаний подсудимого; допрос потерпевшего, допрос свидетелей; использование потерпевшим и свидетелем письменных заметок и документов; оглашение показаний потерпевшего и свидетеля; допрос эксперта; производство судебной экспертизы; осмотр вещественных доказательств; оглашение протоколов следственных действий и иных документов; приобщение к материалам уголовного дела документов, представленных суду; осмотр местности и помещения; следственный эксперимент; предъявление для опознания; освидетельствование). 4) Окончание судебного следствия. III. Прения сторон IV. Последнее слово подсудимого Если участники прений сторон или подсудимый в последнем слове сообщат о новых обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела, или заявят о необходимости предъявить суду для исследования новые доказательства, то суд вправе возобновить судебное следствие. По окончании возобновленного судебного следствия суд вновь открывает прения сторон и предоставляет подсудимому последнее слово. V. Постановление приговора и его провозглашение. Составление такого плана особенно актуально для начинающих судей. По своему содержанию этот план представляет собой краткое изложение норм процессуального закона о последовательности действий судьи, опроса участвующих в деле лиц и т.д. Фактически это схематичное изложение порядка и последовательности совершения процессуальных действий с открытия и до закрытия судебного заседания, «шпаргалка», подсказывающая судье порядок проведения судебного заседания. Наличие под рукой такого плана-конспекта значительно облегчает ведение процесса и во многом снимает умственное и эмоциональное напряжение председательствующего по делу. При этом представляется, что по сложным делам, не имея соответствующего плана, судье крайне затруднительно будет вспомнить все обстоятельства рассматриваемого правового спора. Поэтому в судебное заседание судья, наряду с материалами дела, кодексами, иными правовыми актами, берет с собой названные планы и рабочие записи, которыми пользуется по мере необходимости. б) Руководящие полномочия судьи в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции Законодатель, закрепив принцип состязательности сторон, фактически оставил за судом обязанность по полному и всестороннему исследованию юридически значимых обстоятельств дела. Это логично усматривается из норм процессуальных законов, предусматривающих неполное исследование и учет фактических обстоятельств дела в качестве основания для отмены судебного постановления в апелляционном и кассационном порядке (см.ст. 379 и 380 УПК РФ; ст. 362 ГПК РФ). Стороны, безусловно, заинтересованы в исходе дела. Суд же обязан быть беспристрастным, исследовать и оценить не только все доводы сторон, но и те важные обстоятельства, о которых они по различным причинам не упоминали. Ввиду этого судья наряду с сугубо процессуальными полномочиями по исследованию обстоятельств дела обладает и рядом организационно-распорядительных полномочий, особенно когда выполняет роль председательствующего по делу. Так, согласно ст. 243 УПК РФ председательствующий: - руководит судебным заседанием, принимает все предусмотренные этим Кодексом меры по обеспечению состязательности и равноправия сторон; - обеспечивает соблюдение распорядка судебного заседания; - разъясняет всем участникам судебного разбирательства их права и обязанности, порядок их осуществления, а также знакомит с регламентом судебного заседания, установленным ст. 257 УПК РФ. Полномочия судьи по ведению судебного заседания закреплены и в других статьях УПК РФ (ст. 258, 261, 263-271 и т. д.), а также в иных процессуальных кодексах (например, ст. 156, 158, 159 ГПК РФ и др.).
Глава 8. Организация работы кассационной и надзорной инстанций окружного (флотского) военного суда. Иные формы организационной деятельности окружного (флотского) военного суда по повышению качества и оперативности отправления правосудия гарнизонными военными судами
Общие положения об организации кассационной, надзорной и иной деятельности окружного (флотского) военного суда по повышению качества и оперативности отправления правосудия гарнизонными военными судами
Окружные и флотские военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Отправляя правосудие, они полномочны не только рассматривать дела в первой инстанции, но и осуществлять в рамках закона проверку судебной деятельности соответствующих военных судов в процессуальных формах, что также возможно и в организационных формах. К процессуальным формам проверки окружным (флотским) военным судом (далее по тексту - ОВС) судебной деятельности соответствующих военных судов относятся: - рассмотрение дел и материалов в кассационном порядке; - рассмотрение дел и материалов в надзорном порядке; - рассмотрение дел и материалов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Именно процессуальные формы позволяют проверить законность и обоснованность судебных решений, исправить судебные ошибки, способствуют единообразному применению законов, формированию единой судебной практики. ОВС в кассационном порядке рассматривает дела и материалы по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления соответствующих гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу. В порядке надзора ОВС рассматривает дела и материалы по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления соответствующих гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также обжалованные определения и постановления, принятые ОВС во второй, т. е. кассационной, инстанции. По новым или вновь открывшимся обстоятельствам[21] ОВС рассматривает дела, судебные решения по которым вступили в законную силу, однако в последующем открылись обстоятельства, которые существовали на момент вступления приговора или иного судебного решения в законную силу, но не были известны суду (заявителю в гражданском процессе), или появились новые обстоятельства, которые не были известны суду (заявителю в гражданском процессе) на момент вынесения судебного решения, меняющие существо правового спора (например, в уголовном процессе - устраняющие преступность и наказуемость деяния). В кассационной инстанции дела и материалы по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу судебные решения гарнизонных военных судов ОВС рассматривает коллегией, состоящей из трех судей. В надзорной инстанции дела и материалы по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные решения гарнизонных военных судов, а также на определения и постановления, принятые ОВС во второй инстанции, подлежат рассмотрению ОВС на заседаниях президиума[22]. При производстве по новым или вновь открывшимся обстоятельствам заключение прокурора о необходимости возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении приговора, определения, постановления гарнизонного военного суда рассматривается ОВС на заседаниях президиума[23]. По гражданским делам пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам определений судов кассационной или надзорной инстанций ОВС, на основании которых изменены решения гарнизонных военных судов или приняты новые решения, производится судом, изменившим решение суда или принявшим иное решение, то есть, соответственно, коллегией ОВС, состоящей из трех судей, либо на заседании президиума ОВС[24]. К организационным формам деятельности ОВС по проверке качества и оперативности отправления правосудия гарнизонными военным судами, а также судьями ОВС относятся: выезды в гарнизонные военные суды для комплексного или целевого изучения их деятельности, оперативный (зональный) контроль за работой гарнизонных военных судов, изучение и обобщение кассационно-надзорной практики ОВС, качества изложения судьями судебных решений, изучение и обобщение иных сторон судебной деятельности гарнизонных военных судов с направлением в эти суды соответствующих обзоров, справок и рекомендаций и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.117 (0.013 с.) |