Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические положения о распределении обязанностей между работниками судов и их применение при организации деятельности военных судов

Поиск

 

Необходимым элементом должной организации работы в военном суде является правильное распределение обязанностей между его работниками, обеспечивающее их персональную ответственность за порученное дело.

Содержание основных направлений деятельности военных судов дает основание классифицировать функции его работников на две группы:

а) функции должностные;

б) функции процессуальные.

Процессуальные функции - это те, которые связаны с выполнением работы, действий, регулируемых законом (УПК, ГПК, КоАП). К ним относится деятельность судей, секретарей судебных заседаний, других лиц, участвующих в судебном процессе по рассмотрению уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, в разрешении процессуальных вопросов исполнения судебных решений.

Конкретные процессуальные функции могут соответствовать занимаемой тем или иным работником должности и являются одновременно должностными. Так, должность судьи определяет его процессуальные функции в процессе разбирательства судебных дел. Секретарь судебного заседания, ведя протокол судебного заседания, также выполняет свои должностные и процессуальные обязанности.

Ряд функций работников аппарата военных судов прямо не регламентирован нормами процессуальных законов. К ним, в частности, относится выполнение многих организационных обязанностей, которые, будучи направлены на обеспечение правоприменения, носят вспомогательный по отношению к нему характер. Эти функции являются должностными и, как правило, регулируются в законодательстве о судоустройстве и ведомственными нормативными актами.

Так, в Законе о судоустройстве содержатся нормы о должностных обязанностях председателей судов по организации работы в судах.

Не следует противопоставлять важность и значение процессуальных и непроцессуальных (должностных) обязанностей. Обязанности, основанные на процессуальных нормах, так и должностные обязанности, требуют одинаково строгого выполнения.

Важно знать:

1) в каком именно нормативном акте сотрудник может найти ответ на вопрос о том, каким образом надлежит поступать в каждом конкретном случае;

2) как организовать свой труд и труд подчиненных сотрудников;

3) какое практическое значение имеет для деятельности юриста закон, должностная инструкция, иной нормативный акт, содержащий предписание, на основе которого протекает эта трудовая деятельность.

Действительно, работники аппарата военного суда, занимающиеся делопроизводством, обязаны хорошо знать Руководство по делопроизводству в военных судах, другие нормативные акты, определяющие порядок делопроизводства в военных судах, структуру военных судов, режим и порядок работы других юридических учреждений.

Они должны быть знакомы с нормами уголовного, гражданского и процессуального права, уголовно-исполнительным законодательством и законодательством об административных правонарушениях, постоянно совершенствовать свои знания и профессиональное мастерство путем самостоятельной подготовки и обучения в организованных формах.

Рассмотрим на примере руководителей военного суда – председателя и его заместителя – основные теоретические и практические положения об определении их полномочий.

Председатель военного суда должен обеспечить, чтобы каждый сотрудник четко знал и выполнял круг своих функциональных обязанностей. Эти обязанности определены в законодательстве: Конституция РФ, Закон о статусе судей, Руководствах по делопроизводству, в Инструкциях, в приказе № 1 председателя военного суда, которым эти обязанности закрепляются за каждым работником.

В таком приказе председателя военного суда, в частности, должно регулироваться:

1) распределение обязанностей между самим председателем и его замом; закрепление за судьями так называемых «зон обслуживания» или предметного принципа рассмотрения дел;

2) закрепление за судьями, работниками канцелярии отдельных участков работы (ведение картотеки по систематизации законодательства, подготовка информационных документов);

3) организация взаимозаменяемости среди работников канцелярии.

При распределении обязанностей председатель военного суда также должен:

а) обеспечить равномерную нагрузку на работника;

б) учесть при распределении уровень подготовки и квалификации;

в) иногда учесть и личные наклонности и черты характера.

Председатель военного суда несет ответственность за работу суда в целом и за выполнение каждым работником своих обязанностей.

Кроме названных полномочий в обязанности председателя военного суда также вменяется:

а) председательствование по наиболее сложным, актуальным судебным делам;

б) планирование работы военного суда;

в) представление информации соответствующим органами по вопросам, вытекающим из деятельности военного суда;

д) обучение и воспитание подчиненных кадров, организация специальной подготовки;

е) проведение оперативных совещаний судей по актуальным вопросам деятельности военного суда;

ж) прием посетителей, разрешение жалоб и заявлений;

з) обеспечение соблюдения режима секретности;

и) принятие мер по материально-техническому и финансовому обеспечению военного суда;

к) издание письменных приказов по военному суду, осуществление приема на работу и увольнение персонала.

л) осуществление других полномочий, предоставленных ему законодательством[15].

Следует также упомянуть, что в соответствии со ст. 6.2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» председатель суда или лицо, временно исполняющее его обязанности, организует работу суда; устанавливает правила внутреннего распорядка на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов[16] и контролирует их выполнение; осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда; утверждает должностные инструкции работников аппарата суда; осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Председатель суда назначает должностное лицо из числа сотрудников аппарата суда, на которое возлагаются обязанности по ознакомлению других сотрудников с требованиями по организации делопроизводства.

На заместителя председателя военного суда, помимо замещения на время отсутствия председателя, возлагается руководство отдельными участками работы по усмотрению председателя.

Ему также может поручаться:

1) анализ и обобщение судебной практики, качества судебных документов;

2) подготовка информационных документов;

3) контроль за выполнением плановых заданий и документов, находящихся «на контроле»;

4) руководство работой канцелярии и др.

Приведенный перечень распределения обязанностей является примерным. Председатели военных судов постоянно должны изучать, насколько удачно они распределены и вносить соответствующие коррективы, планировать эту деятельность.

 

Раздел II. Организация работы в военных судах

 

 

Глава 4. Организация труда в военных судах

§ 1. Общие положения об организации труда в военных судах

Термин «организация труда» по своим сущности и звучанию свойственен прежде всего трудовому законодательству. Теория трудового права определяет отношения по организации и управлению трудом как общественные отношения, непосредственно связанные с трудовыми отношениями и сопутствующие им.

Основными задачами трудового законодательства является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений (главным в предмете трудового права являются трудовые отношения, возникающие между работником и работодателем, по личному выполнению работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего распорядка при обязательном обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных соглашениями, трудовым договором) и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе и по организации труда и управлению трудом.

Организация труда в военных судах ставит задачи аналогичные основным задачам трудового законодательства, но с учетом специфики деятельности всех категорий работников военного суда, включенных в отношения как трудового характера, так и военно-административного.

При организации труда военного суда соответствующие должностные лица руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, прежде всего «О военных судах Российской Федерации», федеральными законами и действующими законами советского периода (например, Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», Трудовым кодексом Российской Федерации) и иными законодательными актами. В соответствии с ними органы судейского сообщества, Судебный департамент, руководители военных судов принимают соответствующие положения и правила, имеющие целью установление порядка работы военных судов, укрепление трудовой и исполнительской дисциплины, рациональное использование рабочего времени судьями и работниками аппаратов военных судов. Так, в настоящее время действует Постановление Совета судей Российской Федерации от 18 апреля 2003 г. № 101 «Об утверждении типовых правил внутреннего распорядка судов», регулирующее вопросы организации работы во всех судах общей юрисдикции[17].

В соответствии с требованиями Закона о военных судах председатель военного суда организует деятельность суда. В окружном (флотском) военном суде указанный закон возлагает обязанности по организации работы судебных коллегий и судебных составов также на президиум окружного (флотского) военного суда. Работой президиума также руководит председатель окружного (флотского) военного суда. Основным звеном системы военных судов являются гарнизонные военные суды, которые возглавляют председатели этих судов. Следует признать, что успешное решение вопросов организации труда в суде, в основном, зависит от председателя военного суда: именно он обязан обеспечить взаимосвязь и согласованность работы судей, работников аппарата военного суда и техперсонала.

Основной целью организации надлежащей работы военного суда является выполнение военным судом требований действующего законодательства, связанных с осуществлением судебной власти в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Для успешной организации труда в военных судах председателю военного суда необходимо обладать не только знаниями действующего законодательства и правоприменительной практики, но и обладать рядом качеств руководителя: компетентностью, требовательностью, принципиальностью, личной примерностью и другими. За последние десятилетия, исходя из практики деятельности военных судов, сложились определенные методы организации работы военных судов. Вместе с тем, существенные изменения действующего законодательства, связанные с проведением судебной реформы, требуют внедрения в практику работы судов ряда иных методов и форм организации труда. В первую очередь это связано с вопросами независимости судей, особыми условиями привлечения их к различным видам ответственности, введением институтов судейского сообщества для решения этих и иных задач.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.175 (0.009 с.)